Урок "XXI век: капитализм или социализм?" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок "XXI век: капитализм или социализм?"


    Урок "XXI век: капитализм или социализм?"

В рамках учебного курса “Обществознание” при изучении экономической сферы жизни общества мы с учащимися рассматриваем эволюцию капитализма, при изучении политической сферы – политические идеологии.

“XXI век: капитализм или социализм?” – так может быть сформулирована тема итогового урока в 10 классе, являющаяся контаминацией двух параграфов – “Эволюция капитализма” и “Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан” (здесь содержится материал об основных типах политической философии – коммунизме, либерализме, консерватизме и фашизме).

Другие варианты названия итоговой темы урока:

а) Что лучше: капитализм или социализм?
б) Что лучше: “развитой” социализм или “недоразвитый” капитализм?
в) XXI век: в поисках идеологии.
г) Либерализм после социализма?
д) Левая идея в XXI веке.

Цели урока.

Образовательные (обучающие):

  1. передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования и для пpaктической деятельности в повседневной жизни;
  2. проверка знаний по теме;
  3. развитие познавательной активности творческих способностей;
  4. обобщение изученного материала.

Развивающие:

  1. развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
  2. развитие мировоззрения;
  3. развитие навыков устной речи;
  4. развитие критического мышления, умения вести диалог;
  5. развитие логического мышления, способности четко формулировать свои мысли.

Воспитательные:

  1. воспитание активной жизненной позиции;
  2. воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах.

Оборудование урока:

  1. Карточки "Я выбираю "капитализм", "Я выбираю "социализм".
  2. Фотографии и портреты мыслителей, политиков, партийных и государственных деятелей, предпринимателей прошлого и современности.
  3. Фотография писателя Захара Прилепина.
  4. Фотография художника и скульптора Михаила Шемякина.
  5. Видеофайл (фрагмент фильма К.Шахназарова “Исчезнувшая империя”).
  6. Аудиофайл (фрагмент интервью с М.Шемякиным).
  7. Ноутбук учителя.
  8. Мультимедийный проектор.

Время. Два учебных часа.

Оформление доски.

Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Иоганн ВольфгангГете

Врожденный порок капитализма – неравное распределение благ;
врожденное достоинство социализма – равное распределение нищеты.
Уинстон Черчилль

Ход урока

1. Социологический опрос.

Учитель предлагает учащимся подойти к столу и выбрать одну из двух карточек. На первой написано – "Я выбираю "капитализм", на второй – "Я выбираю "социализм".

Приложение 1

Учитель проводит голосование по вопросу “Нам не нужен капитализм!”. Учащиеся поднимают карточки “Я выбираю социализм!”. Затем проводится голосование по вопросу “Нам не нужен социализм!”. Учащиеся поднимают карточки “Я выбираю капитализм!”. Итоги опроса показали, что только четверо школьников выбрали “социализм”. Выяснилось, что молодежь в своем большинстве голосует за “капитализм”.

2. Вопросы для устной проверки знаний.

Учитель: Проверим домашнее задание. Что нам известно о капитализме? Граждане России старшего поколения помнят, чему их учили в школе. В любом словаре советской эпохи можно было узнать, что капитализм (фр. capital – главное имущество или сумма) – это… Что? Кто мне поможет? Кто даст современное определение капитализма?

Учащиеся хаpaктеризуют капитализм как “общество сильных”, “это то, чем люди занимаются, когда их оставляют в покое”, “жаргонное обозначение правового общества”.

Один из учащихся формулирует такую дефиницию понятия “капитализм”: капитализм – система товаропроизводства, основанная на принципах рынка и частной собственности на средства производства.

Учитель: В данном определении содержатся два признака капитализма. Рыночная экономика – раз, уважение частной собственности – два… Дополним этот перечень. Назовите другие важнейшие признаки капитализма.

Учащаяся называет следующие признаки капитализма: свободную торговлю, прибыль и желание иметь много денег, свободную конкуренцию и свободу слова, новые технологии и творческий потенциал человека, господство закона, уважение индивидуальных прав человека, человеческое достоинство и личное счастье.

