Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)


    Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)


Цели:

  • создать условия для формирования представлений учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны (на примере семьи Степановых);
  • «погрузиться» в историю своей семьи, расширить знания о ней;
  • формировать патриотические чувства на основе исторических событий прошлого.

Оборудование:

  • портреты семьи Степановых (Приложение),
  • магнитофон,
  • фонограмма песни «Зажгите свечи».

Опережающее задание для учащихся: подготовить сообщение на тему «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны».

ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя

Статус семьи в мире очень высок. В связи с этим по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 20 сентября 1993 года отмечается Международный день семьи. В России он празднуется ежегодно с 1995 года 15 мая.
А 2008 год в рамках Национального проекта был объявлен годом семьи.
История страны складывается из маленьких истории таких семей как океан из крохотных капель.
Всех своих сыновей Епистиния Федоровна запомнила уходящими.
Вначале приходили письма, а потом – «похоронки». Слушала мать (читали соседи, сама не могла) страшные в своем торжественном лаконизме слова, разумом осознавая весь ужас случившегося, а сердце твердило: нет…нет, живы дети.
Долгие годы она жила надеждой на чудо.
Мать бережно хранила их вещи.
Каждый год в День Победы, пока жива была, приходила Епистиния Федоровна на центральную площадь станицы Днепровской, к монолиту, на котором высечены имена её сыновей. В 1975 году в районном центре Тимашевске открыт музей, единственный в своём роде – музей одной семьи, семьи Степановых.

Ей приснилось, что она – Россия

Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров не ожидать!
От глухих рыданий обессиля,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она – сома Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле вихрем опаленным,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поименно,
Сыновей, что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна…
Снег дымится, он пропитан кровью.
Меж убитых тихо мать идет
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье вечность им кладет…
А в душе не иссякает сила.
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она – Россия,
Мать ста миллионов сыновей!

Л. Татьяничева

II. Сообщения учащихся

Епистиния Федоровна Спепанова 1874-1969

Родина наградила Епистинию Федоровну боевым орденом.
Маршал Советского Союза А.А. Гречко писал ей: «Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена.
…Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, перед Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».
7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Ей было 94 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями.

Михаил Николаевич Степанов (1873-1933)

С первых дней организации на хуторе ревкома стал Михаил Николаевич самым активным его помощником. Случалось, налетели белоказаки – брал в руки винтовку, вместе с товарищами уходил в плавни. В один из таких налетов был схвачен и убит белогвардейцами семнадцатилетний сын Александр.
Михаил Николаевич принял самое горячее участие в организации первого на хуторе колхоза.
Но нелегкая жизнь, пережитые невзгоды подорвали здоровье. В один из осенних дней 1933 года Михаила Николаевича не стало он умер на посту, охраняя колхозный хлеб на току, в возрасте 60 лет.

Александр Михайлович Степанов (1901-1918)

Это было в разгар летней страды 1918. Степановы убирали урожай. Александр, старший сын, был в семье первым помощником.
В тот страшный день из станицы Тимашевской по позициям белых из пулемётов били красноармейцы. Хутор оказался в зоне артиллерийско-пулемётного огня. В поле Александра схватили белогвардейцы. Александра жестоко пытали.Расстрелян белогвардейцами в возрасте 17 лет.

Федор Михайлович Степанов (1912-1939)

Весной 1939 года успешного окончил курсы комaндиров в Краснодаре.
В те годы на Дальнем Востоке было неспокойно.
Полк, в который прибыл Федор, находился в районе реки Халхин-Гол. Полку было приказано овладеть высотами. В том жестоком бою, подняв взвод в атаку, младший лейтенант Ф.М.Степанов пал cмepтью храбрых. Погиб в возрасте 27 лет.

Павел Михайлович Степанов (1919-1941)

Павел Степанов был направлен на учебу в Киевское военное училище. Летом 1941 года лейтенант Павел Степанов служил в Белоруссии.
…24 июня 1941 года. Поднятые по тревоге, воины с ходу вступили в бой с гитлеровскими захватчиками. Били их до последнего снаряда. И отходили на восток.
Где погиб и захоронен Павел – пока сведений нет. Погиб в возрасте 22 лет.

