Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации? > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?


    Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?

(урок-проект на тему “Правление Николая I” для 10 класса)

Цели и задачи урока.

  • Познакомить учащихся с личностью Николая I. Охаpaктеризовать его как государственного деятеля.
  • Раскрыть основные черты внутренней политики Николая I.
  • Выявить направленность и определить особенности внутриполитического курса Николая I. Понять в чем специфика его правления в сравнении с предыдущим императором, в чем противоречивость этого царствования и каково его влияние на дальнейшее развитие России.
  • Воспитывать уважение к истории своего государства.
  • Развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
  • Способствовать развитию информационной культуры учащихся.

Тип урока: урок формирования знаний.

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование урока.

  • Проектор и ноутбук, экран.
  • Презентация PowerPoint “Внутренняя политика Николая I” (приложение 1).
  • Папка для работы в группах содержит следующее.
    1. План, цели и задачи урока.
    2. Таблица-рецензия (приложение 2).
    3. Презентации PowerPoint приготовленные группами учащихся самостоятельно.

    Занятие рассчитано на два урока. Урок проводится в виде объяснения нового материала включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам заданным учителем. Названия проектов учащиеся выбирают сами, согласуясь с предложенными им темами. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint, подготовленной самостоятельно или совместно с учителем. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп.

    План урока.

    1. Сообщение темы, целей, задач и формы проведения урока.
    2. Актуализация знаний.
    3. Сообщение новых знаний. Формулирование проблемы.
    4. Презентации PowerPoint приготовленные группами учащихся по поставленным проблемным вопросам с последующим обсуждением:
  • Главная проблема урока: “Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?”
  • Реформа П.Д.Киселева: попытка решить крестьянский вопрос или отвлекающий маневр?
  • Почему именно при Николае I появляется теория официальной народности?
  • Отвечала ли денежная реформа нуждам экономики?
  • Была ли необходима кодификация законов?
    1. Формулирование выводов.
    2. Подведение итогов урока.

    Ход урока

    I. Учитель приветствует учащихся, сообщает тему, задачи и цели урока, а также информирует о форме проведения урока. Перед учащимися ставится главная проблема урока-проекта: чем являлось правление Николая I – периодом кризиса и реакции или консервативной модернизации?

    II. Актуализация знаний проводится в форме фронтального устного опроса:

    1. Назвать период правления Александра I и выделить главные периоды его правления.
    2. Доказать, что первый период его правления – период либеральных начинаний.
    3. Почему второй период его правления ознаменовался отходом от либеральных ценностей?
    4. Какие, с вашей точки зрения, главные проблемы тормозили в это время развитие страны и почему?
    5. Кто попытался решить эти проблемы, и каким образом?

    III. Сообщение новых знаний. Формулирование проблемы. (Рассказ учителя сопровождается слайдами)

    - Следующий период, который мы с вами рассмотрим и изучим, это период правления Николая I (1825-1855г.г.) Третий сын в семье, по всем признакам он никогда не мог стать императором.

    - Почему? (учащиеся отвечают)

    - Николай Павлович был человеком, уделом которого должна была стать военная служба, к чему его и готовили. Его воспитатель Ламсдорф оказывал на ребенка постоянное мopaльное давление и даже допускал телесные наказания. Впоследствии Николай вспоминал о своем воспитании со смешанным чувством, а свое образование считал абсолютно неудовлетворительным. Его наставниками были известные ученые в области философии, литературы и т.п., но преподавание велось так сухо, что он навсегда проникся неприязнью к отвлеченным наукам. Значительно больше его интересовало строительное и инженерное дело, пристрастие к которому он сохранил на всю жизнь. Вы, наверное, слышали, что именно Николай военизировал такие гражданские отрасли народного хозяйства, как лесное, горное, инженерное, речное, и поэтому и поныне железнодорожники, лесники, работники речного флота имеют форму подобную военной. Военизированная атмосфера Петербурга с ранних лет определила увлечение Николая военным делом, особенно тем, что касалось его внешней, парадной стороны. Завершающим этапом воспитания Николая стали два путешествия, проделанные в 1816 г. с чисто учебной целью: по некоторым губерниям России и за границу — в Англию, в результате чего он не только получил наглядное представление о внутреннем состоянии и проблемах своей страны, но и познакомился с опытом развития одной из самых передовых для своего времени социально-политических систем. Однако складывающаяся собственная политическая система взглядов Николая отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью.

