"Поклонимся вечным святыням"
Пояснительная записка.
Цикл экскурсий под общим названием «Поклонимся вечным святыням« может быть использован и как внеклассное мероприятие для учащихся 5–11-х классов в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 года» в целях повышения статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая хаpaктеристика человека, выражающая в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства с «молоком матери». Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях (а героем был «народ русский»), необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и пpaктикой патриотического воспитания учащихся, всесторонняя их подготовка к выполнению своего долга перед Отечеством – быть достойным гражданином, (быть достойным памяти отцов и дедов) – должно стать одной из важнейших задач любого педагогического коллектива учебного заведения. Другая важная задача – поддерживание преемственности поколений – от деда к внукам. После распада СССР в 1991 году была разрушена коммунистическая мораль и нравственность. Образовавшийся вакуум тут же стал заполняться прозападными идеями и настроениями. Людям старшего поколения было обидно и больно слышать упреки молодых: «Вы неправильно жили « или « Вы ничего не сумели добиться в жизни». Поэтому патриотическое воспитание в школе должно быть направлено на упрочение связи представителей разных поколений. И не только военных лет, но и трудного послевоенного времени. Поэтому здесь необходимо участие ветеранов войны и труда, родителей учащихся. Современное общество в России больше всего страдает от того, что нарушены вековые устои семьи, которая является важнейшим социальным инструментом, не только воспитывающим детей, но и определяющим психологический климат в обществе. А сегодня семья в традиционном понимании оказывается на грани исчезновения. И одна из причин этого состоит в том ,что родители мало общаются с детьми, так как они заняты работой, домашними делами. А бабушки и дедушки своими болезнями и материальными проблемами. Да и живут, как правило отдельно от детей и внуков. Очень часто родители не имеют представления о том , что интересует детей, каковы их мечты и идеалы. Утрачивается духовная связь поколений которая держалась за счет совместной деятельности, отдыхе, интересах. И, чтобы разорвать сложившийся порочный опыт, когда родители сами по себе, дети сами по себе а о других близких вспоминают, в лучшем случае , в свой день рождения, ожидая подарков, необходимо возродить старые традиции семьи. Трудиться, отдыхать, праздновать – вместе. А жизнь, труд и подвиги отцов и дедов должны стать образцом для подражания. Среди разных форм взаимодействий я предполагаю организацию экскурсий по местам боевой славы наших земляков. Я считаю, что дети только тогда буду воспринимать нравственные ценности, нормы поведения и отношения к ветеранам, когда увидят, как это делают их папы и мамы, и учителя. Любовь к Родине, к своей семье, уважение к старшим, ветеранам войны и труда- именно эти качества я хочу воспитать в детях. В качестве примера я предлагаю экскурсию в школьный историко-краеведческий музей по экспозиции «Времен связующая нить», все экспонаты для которой собраны руками учащихся и их близких.
Цели данного цикла экскурсий:
а) воспитание чувства патриотизма у учащихся,
б) гордости за историю родной страны и подвиги своих дедов и прадедов, как
способ укреплению связей между поколениями.
Задачи:
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, сопричастности к подвигам своих отцов и дедов;
- воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание нравственных качеств и чувств: сопереживания, отрицательного отношения к насилию, грубому вмешательству в чужую жизнь и судьбу, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам
- воспитанию любви и преданности к отчему дому;
- воспитание понимания того, что мир спасет только доброта, ибо только добрый человек способен понять и защитить.
- сплочение детско-родительский коллектива
- овладеть навыками неформального общения, коммуникативности.
Перспективы деятельности.
1. Разработка и проведение новых экскурсий, логически продолжающих две первые:
а) «У войны не женское лицо» (по материалам школьного музея)
б) «России верный сын» (в Парк Победы)
в) «Партизанские тропы »(по материалам школьного музея)
г) «Солдату я слагаю оду» (к памятнику Неизвестному солдату на Тихвинском
кладбище)
д) «Из одного металла льют»
«Медаль за бои, медаль за труд» (совместно с КУМ № 14)
3. Расширение знаний учащихся об исторических памятниках на территории нашего края.
4. Пробуждение интереса к родному краю, людям защищавшим его в лихую годину войны.
Вступление.