Иван Михайлович Степанов (1915-1942)

Зимой 1940 года лейтенант Иван Степанов участвовал в боях с белофиннами.
Великая Отечественная война застала его на западной границе, в Белоруссии. Советские воины дрались с фашистами до последнего патрона. Ночью пошли на прорыв, но из окружения вышли не все. Степанов, тяжело раненный, был схвачен гитлеровцами. Едва поправившись – бежал. Осенью 1941 года Иван Степанов, обессиленный, добрался до деревни Великий Лес, что недалеко от Минска. Его укрыли в семье колхозника.
Почти год сражался Иван в партизанском отряде. Однажды фашисты выследили Ивана Степанова и расстреляли. Ему было 27 лет.

Василий Михайлович Степанов (1908-1943)

На фронт Василий ушел в первые дни Великой Отечественной войны. Воевал в Крыму, выполнял важное задание в тылу врага. В 1942-м его схватили фашисты и бросили за колючую проволоку в лагерь военнопленных. Немного окреп – бежал, связался с подпольщиками, а через них с партизанами.
2 ноября 1943 года во время выполнения задания в Никополе – ему было приказано взорвать мост через реку – Василий был вновь схвачен фашистами и брошен в тюрьму. Его жестоко пытали, но он держался стойко.
Через 2 недели на окраине города Никополя гитлеровцы расстреляли 78 патриотов. Погиб в возрасте 35 лет.

Илья Михайлович Степанов (1917-1943)

Когда в октябре 1937года Илью призвали на действительную службу в армию, он заявил, что желает учиться на танкиста. Через два года выпускник 1-го Саратовского училища лейтенант Илья Степанов был назначен комaндиром взвода в Прибалтике. Там и принял боевое крещение в первый день Великой Отечественной войны. В бою против фашистских захватчиков был ранен. Долго находился в госпитале в Ростове. Воевал под Сталинградом. Опять госпиталь.
И снова жестокие бои. В декабре 42-го Илья Степанов был ранен в третий раз. В мае 1943 года он писал Епистинии Федоровне: « Много думаю о Вас, живу мысленно с Вами, родная мама.. Ваш сын Илюша».
Это последнее письмо.
14 июля 1943 года комaндир роты И.М.Степанов пал cмepтью храбрых на Курской дуге, в ожесточенном танковом бою в возрасте 26 лет.

Александр Михайлович Степанов (192-1943)

Его назвали Александром, именем погибшего старшего брата.
Воевал Александр Степанов в составе Сталинградского корпуса. В ночь на 9 августа 1943 года комaндир взвода получил приказ – разминировать проходы в минных полях для наступления танков и пехоты. И под огнём врага выполнил это задание, обеспечив успех наступательной операции.
Сохранились фронтовые письма Александра. Вот одно из них: «Скоро, мама, мы возвратимся с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле. До свидания. Ваш Саша».
И снова бои. На этот раз в составе стрелкового подразделения. Комaндир роты Александр Степанов одним из первых форсировал Днепр и ценой невероятных усилий вместе со своими бойцами удерживал плацдарм на правом берегу. 2 октября 1943 года на подступах к Киеву, было отбито шесть яростных атак фашистов. Степанов остался один, один отражал и седьмую атаку. Последней противотанковой гранатой взорвал себя и окруживших его врагов. За этот подвиг двадцатилетний коммунист Александр Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб в боях на Днепре в возрасте 20 лет.

Филипп Михайлович Степанов (1910-1945)

Ему, как и брату Василию, довелось воевать в Крыму. Однажды они встретились на фронтовой дороге. В октябре 41-го в письме к матери и жене Василий сообщил: «Видел Филю, случайно встретились. Посидели, поговорили с час…». Это была их последняя встреча.
Свой последний бой с фашистами он принял в районе Харькова. В мае 1942 года, будучи тяжело раненным, был пленен. Чуть оправился – бежал из концлагеря. Гитлеровцы его схватили, зверски избили и отправили в глубь Германии.
Уже после победы Епистиния Федоровна узнала о последнем часе своего сына. Исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР прислал ей из Москвы официальный документ. «По имеющимся у нас сведениям, – говорилось в нем, – гр.Степанов Филипп Михайлович…умер 10 февраля 1945 года в Германии, в лагере № 326…» Гитлеровцы замучили советского солдата. Погиб в возрасте 35 лет.

Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою.
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть.
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, – он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой.

(Г.Акопян)

Николай Михайлович Степанов (1903-1963)

Николай ушел на фронт в августе 1941 года воевал в составе Донского кавалерийского корпуса. Сражался на Северном Кавказе, освобождал от фашистских захватчиков Украину, несколько раз был ранен, очень тяжело – в октябре 1944 года. Осколки повредили правую ногу. Восемь месяцев боролись за его жизнь врачи в Кисловодском госпитале.
Воспоминания о доме, о матери, братьях помогали бороться за жизнь. Николай не знал, что матери с фронта прислали на него «похоронку», что горевала о сыне Епистиния Федоровна.
В августе 45-го вернулся он домой.
Весь израненный, он жил не в тиши своего садика, а на людях. Как и до войны, пока руки держали инструмент, трудился в колхозной строительной бригаде плотником. Иногда брал баян, и над притихшей от дневных забот станичной улицей плыла мелодия фронтовой «Землянки».
В 1963 году от ран, полученных на фронте, умер единственный вернувшийся с войны сын Епистинии Федоровны – Николай. В возрасте 60 лет.

Вечный огонь

Под шатром нескончаемой сини
У живого огня я стою.
Потому и не пала Россия,
Что сыны её пали в бою.
Полыхает суровое пламя,
Обелиск не уходит с поста.
Может это не пламя, а знамя
Вдруг свои разомкнуло уста.
Мне понятна геройская сила,
И понятен язык для меня.
Это Родина нас научила
Правде века и правде огня,

(В.Колыхалов)



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Методическая разработка урока контроля знаний по Единому курсу отечественной истории XX–XXI веков. 9-й класс


    Методическая разработка урока контроля знаний по Единому курсу отечественной истории XX–XXI веков. 9-й класс

      Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....

15 10 2021 10:45:15

Тема: "Средневековое европейское общество: Феодалы"


    Тема: "Средневековое европейское общество: Феодалы"

      Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....

14 10 2021 6:51:54

История России в XVII веке. Политическое развитие


    История России в XVII веке. Политическое развитие

      Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....

13 10 2021 19:56:33

Моделирование исторических событий и процессов


    Моделирование исторических событий и процессов

      Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....

12 10 2021 23:36:49

Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс


    Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

      В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....

11 10 2021 1:52:37

Конспект урока по обществознанию по теме «Гражданин Российской Федерации»


    Конспект урока по обществознанию по теме «Гражданин Российской Федерации»

      Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....

10 10 2021 23:13:37

Контрольная работа по курсу "История изобразительного искусства"

Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....

09 10 2021 5:39:17

«Трагическое начало: за страницами учебника истории». 9-й класс


    «Трагическое начало: за страницами учебника истории». 9-й класс

      Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....

08 10 2021 11:11:28

"Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие


    "Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие

      Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....

07 10 2021 17:24:23

Забытые герои великой войны


    Забытые герои великой войны

      Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....

06 10 2021 21:29:48

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс)


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс)

      Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...

05 10 2021 0:41:11

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.


    Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

      Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

04 10 2021 3:17:25

Урок английского языка в 11-м классе. Тема: "История Московского княжества"


    Урок английского языка в 11-м классе. Тема: "История Московского княжества"

      Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....

03 10 2021 14:33:19

Урок истории


    Урок истории

      Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....

02 10 2021 9:52:53

Комплект рабочих тетрадей по обществознанию. Методическое пособие для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования


    Комплект рабочих тетрадей по обществознанию. Методическое пособие для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования

      Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....

01 10 2021 7:38:33

Конкурс знатоков-пушкинистов


    Конкурс знатоков-пушкинистов

      Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...

30 09 2021 12:16:26

Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков


    Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков

      Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....

29 09 2021 13:42:56

Интегрированный урок (история + русский язык) по теме "Олимпийские игры". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + русский язык) по теме "Олимпийские игры". 5-й класс

      Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....

