Урок-семинар по теме "Движение декабристов. События 14 декабря 1825 года"
Цели урока:
- Детальное знакомство с событиями 14 декабря 1825 года.
- Развитие навыков исторического анализа источников и выявления причин, сущности и результатов исторического события;
- Воспитание гражданственности.
Оборудование:
- Фотовыставка посвященная декабристам, портреты наиболее известных декабристов,
- программы Северного и Южного обществ (Конституция и Русская Правда),
- подборка книг мемуарных воспоминаний участников восстания,
- эпиграф: “Но где, скажи, когда была, без жертв искуплена свобода” (К.Рылеев).
План:
- Вступительное слово учителя.
- Условия формирования взглядов декабристов.
- Сравнение основных идей декабристов, изложенных в программных документах.
- Оценка событий 14 декабря.
- Причины поражения.
- Значение выступления декабристов.
- Д.з. эссе.
Основные понятия: Конституция, гражданин, интеллигент, мораль, бунт, революция, дворцовый переворот, мятеж, реформаторы, либералы, радикалы.
Сегодняшний урок посвящен движению декабристов. Более полутора веков не ослабевает интерес исследователей и читателей к романтической эпохе 20-х годов 19 века, к деятелям тайных обществ, к тому времени, когда, по преданию “помыслы были чисты”.
Почему ни одна напрасная жертва русских революций не вызывает такой щемящей боли и особого благоговения, как декабристы? Не потому ли, что они были идеалистами, которые, слава богу, не перешагнули через свои убеждения. Почти в каждом из них интеллигент взял верх над революционером. Молодые русские дворяне, люди в большинстве своем благополучные и обеспеченные, ставили на карту не только карьеру, но и жизнь, для того, чтобы искоренить царящую в обществе несправедливость.
Давайте назовем их имена.
Учащиеся называют имена Никиты Муравьева, Павла Пестеля, Евгения Оболенского, Сергея Муравьева-Апостола, Михаила Лунина, Ивана Пущина, Ивана Якушкина, Сергея Трубецкого, Петра Каховского, Вильгема Кюхельбекера, Николая Тургенева, Дмитрия Щепин-Ростовского.
Условия формирования взглядов декабристов.
Учащиеся изучали биографии декабристов, на основе дополнительного материала учащиеся дают развернутые ответы на вопросы:
- Почему среди декабристов много выпускников Царскосельского лицея?
- Почему среди декабристов много участников войны 1812 г?
- Как заграничный поход 1813–1814 гг. повлиял на их взгляды?
- Какие цели выдвигали декабристы?
Имена декабристов по-разному использовали, события 14 декабря 1825 года по-разному излагались в политической истории России. С годами меняется правительства, но неизменным остается одно свобода. Поэтому эпиграфом нашего урока станут слова К.Ф.Рылеева: “Но, где, скажи, когда была, без жертв искуплена свобода?” Чтобы правильно оценить события 14 декабря 1825 года мы будем опираться на многочисленные исторические источники той эпохи. Основные принципы и идеи декабристов были изложены в программах Пестеля и Муравьева.
Сравнение основных идей декабристов, изложенных в программных документах.
- Что общего и в чем различия государственного устройства. предлагаемого этими программами?
- Как решался вопрос об отмене крепостного права?
- Кто получал избирательные права?
- Какой проект был умереннее и пpaктичнее, а какой радикальнее, нереальнее? Почему?
- Члeны Северного и Южного обществ поддерживали дружеские отношения и на встрече 1824 года лидеры обсуждали вопрос об объединении, но оно не произошло. Почему?
- Расходились ли программы в вопросе о власти в случае победы восстания?
П.Пестель считал: “Надо, чтобы в течение 10 лет Россией управляло Временное революционное правительство, революционная диктатура, обладающая властью не меньшей, чем императорская. Это правительство найдет силы, чтобы провести главные преобразования. А потом можно будет дать конституцию, демократию, избирательные права народу. Ведь Россия не Франция, демократических традиций не имеет, ведь неразвитой народ не разберется, кто его друг, а кто враг”.
К.Рылеев писал: “Надо сразу после свержения самовластия созвать Земский собор, Учредительное собрания, которые решат вопрос о власти, учредят правление.” - Случайны ли такие расхождения во взглядах?
- Какую из спорящих сторон вы бы поддержали?
Для осуществления своих планов декабристам предстояло вступить в открытое столкновение с самодержавием.
Оценка событий 14 декабря.
Итак, роковой день 14 декабря 1825 г. Было ли выступление неизбежно, было ли неизбежно поражение? Факты говорят сами за себя: известно, что еще в 1825 году декабристы не считали себя готовыми к выступлению и намечали его на конец 1826г. Летом 1825 года, за несколько месяцев до восстания, Пестель, хотел явиться к царю и открыто предоставить ему планы тайного общества, в обмен на коренные реформы, но его отговорили.
