"Поклонимся вечным святыням" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Поклонимся вечным святыням"


    "Поклонимся вечным святыням"

Пояснительная записка.

Цикл экскурсий под общим названием «Поклонимся вечным святыням« может быть использован и как внеклассное мероприятие для учащихся 5–11-х классов в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 года» в целях повышения статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая хаpaктеристика человека, выражающая в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства с «молоком матери». Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях (а героем был «народ русский»), необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и пpaктикой патриотического воспитания учащихся, всесторонняя их подготовка к выполнению своего долга перед Отечеством – быть достойным гражданином, (быть достойным памяти отцов и дедов) – должно стать одной из важнейших задач любого педагогического коллектива учебного заведения. Другая важная задача – поддерживание преемственности поколений – от деда к внукам. После распада СССР в 1991 году была разрушена коммунистическая мораль и нравственность. Образовавшийся вакуум тут же стал заполняться прозападными идеями и настроениями. Людям старшего поколения было обидно и больно слышать упреки молодых: «Вы неправильно жили « или « Вы ничего не сумели добиться в жизни». Поэтому патриотическое воспитание в школе должно быть направлено на упрочение связи представителей разных поколений. И не только военных лет, но и трудного послевоенного времени. Поэтому здесь необходимо участие ветеранов войны и труда, родителей учащихся. Современное общество в России больше всего страдает от того, что нарушены вековые устои семьи, которая является важнейшим социальным инструментом, не только воспитывающим детей, но и определяющим психологический климат в обществе. А сегодня семья в традиционном понимании оказывается на грани исчезновения. И одна из причин этого состоит в том ,что родители мало общаются с детьми, так как они заняты работой, домашними делами. А бабушки и дедушки своими болезнями и материальными проблемами. Да и живут, как правило отдельно от детей и внуков. Очень часто родители не имеют представления о том , что интересует детей, каковы их мечты и идеалы. Утрачивается духовная связь поколений которая держалась за счет совместной деятельности, отдыхе, интересах. И, чтобы разорвать сложившийся порочный опыт, когда родители сами по себе, дети сами по себе а о других близких вспоминают, в лучшем случае , в свой день рождения, ожидая подарков, необходимо возродить старые традиции семьи. Трудиться, отдыхать, праздновать – вместе. А жизнь, труд и подвиги отцов и дедов должны стать образцом для подражания. Среди разных форм взаимодействий я предполагаю организацию экскурсий по местам боевой славы наших земляков. Я считаю, что дети только тогда буду воспринимать нравственные ценности, нормы поведения и отношения к ветеранам, когда увидят, как это делают их папы и мамы, и учителя. Любовь к Родине, к своей семье, уважение к старшим, ветеранам войны и труда- именно эти качества я хочу воспитать в детях. В качестве примера я предлагаю экскурсию в школьный историко-краеведческий музей по экспозиции «Времен связующая нить», все экспонаты для которой собраны руками учащихся и их близких.

Цели данного цикла экскурсий:

а) воспитание чувства патриотизма у учащихся,
б) гордости за историю родной страны и подвиги своих дедов и прадедов, как способ укреплению связей между поколениями.

Задачи:

  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, сопричастности к подвигам своих отцов и дедов;
  • воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • воспитание нравственных качеств и чувств: сопереживания, отрицательного отношения к насилию, грубому вмешательству в чужую жизнь и судьбу, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам
  • воспитанию любви и преданности к отчему дому;
  • воспитание понимания того, что мир спасет только доброта, ибо только добрый человек способен понять и защитить.
  • сплочение детско-родительский коллектива
  • овладеть навыками неформального общения, коммуникативности.

Перспективы деятельности.

1. Разработка и проведение новых экскурсий, логически продолжающих две первые:

а) «У войны не женское лицо» (по материалам школьного музея)
б) «России верный сын» (в Парк Победы)
в) «Партизанские тропы »(по материалам школьного музея)
г) «Солдату я слагаю оду» (к памятнику Неизвестному солдату на Тихвинском кладбище)
д) «Из одного металла льют»
«Медаль за бои, медаль за труд» (совместно с КУМ № 14)

3. Расширение знаний учащихся об исторических памятниках на территории нашего края.

