Урок-семинар по теме "Движение декабристов. События 14 декабря 1825 года"
Цели урока:
- Детальное знакомство с событиями 14 декабря 1825 года.
- Развитие навыков исторического анализа источников и выявления причин, сущности и результатов исторического события;
- Воспитание гражданственности.
Оборудование:
- Фотовыставка посвященная декабристам, портреты наиболее известных декабристов,
- программы Северного и Южного обществ (Конституция и Русская Правда),
- подборка книг мемуарных воспоминаний участников восстания,
- эпиграф: “Но где, скажи, когда была, без жертв искуплена свобода” (К.Рылеев).
План:
- Вступительное слово учителя.
- Условия формирования взглядов декабристов.
- Сравнение основных идей декабристов, изложенных в программных документах.
- Оценка событий 14 декабря.
- Причины поражения.
- Значение выступления декабристов.
- Д.з. эссе.
Основные понятия: Конституция, гражданин, интеллигент, мораль, бунт, революция, дворцовый переворот, мятеж, реформаторы, либералы, радикалы.
Сегодняшний урок посвящен движению декабристов. Более полутора веков не ослабевает интерес исследователей и читателей к романтической эпохе 20-х годов 19 века, к деятелям тайных обществ, к тому времени, когда, по преданию “помыслы были чисты”.
Почему ни одна напрасная жертва русских революций не вызывает такой щемящей боли и особого благоговения, как декабристы? Не потому ли, что они были идеалистами, которые, слава богу, не перешагнули через свои убеждения. Почти в каждом из них интеллигент взял верх над революционером. Молодые русские дворяне, люди в большинстве своем благополучные и обеспеченные, ставили на карту не только карьеру, но и жизнь, для того, чтобы искоренить царящую в обществе несправедливость.
Давайте назовем их имена.
Учащиеся называют имена Никиты Муравьева, Павла Пестеля, Евгения Оболенского, Сергея Муравьева-Апостола, Михаила Лунина, Ивана Пущина, Ивана Якушкина, Сергея Трубецкого, Петра Каховского, Вильгема Кюхельбекера, Николая Тургенева, Дмитрия Щепин-Ростовского.
Условия формирования взглядов декабристов.
Учащиеся изучали биографии декабристов, на основе дополнительного материала учащиеся дают развернутые ответы на вопросы:
- Почему среди декабристов много выпускников Царскосельского лицея?
- Почему среди декабристов много участников войны 1812 г?
- Как заграничный поход 1813–1814 гг. повлиял на их взгляды?
- Какие цели выдвигали декабристы?
Имена декабристов по-разному использовали, события 14 декабря 1825 года по-разному излагались в политической истории России. С годами меняется правительства, но неизменным остается одно свобода. Поэтому эпиграфом нашего урока станут слова К.Ф.Рылеева: “Но, где, скажи, когда была, без жертв искуплена свобода?” Чтобы правильно оценить события 14 декабря 1825 года мы будем опираться на многочисленные исторические источники той эпохи. Основные принципы и идеи декабристов были изложены в программах Пестеля и Муравьева.
Сравнение основных идей декабристов, изложенных в программных документах.
- Что общего и в чем различия государственного устройства. предлагаемого этими программами?
- Как решался вопрос об отмене крепостного права?
- Кто получал избирательные права?
- Какой проект был умереннее и пpaктичнее, а какой радикальнее, нереальнее? Почему?
- Члeны Северного и Южного обществ поддерживали дружеские отношения и на встрече 1824 года лидеры обсуждали вопрос об объединении, но оно не произошло. Почему?
- Расходились ли программы в вопросе о власти в случае победы восстания?
П.Пестель считал: “Надо, чтобы в течение 10 лет Россией управляло Временное революционное правительство, революционная диктатура, обладающая властью не меньшей, чем императорская. Это правительство найдет силы, чтобы провести главные преобразования. А потом можно будет дать конституцию, демократию, избирательные права народу. Ведь Россия не Франция, демократических традиций не имеет, ведь неразвитой народ не разберется, кто его друг, а кто враг”.
К.Рылеев писал: “Надо сразу после свержения самовластия созвать Земский собор, Учредительное собрания, которые решат вопрос о власти, учредят правление.” - Случайны ли такие расхождения во взглядах?
- Какую из спорящих сторон вы бы поддержали?
Для осуществления своих планов декабристам предстояло вступить в открытое столкновение с самодержавием.
Оценка событий 14 декабря.
Итак, роковой день 14 декабря 1825 г. Было ли выступление неизбежно, было ли неизбежно поражение? Факты говорят сами за себя: известно, что еще в 1825 году декабристы не считали себя готовыми к выступлению и намечали его на конец 1826г. Летом 1825 года, за несколько месяцев до восстания, Пестель, хотел явиться к царю и открыто предоставить ему планы тайного общества, в обмен на коренные реформы, но его отговорили.
