Применение методов развивающего обучения на уроках истории
Историческое образование сегодня – один из сложных и противоречивых элементов системы образования. Вопрос “Как сегодня преподавать историю в школе?” волнует широкую российскую общественность и учителей-предметников. Сегодня, пожалуй, никто не станет возражать против того, что историческое образование существенным образом влияет на школьников как граждан России и, следовательно, на судьбу поступательного развития нашего общества.
История является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений с точки зрения нравственно-патриотической, идеологической и культурологической направленности. Поэтому, одной из задач учителя истории является как можно интереснее, разнообразнее, содержательнее сделать свои уроки.
На основании восьмилетнего опыта работы в эксперименте школы по внедрению развивающего обучения в учебный процесс можно с уверенностью утверждать, что применение на уроках истории таких прогрессивных технологий как КСО (коллективный способ обучения), ТРИЗ – педагогика (теория решения изобретательских задач), эвристического обучения, сделали процесс преподавания моего предмета более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. В данной работе предпринята попытка систематизации и обобщения наблюдений, накопленных за годы работы в эксперименте, а также показано каким образом автор разрешила для себя задачу – вопрос “Как сегодня преподавать историю в школе?”
В современных условиях обсуждаемая тема приобретает все большую актуальность: все чаще на уроках истории нудное изложение материала учителем наталкивается на безразличие и тоску в глазах учеников, и этому нужно искать альтернативные методы преподавания предмета.
В основу формирования данной педагогической модели положены разработки и рекомендации ученых, педагогов-пpaктиков, которые рассматривают концептуально-методические подходы к преподаванию истории, методы и приемы, эффективные в условиях вариативного образования, современные формы активного обучения, анализируют цели и задачи школьного исторического образования, учебную литературу по истории и формы учебных занятий. Работы российских педагогов по развивающему обучению, таких как А.А.Нестеренко, Л.И.Шрагиной, А.В.Хуторского, С.А.Фаера, А.А.Гина, а также современные методики преподавания истории в школе Е.Е.Вяземского, О.Ю.Стреловой и других позволили нам создать принципиально новые, самые полные и прогрессивные материалы по преподаванию истории, помогли сконструировать модели интересных и занимательных уроков, учебный материал которых легко усваивается учащимися и остается надолго в их памяти.
Глава 1. Применение коллективного способа обучения на уроках истории.
Рассматриваемая развивающая технология была апробирована мною на уроках истории впервые в 2000 году. Хотя появление этой технологии относится к 1918 году, она не потеряла своей актуальности и по сей день. Педагог А.Г. Ривин, впервые разработавший и применивший коллективный способ обучения, дал ему такую хаpaктеристику: “Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали учебники, разучивали стихи, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания в школе не было… Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3-4-летнего обучения… Впечатляющим было и развитие учеников”.
Чтобы провести первый урок по КСО, нужна была длительная предварительная подготовка. Потребовалась огромная работа индивидуально с каждым учеником класса. Решая одну из насущных учительских проблем – отставание от календарно-тематического планирования (когда нужно было за короткий период времени изучить большую тему), я приобрела хороший педагогический опыт и потрясающий результат. Тема “Великая Отечественная война” занимает в учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной “История России XX-начало XXI века” для 9-го класса семь параграфов. Мы изучили их за один (правда, спаренный) урок. По плану, изучив на одном из первых уроков по Великой Отечественной войне тему “Трагическое начало”, нужно было бы каждый последующий урок учить материал, включающий 1-2 великих битвы. И я решилась на следующий шаг. За неделю до изучения этой темы каждому из учащихся было дано опережающее задание: выучить одно из сражений Великой Отечественной войны по материалам учебника (а по желанию использовать дополнительный материал). В течение недели каждый ученик должен был подойти к учителю со своим планом изучения, выделенными главными событиями и т.д., дополняя все это знаниями исторической карты. Когда все ученики (без исключения) были готовы, решено было проводить урок. Название темы урока дети предполагали – ведь учили о войне. Но урок начался с задания на смекалку и сообразительность. Из предложенного “набора слов” ученики выбрали на их взгляд самые точные и составили (методом проб и ошибок) самостоятельно название темы урока задуманное учителем: “Основные военные операции Великой Отечественной войны”. Таким образом, тему “сузили”. Далее дети начали работу в парах сменного состава. С упоением каждый из них по плану рассказывал об изученной накануне битве. (Курская дуга, Сталинградская, битва за Москву, снятие блокады Ленинграда, Берлинская операция, Кавказ и др.). Показывалось на карте размещение войск, их продвижение, называли комaндующих, соотношение сил противников, конспектировали и т.д. Класс был похож во время урока на пчелиный улей, где каждый трудился. Ученики освоили за время урока восемь основных операций Великой Отечественной войны. После того, как работу закончили все, качество знаний было проверено тестированием и открытой проверкой этого теста: “Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки…, одну…, две…”. Ошибок пpaктически не было.