Далее учитель спрашивает о причинах появления капитализма (здесь пригодится знание школьниками истории Нового времени). Учащиеся перечисляют три причины (предпосылки) капиталистического производства: технические, экономические и социальные. Учитель интересуется “как появление капитализма изменило жизнь европейского общества?”. Школьники говорят о колоссальных изменениях в политической, духовной и экономической жизни людей с появлением капитализма. Возникновение промышленного капитализма относится к рубежу XVIII и XIX веков. Согласно высказыванию Маркса, “ мельница создала феодализм, а паровая машина – капитализм”. Использование паровых машин приводит к тому, что мастерские и мануфактуры превращаются в огромные фабрики. Ремесленники, владеющие собственными средствами производства, превращаются в класс наемных рабочих, лишенных собственности на средства производства – пролетариат. Капиталисты формируют правящий класс, оттесняя прежнюю землевладельческую знать.

Учитель: Прошу дать определение социализма. Учащиеся хаpaктеризуют социализм как “идеологию зависти”, “равенство в нищете”, “общество замороженной экономики”, “экономику по Кафке”, “систему, когда человек дает другому часть своей души”.

Один из учащихся предлагает следующее определение социализма: социализм (лат. socialis – общественный) – идеологическое течение, определяющими чертами которого являются приверженность идеалам сотрудничества, равенства и общественной собственности. Спектр социалистических движений простирается от коммунизма до социал-демократии.

Социализм можно рассматривать как политическую идеологию, выдвигающую в качестве цели и идеала установление общества, в котором: отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость.

Способ достижения поставленных целей – отсутствие частной собственности на средства производства. 

Иногда социализмом также называют идеологию, которая предусматривает построение социалистического общества. В марксизме различают низшую ступень коммунизма (социализм) и высшую (полный коммунизм). Считается, что этой высшей ступени общество еще нигде не достигло. В Советском Союзе был развитой социализм, но он коммунизмом все же не являлся. Хотя в свое время Хрущев пообещал полный коммунизм “при жизни нынешнего поколения”.

3. Обобщения.

Учитель: Социализм как понятие объединяет несколько явлений.

  1. Идеал общественного устройства, положенный в основу многих утопий периода становления капитализма (утопический социализм Т.Кампанеллы, Т.Мора, Ш.Фурье, К.А.Сен-Симона, Р.Оуэна и других); негативная реакция на частную собственность и индивидуализм, в силу чего социализм выступает оппонентом прежде всего либерализма.
  2. Оформившаяся в XIX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями как идеал общественной собственности, классовый подход, идеал равенства, упор на класс и классовые потребности, т.е. коллективизм и др.
  3. Низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации в трудах К.Маркса и его последователей.
  4. Нерадикальные партии и движения (в отличие от коммунистических или национал-большевистских), руководствующиеся различными социалистическими доктринами и строго придерживающиеся легальной пpaктики политической борьбы; центральные программные идеи социалистов – политический либерализм (плюрализм, терпимость, демократия), многоукладная экономика, социальное государство, равенство. Эти партии входят в состав Социалистического Интернационала (Социнтерна).
  5. Название общественного строя, основанного на социальных и экономических представлениях К.Маркса и В.И.Ленина (социализм в СССР и странах созданного им “социалистического лагеря”), а также национальные модели “государства всеобщего благоденствия” (“шведский социализм”).

4. Викторина.

Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть 16 фотографий и портретов мыслителей, политиков, партийных и государственных деятелей, предпринимателей прошлого и современности.

Приложение 2

Учащиеся пытаются назвать тех, кто изображен на фотографиях и портретах, затем выбирают из них приверженцев капитализма и социализма.

5. Дискуссия.

