Урок обществознания "Вечные вопросы" (8-й класс)
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль, зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена:
А.С.Пушкин.
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена. :
Митрополит Филарет
Цель: Способствовать осознанию учащимися необходимости цели жизни человека и её связи с потребностями.
Учащиеся должны знать, что:
- человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной;
- каждый отрезок жизни имеет свой смысл, который дает человеку ощущение счастья;
- сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни и наполнять смыслом каждое мгновение;
- индивид - человек как один из людей;
- индивидуальность - хаpaктеристика человека в обществе;
- личность несет в себе определенные ценности, качества;
- стать личностью - это не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
Учащиеся должны понимать, что такое:
- человек;
- личность;
- индивид;
- индивидуальность;
- смысл жизни.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл основных понятий;
- определять признаки, хаpaктеризующие человека как индивидуальность и как личность;
- комментировать высказывания.
Опрос. Актуализация знаний (связь с предыдущим уроком).
Охаpaктеризуйте особенности основных видов познания.
Развернутый ответ на вопросы в задании №4 к 6 на с. 36. Известный древнегреческий философ Фалес не вопрос: "Что трудно?" - отвечал: "Познать самого себя". Определите свое отношение к мнению мудреца древности. Приведите необходимые аргументы.
Что такое человечность?
О чём гласит "золотое правило нравственности"?
Каковы особенности потребностей человека?
План изучение нового материала
I. Учитель. В определенный период своей жизни люди задумываются над вечными вопросами, содержание и смысл которых зависит от возраста человека.
Предлагаю учащимся прочитав, учебник с.37, сформулировать вечные вопросы.
Вопрос о смысле жизни;
Вопрос о cмepти и бесcмepтии человека;
Вопрос возможности существования Бога;
Вопрос о предназначении человека;
II. Учитель. Cмepтность, конечность человека открывает ему ценность времени жизни и заставляет искать её смысл, выбирать главное в ней. Следовательно, у человека возникают вопросы. Ученикам предлагается сформулировать эти вопросы.
Учитель. Таким образом, предметом нашего разговора является вопрос - "В чём смысл жизни человека?" (вопрос можно записать на доске).
III. Учитель. Как вы думаете, в чём смысл жизни? Для чего человек рождается и живет?
IV. Учитель. Предлагаю ученикам поработать в группах по 4 человека. Прочитайте текст, указанный в карточке с заданиями. Выполните задание, работая в группе. Время работы - 7-8 мин.
Группа №1.
Карточка для 1 группы.
1. Прочитайте текст.
"Христианство утверждает, что каждый человек будет жить вечно, и это - либо истина, либо заблуждение. Из этого вытекает, что если мне суждено прожить каких-нибудь семьдесят лет, то о множестве вещей мне вряд ли надо беспокоиться; но о них стоило бы беспокоиться - и очень серьёзно, - если бы мне предстояло жить вечно. Возможно, мой дурной хаpaктер становится все хуже или присущая мне зависть постоянно прогрессирует, но это происходит настолько постепенно, что изменения в худшую сторону, накопившиеся во мне за семьдесят лет, пpaктически незаметны. Однако за миллион лет мои недостатки могли бы развиться во что-то ужасное. И если христианство не ошибается, "ад" - абсолютно верный термин, передающий то состояние, в какое приведут меня за миллионы лет зависть и дурной хаpaктер. : В самом деле, если человек живет только семьдесят лет, тогда государство, нация, безусловно, представляют большую ценность. Но если право христианство, то индивидуум (отдельная личность) не только важнее, а несравненно важнее, потому что он вечен, и жизнь государства или цивилизации - лишь миг по сравнению с его жизнью ". Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. -4 изд. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2002. с.97\
"Согласно Библии, человек не должен быть пассивным жителем рая и только наслаждаться в нем блаженством. Человек должен стать деятелем, подобно тому, как Бог является Деятелем, о чем Сам Христос сказал: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю". И человек должен научиться действовать по подобию Божию. Он должен научиться возделывать рай, возделывать землю, все более иболее усовершенствовать её и вместе с тем совершенствовать самого себя, воспитывать свою собственную душу для того, чтобы она достигла подлинного и совершенного богоподобия. Поэтому святые отцы говорят, что образ Божий - это то, что заложено в человеке с самого начала, а подобие - то, что дано было в потенциале, чего человек должен был достичь своими силами, своим трудом, своей верностью Божиим Заповедям. Цель сотворения человека в том, чтобы человек, благодаря своей последующей жизни, достиг всецело богоуподобления, чтобы он взошёл от образа к подобию" \Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. -4 изд. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2002. с.266-267\
2. Выделите основную мысль текста. Сформулируйте её. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Как христианство отвечает на вопрос: "Cмepтен ли человек?"
