Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)
Цели:
- Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.
- Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.
- Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
- Развитие умений высказывать свою точку зрения, отстаивать её, уважать мнение других.
- Научить рассматривать прошлое через призму времени.
Оборудование:
- Карта «Гражданская война и интервенция 1918-1920 гг.»
- Стихи о гражданской войне
- Музыка из кинофильма «Адмирал».
- Презентация. « Адмирал Колчак»
План урока:
- Причины, особенности гражданской войны в России.
- Адмирал А.В. Колчак – страницы биографии.
- Колчак – полярный исследователь
- Колчак в годы русско-японской войны
- Военная и научная деятельность Колчака (1906 – 1914 гг.)
- Колчак в Первой мировой войне.
- Колчак и февральская революция.
- Колчак и гражданская война в России.
- Подлинные отношения Колчака с интервентами.
- Политические и экономические цели Колчака.
- Гибель адмирала.
Ход урока
Эпиграф.
Но день придет, когда свободным
Порывом движима, страна
Склонит пред прахом благородным
Колени, горечи полна.
(Стихи неизвестного автора).
Слово учителя.
Гражданская война… Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Это были две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. Но главное место – человек. И вот сегодня, спустя годы, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне?
Гражданская война это:
- период острых классовых столкновений;
- противостояние классов и общественных групп;
- способ разрешения конфликта с помощью вооруженных сил.
Особенности гражданской войны.
- Не имеет четких границ – ни временных, ни прострaнcтвенных.
- На первый план выходят классовые интересы.
- Сложное явление (борьба социалистических, анархических, буржуазно – демократических и монархических сил)
- Общечеловеческие ценности отступают на второй план, главный принцип – «Кто не с нами, тот против нас».
- Это величайшая трагедия нашей страны, т.к. несет взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.
Причины гражданской войны.
- Классовые причины: ненависть к помещикам, буржуазии, офицерству
- Брестский мир оскорбил патриотические чувства офицеров, интеллигенции
- Недовольство политикой « военного коммунизма».
- Роспуск Учредительного собрания уменьшил число сторонников Советской власти.
Работа с картой: «Гражданская война и интервенция 1918-1920 гг.»
Показать территорию, охваченную войной.
Направления главных ударов красных и белых.
Звучит музыка из кинофильма «Адмирал»
Учитель: Почти 80 лет назад поэт Леонид Мартынов писал:
«Да он назад не возвратится –
Вчерашний день
Но и в ничто не превратится
Вчерашний день
Чтоб никогда мы не забыли
Каким огнем
Горели дни – когда мы жили
Грядущим днём».
Главное место в гражданской войне, как и в любой другой, занимал человек…
Александр Васильевич Колчак – неординарная фигура и противоречивая. И кто бы с ним ни соприкасался, всегда находил новые грани, отражающие совсем необычный свет дореволюционной эпохи.
Географ, путешественник, мореплаватель, военный А.В. Колчак волею сложившихся обстоятельств став диктатором, возложил на себя тяжелую ответственность за дальнейшую судьбу многострадальной России. О Колчаке слагали легенды. Его призывали остановить всколыхнувшиеся массы, пропитанные безумием свободы и обманчивой возможностью сразу поднять из нижних эшелонов социальных ниш общества к самым его вершинам.
Поэты посвящали ему свои стихи, поэмы, песни, находились под живым впечатлением его славы и бесславия, трудовой жизни и героической cмepти. В их воображении вставал образ человека, до конца сохранившего честь и достоинство русского офицера, дело жизни которого было проиграно и который, не склонил головы, смело шагнул к «Могильному откосу». С ним уходила в прошлое эпоха великой Российской Империи.
Учащиеся получают опережающие задания: с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о неизвестных страницах биографии Адмирала.
Подготовить презентацию.
Учитель: Адмирал А.В. Колчак - неизвестные страницы биографии
Александр Васильевич Колчак родился 4 (16) ноября 1874 года. Его отец – Василий Иванович Колчак стал героем обороны Севастополя в годы Крымской войны. Выйдя в отставку, в чине генерал-майора артиллерии, он написал известную книгу "На Малаховом кургане".
