Урок "Россия в 1894–1916 годах" (9-й класс)
Цели урока:
- сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ - ХХ веков, о том, что в начале ХХ века Российская империя вслед за развитыми капиталистическими странами вступила в качественно новый этап своего развития - этап перехода к индустриальному обществу: понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны;
- продолжить подготовку к сдаче экзамена в новой форме.
Основные знания:
- территориальная структура Российской империи в начале ХХ века;
- количественная и качественная хаpaктеристика населения;
- количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению с ведущими мировыми державами;
- основные показатели индустриализации страны.
Основные понятия: геостратегическое положение; индустриальное общество; модернизация; империя; русификация; экономический уклад; капиталистическая монополия; сословие; класс; самодержавие; политическая партия; революция.
Оборудование: презентация, учебник (Загладин Н.В. (отв. ред.), Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История отечества. ХХ век: Учебник для 9 класса основной школы. - 2 изд., испр. и доп. - М: ООО "торгово-издательский дом "Русское слово - РС", 2003. - 400 с.: ил.), рабочая тетрадь ученика (Ларина Л.И. ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / Л.И.Ларина, Я.В.Соловьев, Д.А.Фадеева. - М.: Издательство "Экзамен", 2010 - 141, (Серия "ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь")
Ход урока
Изучение нового материала.
Использование презентации. Определение целей и задач в освоении темы. (Слайд 1)
Последний русский император (1894-1917), старший сын императора Александра III. Стремился сохранить самодержавную власть. (Слайд 2)
В октябре 1905 г. вынужден был издать Манифест, учреждавший законодательную Государственную думу и провозглашавший гарантии основных политических прав. В 1915 г., в разгар Первой мировой войны стал главнокомaндующим русской армии. 2 марта 1917 г. отрекся от престола. В 1918 г. с санкции большевистского правительства без суда расстрелян в Екатеринбурге.
Карта России начала ХХ века. Рассказ учителя. (Слайды 3-4)
Территория |
||
22,2 млн. кв. км | 1/6 часть суши | 2 место в мире |
Население | ||
1897 | 1914 | 2007 |
125,6 млн. | 165,7 млн. | 145 млн. |
10% | ||
146 народов и народностей |
||
1 | 2 | 3 |
Китай | Британская империя | Российская империя |
Беседа с учащимися по представленной информации:
- каковы особенности России в начале ХХ века,
- почему Россию можно назвать великой?
Подведение итогов беседы, высвечивается слайд 5.
Особенности России начала ХХ века |
1. Крайняя неравномерность развития территорий. |
2. Национальное и религиозное многообразие. |
3. Централизованный хаpaктер управления. |
4. Государственный язык и государственная религия. |
5. Дискриминационная политика в отношении некоторых национальностей. |
6. Политика русификации. |
7. Жесткий контроль за жизнью общества. |
Почему Россию можно назвать великой?
- масштабы территории
- численность населения
- природные богатства
- уровень развития экономики
Хаpaктеристика национального состава России начала ХХ века. Слайд 6.
Хаpaктеристика системы управления Российской империи. (Слайд 7). Пpaктическая работа по заполнению таблицы в рабочей тетради ( 2.3)
Высшие учреждения | Их функции |
Государственный совет | законодательная |
Правительствующий Сенат | судебная |
Комитет министров | исполнительная |
Святейший Синод | религиозная |
Беседа с учащимися об успехах в развитии экономики и нерешенности проблем . В итоге демонстрация слайда 8.
Успехи в развитии экономики | Нерешенность проблем |
Индустриальный скачок. 1891-1903 гг. - Tрaнcсибирская ж/д. |
Аграрный вопрос. Малоземелье. Перенаселенность. Низкая урожайность. Разорение. |
Стабилизация бюджета и денежной системы. | Рабочий вопрос. Тяжелые условия труда. Низкая заработная плата. |
Национальный вопрос. Стремление к автономии, неравноправие. |
Хаpaктеристика структуры общества в начале ХХ века. Слайд 9.
Сословное деление | Классовое деление |
Дворянство.Духовенство. | Буржуазия. |
Купцы. | |
Мещанство. Крестьянство. | Пролетариат. |
Пpaктическая работа по заполнению таблицы 2.2. в рабочей тетради, с.8.
Новые классы на рубеже веков.
Классы | Отношение к средствам производства | Участие в процессе производства | Пополнялись в основном за счет сословий |
Буржуазия | Владеют | Организуют производство | Помещиков, дворян |
Пролетариат | Не владеют | Рабочая сила | Крестьян |
Основные события периода правления Николая II.
- 1897 - перепись населения. Реформы Витте.
- 1904 - 1905 - Русско- японская война.
- 1905 - 1907 - Первая русская революция.
- 1906 - 1911 - Столыпинская аграрная реформа.
- 1914 - 1918 - Первая мировая война.
Рефлексия.
Назовите то новое, что вы узнали на уроке.
Заполнение рабочей тетради с. 6-7, работа с понятиями. Слайды 12-21.
Домашнее задание: 1-2, вопросы к .
Приложение.
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
06 07 2022 7:14:17
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
05 07 2022 14:23:36
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
04 07 2022 21:38:14
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
03 07 2022 5:21:12
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
02 07 2022 16:37:10
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
01 07 2022 0:45:41
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
30 06 2022 10:34:53
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке.
...
29 06 2022 10:37:11
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
28 06 2022 0:26:51
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
27 06 2022 21:17:29
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
26 06 2022 17:50:45
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
25 06 2022 10:10:13
Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....
24 06 2022 8:11:41
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана.
...
23 06 2022 0:11:12
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
22 06 2022 9:48:13
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
21 06 2022 13:27:46
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
20 06 2022 3:54:25
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
19 06 2022 17:35:53
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
18 06 2022 8:59:35
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
17 06 2022 1:19:40
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
16 06 2022 23:57:17
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
15 06 2022 22:19:13
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
14 06 2022 8:14:31
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
13 06 2022 0:56:57
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
12 06 2022 7:33:19
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
11 06 2022 0:42:37
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
10 06 2022 22:31:54
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
09 06 2022 22:36:24
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
08 06 2022 7:53:26
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
07 06 2022 5:19:37
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
06 06 2022 20:22:39
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
05 06 2022 15:40:24
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
04 06 2022 2:32:35
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
03 06 2022 2:48:35
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
02 06 2022 21:56:51
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
01 06 2022 0:44:30
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
31 05 2022 10:58:15
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
30 05 2022 10:17:28
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
29 05 2022 19:22:32

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
28 05 2022 6:54:42
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
27 05 2022 7:32:52
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
26 05 2022 22:47:52
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
25 05 2022 16:11:30
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
24 05 2022 7:36:35
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
23 05 2022 12:32:27
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
22 05 2022 20:33:48
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
21 05 2022 1:38:46
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности.
...
20 05 2022 12:49:43
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе.
...
19 05 2022 3:45:33
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
18 05 2022 12:17:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::