Учитель: Прошедший век прошел под знаком борьбы двух систем, двух мировоззрений. Борьба была жестокой, изнурительной. В первой половине века в мире явно доминировало движение в сторону социализма. Во второй половине века тенденция поменялась и движение пошло вспять. Экономическое соревнование двух систем выявило плюсы и минусы каждой из систем. Одержав политическую и экономическую победу, капитализм сам оказался пропитан социализмом. Как это нередко бывало в истории, победитель, одержав победу, заразился идеологией побежденного. Более того, многие идеи социализма, как принято было говорить, “живут и побеждают”. Они поддерживаются значительной частью населения планеты, в том числе, в развитых cтранах. Даже в экономике капиталистических стран присутствуют элементы социализма. А в некоторых из этих стран правящие социал-демократические партии вообще провозгласили своей целью построение социализма.

Учитель читает фрагмент статьи Захара Прилепина “Второе убийство Советского Союза”.

Приложение 3

Учитель: В начале 90-х годов мы оказались в другом мире. Я хочу обратиться к учащемуся, который сегодня будет защищать капитализм, с вопросом: распад Советского Союза – благо или зло?

Учащийся: Благо. Однозначно. Советская эпоха – черная страница нашей истории. Я к “советскому проекту” отношусь резко отрицательно. Это была жуткая страна, страна дефицитов, страна запретов. В СССР было мало возможностей для самореализации. После статьи Прилепина не буду называть СССР “совком”, так и быть. Ну вот “империя зла”, по-моему, точное определение. Нам не надо обижаться на то, что СССР рассыпался. Мы все равно должны были избавиться от империи. Она для нас была как вериги.

Учитель: Но теперь говорят, что русский – это имперский народ, русские другими быть не могут.

Ученик: Это – тяжелое наследие советской эпохи. Могут, могут. Я не понимаю и не принимаю ваши времена, когда лидером была одна партия. Я выступаю за конкуренцию идеологий. И поэтому отношусь отрицательно к тому, что сейчас пытаются в школе через учебник по истории России под редакцией Данилова ввести единомыслие в России. Тогда у нас через несколько лет будет снова застой. Конкуренция – это двигатель. Вот вы вынимаете двигатель из машины. Ну да, красивая машина под названием “Россия”, можно ее покрасить, поставить бронированные стекла, закупить за границей супер-фары. Но если нет двигателя, она будет ехать под горку, если ее толкнуть, а иногда, с разлета, в горку. Но это уже доказано всей историей человечества, что только конкуренция двигает прогресс. Нужна конкуренция не только в экономике, но и конкуренция идей. Тут уже все, ничего придумывать не надо.

Чрезвычайно важное свойство капитализма – его приспособляемость, способность адекватно реагировать на изменяющиеся условия. Прежде всего это относится к решению комплекса проблем, связанных с классовой борьбой и угрозой пролетарских революций.

Еще одно преимущество капитализма – высокая восприимчивость к техническому прогрессу: новым технологиям и т.п. Быстрая и повсеместная компьютеризация всех сторон жизни сегодня – яркий тому пример.

Ученик: Вы, товарищ учитель, в отличие от меня, такой советский человек по праву рождения? Для вас распад Советского Союза, конечно, зло?

Учитель: У меня нет никакого мopaльного права сетовать на слабость человеческой породы, отстроившей величественный Советский Союз. Да, я “переболел” коммунизмом, строил социализм. Не могу сказать, что я – советский. Треть жизни прожита уже вне СССР. Но хочу добавить, что только полностью оболваненный пропагандой человек может отказать своей Родине в праве считаться таковой. Как можно вырвать кусок из своего сердца, из своей истории? В СССР была уверенность в завтрашнем дне. В СССР осталось мое детство. Я гордился страной, в которой жил. В СССР я чувствовал себя нужным. Трудно найти людей, которые жили бы в империи, и потом не тосковали бы после ее распада. Все хотят жить в стране сильной и мощной. В советские времена держава была мощной, а как жили люди, – это другой разговор.

Ученик: Что хорошего было в социализме?

Учитель: Конечно, советское общество имело свои положительные стороны. Первое, что приходит в голову – это всеобщая грамотность. Далее – космос.

