Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)
Цели урока:
Оборудование:
- Карта “Гражданская война в России”.
- Отрывки из исторических документов и фрагменты произведений художественной литературы.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
“Пламя, которым мы горим сейчас, - это пламя гражданской войны,- писал Максимилиан Волошин. - Кто они - эти беспощадно борющиеся враги?... Каковы… их подлинные имена? Что разделяет их? На это попытался дать ответ М. Волошин в стихотворении “Гражданская война”:
…И там и здесь между рядами
звучит один и тот же глас:
кто не за нас - тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
1. Ребята, мы познакомились с трагическими событиями Гражданской войны в истории нашей страны. Можно ли утверждать, что в развязывании гражданской войны виновата какая-то одна партия, политическая сила?
Примерный вариант ответа:
Для объективной оценки причин войны необходимо обратить внимание на следующие факторы: аграрную политику большевиков, их антидемократические мероприятия: закрытие части газет, объявление вне закона партии кадетов, разгон Учредительного собрания, а так же противостояние и ожесточенную борьбу социалистических партий.
2. Какую роль в развязывании гражданской войны сыграла аграрная политика большевиков? Можно ли считать ее одной из причин гражданской войны? Обоснуйте свое мнение.
Отвечая на этот вопрос, ученики должны упомянуть перераспределение земли, продовольственную диктатуру, создание комбедов. Эти шаги свидетельствовали об отступлении от декрета о земле и стали одной из причин гражданской войны, так как к весне-лету 1918 г. оттолкнули от большевиков не только зажиточное, но и большую часть среднего крестьянства.
3. Как во время революции строились отношения между социалистическими партиями- большевиками, меньшевиками, эсерами? Как это повлияло на развитие событий в стране?
Здесь можно вспомнить такие факты, как II съезд Советов и уход с него меньшевиков и правых эсеров, разгон Учредительного Собрания. Обе стороны разговаривали друг с другом языком ультиматумов, и эта бескомпромиссность послужила одной из причин войны.
4. Многие историки отвергают причастность находившегося в Москве большевистского руководства к убийству царской семьи. Подтверждается ли фактами подобное суждение? Оцените обстоятельства гибели семьи Романовых с политической, правовой и нравственной точки зрения
Учащиеся высказывают свое мнение.
5. Русский писатель и общественный деятель В.Г.Короленко в годы гражданской войны жил в Полтаве, которая много раз переходила из рук в руки. Прочтите отрывки из его писем и дневников.
“Большевик - это наглый начальник, повелевающий, обыскивающий, реквизирующий, часто грабящий и расстреливающий без суда и формальностей” (6 марта 1918 года).
“…Немцы и гайдамаки вступили в город … хватают подозреваемых в большевизме…заводят во дворцы и расстреливают” (16-17 марта 1918 года). Петлюровцы “очень часто казнят” (2-3 января 1919 года). “Эти дни прошли в сплошном грабеже…начались подлые бессудные расстрелы…” (18 июля 1919 года, после прихода деникинцев).
Какой хаpaктер носила гражданская война? В чем, по вашему мнению, причины ожесточенности? Можно ли найти виновную сторону?
6. Жестокости красного террора могут быть объяснены (но не оправданы!) накопившимся озлоблением неимущих, их низким культурным уровнем, популярностью анархистских настроений. А жестокости белого террора? Как в большинстве своем культурные и образованные люди могли творить насилие в таком размере?
Учащиеся отмечают, что говоря о трагедии гражданской войны, нельзя приводить только факты, свидетельствующие о красном терроре. Ведь известно немало случаев, когда белые действовали не менее жестоко, чем красные.
Предлагается определить, насколько соответствовало действительности утверждение видного деятеля России В.В.Шульгина: “Белое движение было начато почти что святыми, а кончили его почти что разбойники”.
Учащиеся высказывают свое мнение, приводят примеры о белом терроре.