Подобные уроки были проведены мною в 5-х, 8-х классах. Но здесь они уже имели некоторые особенности. Например, урок в 5-м классе по теме “Появление неравенства и знати у древних людей”. Учитывая возрастные особенности детей, у них не было задания заранее выучить материал. Ребята учили параграф самостоятельно по рядам: пункт первый – третий ряд, пункт второй – первый ряд, пункт третий – второй ряд. Этому был посвящен первый урок. Второй урок дети работали в парах сменного состава. Каждый из них должен был рассказать выученную часть параграфа хотя бы двум одноклассникам и с помощью товарищей выучить оставшиеся две темы.
Очень интересно наблюдать за работой учеников в парах сменного состава, явно видно, что пpaктически всем нравится выступать в роли учителя. Дети чувствуют себя на таких уроках легко, раскованно, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению поставленной перед ним цели.
Применением КСО на уроках истории, выполняются сразу несколько принципов урока в системе развивающего обучения:
1) принцип доверия и расширения полномочий (дети выступают в роли учителя);
2) принцип гласности учета и контроля (на таких уроках обычно вывешиваем открытый лист – экран, куда каждый вносит или отмечает, что он выучил с помощью другого);
3) принцип дифференциации (разные по сложности задания для групп, в которых проходит работа в парах сменного состава);
4) принцип свободного выбора (ученик может выбирать любую форму проверки знаний: некоторые чересчур стеснительные подходят к учителю);
5) принцип полного самостоятельного освоения учебного материала.
Актуальность коллективного способа обучения определяется тем, что она предлагает путь решения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Делает каждого ученика на уроке активным участником, главным действующим лицом. Дети, общаясь друг с другом, учатся объяснять и рассуждать, слушать и понимать.
Но эта технология имеет некоторые недостатки. Например, сложно проводить подобные уроки в рамках традиционного школьного расписания. Ведь разрывать процесс работы учащихся в парах сменного состава не желательно, так как процесс общения друг с другом неповторим (в психологическом и эмоциональном плане) и, естественно, не может быть ограничен рамками одного академического часа.
Глава 2. История и ТРИЗ-педагогика.
Огромный интерес вызвала ТРИЗ-педагогика. Знакомство с этой методикой не оставит равнодушным ни одного “ищущего” учителя. Применение ее на уроке развивает мыслительные и творческие способности учащихся. В ТРИЗ-педагогике рассматриваются различные подходы к каждому этапу урока. Становится понятно, что ТРИЗ – это не только возможность изобрести или решить задачу на уроке (что для такого предмета как история может привести к затруднению). Известно, что учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. ТРИЗ-педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру. Знакомство с работами совреме6нных ученых и педагогов по ТРИЗ-педагогике (А.А. Гин, А.А.Нестеренко, Ю.С.Мурашковский и др.), последующее применение ее на своих уроках показало, что одни и те же правила подходят для игр самого различного содержания.
Играть любят ученики всех возрастов, но особенно это “непоседы” 5-7-х классов. Преподавание истории “по-старинному” иногда заводит учителя в тупик. Выясняется, что дети постепенно отвыкают самостоятельно мыслить, зазубривая и пересказывая материал предыдущего урока. Поэтому важно обращать на это внимание, ставить задачи овладения мыслительными операциями более высокого уровня (творческого), развивая тем самым культуру мышления и формируя навыки самостоятельного подхода к новому материалу.
Начиная работать над данной развивающей технологией, невольно я задавала себе вопрос: а все ли дети способны к творчеству? Теперь с уверенностью могу сказать: все.
Урок истории в 5-м классе. Скучное название двух очередных параграфов учебника А.А. Вигасина “История Древнего мира” “Как жили земледельцы и ремесленники в Египте” и “Жизнь египетского вельможи” были заменены на более интересную и “обещающую” - “В гостях у египтянина”. Этот прием в развивающем обучении очень важен. С его помощью учитель как бы настраивает детей на “необычность”, нетрадиционность, готовит их к восприятию нового. Темы для детей незнакомые – новый материал.