Ученик: Нет-нет-нет, кыш-кыш-кыш, это не пройдет. Все это было бы возможно и в другой стране с другим общественным строем. Ну, был бы на троне Николай Александрович, все равно Гагарина бы запустили, только не товарища, а “сиятельство”. Для запуска paкеты с человеком на борту социализм не обязателен. Итак, продолжим. Что еще в СССР было такого замечательного?

Учитель: Возможны ли помимо социализма такие блага, как, скажем, бесплатная медицина, права трудящихся (довольно значительные) или центральное водяное отопление? Тиражи книг Плутарха и Лукиана зашкаливали за сотни тысяч. Пушкина издали пятнадцатимиллионным тиражом и еще не хватало.

Ученик: зато Булгакова нельзя было прочитать.

Учитель: Сбережения на книжках лежали в твердых рублях.

Ученик: Вот именно. В каменных.

Учитель: В Советском Союзе не было, извините, вшивости. Сейчас педикулез – штука обыденная. На просвещенном Западе вшивость остается проблемой: в тех же Штатах постоянно завшивлено миллионов десять. В СССР не было такой преступности. Не было проституции, само наличие которой сейчас как бы “норма цивилизованного общества”. Не было наркоты в школе. Те, кто плачет, что не было колбасы,– недалекие люди. Потому что тогда если колбаса была – ее покупали все, потому что она была доступна. А сейчас она есть, но далеко не все ее могут съесть. Конечно, в армии солдаты и во времена СССР знали, что такое “дедовщина”. Но они не резали друг друга, а были готовы, наоборот, отдать друг за друга жизнь.

В области производства наряду с минусами социализм обладает свойством, которое при определенных условиях выступает как положительное. Известно, что социалистическое производство опирается на плановое централизованное управление. В общем случае оно менее эффективно, чем рыночная экономика. Однако имеются некоторые отрасли общественного производства, в которых оно оказывается предпочтительнее рыночного. Чаще всего – это бесприбыльные отрасли, решающие общенациональные и общечеловеческие проблемы – защита и восстановление среды обитания, освоение космоса и т.п.

Уступая по многим показателям капитализму в сфере экономики, социализм продемонстрировал ряд положительных свойств в социальной области. Прежде всего можно указать на отсутствие в странах с плановой экономикой значительной безработицы. Такое положение обеспечивало работающим уверенность в завтрашнем дне, создает чувство стабильности. К числу социальных преимуществ относится особо ценимое в нашей стране мopaльное чувство “социальной справедливости”. Под ней подразумевались несущественные различия в размерах заработков у работников всех рангов. Так, например, оклады уборщицы и директора предприятия различались примерно в три раза. Важны и другие достижения социализма: система бесплатного обучения (включая высшее, с выплатой стипендий), здравоохранения, а также весьма продолжительные ежегодные оплачиваемые отпуска.

Таким образом, проигрывая капитализму в экономическом отношении, социализм продемонстрировал преимущества в социальной области.

Ученик: Как вам кажется, Путин не стремится к ренессансу Советского Союза? Он же вернул музыку гимна СССР, хотя слова немного поменялись. Путин, конечно, человек осторожный. Сначала он запускал пробные шары про величайшую катастрофу (распад СССР) и эффективного менеджера (Сталин). Теперь начал на кого-то там давить сильнее, проталкивать идею хорошего СССР. И наше телевидение начало помаленьку перестраиваться. Осталось выяснить, какой СССР хочет Путин? Ведь и жизнь в СССР была разной. Тут и репрессии, и шарашки, в которых ученые трудились на благо Родины. Но тут же и величайшие успехи, о которых вы говорили: возникшие на пустом месте заводы, города, социальная защищенность, которой в западных странах достигли только в самые последние годы, и то не везде. Так в какой СССР тянет Путин? К репрессиям? Или к расцвету?

Учитель: Я не думаю, что Путин тянет нас обратно в СССР. Он однажды хорошо сказал: “Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца, кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы”.

