Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»
Пояснительная записка.
Занятие рассчитано на учащихся 7-го класса, его можно проводить на уроке обществознания или на классном часе.
Цель:
- Образовательная – подготовка к социализации, основанной на знании своего Я и умении применять свое знание в процессе адаптации.
- Развивающая – развитие навыков самоанализа.
- Воспитательная – воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека.
- Задачи занятия, с развитием ключевых компетенций личности учащегося:
- способность искать: получать информацию, работать с учебником;
- способность изучать: извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь знаний и систематизировать их, творчески решать возникающие проблемы;
- способность думать: противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
- способность включаться в деятельность: организовывать свою работу, нести ответственность;
- способность сотрудничать: сотрудничать и работать в группе, принимать решения;
- способность адаптироваться: использовать новые технологии усвоения информации и коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями.
Рис. 1
Форма занятия: деловая игра.
Оборудование: компьютер, листы бумаги, ручки, фломастеры, сундучок. Презентация.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя: Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.
Целью нашего классного часа будет формирование представлений о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности, достичь своих целей в жизни.
Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.
Вот некоторые высказывания древних мыслителей:
Чаще заглядывай в самого себя.
ЦицеронНет более плодотворного занятия, как познание самого себя.
Р. ДекартВсем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.
Геpaклит
Игра-упражнение № 1: “Телефонный разговор”
Упражнение начинает учитель и объясняет учащимся суть игры-упражнения.
“Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провода раздается голос: “Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы “Любознайка”. Мы бы хотели с вами сотрудничать . Поэтому нам нужна информация о вас”.
Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю воспользоваться своеобразным “путеводителем” (вопросы заранее написаны на доске).
Учащиеся по желанию начинают рассказ о себе согласно вопросам.
- Имя, отчество, фамилия...
- Мои приятели...
- Мои увлечения...
- Мне бы хотелось изменить…
- Мне нравится в себе...
- Я мечтаю...
Учитель подводит итоги упражнения и продолжает разговор.
Слово учителя. Каждый из нас имеет определенные знания о себе, и вы это сейчас продемонстрировали.
Система представлений о себе называется образом “Я”.
Образ “Я” многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество “Я”. Внутреннее “Я” – это то, как человек о себе думает. Внешнее “Я” – то, что видят люди.
Семь Я
Живет во мне семь Я –
Целая семья.
Когда один говорит: “Да”,
Второй говорит: “Нет”,
Третий – дает совет,
Четвертый – спит,
Пятый – мух считает,
Шестой седьмого ожидает,
А седьмой – рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я –
Целая семья.
Когда один говорит:
“Пойдем пешком”,
Второй говорит:
“Поскачем верхом”,
Третий говорит:
“На машине поедем”.
Четвертый: “На велосипеде”,
Пятый: “На санях”,
Шестой: “Не сегодня, а на днях”,
А седьмой – рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я –
Целая семья.
Когда один плачет,
Второй – хохочет,
Третий – знать ни о чем не хочет,
Четвертый задает за вопросом вопрос,
Пятый – во все сует нос,
Шестой – снова
Ждет ответа седьмого,
А седьмой рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Виктор Лунин
Слово учителя. Человек по-разному представляет себя в различных ситуациях и обстоятельствах. Возникает впечатление, что внутри вас спорят разные “Я”. Подобно героине Л. Кэрролла Алисе: “Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом какая-то не такая... Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко-далеко не всегда). Иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то раз она, помнится, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу”.
Слово учителя. Случалось ли с вами такое, что дома, в кругу семьи, вы можете быть одним, в школе другим, а в компании друзей – совсем иным?
Давайте попробуем представить себя в разных ситуациях. Для этого встаньте и в свободной форме постарайтесь изобразить вместе со мной, как вы себя ведете дома (ласковые, белые и пушистые, послушные, кроткие… как зайчики), в школе (хитрые, юркие, выбражули, осторожные…как лисички), в кругу друзей(раскованные, смелые, сильные, игривые …как тигрята, но если вас кто-то обидел, тут же выпускаете когти и рычите)
И родители, и учителя, да и вы сами недоумеваете, почему же вы такие разные?