Начали с повторения домашнего задания. Повторяли пройденный материал “летая” в прошлое на “хронолетах” (“игра в случайность” - один из приемов ТРИЗ-педагогики). Для этого дети сами на перемене сделали бумажные самолетики для “полетов во времени”. Я написала на самолетиках даты, места событий, которые мы уже изучили раньше. Запускались “хронолеты” мной, а отвечать дети должны были не по журналу (как обычно), а те, к кому он “сядет” на парту. Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”. Этим приемом я воспользовалась и для определения темы и задачи урока. Три “хронолета” предложили детям слетать в прошлое, в гости к египтянам. Каждый ряд “полетел в гости” к разным жителям Древнего Египта. Первый – к земледельцу, второй – к ремесленнику, третий – к вельможе. Ученики были поделены и сидели в трех группах. Перед детьми была поставлена задача: путешествуя во времени, посмотреть, как жили люди и нарисовать увиденное. Фантазии и творчеству ребят не было предела. Дети спорили, общались, работали дружно. Ведь время было ограничено (это только небольшая часть урока). Так была достигнута, на мой взгляд, одна из целей урока: создание образного представления о жизни людей в Древнем Египте. После этой работы ученики у доски показывали свое коллективное творчество, отстаивая и обосновывая каждую нарисованную ими деталь. Разве было бы интереснее просто рассказать им все это? Зачем? Они сами гораздо интереснее сотворили новый материал.
Конечно, трудно сделать каждый урок таким, но ведь можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы. Например, настоящей находкой для меня стала простая игра “Да-нет-ка”, с которой мы начинаем многие уроки. Начинаю урок в 5-м классе: “Я задумала животное, на которое охотились древние люди”. Смысл игры в том, чтобы не отгадать сразу, а задать как можно больше вопросов, причем, таких, чтобы учитель мог ответить “да”, “нет” или “и да и нет”. Фантазия учеников “заработала”, они меня спрашивали: “У этого животного есть рога?”, “Оно большое?”, “Оно волосатое?” и т.д. Таким образом, узнав все, что нужно для правильного ответа, они отвечают: “Это мамонт”.
Повышая интерес к учебному материалу, я использую на уроках и другие приемы ТРИЗ-педагогики. Например, “Лови ошибку!”. Ученикам раздаю тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний. Такой же эффект имеют задания типа “Повторяем с контролем”, когда ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.
Есть еще один интересный прием ТРИЗ-педагогики, который очень любят ученики, так как чувствуют себя наравне с учителем и относятся к нему очень серьезно – “Обсуждаем домашнее задание”. Например, изучили тему в 6-м классе “В рыцарском замке”, учитель в конце урока задает детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Ребята предлагают нарисовать замок, сконструировать из бумаги, обменяться рисунками и т.д. Прекрасно, будем творить! Это один из самых эффективных способов развития творческого мышления.
ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы. Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса. Приведенные выше примеры тризовских заданий формируют у учащихся умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала. Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное - формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, выpaбатывать собственный взгляд на события и их последствия.
Глава 3. Применение методов эвристического обучения на уроках истории.
Эффективным средством развития творческого мышления является проблемность в обучении, созданная на уроке ситуацией затруднения, которая пробуждает учащихся к поиску, доказательству, обоснованию высказанных предложений. Проблемными являются такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные для себя, но и для решения которых недостает каких-то знаний и умений.
А.В. Хуторской в своей работе “Методы эвристического обучения” дает полную их классификацию: оргдеятельностные, когнитивные и креативные. Каждый метод, в свою очередь, делится на подгруппы. При изучении данной методики развивающего обучения несложно было понять следующее: при разработке эвристических заданий учителю бывает сложно отвлечься от собственных представлений. Лучшее задание то, решение которого известно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учеником. Предчувствие оригинальных ответов учеников – важный субъективный критерий качества эвристического задания. Не так важна сложность задания, как предполагаемая степень творчества ребенка при его выполнении.
Формы и методы эвристического обучения направлены на развитие эвристических качеств личности учащихся и имеют в своей основе соответствующие типы заданий. Из огромного числа мною были выбраны и апробированы на уроках истории самые приемлемые, на мой взгляд, виды эвристических заданий.
Когнитивные методы обучения: метод сравнения, аналогии, синтеза, классификации и т.д. На уроке в 9-м классе по теме “Революция 1917 года в России” было использовано задание когнитивного типа “проживание” исторических фактов: появление революционных событий. Ученики пытались “переселиться” в 1917 год и “вжиться ” в образ В.И.Ленина. Далее учащиеся должны были написать рассказ о том, что они чувствовали, что наиболее ярко удалось представить, что удивило, что понравилось, что привело к появлению этого события в России. Такие типы заданий эффективны на повторительно-обобщающих уроках. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его.
Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов: “мозговой штурм”, педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя и т.д. Применяя прием агглютинации на уроке, я предложила ученикам 9-го класса, изучив тему фашизма, соединить несоединимые в реальности качества, например, “доброго тирана” Адольфа Гитлера. Дети, понимая невозможность этого, пытались выполнить это задание, и за ними было очень интересно наблюдать.
