Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)


    Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

Цели:

  • создать условия для формирования представлений учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны (на примере семьи Степановых);
  • «погрузиться» в историю своей семьи, расширить знания о ней;
  • формировать патриотические чувства на основе исторических событий прошлого.

Оборудование:

  • портреты семьи Степановых (Приложение),
  • магнитофон,
  • фонограмма песни «Зажгите свечи».

Опережающее задание для учащихся: подготовить сообщение на тему «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны».

ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя

Статус семьи в мире очень высок. В связи с этим по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 20 сентября 1993 года отмечается Международный день семьи. В России он празднуется ежегодно с 1995 года 15 мая.
А 2008 год в рамках Национального проекта был объявлен годом семьи.
История страны складывается из маленьких истории таких семей как океан из крохотных капель.
Всех своих сыновей Епистиния Федоровна запомнила уходящими.
Вначале приходили письма, а потом – «похоронки». Слушала мать (читали соседи, сама не могла) страшные в своем торжественном лаконизме слова, разумом осознавая весь ужас случившегося, а сердце твердило: нет…нет, живы дети.
Долгие годы она жила надеждой на чудо.
Мать бережно хранила их вещи.
Каждый год в День Победы, пока жива была, приходила Епистиния Федоровна на центральную площадь станицы Днепровской, к монолиту, на котором высечены имена её сыновей. В 1975 году в районном центре Тимашевске открыт музей, единственный в своём роде – музей одной семьи, семьи Степановых.

Ей приснилось, что она – Россия

Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров не ожидать!
От глухих рыданий обессиля,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она – сома Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле вихрем опаленным,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поименно,
Сыновей, что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна…
Снег дымится, он пропитан кровью.
Меж убитых тихо мать идет
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье вечность им кладет…
А в душе не иссякает сила.
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она – Россия,
Мать ста миллионов сыновей!

Л. Татьяничева

II. Сообщения учащихся

Епистиния Федоровна Спепанова 1874-1969

Родина наградила Епистинию Федоровну боевым орденом.
Маршал Советского Союза А.А. Гречко писал ей: «Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена.
…Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, перед Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».
7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Ей было 94 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями.

Михаил Николаевич Степанов (1873-1933)

С первых дней организации на хуторе ревкома стал Михаил Николаевич самым активным его помощником. Случалось, налетели белоказаки – брал в руки винтовку, вместе с товарищами уходил в плавни. В один из таких налетов был схвачен и убит белогвардейцами семнадцатилетний сын Александр.
Михаил Николаевич принял самое горячее участие в организации первого на хуторе колхоза.
Но нелегкая жизнь, пережитые невзгоды подорвали здоровье. В один из осенних дней 1933 года Михаила Николаевича не стало он умер на посту, охраняя колхозный хлеб на току, в возрасте 60 лет.

Александр Михайлович Степанов (1901-1918)

Это было в разгар летней страды 1918. Степановы убирали урожай. Александр, старший сын, был в семье первым помощником.
В тот страшный день из станицы Тимашевской по позициям белых из пулемётов били красноармейцы. Хутор оказался в зоне артиллерийско-пулемётного огня. В поле Александра схватили белогвардейцы. Александра жестоко пытали.Расстрелян белогвардейцами в возрасте 17 лет.

Федор Михайлович Степанов (1912-1939)

Весной 1939 года успешного окончил курсы комaндиров в Краснодаре.
В те годы на Дальнем Востоке было неспокойно.
Полк, в который прибыл Федор, находился в районе реки Халхин-Гол. Полку было приказано овладеть высотами. В том жестоком бою, подняв взвод в атаку, младший лейтенант Ф.М.Степанов пал cмepтью храбрых. Погиб в возрасте 27 лет.

Павел Михайлович Степанов (1919-1941)

Павел Степанов был направлен на учебу в Киевское военное училище. Летом 1941 года лейтенант Павел Степанов служил в Белоруссии.
…24 июня 1941 года. Поднятые по тревоге, воины с ходу вступили в бой с гитлеровскими захватчиками. Били их до последнего снаряда. И отходили на восток.
Где погиб и захоронен Павел – пока сведений нет. Погиб в возрасте 22 лет.