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бесcмepтными. К таким событиям относятся участие нашего народа в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война стала всенародной, в ней принимала участие не только армия, но и весь народ. На каждом заводе, на стенах домов, на железнодорожных вагонах можно было увидеть лозунг: «Все для фронта, все для Победы!« В заводских цехах не хватало рабочих, они ушли на фронт и к станкам встали женщины и дети. В тылу врага действовали партизанские отряды, наносившие внезапные удары по немецким гарнизонам. На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4000 танков, более 47000 орудий и минометов, около 5000 самолетов, до 200 кораблей. Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами. Война унесла миллионы жизней, погибли миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Мы не имеем права забывать об этом.
«Не обожженные сороковыми
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну,
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же, полными слез.
Многое уйдет бесповоротно,
Только до скончания веков
В памяти остается народной
Поколение фронтовиков«
Этими словами арзамасского поэта А.Плотникова я хочу начать нашу экскурсию.
Я приглашаю вас на экскурсию по нашему школьному историко-краеведческому музею к экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Она называется « Времен связующая нить».
Здесь вашему вниманию представлены вещи и документы, собранные руками учащихся нашей школы, и, естественно, каждый предмет – это память о ком-то из близких или родных.
Если бы вещи заговорили! Многое они могли бы нам рассказать. К сожалению это невозможно. Поэтому нам остается только догадываться, о чем могли бы поведать нам эти вещи, опаленные войной.
Посмотрите, вот перед вами каски.
Ее назначение – защищать голову человека от пуль и осколков. Видите, одна из них не повреждена, она только поржавела от времени. А вот другая свое назначение не выполнила. Посмотрите, она пробита насквозь в нескольких местах, значит не дождалась чья – то мать сына, или женщина стала вдовой, а может быть, осиротели чьи – то дети. Обращаю ваше внимание на следующий экспонат – солдатская фляжжка
рядом котелок, позеленевший от времени, и ложка. Эти предметы солдатского быта были так незаменимы во время короткого привала на марше или в минуты затишья между боями. Чем мог порадовать солдата видавший виды котелок? Может быть, кашей с дымком от костра, а может, просто холодной водицей из родника. А может быть горьким глотком за погибших товарищей.
«По сто фронтовых, мы, бывало, нальем
И так уже было когда – то
Мы выпьем за наших, за павших друзей
За вечную память солдатам«
Почетное место занимает на нашей экспозиции планшет.
Его принес в музей учащийся восьмиклассник Макарычев Дима. Верой и правдой служил планшет всю войну его деду – Макарычеву Серафиму Сергеевичу. Он охранял рубежи нашей Родины на Дальнем Востоке и после окончания войны он здоровый и невредимый вернулся к жене и сыну. Сейчас Серафиму Сергеевичу 81 год. Пожелаем ему доброго здоровья, за его ратный подвиг. Но не всем повезло так, как Серафиму Сергеевичу. Вот перед нами доказательство тому. Два документа, два извещения о гибели, или, как их называли в войну – « похоронки «. Почтальоны старались быстро опустить их в почтовый ящик и скорее, опустив голову, бежать прочь. Бежать, чтобы не видеть слез, не слышать криков и плача женщины, вдруг ставшей вдовой, детей ставших сиротами, матери, оставшейся без сына, сестры, потерявшей брата.
Обе они из далекого 1942 г., т.е. попт.они из далекого 1942 г.ей брата.шать криков и плача женщины, вдруг ставшей вдовой, детей ставших сиротами матери, оставшейся лучили их 65 лет назад. В одной сообщается: « Ваш брат, красноармеец – стрелок Костин Владимир Иванович, уроженец города Арзамаса Горьковской области в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество был … убит 11 сентября 1942 г. в борьбе с германским фашизмом. Похоронен – Калининская область, Ржевский район деревня Лазарево. И подпись: полковой комиссар Дружков.« Получила эту страшную весть бабушка нашей ученицы 7 а класса Саймановой Ирины. А вот другая « похоронка «. Ее получил отец Демин Алексей Алексеевич, потерявший в далекой Румынии своего сына Авинера. Здесь даже указано, город Телитоврь, кладбище Героев ряд 5, могила 70. Произошло это 30 апреля 1945. В самом конце войны. Только матери от этого не легче.