28 09 2021 10:24:53

Религия восточных славян. 10-й класс


    Религия восточных славян. 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....

27 09 2021 15:36:11

Внеклассное мероприятие по истории "Восточное путешествие". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие по истории "Восточное путешествие". 5-й класс

      Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

26 09 2021 7:16:32

Творческий проект по предмету «История и культура родного края» в 10-м классе. Тема: «Первые монастыри в Вологодском крае»


    Творческий проект по предмету «История и культура родного края» в 10-м классе. Тема: «Первые монастыри в Вологодском крае»

      Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....

25 09 2021 17:20:30

Восьмое чудо света


    Восьмое чудо света

      О чудесах света. От античности до современности....

24 09 2021 19:26:24

Повседневная жизнь русского города и деревни в XV–XVII вв. (женский взгляд)


    Повседневная жизнь русского города и деревни в XV–XVII вв. (женский взгляд)

      В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....

23 09 2021 18:14:35

О, незабвенное столетие!


    О, незабвенное столетие!

      Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....

22 09 2021 4:52:58

Актуальные возможности музея школы


    Актуальные возможности музея школы

      В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

21 09 2021 17:44:50

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"


    Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"

      Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....

20 09 2021 21:42:17

Урок истории и английского языка. 6-й класс. Средневековый город и его обитатели"


    Урок истории и английского языка. 6-й класс. Средневековый город и его обитатели"

      Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...

19 09 2021 0:23:39

Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"


    Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"

      Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...

18 09 2021 3:17:36

Индийские касты


    Индийские касты

      Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....

17 09 2021 11:39:11

Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Королевский Лондон", 6-й класс


    Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Королевский Лондон", 6-й класс

      Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....

16 09 2021 21:27:51

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс


    Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

      Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...

15 09 2021 16:29:49

Контрольная работа по теме "Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (формат ЕГЭ 2015 г.)


    Контрольная работа по теме "Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (формат ЕГЭ 2015 г.)

      Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....

14 09 2021 6:27:12

Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)


    Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)

      Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...

13 09 2021 11:12:39

Киевская Русь на рубеже X–XI веков. Первые русские князья


    Киевская Русь на рубеже X–XI веков. Первые русские князья

      Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии. ...

12 09 2021 0:46:22

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"


    Методическая разработка занятия археологического  кружка: "Наскальная живопись"

      Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

11 09 2021 5:39:39

Аукцион выпускников


    Аукцион выпускников

      Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....

10 09 2021 1:41:37

Обобщающий урок "Древняя Греция"


    Обобщающий урок "Древняя Греция"

      Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....

09 09 2021 10:24:40

Рабочая программа курса «Обществознание. 6-й класс»


    Рабочая программа курса «Обществознание. 6-й класс»

      Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....

08 09 2021 16:38:43

Культура России в первой половине XIX века


    Культура России в первой половине XIX века

      Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....

07 09 2021 7:59:30

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"


    Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"

      На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....

06 09 2021 19:54:54

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида


    Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

      Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....

05 09 2021 4:16:19

Викторина «Культура Древней Греции»


    Викторина «Культура Древней Греции»

      Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....

04 09 2021 18:24:38

Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс


    Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс

      Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....

03 09 2021 7:47:38

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"


    Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

      Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

02 09 2021 1:32:21

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс


    Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

01 09 2021 23:56:26

Интегрированный урок с применением ИКТ и элементами регламентированной дискуссии по курсу истории и обществознания


    Интегрированный урок с применением ИКТ и элементами регламентированной дискуссии по курсу истории и обществознания

      Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....

31 08 2021 3:36:26

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"


    Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

      Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

30 08 2021 15:45:17

Урок обществознания "Зачем нужна армия"


    Урок обществознания "Зачем нужна армия"

      Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....

29 08 2021 2:57:36

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

28 08 2021 9:52:58

Конспект урока "Чудесный образ… (Православная икона, или О том, что нам рассказывает религиозная живопись…)"


    Конспект урока "Чудесный образ… (Православная икона, или О том, что нам рассказывает религиозная живопись…)"

      Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....

27 08 2021 21:25:49

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::