Осенью 1825 г. Александра I получил поименный список заговорщиков, но ответил генерал-адъютанту Васильчикову: “ Вы находитесь на моей службе с самого начала моего царствования и знаете, что я разделял и поощрял эти иллюзии и заблуждения. И не мне карать их”.
Итак, все же иллюзии.
1. Какие основания так говорить, были у Александра I?
Эти иллюзии привели к известному событию.
Обдумывание и подготовка плана составляли 17дней (от 27 ноября до 13 декабря), именно столько длилось междуцарствие. А ведь после неожиданной cмepти Александра I офицерство, в том числе и будущие декабристы присягнули Константину без раздумывания. Пyтaница у трона требует решительных действий: “Случай удобен писал 12 декабря 1825 года И.И. Пущин товарищам, – ежели мы ничего не предпримем, то заслужим имя подлецов”.
Время их торопило. План был таков: собрать верные войска на Сенатской площади, чтобы не допустить присяги сенаторов и вынудить их подписать: “Манифест к русскому народу”, ограничивающий самодержавия. Захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость. Арест и расправа с царской семьей опять вызвали разногласия. Диктатором, т. е. человеком, обладающим всей полной власти, был назначен Сергeй Трубецкой, который на площадь не явился.
2. Почему декабристы лишились руководителя?
Давайте обратимся к мемуарам.
Находясь под следствием, князь Трубецкой пишет, что “хотя и является одним из активнейших заговорщиков, но в глубине души не разделял их убеждений, считают, что меня назначили диктатором из-за известного многим имени и высокого чина, я не считаю себя истинным предводителем”. Что это, честное признание или малодушие и угождение следствию?
3. Все ли декабристы были уверены и беззаветно преданы своей идеи?
Александр Бестужев в своих мемуарах, без всякого принуждения пишет:
“Что же касается меня лично, то я на словах был ультралибералом для того, чтобы добыть себе доверие моих товарищей, но внутренне я склоняюсь к монархии и умеренной аристократии”. Вот такое запоздалое откровение. Напоминает игру в революционную фразеологию.
Утром 14 декабря на Сенатскую площадь стали один за другим собираться восставшие гвардейские полки. Первым в 11 часов на площадь прибыл лейб-гвардии Московский полк. Полк построился в каре вокруг памятника Петру Великому. Затем к восставшим присоединились Гвардейский морской экипаж и солдаты лейб-гвардии гренадерского полка. Всего на площади собралось около 3 тысяч гвардейцев при 30 офицерах.
Вторая неудача состояла в том, что Сенат оказался пустым – сенаторы, присягнув новому императору ранним утром, уже разъехались, и принимать “Манифест” было некому. Не были захвачены ни Зимний дворец, ни Петропавловская крепость. Постепенно вокруг восставших сжималось кольцо оставшихся верными правительству войск. Николай I сначала пытался воздействовать на декабристов угрозами. Однако посланный им на площадь петербургский генерал-губернатор Милорадович был cмepтельно ранен Каховским. Последние слова отважного генерала были о том, что он не верит, что в него стрелял солдат. А. Каховский раскаивался в убийстве уважаемого всеми героя 1812 года.
Поход к восставшим петербургского митрополита Серафима тоже был неудачен. После этого каре восставших было дважды атаковано конной гвардией, но обе атаки были отбиты беглым оружейным огнем. К Сенатской площади стекался народ. Некоторые сочувствовали, многие молились за обреченных мучеников. Большинство декабристов отказывалось от привлечения народа, видя в его выступлении бессмысленную и всесокрушающую стихию.
Началось смеркаться. Около 4 часов Николай I ,опасаясь, что с наступлением темноты к восставшим примкнет “чернь”, отдал приказ применить артиллерию. Это решение ему обошлось дорогою ценою. Только после брошенной у него за спиной кем-то фразой о том, что нужно расправиться с восставшими, либо отрекаться от престала, он решился. Он первым перешагнул рубеж мopaльного противостояния, а они выдержали. Мopaльный перевес оказался на их стороне. Послышалась комaнда: “Пальба орудиями по порядку, правый фланг, начинай, первая пли!” и выстрела не последовало. “Свои, ваши благородие”… сказал фейерверкер подбежавшему штабс-капитану.
Декабристы не считали нужным привлекать к своему выступлению солдат, даже не вели пропаганду среди них. Но солдаты чувствовали, что стрелять нельзя (солдаты и с той и с другой стороны). “Пли”, раздалась еще раз комaнда. Несколько картечных залпов рассеяли ряды восставших и обратили их в рабство. Выступление было разгромлено, начались аресты.
4. В исторической литературе события 14 декабря 1925 года чаще всего называется восстанием. Как бы его назвали вы?
Какое из определений событий 14 декабря 1825г. вам кажется наиболее верным: “революция”, “военный переворот”, “дворцовый переворот”, “мятеж реформаторов”?
5. Может это “акт гражданского неповиновения”?