Учитель предлагает вспомнить поразительное пророчество Ф.М. Достоевского - описание бреда Раскольникова в сибирском остроге: ему чудилось, что “ весь мир осужден в жертву неслыханной и невиданной моровой язвы… Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга… Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать добром, что – злом. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе”
Можно ли отнести эти слова к эпохе Гражданской войны?
7. У Марины Цветаевой есть такие строки:
Все рядком лежат, -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красный был - белым стал:
Cмepть побелила.
Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласно ли вы с автором? Готово ли наше нынешнее общество к такому пониманию гражданской войны?
Согласно ли вы с теми, кто считает, что мы должны воздвигнуть памятник всем жертвам гражданской войны? Считаете ли вы возможным (или необходимым) воздвигнуть памятник всем участникам гражданской войны (например, Колчаку и Тухачевскому, Врангелю и Блюхеру – всем вместе)?
8. Каковы были основные причины победы большевиков в гражданской войне?
Среди основных причин учащиеся называют недостаточную организованность и разобщенность белого движения, а так же то, что это движение рассматривалось широкими массами (которым идеи большевиков оказались более понятными и привлекательными) как возврат к старому.
9. Какие уроки после гражданской войны могли извлечь белые?
Школьники отмечают, что после поражения в гражданской войне белые могли осознать необходимость единства действий, согласованности, выдвижения более привлекательных и понятных массам лозунгов.
10. Чему эта война могла научить красных?
Красных война утвердила в мысли о том, что самые жестокие действия способствуют достижению победы. Кроме того, большевики могли понять неосновательность своих надежд на быстрое осуществление мировой революции, осознать невозможность продолжения прежней экономической политики.
В заключительной части урока учащимся предлагается задуматься над следующим вопросам:
Каковы уроки гражданской войны для нашего современного общества?
Примерный ответ учащихся:
- гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией.
- высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.
- в гражданской войне не может быть победителей.
- необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.
Учитель подводит итоги урока, отмечает самых активных учащихся, объявляет оценки.
Домашнее задание: написать эссе на тему: “ Победа красных или поражение белых”.
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
18 03 2024 0:18:36
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
17 03 2024 5:31:49
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
16 03 2024 6:49:45
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
15 03 2024 6:55:11
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
14 03 2024 11:25:17
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
13 03 2024 4:41:25
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности». ...
12 03 2024 14:19:51
Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
11 03 2024 10:41:12
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
10 03 2024 16:15:38
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
09 03 2024 22:52:54
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
08 03 2024 22:42:42
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности. ...
07 03 2024 8:44:16
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...
06 03 2024 10:31:53
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
05 03 2024 10:37:28
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
04 03 2024 4:27:12
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
03 03 2024 2:38:12
Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 ЕГЭ....
02 03 2024 23:43:37
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
01 03 2024 16:24:17
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
29 02 2024 1:54:38
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
28 02 2024 0:49:57
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
27 02 2024 18:41:36
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
26 02 2024 6:47:39
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
25 02 2024 16:32:43
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
24 02 2024 15:46:43
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
23 02 2024 0:15:42
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. ...
22 02 2024 15:44:59
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
21 02 2024 8:46:25
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
20 02 2024 16:57:41
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
19 02 2024 9:53:11
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
18 02 2024 8:56:52
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
17 02 2024 5:38:31
Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....
16 02 2024 5:12:28
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
15 02 2024 5:17:11
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
14 02 2024 11:53:13
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
13 02 2024 15:44:53
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...
12 02 2024 1:35:58
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
11 02 2024 15:46:46
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
10 02 2024 23:11:21
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
09 02 2024 22:17:10
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
08 02 2024 8:12:14
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
07 02 2024 20:35:47
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
06 02 2024 11:54:11
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
05 02 2024 13:23:57
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
04 02 2024 3:14:20
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
03 02 2024 8:49:16
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...
02 02 2024 1:44:47
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
01 02 2024 18:30:19
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
31 01 2024 18:38:55
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
30 01 2024 23:11:57
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
29 01 2024 13:16:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::