Учащийся: Жизнь в СССР – полное отсутствие свободы. Я хочу привести диалог из фильма “Стиляги”:

– Сынок, чем ты занимаешься в этом доме в наше отсутствие?
– Мы просто танцуем…
– В стране, где даже нельзя громко чихнуть, что б не попасть под уголовный кодекс, он просто танцует…

Учитель: Зато теперь мы создали общество богачей, барыг и бoмжей. Дети хотят становиться рэкетирами или чиновниками.

Учащийся предлагает посмотреть фрагмент фильма Карена Шахназарова “Исчезнувшая империя”. На черном рынке главный герой фильма, первокурсник Московского педагогического института Сергeй, покупает у фарцовщика Эдика своей однокурснице Люде в подарок редкую пластинку “Роллинг Стоунз” за баснословные по тем временам деньги. Но когда Люда ставит пластинку в проигрыватель, выясняется, что Сергея обманули – вместо модной рок-группы в комнате звучит Чайковский.

Приложение 4

Учащийся: В СССР был тотальный дефицит. Социалистический способ производства экономически менее эффективен, чем капиталистический.

Режиссер в своей картине воссоздает на экране невероятно уpoдливое проявление социализма – “черный рынок”. В 70-ые годы в Москве, в отличие от провинции, продукты еще имелись (время дефицита и километровых очередей наступит в конце 80-ых), но абсолютно не было в продаже пластинок с зарубежной рок-музыкой и книг, интересных читателям. Все это приходилось покупать на “черном рынке” по безумным ценам. Обеспеченные герои “Исчезнувшей империи” могли себе позволить платить за пластинку по сто рублей,

Учитель: В 70-ые годы прошлого века такие деньги считались очень хорошей ежемecячной зарплатой, например, для медсестры.

Ученик: Сейчас за разумную цену можно купить любые книги, музыкальные альбомы и фильмы, поэтому даже люди, жившие в советские времена, понемногу начали забывать о царившем тогда информационном голоде и о своих отчаянных попытках узнать хоть какие-то новости о том, что происходит за границей. И очень хорошо, что российская лента напоминает нам о не самых приятных сторонах советской жизни.

Потому что более-менее понятно было, что плановое хозяйство проиграло битву. Эксперимент с величественной коммунистической утопией окончился неудачей. И поэтому только вопрос был – когда и как? Одни “руины” остались после Советского Союза. Вспомним стихотворение Иосифа Бродского “Письма римскому другу”:

Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
“Мы, оглядываясь, видим лишь руины”.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Учитель: Современному капитализму свойственны лишь положительные черты?

Ученик: Нет, не следует. Капитализму по-прежнему присущ порок, вытекающий из частнособственнического владения средствами производства. Владелец капитала все еще получает определенную долю произведенного общественного продукта. Получение дохода за сам факт владения капиталом представляется как социальная несправедливость, а с позиций государственных интересов означает понижение эффективности общественного производства. Конечно, демократия “улучшила” капитализм в этом случае. Большая часть сверхприбыли, получаемая владельцами капитала посредством прогрессивной шкалы налогообложения, отбирается в пользу общества.

Еще один известный недостаток частнособственнического предпринимательства заключается в том, что, стремясь максимизировать прибыль, оно зачастую игнорирует социальные, экологические и другие национальные и общечеловеческие интересы.

И, наконец, еще один, не столько недостаток, сколько свойство, – частное предпринимательство может действовать лишь в тех областях, где достигается прибыль. Что касается отраслей, не обеспечивающих достаточную прибыль, то капитал либо уходит из них, либо требует от государства соответствующей компенсации.

И все же в экономическом отношении соцстраны значительно уступали капиталистическим. Более низкими были производительность общественного труда, а также другие показатели: уровень жизни населения, фондоотдача, урожайность и др. Имело место техническое отставание, причем с началом научно-технической революции этот разрыв стал увеличиваться. В соцстранах значительно понизились темпы экономического роста.

Кстати, только капитализм может спасти от голода большую часть человечества.