Осенью 1825 г. Александра I получил поименный список заговорщиков, но ответил генерал-адъютанту Васильчикову: “ Вы находитесь на моей службе с самого начала моего царствования и знаете, что я разделял и поощрял эти иллюзии и заблуждения. И не мне карать их”.
Итак, все же иллюзии.
1. Какие основания так говорить, были у Александра I?
Эти иллюзии привели к известному событию.
Обдумывание и подготовка плана составляли 17дней (от 27 ноября до 13 декабря), именно столько длилось междуцарствие. А ведь после неожиданной cмepти Александра I офицерство, в том числе и будущие декабристы присягнули Константину без раздумывания. Пyтaница у трона требует решительных действий: “Случай удобен писал 12 декабря 1825 года И.И. Пущин товарищам, – ежели мы ничего не предпримем, то заслужим имя подлецов”.
Время их торопило. План был таков: собрать верные войска на Сенатской площади, чтобы не допустить присяги сенаторов и вынудить их подписать: “Манифест к русскому народу”, ограничивающий самодержавия. Захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость. Арест и расправа с царской семьей опять вызвали разногласия. Диктатором, т. е. человеком, обладающим всей полной власти, был назначен Сергeй Трубецкой, который на площадь не явился.
2. Почему декабристы лишились руководителя?
Давайте обратимся к мемуарам.
Находясь под следствием, князь Трубецкой пишет, что “хотя и является одним из активнейших заговорщиков, но в глубине души не разделял их убеждений, считают, что меня назначили диктатором из-за известного многим имени и высокого чина, я не считаю себя истинным предводителем”. Что это, честное признание или малодушие и угождение следствию?
3. Все ли декабристы были уверены и беззаветно преданы своей идеи?
Александр Бестужев в своих мемуарах, без всякого принуждения пишет:
“Что же касается меня лично, то я на словах был ультралибералом для того, чтобы добыть себе доверие моих товарищей, но внутренне я склоняюсь к монархии и умеренной аристократии”. Вот такое запоздалое откровение. Напоминает игру в революционную фразеологию.
Утром 14 декабря на Сенатскую площадь стали один за другим собираться восставшие гвардейские полки. Первым в 11 часов на площадь прибыл лейб-гвардии Московский полк. Полк построился в каре вокруг памятника Петру Великому. Затем к восставшим присоединились Гвардейский морской экипаж и солдаты лейб-гвардии гренадерского полка. Всего на площади собралось около 3 тысяч гвардейцев при 30 офицерах.
Вторая неудача состояла в том, что Сенат оказался пустым – сенаторы, присягнув новому императору ранним утром, уже разъехались, и принимать “Манифест” было некому. Не были захвачены ни Зимний дворец, ни Петропавловская крепость. Постепенно вокруг восставших сжималось кольцо оставшихся верными правительству войск. Николай I сначала пытался воздействовать на декабристов угрозами. Однако посланный им на площадь петербургский генерал-губернатор Милорадович был cмepтельно ранен Каховским. Последние слова отважного генерала были о том, что он не верит, что в него стрелял солдат. А. Каховский раскаивался в убийстве уважаемого всеми героя 1812 года.
Поход к восставшим петербургского митрополита Серафима тоже был неудачен. После этого каре восставших было дважды атаковано конной гвардией, но обе атаки были отбиты беглым оружейным огнем. К Сенатской площади стекался народ. Некоторые сочувствовали, многие молились за обреченных мучеников. Большинство декабристов отказывалось от привлечения народа, видя в его выступлении бессмысленную и всесокрушающую стихию.
Началось смеркаться. Около 4 часов Николай I ,опасаясь, что с наступлением темноты к восставшим примкнет “чернь”, отдал приказ применить артиллерию. Это решение ему обошлось дорогою ценою. Только после брошенной у него за спиной кем-то фразой о том, что нужно расправиться с восставшими, либо отрекаться от престала, он решился. Он первым перешагнул рубеж мopaльного противостояния, а они выдержали. Мopaльный перевес оказался на их стороне. Послышалась комaнда: “Пальба орудиями по порядку, правый фланг, начинай, первая пли!” и выстрела не последовало. “Свои, ваши благородие”… сказал фейерверкер подбежавшему штабс-капитану.
Декабристы не считали нужным привлекать к своему выступлению солдат, даже не вели пропаганду среди них. Но солдаты чувствовали, что стрелять нельзя (солдаты и с той и с другой стороны). “Пли”, раздалась еще раз комaнда. Несколько картечных залпов рассеяли ряды восставших и обратили их в рабство. Выступление было разгромлено, начались аресты.
4. В исторической литературе события 14 декабря 1925 года чаще всего называется восстанием. Как бы его назвали вы?
Какое из определений событий 14 декабря 1825г. вам кажется наиболее верным: “революция”, “военный переворот”, “дворцовый переворот”, “мятеж реформаторов”?
5. Может это “акт гражданского неповиновения”?
