Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"
Первые поселения Буинского района
В своем развитии Буинский район и его центр – город Буинск (Буа) прошли долгий путь. Позади столетия, отмеченные бурными событиями. Позади годы тяжких испытаний, преобразований и перемен…
Как известно, в далеком прошлом территория, которую ныне занимает Буинский район, входила в состав Казанского ханства. В своей статье “Селения Казанского ханства” Е.И.Чернышев приводит список поселений Казанского ханства, среди которых есть села, расположенные на территории нынешнего Буинского района. Это – Карланга (Кырлангы), Старые Лощи (Лашчы), Черкен, Верхний Наратбаш, КилДypaз, Чечкаб, Ст.Студенец (Суыксу), Ст.Тинчали. Сюда следует включить еще одно селение, которого нет в списке Е.И.Чернышева, но которое упоминается в русских источниках. Речь идет о Кият (Кыят). Это селение, которое населяла мордва, надо думать, берет свое начало также со сремен Казанского ханства. В “Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии” читаем: “Предание говорит, что близ села Кияти было сражение войск царя Иоанна Васильевича Грозного с войсками хана Казанского и указывается место, где происходило, будто бы, сражение, что оно покрыто насыпями, похожими на насыпи для батарей”.
После взятия Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного Казанское ханство прекратило свое существование и все Среднее Поволжье было присоединено к России. С этого года начинается новая история Буинского района и Буинска.
В административном отношении район входит в новое образование – Свияжский уезд “князя Ишеева сотни” и частично “князя Аклычева сотни”. Опираясь на свою администрацию на местах, царское правительство стремилось “…сдерживать в повиновении покоренные племена, привить к ним православие и русскую гражданственность”. Этим целям служили: возведение в покоренном крае городов или крепостей, основание епархии и переселение сюда русских, “из внутренних областей государства”.
Особенно большое внимание уделялось обращению инородцев в христианство. Уже в первые годы завоевания Казани крещено было много людей, которых называли потом “старокрещенами”.
Не менее важное значение, чем обращению в христианство, придавала царская администрация сооружению “засечных линий”. “Засечная линия” - это система оборонительных сооружений, которые служили как для защиты границ, так и в качестве опоры при наступлении.
“Засечные черты” состояли из лесных завалов – засек, которые дополняли естественные препятствия на местности, чередующиеся с частоколами, надолбами, земляными валами в безлесных промежутках. Засеки делились на мелкие звенья для надзора и охраны. В местах пропуска населения через черту у больших дорог сооружались деревянные и земляные форты с башнями, острогами, частоколами. На посту у пропускных ворот стояли служилые люди, а также крестьяне ближних деревень, с 10 дворов по человеку. Крестьяне должны были по очереди выходить на засеку с пищалями и саблями.
Первая большая засечная линия, сооруженная после взятия Казани, проходила через Тетюши, шла по южному берегу реки Карлы до Сурского леса. Строительство этой черты было начато в 1555 году и завершено в 1556 году.
В исторической литературе “засечную линию, идущую от Свияги по южному берегу реки Карлы до Сурского леса”, принято называть “Карлинским валом”. Жители города и окрестных деревень Мещеряки, Тингаши, Альшихово ежедневно встречались с остатками этого вала. В наше время земляной вал местами совершенно исчез, и только отдельные звенья сохранились как исторический памятник прошлых эпох. Правда, в отличие от подобных валов, построенных позже, отличались простотой устройства. Хотя и на Карлинском валу были удвоенные, утроенные, расходящиеся и сходящиеся рвы и насыпи, служившие прикрытием для стрельцов. Кроме того, на валу возле нынешней деревни Мещеряково, по обеим сторонам дороги, идущей из Буинска в Ульяновск, стояли ворота в виде башни и рядом располагалась еще одна глухая башня, носившая название “Башня князя Аклычева”. В “Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии” говорится: “К достопримечательностям Буинска можно отнести земляной вал со рвом, начинающийся в 3-х верстах от города за рекой Карлы… Предание гласит, что вал этот возведен по взятии царства Казанского… на нем видны в северной стороне два бугра, называющиеся Глухою и Проезжею башнями, где в давние времена были селитряные варницы”.