4. Пробуждение интереса к родному краю, людям защищавшим его в лихую годину войны.

Вступление.

Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бесcмepтными. К таким событиям относятся участие нашего народа в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война стала всенародной, в ней принимала участие не только армия, но и весь народ. На каждом заводе, на стенах домов, на железнодорожных вагонах можно было увидеть лозунг: «Все для фронта, все для Победы!« В заводских цехах не хватало рабочих, они ушли на фронт и к станкам встали женщины и дети. В тылу врага действовали партизанские отряды, наносившие внезапные удары по немецким гарнизонам. На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4000 танков, более 47000 орудий и минометов, около 5000 самолетов, до 200 кораблей. Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами. Война унесла миллионы жизней, погибли миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Мы не имеем права забывать об этом.

«Не обожженные сороковыми
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну,
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же, полными слез.
Многое уйдет бесповоротно,
Только до скончания веков
В памяти остается народной
Поколение фронтовиков«

Этими словами арзамасского поэта А.Плотникова я хочу начать нашу экскурсию.

Я приглашаю вас на экскурсию по нашему школьному историко-краеведческому музею к экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Она называется « Времен связующая нить».

Здесь вашему вниманию представлены вещи и документы, собранные руками учащихся нашей школы, и, естественно, каждый предмет – это память о ком-то из близких или родных.

Если бы вещи заговорили! Многое они могли бы нам рассказать. К сожалению это невозможно. Поэтому нам остается только догадываться, о чем могли бы поведать нам эти вещи, опаленные войной.

Посмотрите, вот перед вами каски.

Ее назначение – защищать голову человека от пуль и осколков. Видите, одна из них не повреждена, она только поржавела от времени. А вот другая свое назначение не выполнила. Посмотрите, она пробита насквозь в нескольких местах, значит не дождалась чья – то мать сына, или женщина стала вдовой, а может быть, осиротели чьи – то дети. Обращаю ваше внимание на следующий экспонат – солдатская фляжжка

рядом котелок, позеленевший от времени, и ложка. Эти предметы солдатского быта были так незаменимы во время короткого привала на марше или в минуты затишья между боями. Чем мог порадовать солдата видавший виды котелок? Может быть, кашей с дымком от костра, а может, просто холодной водицей из родника. А может быть горьким глотком за погибших товарищей.

«По сто фронтовых, мы, бывало, нальем
И так уже было когда – то
Мы выпьем за наших, за павших друзей
За вечную память солдатам«

Почетное место занимает на нашей экспозиции планшет.

Его принес в музей учащийся восьмиклассник Макарычев Дима. Верой и правдой служил планшет всю войну его деду – Макарычеву Серафиму Сергеевичу. Он охранял рубежи нашей Родины на Дальнем Востоке и после окончания войны он здоровый и невредимый вернулся к жене и сыну. Сейчас Серафиму Сергеевичу 81 год. Пожелаем ему доброго здоровья, за его ратный подвиг. Но не всем повезло так, как Серафиму Сергеевичу. Вот перед нами доказательство тому. Два документа, два извещения о гибели, или, как их называли в войну – « похоронки «. Почтальоны старались быстро опустить их в почтовый ящик и скорее, опустив голову, бежать прочь. Бежать, чтобы не видеть слез, не слышать криков и плача женщины, вдруг ставшей вдовой, детей ставших сиротами, матери, оставшейся без сына, сестры, потерявшей брата.

Обе они из далекого 1942 г., т.е. попт.они из далекого 1942 г.ей брата.шать криков и плача женщины, вдруг ставшей вдовой, детей ставших сиротами матери, оставшейся лучили их 65 лет назад. В одной сообщается: « Ваш брат, красноармеец – стрелок Костин Владимир Иванович, уроженец города Арзамаса Горьковской области в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество был … убит 11 сентября 1942 г. в борьбе с германским фашизмом. Похоронен – Калининская область, Ржевский район деревня Лазарево. И подпись: полковой комиссар Дружков.« Получила эту страшную весть бабушка нашей ученицы 7 а класса Саймановой Ирины. А вот другая « похоронка «. Ее получил отец Демин Алексей Алексеевич, потерявший в далекой Румынии своего сына Авинера. Здесь даже указано, город Телитоврь, кладбище Героев ряд 5, могила 70. Произошло это 30 апреля 1945. В самом конце войны. Только матери от этого не легче.