А вот еще один молчаливый вестник cмepти – письмо. Написано ровно 65 лет назад. Автор его – отец четверых малолетних детей находился на излечении в одном из подмосковных госпиталей. Сюда к нам в музей оно было передано его правнучкой, бывшей нашей ученицей, 2007 г. – Шпагиной Ольгой. Дома письмо хранилось, как реликвия. Теперь оно – часть нашей экспозиции.
О чем же писал раненный воин? Что заботило его? Нет, не собственное здоровье и незаживающая рана. « Каково ваше материальное положение и получили ли вы мой аттестат, который я вам выслал? Есть ли у вас деньги? « Забота о близких – вот главная печаль солдата.
К сожалению, это была последняя весточка от любимого мужа и любящего отца. Он умер от ран зимой 1942. А было ему всего 34. Жить бы да жить!
«Война гуляла по российской дали
Они такие молодые пали«
…. Слава героям – воинам! Вечная им память!...
А вот эти кусочки металла, страшные вестники cмepти. Они оборвали чью – то жизнь. Может, в далеком, 41-м, а может, в победном 45-м? И не прав поэт, сказавший, что «трудно в 41-м умирать, не зная ничего о 45-м». Умирать всегда страшно. Давайте оставим их в покое. Они сделали свое черное дело, пусть теперь лежат молча, не о них наш рассказ. Предлагаю вашему вниманию эту скромную красную подушечку. На ней вы видите медали. Это безмолвное подтверждение ратной и трудовой доблести. Разные люди принесли их в наш музей, разные у них судьбы. Зато доблесть одна. Одна на всех. Как Победа. За ценой не стояли. Вот и завершилась наша экскурсия. Тишину этого зала не нарушит больше голос экскурсовода. Но опаленная войной память будет молча взывать: «Помните, люди, о тех, кто не придет никогда, помните!»
«Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И ваших внуков внуки.
Экскурсовод может задать группе вопросы по окончанию экскурсии. Для молодежной аудитории:
- Кто из ваших родных и близких воевал в годы Великой Отечественной войны?
- Кто из ваших родных и близких трудился в годы войны. Где?
- Что вы знаете о героях-арзамасцах?
Для старшей аудитории:
- Какой вы видите нынешнюю молодежь?
- Способна ли она на подвиг?
То есть вопросы для первой категории не требуют, в отличие от второй длинных рассуждений, по запоминанию менее объемны, но направлены вызвать глубокий интерес к истории своей малой Родины.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
09 12 2024 23:56:53
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
08 12 2024 5:49:40
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
07 12 2024 6:23:13
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
06 12 2024 21:12:38
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
05 12 2024 13:32:53
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
04 12 2024 9:34:20
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
03 12 2024 11:40:56
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
02 12 2024 3:41:27
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
01 12 2024 8:10:39
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
30 11 2024 4:24:51
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
29 11 2024 11:27:35
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
28 11 2024 15:32:35
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
27 11 2024 18:30:28
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
26 11 2024 22:15:14
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
25 11 2024 21:26:45
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
24 11 2024 2:15:48
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
23 11 2024 14:27:12
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
22 11 2024 16:33:57
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
21 11 2024 14:25:16
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
20 11 2024 5:55:59
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
19 11 2024 5:37:22
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
18 11 2024 10:28:22
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
17 11 2024 7:45:59
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
16 11 2024 2:17:55
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
15 11 2024 18:21:23
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
14 11 2024 20:25:55
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
13 11 2024 10:57:45
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
12 11 2024 7:14:25
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
11 11 2024 2:17:36
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
10 11 2024 1:58:40
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
09 11 2024 13:38:44
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
08 11 2024 10:59:17
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
07 11 2024 5:27:30
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
06 11 2024 15:16:18
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
05 11 2024 8:29:39
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
04 11 2024 23:54:44
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
03 11 2024 12:45:33
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
02 11 2024 6:12:33
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
01 11 2024 3:22:53
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
31 10 2024 2:13:33
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
30 10 2024 18:51:33
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
29 10 2024 2:13:54
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
28 10 2024 4:22:11
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
27 10 2024 20:36:24
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
26 10 2024 13:27:19
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
25 10 2024 18:53:21
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
24 10 2024 7:15:16
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
23 10 2024 0:26:27
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
22 10 2024 9:59:46
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
21 10 2024 17:22:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::