6. Можно ли назвать движения декабристов первым в России оппозиционным политическим выступлением?
Причины поражения.
Каковы же причины поражения?
“Страшно далеки они от народа” писал В.И.Ленин. Почему же образованные дворяне, выступавшие за освобождения крестьян от крепостничества высказывались против привлечения его к своему делу?
Вот интересные свидетельства: мемуарные воспоминания Муравьева-Апостала, написанные в 1824г, о приеме царя жителями губернии:
“ На большой дороге народ бросался под колеса его коляски, царю приходилось останавливаться, чтобы дать время помешать таким проявлениям восторга…”
Отношение декабристов к проблеме привлечения на свою сторону солдат выразил П.Пестель: “Считаю, что солдаты должны в нужный момент просто исполнить приказ офицера, а поэтому их ни о чем не надо информировать, не стоит им морочить голову”.
Большинство же декабристов воздерживалось от привлечения народа, не желая пролить “лишнюю кровь”, не свою чужую.
1. Правильно ли поступали декабристы, отказавшись привлечь на свою сторону народ?
2. Готов ли был народ, прежде всего крестьянство, понять это выступление?
Известны факты, что крестьяне повсеместно радовались тому, что царь 14 декабря победил дворян. Почему?
3. Есть ли, по-вашему, связь между неудачами реформ Александра I и поражением декабристов?
Значение выступления декабристов.
Заключительным и самым важным вопросом сегодняшнего урока станет вопрос о значении движения декабристов, о значении их выступления. В разное время, разные правительства оценивали движение по-своему. Вот, например высказывания некоторых историков.
Историк | Мнение, высказывание |
Ключевский | “Это был очередной дворцовый переворот, но имя царя Константина было написано для солдат и народа, а декабристы просто хотели вызвать общество к деятельности, накипевшие чувства выплеснулись, и после этого дворянства оскудело силами и не стало играть прежней роли, кончается политическая роль русского дворянства”. |
Платонов | Это “не было серьезным бунтом, попытка переворота не удалась, но, тем не менее, оказала влияние на новую власть, планы заговорщиков и их идеи дали толчок правительственной мысли, Николай II сделал два вывода политический и административный”. |
Покровский | Декабристы “простояли революцию”, ее “шансы были велики, если бы не боязнь народа. Их выступления было слишком дворянским для народной революции”. |
Ирина Бродская | Декабристы были “идеалистами начисто мысленным кланового подхода, они не состоялись как революционеры в мopaльно-психологическом плане. Почти в каждом интеллект взял верх над революционером ”. |
Владимир Леонтович | “Восстание декабристов имело крайне отрицательные последствия для русского либерального движения, хотя бы потому, что оно содействовало не либеральному компромиссному постепенному развитию событий, а укреплению революционной, решительной, радикальной ломке всего старого”. |
Правы ли эти историки в своих суждениях? Ваше мнение?
Домашнее задание. Ваше мнение о значении выступления на Сенатской площади постарайтесь выразить в небольшом эссе на тему: “События 14 декабря 1825 года”.
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
27 01 2023 21:58:40
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
26 01 2023 4:52:52
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
25 01 2023 5:15:41
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
24 01 2023 13:36:50
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
23 01 2023 21:32:15
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
22 01 2023 3:59:25
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
21 01 2023 13:45:25
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
20 01 2023 14:23:52
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
19 01 2023 13:39:34
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
18 01 2023 5:23:12
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
...
17 01 2023 17:25:51
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта.
...
16 01 2023 9:47:16
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
15 01 2023 1:31:24
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
14 01 2023 23:10:37
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами.
...
13 01 2023 15:53:58

«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
12 01 2023 4:45:31
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
11 01 2023 13:11:49
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
10 01 2023 1:23:25
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
09 01 2023 22:10:50
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
08 01 2023 14:48:30
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
07 01 2023 23:47:54
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
06 01 2023 14:59:56
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
05 01 2023 18:15:47
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке.
...
04 01 2023 7:21:18
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
03 01 2023 20:40:49
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
02 01 2023 11:16:18
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
01 01 2023 16:43:37
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
31 12 2022 11:58:20
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
30 12 2022 9:26:39
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
29 12 2022 5:50:23
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
28 12 2022 11:36:17
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
27 12 2022 9:30:52
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
26 12 2022 1:37:49
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
25 12 2022 7:33:18
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
24 12 2022 9:42:25
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
23 12 2022 19:47:37
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока.
...
22 12 2022 16:23:54

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
21 12 2022 5:30:14
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
20 12 2022 3:25:12
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
19 12 2022 2:25:47
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
18 12 2022 21:55:27
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
17 12 2022 3:35:40
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
16 12 2022 8:48:48
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
15 12 2022 18:49:12
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
14 12 2022 7:22:31
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
13 12 2022 8:30:47

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
11 12 2022 1:28:26
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
10 12 2022 12:51:46
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
09 12 2022 3:11:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::