    Но вернемся к начальному этапу правления Николая и выясним, как он становится императором. О том, как и в каких условиях это происходило, вы узнаете из сообщения.

    Сообщение учащегося о восшествии Николая Павловича на престол (можно сопровождать слайдами презентации).

    - Что же происходит в это время в России?

    - Восстание на Сенатской площади подавлено, в обществе нарастают консервативные тенденции. Это был очень противоречивый период, как и сам император. Я предлагаю вам самим в конце занятия ответить на вопрос, который вы видите на экране, и который стал темой нашего исследования. Запишите его в тетрадь.

    - Вновь обратите внимание и на проблемные вопросы нашего сегодняшнего исследования и также перепишите их в тетради (вернуться к слайду 3).

    Демонстрация слайда

    - Для того чтобы вам было легче ответить на поставленные вопросы, ознакомьтесь с мнением современников о Николае I.

    Демонстрация соответствующих слайдов (высказывания А.С.Пушкина, В.О.Ключевского, А.Е.Преснякова, Ф.И.Тютчева).

    Комментарий учителя:

    Среди поcмepтных стихов Тютчева имеется эпиграмма, посвященная памяти Николая I:

    Не богу ты служил и не России,
    Служил лишь суете своей,
    И все дела твои, и добрые, и злые, -
    Все было ложь в тебе, все призpaки пустые:
    Ты был не царь, а лицедей.

    Не странен ли этот саркастический портрет императора в устах славянофила и монархиста Тютчева? Сам Николай полагал, что он служит идее истинного самодержавия, и эту его уверенность разделяли многие ревнители старого порядка. Но вот оказывается, что один из самых примечательных романтиков русской империи клеймит этого государя жестоко, не щадя вовсе его памяти.

    Кто же был Николай Павлович Романов? Был ли он, как надеялся Пушкин в I826 году, подобен его "пращуру" - Петру Великому -

    Как он, неутомим и тверд,
    И памятью, как он, незлобен...

    или он "служил лишь суете своей", как думал Тютчев, царедворец и дипломат, знавший прекрасно кулисы монархии?

    Ответить на этот вопрос возможно, вглядевшись пристально в лицо этого незаурядного государя. Сделать это, однако, не так легко, ибо Николай Павлович Романов не случайно любил посещать маскарады: это его пристрастие к личинам хаpaктерно для его биографии. В нем вовсе не было тех душевных сомнений, какие были свойственны его брату Александру, но однообразие своего бездушного деспотизма Николай Павлович умел рядить в разные наряды.

    - Будучи очень дисциплинированным человеком, Николай пытался создать такое же дисциплинированное государство. Одной из первоочередных внутриполитических задач стало укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления и усиление режима личной власти монарха. При Николае I была создана продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны, основанная на централизации и жесткой регламентации. Для этого, созданная еще в 1812 г. Александром I Собственная его императорского величества канцелярия, была превращена Николаем I в основной инструмент укрепления режима личной власти, высший орган государственного управления, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. Шесть ее отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед императором.

    Объяснение схемы центральных органов власти по слайду презентации. По ходу объяснения схемы, учащиеся заносят ее в тетрадь.

    IV. Презентации учащихся по проблемным вопросам исследования.

    1. Почему именно при Николае I появляется “теория официальной народности”?

    - В это время правящие круги стали ощущать острую необходимость в государственной идеологии. Почему? И что это была за идеология, расскажут исследователи данного вопроса.