Иван Михайлович Степанов (1915-1942)

Зимой 1940 года лейтенант Иван Степанов участвовал в боях с белофиннами.
Великая Отечественная война застала его на западной границе, в Белоруссии. Советские воины дрались с фашистами до последнего патрона. Ночью пошли на прорыв, но из окружения вышли не все. Степанов, тяжело раненный, был схвачен гитлеровцами. Едва поправившись – бежал. Осенью 1941 года Иван Степанов, обессиленный, добрался до деревни Великий Лес, что недалеко от Минска. Его укрыли в семье колхозника.
Почти год сражался Иван в партизанском отряде. Однажды фашисты выследили Ивана Степанова и расстреляли. Ему было 27 лет.

Василий Михайлович Степанов (1908-1943)

На фронт Василий ушел в первые дни Великой Отечественной войны. Воевал в Крыму, выполнял важное задание в тылу врага. В 1942-м его схватили фашисты и бросили за колючую проволоку в лагерь военнопленных. Немного окреп – бежал, связался с подпольщиками, а через них с партизанами.
2 ноября 1943 года во время выполнения задания в Никополе – ему было приказано взорвать мост через реку – Василий был вновь схвачен фашистами и брошен в тюрьму. Его жестоко пытали, но он держался стойко.
Через 2 недели на окраине города Никополя гитлеровцы расстреляли 78 патриотов. Погиб в возрасте 35 лет.

Илья Михайлович Степанов (1917-1943)

Когда в октябре 1937года Илью призвали на действительную службу в армию, он заявил, что желает учиться на танкиста. Через два года выпускник 1-го Саратовского училища лейтенант Илья Степанов был назначен комaндиром взвода в Прибалтике. Там и принял боевое крещение в первый день Великой Отечественной войны. В бою против фашистских захватчиков был ранен. Долго находился в госпитале в Ростове. Воевал под Сталинградом. Опять госпиталь.
И снова жестокие бои. В декабре 42-го Илья Степанов был ранен в третий раз. В мае 1943 года он писал Епистинии Федоровне: « Много думаю о Вас, живу мысленно с Вами, родная мама.. Ваш сын Илюша».
Это последнее письмо.
14 июля 1943 года комaндир роты И.М.Степанов пал cмepтью храбрых на Курской дуге, в ожесточенном танковом бою в возрасте 26 лет.

Александр Михайлович Степанов (192-1943)

Его назвали Александром, именем погибшего старшего брата.
Воевал Александр Степанов в составе Сталинградского корпуса. В ночь на 9 августа 1943 года комaндир взвода получил приказ – разминировать проходы в минных полях для наступления танков и пехоты. И под огнём врага выполнил это задание, обеспечив успех наступательной операции.
Сохранились фронтовые письма Александра. Вот одно из них: «Скоро, мама, мы возвратимся с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле. До свидания. Ваш Саша».
И снова бои. На этот раз в составе стрелкового подразделения. Комaндир роты Александр Степанов одним из первых форсировал Днепр и ценой невероятных усилий вместе со своими бойцами удерживал плацдарм на правом берегу. 2 октября 1943 года на подступах к Киеву, было отбито шесть яростных атак фашистов. Степанов остался один, один отражал и седьмую атаку. Последней противотанковой гранатой взорвал себя и окруживших его врагов. За этот подвиг двадцатилетний коммунист Александр Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб в боях на Днепре в возрасте 20 лет.

Филипп Михайлович Степанов (1910-1945)

Ему, как и брату Василию, довелось воевать в Крыму. Однажды они встретились на фронтовой дороге. В октябре 41-го в письме к матери и жене Василий сообщил: «Видел Филю, случайно встретились. Посидели, поговорили с час…». Это была их последняя встреча.
Свой последний бой с фашистами он принял в районе Харькова. В мае 1942 года, будучи тяжело раненным, был пленен. Чуть оправился – бежал из концлагеря. Гитлеровцы его схватили, зверски избили и отправили в глубь Германии.
Уже после победы Епистиния Федоровна узнала о последнем часе своего сына. Исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР прислал ей из Москвы официальный документ. «По имеющимся у нас сведениям, – говорилось в нем, – гр.Степанов Филипп Михайлович…умер 10 февраля 1945 года в Германии, в лагере № 326…» Гитлеровцы замучили советского солдата. Погиб в возрасте 35 лет.

Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою.
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть.
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, – он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой.

(Г.Акопян)

Николай Михайлович Степанов (1903-1963)

Николай ушел на фронт в августе 1941 года воевал в составе Донского кавалерийского корпуса. Сражался на Северном Кавказе, освобождал от фашистских захватчиков Украину, несколько раз был ранен, очень тяжело – в октябре 1944 года. Осколки повредили правую ногу. Восемь месяцев боролись за его жизнь врачи в Кисловодском госпитале.
Воспоминания о доме, о матери, братьях помогали бороться за жизнь. Николай не знал, что матери с фронта прислали на него «похоронку», что горевала о сыне Епистиния Федоровна.
В августе 45-го вернулся он домой.
Весь израненный, он жил не в тиши своего садика, а на людях. Как и до войны, пока руки держали инструмент, трудился в колхозной строительной бригаде плотником. Иногда брал баян, и над притихшей от дневных забот станичной улицей плыла мелодия фронтовой «Землянки».
В 1963 году от ран, полученных на фронте, умер единственный вернувшийся с войны сын Епистинии Федоровны – Николай. В возрасте 60 лет.

Вечный огонь

Под шатром нескончаемой сини
У живого огня я стою.
Потому и не пала Россия,
Что сыны её пали в бою.
Полыхает суровое пламя,
Обелиск не уходит с поста.
Может это не пламя, а знамя
Вдруг свои разомкнуло уста.
Мне понятна геройская сила,
И понятен язык для меня.
Это Родина нас научила
Правде века и правде огня,

(В.Колыхалов)




Урок по истории Средних веков, 6-й класс "Время соборов"


    Урок по истории Средних веков, 6-й класс "Время соборов"

      На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....

18 01 2022 14:59:45

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"


    Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

      Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...

17 01 2022 21:40:26

Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»


    Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»

      Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы " Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего " Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....

16 01 2022 21:58:56

Внеклассное мероприятие по истории "Незаменимые помощницы истории"


    Внеклассное мероприятие по истории "Незаменимые помощницы истории"

      Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди команд 8–11-х классов....

15 01 2022 22:40:27

"Первобытность. Жизнь первобытных людей"


    "Первобытность. Жизнь первобытных людей"

      Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей». ...

14 01 2022 16:30:13

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"


    Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

      Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...

13 01 2022 15:54:54

Программа "Музейная педагогика"


    Программа "Музейная педагогика"

      Программа « Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....

12 01 2022 16:57:44

Урок истории Древнего мира по теме "Зарождение демократии в Афинах". 5-й класс


    Урок истории Древнего мира по теме "Зарождение демократии в Афинах". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....

11 01 2022 15:42:48

"Память о них жива. Подвиг их бесcмepтен". Внеклассная работа по истории


    "Память о них жива. Подвиг их бесcмepтен". Внеклассная работа по истории

      Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....

10 01 2022 20:36:35

Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся


    Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся

      Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему " Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...

09 01 2022 17:35:25

Игра по истории, посвящённая 23 февраля "Надёжный щит Отечества"


    Игра по истории, посвящённая 23 февраля "Надёжный щит Отечества"

      Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....

08 01 2022 12:38:45

Наука и образование в первой половине XIX века


    Наука и образование в первой половине XIX века

      Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....

07 01 2022 15:33:18

Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории и обществознания "Международное гуманитарное право"


    Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории и обществознания "Международное гуманитарное право"

      Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами М Г П и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...

06 01 2022 15:29:46

О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)


    О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)

      В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта". ...