А вот еще один молчаливый вестник cмepти – письмо. Написано ровно 65 лет назад. Автор его – отец четверых малолетних детей находился на излечении в одном из подмосковных госпиталей. Сюда к нам в музей оно было передано его правнучкой, бывшей нашей ученицей, 2007 г. – Шпагиной Ольгой. Дома письмо хранилось, как реликвия. Теперь оно – часть нашей экспозиции.

О чем же писал раненный воин? Что заботило его? Нет, не собственное здоровье и незаживающая рана. « Каково ваше материальное положение и получили ли вы мой аттестат, который я вам выслал? Есть ли у вас деньги? « Забота о близких – вот главная печаль солдата.

К сожалению, это была последняя весточка от любимого мужа и любящего отца. Он умер от ран зимой 1942. А было ему всего 34. Жить бы да жить!

«Война гуляла по российской дали
Они такие молодые пали«

…. Слава героям – воинам! Вечная им память!...

А вот эти кусочки металла, страшные вестники cмepти. Они оборвали чью – то жизнь. Может, в далеком, 41-м, а может, в победном 45-м? И не прав поэт, сказавший, что «трудно в 41-м умирать, не зная ничего о 45-м». Умирать всегда страшно. Давайте оставим их в покое. Они сделали свое черное дело, пусть теперь лежат молча, не о них наш рассказ. Предлагаю вашему вниманию эту скромную красную подушечку. На ней вы видите медали. Это безмолвное подтверждение ратной и трудовой доблести. Разные люди принесли их в наш музей, разные у них судьбы. Зато доблесть одна. Одна на всех. Как Победа. За ценой не стояли. Вот и завершилась наша экскурсия. Тишину этого зала не нарушит больше голос экскурсовода. Но опаленная войной память будет молча взывать: «Помните, люди, о тех, кто не придет никогда, помните!»

«Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И ваших внуков внуки.

Экскурсовод может задать группе вопросы по окончанию экскурсии. Для молодежной аудитории:

  1. Кто из ваших родных и близких воевал в годы Великой Отечественной войны?
  2. Кто из ваших родных и близких трудился в годы войны. Где?
  3. Что вы знаете о героях-арзамасцах?

Для старшей аудитории:

  1. Какой вы видите нынешнюю молодежь?
  2. Способна ли она на подвиг?

То есть вопросы для первой категории не требуют, в отличие от второй длинных рассуждений, по запоминанию менее объемны, но направлены вызвать глубокий интерес к истории своей малой Родины.


Урок истории "Личность Ивана IV. Внутренняя политика". 10-й класс


    Урок истории "Личность Ивана IV. Внутренняя политика". 10-й класс

      Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....

28 01 2023 9:51:16

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

27 01 2023 22:55:32

Нетрадиционные уроки истории


    Нетрадиционные уроки истории

      Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....

26 01 2023 11:24:58

Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Королевский Лондон", 6-й класс


    Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Королевский Лондон", 6-й класс

      Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....

25 01 2023 17:52:23

Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции


    Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции

      В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....

24 01 2023 20:55:42

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"


    Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"

      В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....

23 01 2023 17:34:43

Поэт и власть


    Поэт и власть

      Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....

22 01 2023 3:12:25

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории"

      Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....

21 01 2023 1:54:48

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

      В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

20 01 2023 22:51:58

Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе по теме "Основание греческих колоний"


    Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе по теме "Основание греческих колоний"

      Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....

19 01 2023 0:22:51

Гражданское общество


    Гражданское общество

      Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....

18 01 2023 2:49:48

История России XX века. Урок по теме «Новая экономическая политика». 9-й класс


    История России XX века. Урок по теме «Новая экономическая политика». 9-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....

17 01 2023 3:40:12

Страницы великого испытания


    Страницы великого испытания

      Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....

16 01 2023 21:36:29

Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)


    Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)

      Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...

15 01 2023 22:13:40

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке


    Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

      На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...