    Презентация группы учащихся. Остальные учащиеся заполняют таблицу для рецензий.

    Обсуждение проблемного вопроса.

    2. Была ли необходима кодификация законов?

    - Вспомните, для каких целей было создано 2-е отделение? (для упорядочения законов). Как же происходила кодификация законов? Кто провел эту работу? Была ли она необходима? Обо всем этом расскажут исследователи второй группы.

    Презентация группы учащихся. Остальные учащиеся заполняют таблицу для рецензий.

    Обсуждение проблемного вопроса.

    1. Реформа П.Д.Киселева: попытка решения крестьянского вопроса или отвлекающий маневр?

- “Крепостное право – это зло, но большее зло – это уничтожить его немедленно” - так высказывался Николай I по поводу крепостного права, осознавая его пагубность для страны. Как же пытался и пытался ли вообще император решить данную проблему?

Презентация группы учащихся. Остальные учащиеся заполняют таблицу для рецензий.

Обсуждение проблемного вопроса.

    1. Отвечала ли денежная реформа нуждам экономики?

    - Известно, что Николай I очень серьезно относился к вопросам экономического развития. В 30-40-е годы XIX века в стране начался промышленный переворот.

    - Дайте определение промышленного переворота.

    - Развитие промышленности и торговли требовало проведения покровительственной политики, выразителем которой стал Е.Ф.Канкрин. Под его руководством в 1839-1844 г.г. была осуществлена денежная реформа, о которой мы с вами и поговорим.

    Презентация группы учащихся. Остальные учащиеся заполняют таблицу для рецензий.

    Обсуждение проблемного вопроса.

    V. Формулирование выводов (по главной проблеме урока).

    Выступления учащихся, во время которых вновь на экране появляются слайды с высказываниями об императоре.

    VI. Подведение итогов урока.

    Итак, ряд крупнейших государственных деятелей, таких как М.М.Сперанский, П.Д.Киселев, Е.Ф.Канкрин были ближайшими сподвижниками Николая I. С ними связаны главные достижения эпохи.

    В обществе все более созревали предпосылки для серьезных социальных преобразований, осуществленных в 1860-х годах.

    В исторической науке есть мнение, что именно при Николае I просвещенная бюрократия, представленная в Александровскую эпоху талантливыми “одиночками” вроде М.М.Сперанского, стала достаточно широким социальным явлением, что создало условия и предпосылки для великих преобразований совершенных в 60-е г.г. XIX века. Об этих преобразованиях мы узнаем немного позже.

    Домашнее задание: § 60, 61. Работа с документом на стр. 160.


Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

03 07 2022 8:21:28

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения


    Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения

      От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории. ...

02 07 2022 8:12:33

Избирательное право


    Избирательное право

      Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...

01 07 2022 21:25:46

Классный час на тему "Холокост"


    Классный час на тему "Холокост"

      Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...

30 06 2022 7:45:25

Открытый урок-презентация "Выступление декабристов"


    Открытый урок-презентация "Выступление декабристов"

      Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...

29 06 2022 14:45:42

Повторительно-обобщающий урок "Расцвет Средневековья"


    Повторительно-обобщающий урок "Расцвет Средневековья"

      Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....

28 06 2022 23:24:16

Война за Россию. 11-й класс


    Война за Россию. 11-й класс

      Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....

27 06 2022 11:35:52

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"


    Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

      Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

26 06 2022 8:53:30

Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"


    Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"

      На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....

25 06 2022 1:23:38

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации


    Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

      2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....

24 06 2022 18:57:13

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида


    Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

      Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....

23 06 2022 9:54:58

Создание Красной Армии


    Создание Красной Армии

      Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....

22 06 2022 10:49:50

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"


    Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

      Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

21 06 2022 10:20:20

Урок истории в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Смутное время. Спасители земли Русской"


    Урок истории в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Смутное время. Спасители земли Русской"

      Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...