Следует сказать, что одновременно с сооружениями засечных линий царская администрация щедро раздавала завоеванные земли в собственность князьям-боярам и монастырям. “Как велик был интерес в приобретении имений в новом крае… - читаем мы в “Сборнике… материалов Симбирской губернии”, - почти все сильные люди, стоящие во главе государственного управления со времен царя Михаила Федоровича до Екатерины II, владели вотчинами в этом крае”.
Конечно же, и земли нынешнего Буинского района не остались тогда без внимания бояр. Владельцами обширных земельных угодий здесь стали Ивашев, Теренин, Литвинов, Посольцев, Костливцева, А.Толстой, В.Есипов…Из них Ивашев в 1682 году даже обосновал вместе со своими крепостными крестьянами деревню и назвал ее Ивашевкой. Теренин хозяйничал в Кияти, Есипов – близ деревень Рунга и Альшихово.
Не в обиде были и служилые люди. Правда, сначала только русских людей, но затем и инородцев из указанного сословия стали наделять земельными угодьями. Им давали участки близ засечной черты, чтобы занимались не только хлебопашеством, но и были опорой администрации.
Так возникла 7 августа 1662 года деревня Байбулат (с 1859г. – Мещеряки). Основали ее вернувшиеся со службы в царской армии служилые татары в количестве 40 человек во главе с Байбулатом. На правом берегу реки Карлы возникло еще три населенных пункта: в 1669г. – деревня служилых татар Тингаши, в 1672г. – чувашская деревня Алших (Альшихово) в 1684г. – Ташкичу (Каменный Брод), в которой одновременно обосновались 20 человек рейтаров.
В 17-ом столетии освоение свободных земель на территории нынешнего Буинского района почти завершается. В 1638 году начинает свою биографию село Бикмураз (Бикмуразы). Основатель ее – Туктамыш и его товарищи – всего три семьи. Они выбрали место для жительства на берегу озера Бикей Йомрасы, от которого и происходит название села.
В 1641 году основано село Борындык (Бурундуки). Первыми ее жителями были новозаписные служилые татары в количестве 100 человек. Село назвали по имени его жителя – Бурундука Байсубина.
Наконец, в 1655 году возникает еще одна деревня. Ее основал Толымбай. Это был человек с развитым национальным самосознанием. Он был горячо предан национальным традициям, любил свой родной язык, решительно отвергал насилие, принуждение. Из-за своего непримиримого хаpaктера он вынужден был со своим другом Илбаем скитаться по миру. После долгих мытарств они, по совету оборотчика Нюнепа Чураева, решили осесть на земле и выбрали для этого место на берегу озера Иркуль, положив тем самым начало селу, которое ныне называется Адав-Толымбай (Адав-Тулумбаево).
В 1666 году рядом с этим населенным пунктом появляется новое поселение – Сиушево. Известны первые ее жители. Это – Суэш Анисимов, Айтуган Дельбышев, Урмет Бикбульдин, Мишка Баpaкаев, Юлдаш Сарбаев, Юлдаш Тимкиев. В 1896 году эти деревни объединяются и для них общим названием становится Сиушево, которое после образования Татарской АССР сменяется на Адав-Тулумбаево. В 1674 году Чурачка Шихмурзин со своими товарищами (всего 5 человек) выбирает место для жительства на левой стороне реки Карлы напротив Алших. В результате возникает Рунга – деревня ясашных чуваш. Крестьяне боярина В.Есипова в 1675 году дают начало селу Кайрово.
Наконец, в 1781 году основывается деревня Кугальна. Ее первые жители – это русские крестьяне, освободившиеся из-под власти помещика деревни Русская Карланга.
Таковы некоторые штрихи появления новых деревень и сел на территории Буинского района после 1552 года.
Были изменения и другого плана. О них сообщает “Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губернии”: “С завоеванием Казани началось русское движение на юго-восток. Занятие и обрусение Симбирской губернии привело к такому итогу, что теперь недоумеваешь, точно ли эта земля, на которой в течение долгих времен обитали народы, которые господствовали над всем востоком Европы. Такое впечатление испытали мы, когда приехали в первый раз в приволжский край 25 лет назад. Мы тщетно искали некогда могущественный татарский народ, о котором так много слышали в школе и которого мы не находили ни по сю сторону Волги, ни за Волгою, ибо рассеянные между русскими и обрусевшим населением татарские деревни казались нам слишкомм слабым остатком того, что мы ожидали встретить”.