14 01 2023 23:24:31

Урок по теме "Балканы и Малая Азия в XIII–XIV вв. Завоевания турок-османов"


    Урок по теме "Балканы и Малая Азия в XIII–XIV вв. Завоевания турок-османов"

      Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова. ...

13 01 2023 10:24:50

"Раскол в Русской Православной Церкви". 7-й класс


    "Раскол в Русской Православной Церкви". 7-й класс

      Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...

12 01 2023 6:38:16

Интегрированный урок (история + информатика) по теме "Тайные организации декабристов и их программы. Восстание декабристов"


    Интегрированный урок (история + информатика) по теме "Тайные организации декабристов и их программы. Восстание декабристов"

      С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....

11 01 2023 23:40:30

Сценарий вечера "Декабристы"


    Сценарий вечера "Декабристы"

      Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...

10 01 2023 18:41:11

Битва под Москвой


    Битва под Москвой

      Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение. ...

09 01 2023 10:26:36

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"


    "Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

      Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

08 01 2023 4:37:14

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Киевская Русь"


    Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Киевская Русь"

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....

07 01 2023 8:38:54

Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"


    Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"

      Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....

06 01 2023 5:43:27

Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"


    Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"

      Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...

05 01 2023 5:14:39

Урок истории "Сказка о потерянном времени"


    Урок истории "Сказка о потерянном времени"

      Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

04 01 2023 23:51:58

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси


    Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

      В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

03 01 2023 4:15:40

Коми край начала XX века в исследованиях Питирима Сорокина. 10-й класс


    Коми край начала XX века в исследованиях Питирима Сорокина. 10-й класс

      Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....

02 01 2023 11:51:17

Урок истории на тему "Крещение Руси"


    Урок истории на тему "Крещение Руси"

      Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...

01 01 2023 1:24:25

Урок истории в 7-м классе по теме "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого"


    Урок истории в 7-м классе по теме "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого"

      Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....

31 12 2022 12:58:42

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"


    Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

      Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

30 12 2022 23:34:47

Формирование культуры познавательной компетентности на уроках истории в условиях инновационных технологий


    Формирование культуры познавательной компетентности на уроках истории в условиях инновационных технологий

      Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться. ...

29 12 2022 6:17:44

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Древний Восток". 5-й класс


    Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Древний Восток". 5-й класс

      Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....

28 12 2022 6:47:53

Первая мировая война


    Первая мировая война

      Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....

27 12 2022 6:10:14

Урок в 8-м классе по теме "Либеральные реформы в России в 60–70-е гг. XIX в."


    Урок в 8-м классе по теме "Либеральные реформы в России в 60–70-е гг. XIX в."

      <p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p> ...

26 12 2022 9:34:42

Путешествие по Древней Греции. 5-й класс


    Путешествие по Древней Греции. 5-й класс

      Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....

25 12 2022 22:43:24

"Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа факультативного курса


    "Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа факультативного курса

      Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа дает большой простор для применения различных технологий в работе с учащимися....

24 12 2022 19:19:11

Урок-игра "Государственные символы России"


    Урок-игра "Государственные символы России"

      Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

23 12 2022 4:19:24

Избирательное право. Твоя гражданская позиция


    Избирательное право. Твоя гражданская позиция

      Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....

22 12 2022 8:19:11

Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"


    Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"

      Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...

21 12 2022 3:50:56

Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"


    Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"

      Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения. ...

20 12 2022 1:57:41

Разработка урока истории в 9-м классе по теме "Холодная война. Становление биполярного мира"


    Разработка урока истории в 9-м классе по теме "Холодная война. Становление биполярного мира"

      В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию. ...

19 12 2022 15:50:47

История создания музея воинской славы в городе Междуреченске


    История создания музея воинской славы в городе Междуреченске

      В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....

18 12 2022 12:14:54

Контроль знаний в 8-м классе по теме "Личность и общество"


    Контроль знаний в 8-м классе по теме "Личность и общество"

      Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....

17 12 2022 12:49:46

"Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....

16 12 2022 19:31:59

Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"


    Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"

      Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...

15 12 2022 10:21:15

Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"


    Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"

      Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...

14 12 2022 2:51:27

Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"


    Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"

      Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...

13 12 2022 12:23:17

Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири"


    Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири"

      Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...

12 12 2022 4:20:40

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

11 12 2022 2:46:15

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"


    Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"

      Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....

10 12 2022 14:57:46

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.