Известный прием “Мозговой штурм” был, например, использован на уроке в 5-м классе. Ученики были поделены на 3 группы по 7-8 человек. Учитель читает текст и задает вопрос парадоксального хаpaктера: “По всем нашим представлениям древний человек должен был быть сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент cмepти было лет 50, а руку он потерял (правую) еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек?” Получение такого вопроса активизирует класс. Дети не боятся отвечать, обсуждать. Это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий. На таком уроке всячески приветствуются и поощряются реплики, непринужденная обстановка. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Дети раскованы, а потому стараются активно участвовать в работе, что способствует развитию личности.
Оргдеятельностные методы делятся на методы учеников, учителей и управленцев образования. Из множества оргдеятельностных методов мною был выбран и апробирован на уроках метод самоорганизации обучения: разработать план изучения домашнего задания учащимися 8-го класса по теме “Отмена крепостного права в России”. Учащимся 9 класса было дано задание разработать свою цель занятия по теме “Перестройка в СССР”. Выполнение этих заданий учениками проводилось и в устной и в письменной форме.
Данная группа методов нетрадиционна для школ (чем, собственно, и привлекла мое внимание), ученики обычно не участвуют в конструировании своего образования. Но, на мой взгляд, научить детей методам организации и построения собственной траектории образования не менее важно, чем методам изучаемых ими наук.
Эта методика помогает учителю сделать процесс преподавания истории не только более разнообразным и интересным, но и понять личность каждого ребенка, заинтересовать и увлечь его, при этом, развивая мыслительную деятельность, поддерживая и помогая выявить творческие способности детей. Ведь учение перестает быть мучением: каждый чувствует себя личностью.
Заключение
Вряд ли найдется учитель истории, который не заинтересуется тем или иным методом развивающего обучения. Перед современным учителем истории уже десятилетия стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений. Неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни. Поэтому, я считаю, применение инновационных технологий и методов развивающего обучения, описанных в этой работе, ориентируют учителя на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, нацеливают на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Применение на уроках истории коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения поможет учителю научить детей самостоятельности. А ведь, как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные “почему” и “как” ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Уроки истории в системе развивающего обучения дают, на мой взгляд, как никакие другие наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий.
Литература
- Буланова – Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Cyчков Г.В. Педагогические технологии.- М., 1997.
- Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., Владос, 2000.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России.- М., Русское слово, 1997.
- Гин А.А. Педагогические технологии.- М., 2001.
- Гин А.А. Требования к условию открытой задачи.- М., Педагогика, №12, 1998.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.- М., Просвещение, 1991.
- Нестеренко А.А. Игры по развитию творческого воображения.- М., Педагогика, №7,2000.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.- М., ТЦ Сфера, 2005.
- Фаер С.А. Сделай себе “извилину”.- М., Педагогика,№9, 2000
- Хуторской А.В. Методы эвристического обучения.- М., Педагогика, №5, 2001.
- Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе.- М., Педагогика, №6, 1996.
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
18 03 2024 8:14:42
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
17 03 2024 2:23:26
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...
16 03 2024 23:58:39
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
15 03 2024 17:45:26
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...
14 03 2024 22:48:16
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
13 03 2024 16:26:39
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
12 03 2024 13:49:12
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
11 03 2024 8:51:20
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
10 03 2024 1:18:44
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
09 03 2024 4:40:29
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
08 03 2024 15:44:19
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
07 03 2024 4:37:30
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...
06 03 2024 12:24:25
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
05 03 2024 16:43:29
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
04 03 2024 8:44:49
Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....
03 03 2024 14:37:14
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
02 03 2024 9:51:58
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе. На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора". ...
01 03 2024 2:51:36
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
29 02 2024 1:53:58
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
28 02 2024 6:36:28
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
27 02 2024 20:44:56
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
26 02 2024 1:15:59
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные. ...
25 02 2024 2:46:11
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
24 02 2024 22:21:18
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
23 02 2024 0:41:30
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
22 02 2024 3:15:22
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
21 02 2024 19:26:33
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
20 02 2024 18:14:38
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
19 02 2024 9:38:34
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
18 02 2024 23:39:54
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
17 02 2024 20:38:49
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
16 02 2024 4:53:27
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям. ...
15 02 2024 17:57:59
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
14 02 2024 8:45:32
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
13 02 2024 23:54:50
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
12 02 2024 23:18:54
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
11 02 2024 20:44:32
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
10 02 2024 9:51:55
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
09 02 2024 20:25:11
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
08 02 2024 1:40:46
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
07 02 2024 7:16:36
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
06 02 2024 1:38:49
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
05 02 2024 8:16:26
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
04 02 2024 9:51:40
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
03 02 2024 10:50:11
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
02 02 2024 17:43:50
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам. В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин». ...
01 02 2024 14:25:26
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
31 01 2024 17:56:16
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
30 01 2024 2:40:21
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
29 01 2024 5:48:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::