История города Буинска
Об истории становления города Буинска (Буа) имеется немало литературы, начиная с 18-го века и кончая нашими днями. Что касается даты учреждения самого города, то все источники точно указывают, что это произошло 15 сентября 1780 года. Но не так однозначны данные, касающиеся предыстории города. Прочно утвердившееся мнение на этот счет таково: на месте Буинска было селение Афонасово. Затем его переименовали на Архангельское, последнее – на Буинск.
Действительно ли город Буинск берет свое начало с селения Афонасово или (как пишут его часто) Опонасово? Нет, подобное утверждение не соответствует исторической правде. Селение Афонасово долгое время существовало под названием Янбулатово. Это подтверждается документально. Например, 18 октября 1682 года Никифору Ивашеву по его заявлению определяют земельный участок. ПроцеДypa такова: каждая соседняя деревня должна подтвердить, что участок, выделяемый Н.Ивашеву, пустует, т.е. никто на него не претендует. Идет опрос, участвуют староста и выборные люди деревень Утинщины, Байбулатово и Янбулатово. Читаем: “Синбирении Д.Осипов да подъячий И.Долматов в Синбирский уезд по реке Свияге да по Карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да деревни Янбулатовой, Опонасово тоже, со сторонными людьми ездили и про ту землю сыскивали...”. Выходит, что Янбулатово и Опонасово – это разные названия одной и той же деревни, точно так же, как Опонасово, Архангельск, Буинск. Но новое название вместо Янбулатово еще окончательно не утвердилось, поэтому у деревни двойное название “Янбулатово, Опонасово тоже”. Следовательно, деревня первоначально называлась Янбулат, а Опонасово (Афонасово) – название вторичное, пришедшее взамен первого. Быть может, сочетание “Янбулатово, Опонасово (или Афонасово) тоже” – простая ошибка? Нет, несостоятельность такого предположения доказывается уже тем фактом, что указанные названия в документе повторяются. Например, в том же источнике читаем: “В атказных книгах 190 (т.е. 1682) года 18 октября атказано... порозжей земли синбиренину Никифору Ивашеву в Симбирском уезде в урочищах по реке Свияге да по карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да меж дач татарских и чувашских деревень: деревни Афонасовой, Енбулатово тоже, 50 четвертей в поле...”.
В “Русском энциклопедическом словаре” И.Н.Березина есть такие строки: “Буинск – уездный город Симбирской губернии... Местное предание утверждает, что здесь, до взятия Казани русскими, существовал какой-то татарский городок”. Не следует ли под этим “татарским городком” понимать Енбулатово? Ведь селение на месте Буинска первоначально, как явствует из вышеизложенного, так и называлось, и в нем жили ясашные татары. В соответствии с преданием, быть может, оно существовало еще при Казанском ханстве, как и Старый Студенец, Старые Тинчали и другие?
Во всяком случае ошибочно думать, что Буинск берет свое начало с селения Афонасово (Опонасово). Далее, в тех источниках, в которых Афонасово признается первым селением на месте Буинска, допускается еще одна неточность.
“Селение на месте Буинска возникло в 1703 году, - такое утверждение содержится в “Географическо-статистическом словаре Российской империи”. В то же время в “Сборнике исторических... материалов...” указывается другая дата – 1691 год, в “Экономических примечаниях...” – 1663 год. Следует заметить, что ни одна из этих дат не соответствует действительности. Название Опонасово упоминается уже при определении границ земельных угодий деревни Бикмурза в 1638 году.
Откуда и как происходит название города – Буинск? “Сборник исторических и статистических материалов Симбирской Губернии” объясняет это так: “Селение на месте Буинска было основано ясашным крестьянином Белобородовым... в 1691 году, название получило от татарина БайДypaчки Чуpaкаева, у которого ясашные крестьяне Афонасовой брали в наем землю”. Есть попытка ответить на этот вопрос также и в “Экономических примечаниях...”: “Селение, где учрежден город сей, заведено... с 7171 (т.е. 1663) года ясашным крестьянином Белобородовым, название же свое получило от татарина БагДypaза Чирекаева, Буинск”. В таком случае, почему эти крестьяне продолжали до 1730 года назвать это поселение Афонасовой (Опонасовой), да и потом употрeбляли не Буинск, а Архангельск? На этот вопрос приведенные документы не дают ответа. Надо полагать, что название “Буинск” возникло иным путем.