Учитель: Как сказать. Перед родиной экономического кризиса – США – всерьез встала проблема голода. Число тех, кому денег не хватает даже на еду, стремительно растет. Ситуация может измениться в лучшую сторону, лишь когда в стране сократится безработица, но она пока, напротив, упрямо растет. Очередь, списки, талоны, продукты… Число американцев, получающих продовольственную помощь – свыше 35 миллионов, более 10 процентов страны. Это статистика министерства сельского хозяйства. Увеличивается число тех, кто желает получать продукты по талонам. Полученным талоном можно расплатиться в магазине, или получить коробку с продуктами – крупы, консервы, немного зелени. Раз в месяц коробка с девятнадцатью наименованиями ждет семью, которая находится официально за чертой бедности. Рост числа заявок на получение продовольственной помощи и талонов на питание, плюс дефицит в пунктах продажи дешевых продуктов превращается в болезненную тенденцию, заметную по всей стране.

Учащийся предлагает послушать фрагмент радиоинтервью с художником и скульптором Михаилом Шемякиным.

Приложение 5

Учитель: Какой капитализм построен в России начала ХХ века?

Ученик: Политологи по-разному именуют капитализм, который мы выстроили: “бюрократический”, “периферийный”, “административный”, “экспортно-сырьевой”, “государственный”. Мне ближе название “бандитский”. Общее мнение большинства либеральных интеллектуалов таково: не тот капитализм мы построили, не тот. А если капитализм не тот, то с этим надо что-то делать. Надо достроить капитализм в России.

(Школьник готовился к уроку основательно. Он, между прочим, перечисляет и разные виды капитализма: государственный, демократический, коллективный, периферийный, народный, технокапитализм, турбокапитализм, эко-капитализм, анархо-капитализм).

Учитель: В XX веке социализм как идеология изменился, заимствовал ряд положений у либерализма. Крушение мировой соцсистемы заметно уменьшило его авторитет, однако социалистические ценности все равно присутствуют в идейно-политическом языке, что способствует появлению новых идейных течений.

В истории белое оборачивается черным и черное оборачивается белым. В истории распад Римской империи обернулся возникновением свободы. А появление протестантизма, представители которого резали друг друга, обернулось возникновением протестантской этики.

Ученик: Меня, да и моих одноклассников, думаю, интересует вопрос о тенденциях и проблемах XXI века. Возможна ли победа социализма в XXI веке? Возможен ли капитализм с социалистическим лицом? Как будут соотноситься в XXI веке капитализм и социализм?

Учитель: Корректно проблему следует сформулировать следующим образом: могут ли условия сложиться таким образом, при котором оба строя выравниваются в экономическом отношении, и общество, учитывая социальные преимущества, предпочтет социализм? Прошедший век показал, что развитие общества идет в направлении сочетания элементов обеих систем.

С одной стороны, производство в бывших соцстранах становится на капиталистические рельсы; с другой стороны, капстраны обзавелись, особенно в социальной области, многими элементами социализма. Нет оснований утверждать, что этот процесс прекратится.

Вопрос заключается лишь в том, каковы будут их соотношение и тенденции, какие именно черты каждой из систем получат развитие. XXI столетие, в целом, можно хаpaктеризовать как век, в котором основная масса благ будет производиться капиталистическим способом, а распределяться социалистическим. Другими словами, капитализм будет господствовать в сфере производства, а социализм – в сфере распределения. Самой примечательной чертой века, в рамках рассматриваемой проблемы, может стать и появление социалистических государств. Это, впрочем, мало взволнует современников, поскольку XXI век будет, скорее всего, веком без идеологий.

6. Вместо итогов.

Учитель: Сегодня мы поговорили о преимуществах двух систем и мировоззрений (капитализма и социализма).

В течение длительного времени политика цивилизованных народов была направлена к постепенному воплощению социализма. Социализм обещал желаемое – более справедливый и рациональный мир. Но потом вдруг выяснилось, что мы не там искали лучшее будущее.