05 01 2022 18:48:25

Модельные задачи по истории как средство формирования и оценивания образовательных достижений учащихся в процессе реализации требований ФГОС ООО


    Модельные задачи по истории как средство формирования и оценивания образовательных достижений учащихся в процессе реализации требований ФГОС ООО

      Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....

04 01 2022 6:34:32

Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа


    Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа

      Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....

03 01 2022 19:41:14

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 7-х классов по теме "Россия при Петре Великом"


    Повторительно-обобщающий урок для учащихся 7-х классов по теме "Россия при Петре Великом"

      На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....

02 01 2022 13:16:56

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

01 01 2022 19:57:10

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"


    Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

      Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

31 12 2021 2:26:40

Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)


    Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)

      Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...

30 12 2021 22:36:16

Урок по теме "Балканы и Малая Азия в XIII–XIV вв. Завоевания турок-османов"


    Урок по теме "Балканы и Малая Азия в XIII–XIV вв. Завоевания турок-османов"

      Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова. ...

29 12 2021 10:38:46

Интеpaктивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс


    Интеpaктивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс

      Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....

28 12 2021 9:51:45

Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)

      Обобщающий урок по теме « Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....

27 12 2021 15:11:57

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"


    Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

      Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

26 12 2021 1:57:11

Урок "Образование единого государства в Китае". 5-й класс


    Урок "Образование единого государства в Китае". 5-й класс

      Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь. ...

25 12 2021 5:21:26

Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс


    Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс

      Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....

24 12 2021 8:48:48

Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"

      Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...

23 12 2021 15:47:44

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций


    Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

      Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

22 12 2021 5:33:38

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

21 12 2021 18:19:18

Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"


    Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

      Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

20 12 2021 16:20:19

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"


    Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

      На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

19 12 2021 8:39:24

"Уроки благотворительности" (методические разработки)


    "Уроки благотворительности" (методические разработки)

      За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. ...

18 12 2021 16:10:38

Тесты по теме "История России с древнейших времен до XVII в." для подготовки к ЕГЭ по истории


    Тесты по теме "История России с древнейших времен до XVII в." для подготовки к ЕГЭ по истории

      Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....

17 12 2021 6:40:13

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для среднего (полного) общего образования


    Рабочая программа по истории (базовый уровень) для среднего (полного) общего образования

      Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....

16 12 2021 17:47:34

Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"


    Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

      Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....

15 12 2021 7:38:47

Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории


    Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории

      Цель работы: формирование практических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....

14 12 2021 5:58:40

Открытое заседание НОУ "Родники" по теме "Я помню! Я горжусь!"


    Открытое заседание НОУ "Родники" по теме "Я помню! Я горжусь!"

      Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....

13 12 2021 22:56:46

Цивилизации эпохи Средневековья: европейская. 10-й класс


    Цивилизации эпохи Средневековья: европейская. 10-й класс

      В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....

12 12 2021 21:49:15

Урок по теме "История одной реформы", 11-й класс


    Урок по теме "История одной реформы", 11-й класс

      Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....

11 12 2021 13:45:12

По страницам поэм Гомера. Возникновение греческих полисов


    По страницам поэм Гомера. Возникновение греческих полисов

      Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....

10 12 2021 1:15:37

Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс


    Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс

      Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....

09 12 2021 0:13:24

Правовая игра "Конституция — основной закон государства"


    Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

      Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...

08 12 2021 9:39:38

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. 7-й класс


    Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. 7-й класс

      Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....

07 12 2021 1:40:13

Урок обществознания по теме "Закон и власть"


    Урок обществознания по теме "Закон и власть"

      Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...

06 12 2021 23:31:45

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

05 12 2021 15:32:25

Школьный медиамузей


    Школьный медиамузей

      Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....

04 12 2021 20:55:21

Разработка открытого урока по теме "Древний Восток"


    Разработка открытого урока по теме "Древний Восток"

      Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...

03 12 2021 10:20:20

Урок истории по теме "Первая война Рима с Карфагеном". 5-й класс


    Урок истории по теме "Первая война Рима с Карфагеном". 5-й класс

      Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....

02 12 2021 20:10:23

Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)


    Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)

      Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....

01 12 2021 18:39:48

Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"


    Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"

      Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....

30 11 2021 8:39:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::