20 06 2022 17:28:42

Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе


    Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

      Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

19 06 2022 21:17:46

Внеклассное мероприятие по истории. Праздник "Рождество в средневековом городе"


    Внеклассное мероприятие по истории. Праздник "Рождество в средневековом городе"

      Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...

18 06 2022 7:15:52

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе


    Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

      Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...

17 06 2022 9:54:41

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

16 06 2022 14:24:40

Великая Отечественная война. Тема: "900 дней и ночей" (4-й класс)


    Великая Отечественная война. Тема: "900 дней и ночей" (4-й класс)

      В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...

15 06 2022 19:26:38

Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию


    Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию

      В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....

14 06 2022 10:21:42

Урок по обществознанию "Правовые основы бpaка и семьи". 9-й класс


    Урок по обществознанию "Правовые основы бpaка и семьи". 9-й класс

      Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....

13 06 2022 6:28:32

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

12 06 2022 4:55:18

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории


    Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

      Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...

11 06 2022 22:47:12

Сценарий праздника "День народного единства", посвященного 400-летию со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (1612–2012)


    Сценарий праздника "День народного единства", посвященного 400-летию со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (1612–2012)

      Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....

10 06 2022 16:48:52

Начальный этап Второй мировой войны (1939–1942 гг.), 9-й класс


    Начальный этап Второй мировой войны (1939–1942 гг.), 9-й класс

      На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....

09 06 2022 2:49:22

Историческая игра "Битва титанов"


    Историческая игра "Битва титанов"

      Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....

08 06 2022 11:43:44

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"


    Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

      Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

07 06 2022 18:47:28

Формирование компетентности в результате интеграции истории и предметов гуманитарного цикла


    Формирование компетентности в результате интеграции истории и предметов гуманитарного цикла

      Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....

06 06 2022 4:48:26

Информационные технологии на уроке истории России по теме: "Страна победившего социализма". 1-й класс


    Информационные технологии на уроке истории России по теме: "Страна победившего социализма". 1-й класс

      Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека. ...

05 06 2022 20:38:10

Дифференцированное обучение истории в профильном (юридическом) классе


    Дифференцированное обучение истории в профильном (юридическом) классе

      Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....

04 06 2022 3:57:58

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда


    Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда

      Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....

03 06 2022 7:27:11

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"


    Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

      В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

02 06 2022 6:43:20

Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)


    Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)

      Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...

01 06 2022 7:33:38

Урок истории в 5-м классе. Тема: "Троянская война и героические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"


    Урок истории в 5-м классе. Тема: "Троянская война и героические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"

      Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...

31 05 2022 12:23:13

Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс


    Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс

      Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....

30 05 2022 0:54:27

Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы


    Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы

      Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...

29 05 2022 21:22:25

Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)


    Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)

      Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....

28 05 2022 12:40:29

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

27 05 2022 1:33:21

Тема урока: "Куликовская битва"


    Тема урока: "Куликовская битва"

      Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...

26 05 2022 23:58:55

Урок-игра "Государственные символы России"


    Урок-игра "Государственные символы России"

      Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

25 05 2022 16:59:52

Рыцарский турнир


    Рыцарский турнир

      Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...

24 05 2022 2:32:24

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"


    Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

      Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

23 05 2022 15:39:41

Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"


    Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"

      Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....

22 05 2022 15:16:34

Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.


    Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.

      Конспект урока по истории России для 11-го класса....

21 05 2022 6:57:31

Урок-лаборатория по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья"


    Урок-лаборатория по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья"

      Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....

20 05 2022 19:38:37

Путешествие по Древнему Востоку. 5-й класс


    Путешествие по Древнему Востоку. 5-й класс

      Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....

19 05 2022 14:19:31

Урок истории по теме "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева". 7-й класс


    Урок истории по теме "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....

18 05 2022 11:13:32

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе


    Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

      Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...

17 05 2022 6:30:18

Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"


    Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"

      Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...

16 05 2022 19:38:35

Мультимедийные файлы. Презентации. ИКТ на уроках истории


    Мультимедийные файлы. Презентации. ИКТ на уроках истории

      В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....

15 05 2022 18:50:57

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::