Конечно, нельзя не согласиться с теми, кто считает, что социализм несет в себе ген умирания. В России социалистическую программу попытались воплотить в полном объеме – буквально одним ударом. Русский опыт продемонстрировал нам очень низкий уровень жизни народа и неограниченный деспотизм властей. В последние годы своей жизни Лев Троцкий писал: “В стране, где единственным работодателем является государство, оппозиция означает голодную cмepть. Старый принцип: кто не работает, тот не ест,– был заменен новым: кто не повинуется, тот не ест”.

Социализм не создал общества, в котором бы воплотился его идеал. Может быть, социализм нереализуем в силу несовершенства человеческой природы?

Обществу нужна конкуренция. В свободном соревновании сильный “теснит” слабого, работающий – ленивого. При всей жестокости этого принципа, отказаться от конкуренции нельзя: без нее нет развития. Капитализм, безусловно, прогрессивен. Это стройная и жизнеспособная система, в основе которой частная собственность и свободный рынок. Система устроена удобно, целесообразно и просто. Капитализм вызвал в обществе серьезные изменения. Пpaктика показала, что социализм не может, по крайней мере, в ближайшей перспективе, обойти капитализм в экономическом отношении.

Перечисленные и другие положительные качества капитализма дали основания некоторым ученым (Фукуяма и др.) объявить его идеальной, вечной формой экономического устройства общества.

Однако не следует думать, что современному капитализму свойственны лишь положительные черты. Капитализм – не идеал. У капиталистического общества есть общие проблемы: расслоение на бедных-богатых, преступность, наличие бездомных, безработица. Поэтому считать, что только либерализм необходим и неизбежен, означает прибегнуть к марксизму наоборот, лишь заменив при этом пролетариат классом собственников. Так что союз политической свободы и рыночной экономики не является “концом Истории”, а капитализм, разумеется, может быть заменен чем-то новым. Либерализм – всего лишь попытка найти решение проблем нашего времени при нашем скромном овладении Историей.

Какие посткоммунистические гипотезы (в том числе для России) можно считать сегодня разумными? Об этом, о посткоммунистической политической системе, мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Давайте будем помнить, что общество создано не Богом и не мистическими силами природы – оно создано человечеством. Сохранит ли общество способность к развитию или оно обречено на упадок, зависит от человека.

СССР не вернется. Наступили другие времена и другие символы. Другие знамена реят над проходящими войсками. В разных странах капитализм проявляется по-разному. Думаю, российский капитализм будет отличаться от канадского или шведского, да даже от казахского. Но Россия обречена быть свободной, потому что другого пути у мира, кроме свободы, нет.

Но это все равно – Наша Страна. Наша воспрянувшая ото сна Родина. Она проснется, когда проснемся мы. Каждый из нас. Потому что Родина, какой бы она не была и как бы не называлась – это прежде всего люди. Мы.

Я благодарю Сергея Гришанина за сегодняшний диалог с ним.

Использованная и рекомендуемая литература. Tрaнcкрипт радиопередачи.

Приложение 6

Фотоотчет.

Приложение 7


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 14:41:27

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 5:11:42

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 12:42:55

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 7:21:11

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 14:36:50

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 15:24:36

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 11:12:34

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 7:16:30

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 21:19:54

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 15:34:34

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 13:33:55

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 16:41:15

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 12:56:56

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 11:25:29

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 17:38:38

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 6:17:41

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 3:42:47

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 8:24:55

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 0:19:31

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 9:37:19

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 19:23:23

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 22:52:12

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 14:55:55

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 16:38:38

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 13:52:14

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 9:30:18

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 12:28:57

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 11:52:27

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 23:27:35

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 18:53:18

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 0:45:16

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 10:35:56

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 21:48:17

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 9:56:36

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 7:19:17

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 19:39:41

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 14:28:43

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 2:41:34

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 3:27:30

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 0:52:21

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 11:51:28

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 4:49:57

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 5:57:16

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 10:54:36

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 22:50:45

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 12:18:46

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 0:42:11

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 18:20:25

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 9:41:57

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 7:18:40

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::