6. Можно ли назвать движения декабристов первым в России оппозиционным политическим выступлением?
Причины поражения.
Каковы же причины поражения?
“Страшно далеки они от народа” писал В.И.Ленин. Почему же образованные дворяне, выступавшие за освобождения крестьян от крепостничества высказывались против привлечения его к своему делу?
Вот интересные свидетельства: мемуарные воспоминания Муравьева-Апостала, написанные в 1824г, о приеме царя жителями губернии:
“ На большой дороге народ бросался под колеса его коляски, царю приходилось останавливаться, чтобы дать время помешать таким проявлениям восторга…”
Отношение декабристов к проблеме привлечения на свою сторону солдат выразил П.Пестель: “Считаю, что солдаты должны в нужный момент просто исполнить приказ офицера, а поэтому их ни о чем не надо информировать, не стоит им морочить голову”.
Большинство же декабристов воздерживалось от привлечения народа, не желая пролить “лишнюю кровь”, не свою чужую.
1. Правильно ли поступали декабристы, отказавшись привлечь на свою сторону народ?
2. Готов ли был народ, прежде всего крестьянство, понять это выступление?
Известны факты, что крестьяне повсеместно радовались тому, что царь 14 декабря победил дворян. Почему?
3. Есть ли, по-вашему, связь между неудачами реформ Александра I и поражением декабристов?
Значение выступления декабристов.
Заключительным и самым важным вопросом сегодняшнего урока станет вопрос о значении движения декабристов, о значении их выступления. В разное время, разные правительства оценивали движение по-своему. Вот, например высказывания некоторых историков.
Историк | Мнение, высказывание |
Ключевский | “Это был очередной дворцовый переворот, но имя царя Константина было написано для солдат и народа, а декабристы просто хотели вызвать общество к деятельности, накипевшие чувства выплеснулись, и после этого дворянства оскудело силами и не стало играть прежней роли, кончается политическая роль русского дворянства”. |
Платонов | Это “не было серьезным бунтом, попытка переворота не удалась, но, тем не менее, оказала влияние на новую власть, планы заговорщиков и их идеи дали толчок правительственной мысли, Николай II сделал два вывода политический и административный”. |
Покровский | Декабристы “простояли революцию”, ее “шансы были велики, если бы не боязнь народа. Их выступления было слишком дворянским для народной революции”. |
Ирина Бродская | Декабристы были “идеалистами начисто мысленным кланового подхода, они не состоялись как революционеры в мopaльно-психологическом плане. Почти в каждом интеллект взял верх над революционером ”. |
Владимир Леонтович | “Восстание декабристов имело крайне отрицательные последствия для русского либерального движения, хотя бы потому, что оно содействовало не либеральному компромиссному постепенному развитию событий, а укреплению революционной, решительной, радикальной ломке всего старого”. |
Правы ли эти историки в своих суждениях? Ваше мнение?
Домашнее задание. Ваше мнение о значении выступления на Сенатской площади постарайтесь выразить в небольшом эссе на тему: “События 14 декабря 1825 года”.
На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
18 03 2024 10:25:45
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
17 03 2024 19:10:18
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения. ...
16 03 2024 1:36:20
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
15 03 2024 5:40:52
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
14 03 2024 20:26:14
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
13 03 2024 11:53:40
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
12 03 2024 9:26:11
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
11 03 2024 9:16:30
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
10 03 2024 16:27:12
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
09 03 2024 23:32:21
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
08 03 2024 16:55:25
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
07 03 2024 18:46:48
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
06 03 2024 20:27:28
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
05 03 2024 17:49:56
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
04 03 2024 5:15:49
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
03 03 2024 6:44:43
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
02 03 2024 23:22:54
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
01 03 2024 10:54:28
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
29 02 2024 22:46:24
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
28 02 2024 2:53:14
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
27 02 2024 21:20:41
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
26 02 2024 9:16:14
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
25 02 2024 22:31:10
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
24 02 2024 5:16:15
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
23 02 2024 22:20:31
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
22 02 2024 13:16:34
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
21 02 2024 21:34:25
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
20 02 2024 15:40:28
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
19 02 2024 10:53:42
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
18 02 2024 4:51:33
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
17 02 2024 20:50:44
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
16 02 2024 3:11:54
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
15 02 2024 23:26:20
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
14 02 2024 0:30:41
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения. ...
13 02 2024 10:15:45
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
12 02 2024 18:20:22
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
11 02 2024 20:44:50
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
10 02 2024 22:43:53
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
09 02 2024 4:23:19
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...
08 02 2024 15:14:32
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
07 02 2024 11:39:28
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
06 02 2024 7:40:13
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
05 02 2024 7:44:41
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
04 02 2024 21:50:21
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
03 02 2024 10:33:38
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
02 02 2024 15:55:51
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
01 02 2024 6:27:44
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
31 01 2024 11:57:59
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
30 01 2024 8:57:27
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
29 01 2024 13:41:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::