А.В. Колчак закончил Морской Кадетский Корпус с премией адмирала Рикорда. В 1894 г. он был произведен в мичманы. В 1895 г. – в лейтенанты.
1 ученик: Колчак – полярный исследователь
2 ученик: Колчак в годы русско-японской войны
3 ученик: Военная и научная деятельность Колчака (1906-1914 гг.)
4 ученик: Колчак в Первой мировой войне.
5 ученик: Колчак и февральская революция.
6 ученик: Колчак и гражданская война в России.
7 ученик: Подлинные отношения Колчака с интервентами.
8 ученик: Политические и экономические цели Колчака
9 ученик: Гибель Адмирала.
Учитель:
«Ты говорят, опепелив папиросу,
Красногвардейцу отдал портсигар
Дал одному солдату из семи
Сказал «Один средь провонявшей швали
На память об убитом адмирале,
Послушай ты, размызганный, возьми!»
(1925 г. Евгений Забелин)
Учитель: Контр-адмирал М. Смирнов сказал: «Для нас нет сомнения, что личность адмирала Колчака перейдет в историю светлой и незапятнанной, как горячего патриота, отдавшего свои силы и свою жизнь для блага русского народа». День свободной России пришел и великая страна склонила перед прахом благородным свои колени.
Уроки войны. Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия. Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. В такой войне нет победителей. Поэтому наша задача – сделать все возможное для исключения и повторения гражданской войны.
Литература.
- Сорокина Е.Н. История России 9 класс I часть, Волгоград, 2003.
- Нетрадиционные уроки. История России ХХ века. Издательство «Учитель», Волгоград, 2002.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. История России ХХ – начало ХХI века 9 класс, Москва «Просвещение», 2009.
- Евггений Забелин «Адмирал Колчак» (стихотворение)
- Бунин И.А. Окаянные дни. Москва, с. 73-74, 1990.
- Новый мир 1998. № 4 с. 267.
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. Хрестоматия по истории России ХХ века. Москва, Просвещение, 1999, с. 46.
- Достоевский Ф.М. ПСС, т.9, с.20.
- Интернет материалы.
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
28 03 2024 12:31:34
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
27 03 2024 16:27:11
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
26 03 2024 5:56:46
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
25 03 2024 7:18:49
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
24 03 2024 5:25:31
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье". ...
23 03 2024 15:54:45
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...
22 03 2024 6:57:37
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова. ...
21 03 2024 11:52:45
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
20 03 2024 13:32:35
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
19 03 2024 19:17:40
Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
18 03 2024 22:55:25
Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
17 03 2024 6:29:45
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...
16 03 2024 22:12:21
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
15 03 2024 0:21:14
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
14 03 2024 10:12:56
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
13 03 2024 11:40:32
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
12 03 2024 1:17:40
Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...
11 03 2024 18:13:16
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
10 03 2024 18:26:57
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...
09 03 2024 3:58:38
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
08 03 2024 4:15:18
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
07 03 2024 1:21:56
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
06 03 2024 18:10:26
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
05 03 2024 11:54:49
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
04 03 2024 20:38:58
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение. ...
03 03 2024 11:44:11
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
02 03 2024 10:40:28
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
01 03 2024 9:46:44
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
29 02 2024 16:30:27
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
28 02 2024 0:56:45
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
27 02 2024 0:49:16
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
26 02 2024 22:20:15
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации. ...
25 02 2024 15:30:31
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
24 02 2024 13:36:36
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
23 02 2024 5:35:19
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
21 02 2024 10:55:20
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
20 02 2024 19:29:54
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
19 02 2024 21:43:51
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
18 02 2024 23:19:14
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
17 02 2024 12:12:34
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
16 02 2024 11:45:15
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
15 02 2024 14:14:38
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
14 02 2024 19:47:55
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
13 02 2024 0:36:52
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
12 02 2024 6:54:43
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм. ...
11 02 2024 5:50:13
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
10 02 2024 9:56:31
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...
09 02 2024 11:41:29
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...
08 02 2024 14:20:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::