Ответить на эти вопросы порой бывает очень сложно, но надо стремиться узнать истину о себе. И в этом тебе помогут учителя, родители и, конечно, ты сам.
Упражнение № 2: “Волшебная шкатулка”
Учитель предлагает учащимся на листке бумаги написать три-четыре слова, которые их лучше всего хаpaктеризуют. Подписывая листок, его необходимо свернуть и положить в шкатулку. Затем учитель вынимает листки и зачитывает то, что на них написано. Учащиеся должны узнать, о ком идет речь. Таким образом, они могут сравнить свое представление о себе с мнением, о них одноклассников.
Проводя это упражнение, учителю необходимо проявить такт и терпение, помня о том, что дети, скорее всего впервые пытаются сопоставить самооценку и оценку окружающими. Не следует обсуждать недостатки, сделайте акцент на достоинствах каждого ребенка.
Учитывая, что семиклассники любят рисовать, учитель может предложить детям еще одно упражнение.
Упражнение № 3: “Рисованное письмо инопланетянину”
Нарисуйте рисунок – письмо инопланетянину, который бы передал информацию о вас наиболее полно.
Упражнение № 4: “Мой тип темперамента”
Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.
Одни – быстры и порывисты в движениях, подвижны, склоны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, с неярко выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.
Определить тип темперамента, используя подсказки.
- Сангвиник – обладатель уравновешенного, подвижного типа неровной системы (его формула – “доверяй, но проверяй”).
- Холерик – неуравновешенный тип (его формула – “ни минуты покоя”).
- Флегматик – с сильным, но неподвижным типом (его формула – “не торопи”).
- Меланхолик – со слабым неуравновешенным типом (его формула – “не навреди”).
Упражнение № 5: “ Мои способности”.
Наверняка вы человек не без способностей. Возможно, вам не приходилось размышлять над этим. Присмотритесь к себе и определите: в каких областях деятельности вы достигли наибольших успехов. Проявили наибольший интерес? Как можно развивать ваши способности?
Выводы:
- Самопознание – необходимость. Мы должны уметь разбираться в себе. Это, прежде всего, необходимо нам самим.
- Если мы станем более внимательны к себе, это отразится на людях вокруг. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, остальными людьми в обществе будет для вас не в тягость, а в радость.
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме.
...
06 07 2022 14:35:41
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
05 07 2022 22:35:42
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
04 07 2022 4:43:32
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
03 07 2022 12:40:49
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
02 07 2022 7:57:43
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
01 07 2022 7:54:42
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
30 06 2022 21:46:30
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
29 06 2022 20:53:57
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
28 06 2022 22:39:33
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
27 06 2022 13:50:56
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
26 06 2022 1:51:20
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
25 06 2022 23:33:48
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
24 06 2022 18:53:50
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
23 06 2022 23:20:26
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
22 06 2022 13:21:19
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки.
...
21 06 2022 6:32:20
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
20 06 2022 7:46:30
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника.
...
19 06 2022 10:23:30
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
18 06 2022 1:32:38
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке.
...
17 06 2022 18:38:29
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
16 06 2022 9:38:46
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
15 06 2022 3:21:51
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
14 06 2022 18:25:58
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
13 06 2022 22:32:26
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
12 06 2022 13:49:48
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
11 06 2022 17:56:44
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне.
...
10 06 2022 0:13:52
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
09 06 2022 8:46:47
Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох.
...
08 06 2022 11:57:46
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума.
...
07 06 2022 18:59:11
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
06 06 2022 8:46:13
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
05 06 2022 17:53:54
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
04 06 2022 22:32:41
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
03 06 2022 10:21:24
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
02 06 2022 5:39:36
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
01 06 2022 8:16:30
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
31 05 2022 18:22:33
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
30 05 2022 23:10:42
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
29 05 2022 12:59:50

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
28 05 2022 16:11:25
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
27 05 2022 16:38:25
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности».
...
26 05 2022 14:49:29
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
25 05 2022 1:28:23
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
24 05 2022 17:20:53
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
23 05 2022 7:13:48
Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....
22 05 2022 6:36:51
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
21 05 2022 16:27:55
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
20 05 2022 8:48:41
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
19 05 2022 9:49:47
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
...
18 05 2022 23:57:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::