Как известно, топоним “Буинск” происходит от татарского корня “буа”, что означает “запруда”, “плотина”. Населенный пункт, который указом имеператрицы Екатерины II 15 сентября 1780 года был провозглашен городом и назван “Буинск”, как раз и располагался вокруг запруды, называемой по-татарски “буа”. Таким образом, произошел перенос значения запруды в название населенного пункта.
Заключение
Прошли столетия. Поколения сменяли друг друга, оставляя после себя развитые города и села. История нашего города и района поучительна. Наши далекие предки сумели поднять села и деревни и превратить Буинск в развитый и богатый город в Поволжье. Без знания своего прошлого, без изучения истории своего края нельзя понять современность, невозможно предвидеть будущее.
Исследуя историю своего города мы еще раз доказали как и когда возникли первые поселения Буинского района и города Буинска , когда образовался город Буинск и с чем связано его название.
Земля Татарстана, куда сегодня входит Буинский район и город Буинск, - древняя историческая родина татар. Однако представители и других национальностей обрели здесь свою родину. Татарский народ веками трудился бок о бок с русскими, чувашами, украинцами, башкирами, марийцами, удмуртами и многими другими народами. Говоря словами известного татарского поэта Г.Тукая:
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
Один за другим проходили года, –
Шутили, трудились мы вместе всегда.
(Пер. С. Липкина).
Использованная литература:
- Борцы за счастье народное. Казань, 1967 Т. 1. Т. 2, 1983.
- Географическо-статистический словарь Российской империи. Сост.: П.Семенов.-СПб, 1863. Т.1.
- Зайнуллин И.Г. Буа районы.- Казан утлары. 1986. №2.
- История ТАССР.- Т.1-Казань, 1955.
- Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца .- Симбирск, 1904. Т.4.
- Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862.
- Сергeйчев И.В. Материалы по истории Буинского района ТАССР.- Буинск, 1981.
- Список населенных мест Симбирской губернии.-Симбирск, 1880;1884;1897;1913.
- Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства. В книге: Вопросы Этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья.- Казань, 1970.
- Щарафутдинова А. Толымбай авылы.- Казан утлары, 1976 № 9.
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
18 03 2024 5:32:30
Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
17 03 2024 20:15:48
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
16 03 2024 11:34:44
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
15 03 2024 22:10:15
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
14 03 2024 17:45:51
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
13 03 2024 11:34:15
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
12 03 2024 6:40:44
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
11 03 2024 15:11:32
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
10 03 2024 12:26:11
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
09 03 2024 12:58:25
Средствами ИКТ учитель создает картину "Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....
08 03 2024 5:14:21
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
07 03 2024 11:10:16
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
06 03 2024 21:42:14
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
05 03 2024 16:15:43
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
04 03 2024 7:25:20
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
03 03 2024 2:36:46
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
02 03 2024 3:48:12
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
01 03 2024 1:39:55
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
29 02 2024 13:32:27
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье. ...
28 02 2024 0:38:46
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
27 02 2024 4:36:28
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование. ...
26 02 2024 7:55:52
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
25 02 2024 7:31:55
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
24 02 2024 0:33:11
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
23 02 2024 9:54:14
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
22 02 2024 6:12:55
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
21 02 2024 18:25:32
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
20 02 2024 5:36:35
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
19 02 2024 3:42:51
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
18 02 2024 19:40:11
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
17 02 2024 14:26:15
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
16 02 2024 4:16:43
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
15 02 2024 4:53:21
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
14 02 2024 15:54:46
Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
13 02 2024 8:36:43
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...
12 02 2024 15:28:34
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
11 02 2024 0:21:29
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...
10 02 2024 10:22:14
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
09 02 2024 20:33:58
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
08 02 2024 22:52:52
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
07 02 2024 3:37:49
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
06 02 2024 5:34:11
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
05 02 2024 23:33:37
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
04 02 2024 16:36:37
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
03 02 2024 13:41:39
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
02 02 2024 17:57:35
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
01 02 2024 6:46:45
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
31 01 2024 5:19:10
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
30 01 2024 16:59:57
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
29 01 2024 11:39:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::