Кто, по его мнению, важнее человек или государство, нация, человечество?
В чём оно видит смысл жизни человека?
3. Согласны ли вы с позицией авторов? Почему.
Группа №2.
Карточка для 2 группы.
1.Прочитайте текст. Учебник "Введение в обществознание. 8-9 класс".
7, п. "Что будет после меня?", со второго абзаца на с.39 до первого абзаца на с. 40.
2. Выделите основную мысль текста. Сформулируйте её. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Как авторы данного текста отвечают на вопрос: "Cмepтен ли человек?"
Кто, по их мнению, важнее человек или человечество?
В чём они видят смысл жизни человека?
3. Согласны ли вы с позицией авторов? Почему.
V. Учитель. Представителям группы предлагается ответить на поставленные в заданиях вопросы. Ученики озвучивают свою гипотезу, разъясняют её и выражают собственное мнение по отношению к ней. Согласны или не согласны и почему.
VI. Учитель. Подумайте и запишите в таблицу вашего рабочего листа как гипотеза №1 (христианская) и гипотеза №2 (научная) отвечают на вопросы указанные в таблице.
№ п\п |
Вопросы для сравнения. | Гипотеза №1 (христианская). | Гипотеза №2 (научная). |
1. | Какой я, человек? | ||
2. | Кто для меня окружающие? | ||
3. | Зачем я? | ||
4. | Кто я? | ||
5. | Позиция трагическая или оптимистическая? |
После окончания работы над таблицей ученики читают свои ответы. Обсуждают их содержание и выpaбатывают оптимальный вариант записи.
VII. Учитель. Предлагаю ученикам самостоятельно прочитать в учебнике определение понятий индивид, индивидуальность, личность (7, с. 41 со второго абзаца) и дополнить запись сравнительной таблицы в п.6. Устно объяснить свой выбор.
VIII. Учитель. Предлагаю 1 группе составить список "ярких" личностей христианского мира. Перечислите их.
IX. Учитель. Предлагаю 2 группе составить список "ярких" личностей светского (нерелигиозного) мира. Перечислите их.
X. Учитель. Универсального ответа на вопрос "В чем смысл жизни?" как вы догадались, нет. (Обращаю внимание учеников на эпиграф урока). Каждый свободен в выборе ответа. Поэтому вопросы и называют "вечными". А какой выбор сделали вы? Запишите его в рабочем листе. Кратко объясните свой выбор.
Домашнее задание.
1. 7, с.42, вопросы и задания.
2. Напишите синквэйн со словами "человек", "индивид", "личность".
Синквэйн - стихотворение, пять строк.
Существительное.
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Фраза из четырех слов.
Существительное (вывод).
Приложение.
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
02 07 2022 18:46:23
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
01 07 2022 6:53:44
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
30 06 2022 8:25:57
Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....
29 06 2022 22:31:20
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
28 06 2022 13:43:45
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся.
...
27 06 2022 19:33:40
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
26 06 2022 18:39:43
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
25 06 2022 4:27:14
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
24 06 2022 19:13:15
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
23 06 2022 20:59:44
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
22 06 2022 17:11:13
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
21 06 2022 7:18:54
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
20 06 2022 12:20:45
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
19 06 2022 3:56:34
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
18 06 2022 10:48:39
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
17 06 2022 15:27:50
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
16 06 2022 7:54:59
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
15 06 2022 14:32:21
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
14 06 2022 8:30:40
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
13 06 2022 13:47:14

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
12 06 2022 7:21:44
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
11 06 2022 17:31:37
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
10 06 2022 13:58:21
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
09 06 2022 18:19:51
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
08 06 2022 16:38:35
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
07 06 2022 16:10:35
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
06 06 2022 20:57:43
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся.
...
05 06 2022 12:59:59
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
04 06 2022 5:48:38
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
03 06 2022 18:29:37
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
02 06 2022 11:35:17
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
01 06 2022 1:19:23
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
31 05 2022 11:18:12
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план.
На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
30 05 2022 20:23:36

Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
29 05 2022 23:37:15
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
28 05 2022 4:55:12
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
27 05 2022 5:28:31
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
26 05 2022 4:49:11
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
25 05 2022 21:34:10
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
24 05 2022 7:42:57
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
23 05 2022 15:14:55
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
22 05 2022 6:49:32
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению.
...
21 05 2022 15:39:46
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
20 05 2022 9:37:43
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
19 05 2022 9:42:17
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
18 05 2022 21:16:39
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
17 05 2022 8:49:36
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
16 05 2022 20:27:51
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
15 05 2022 9:58:42
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
14 05 2022 17:18:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::