Сценарий урока по истории в 7-м классе "Царь Алексей Михайлович"
Тема: «Царь Алексей Михайлович Романов».
Цели урока:
- Познакомить обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича и охаpaктеризовать внутреннее положение России в первые годы его царствования.
- Работать над развитием критического (аналитического) мышления обучающихся.
- Воспитывать чувство уважения к истории нашего Отечества.
Стадия «Вызов»
Учебная задача | Форма работы |
Пробуждение интереса к изучаемой теме | Использование медиаресурсов (мультимедийная презентация) |
Актуализация прежних знаний | Приём «Аналогия в схемах» |
Активизация мыслительной деятельности | Приём «Три подсказки» Самостоятельная формулировка темы урока |
Стадия «Осмысление»
Учебная задача |
Форма работы |
Знакомство обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича | Лекция с элементами беседы (использование дополнительного материала) |
Хаpaктеристика внутреннего положения России в первые годы царствования Алексея Михайловича |
Чтение и анализ предложенного учебного текста. Работа в группах по выполнению дифференцированных заданий |
Стадия «Рефлексия»
Учебная задача | Форма работы |
Выявление уровня усвоения изучаемого материала | Защита итогов работы в группах (представление, обсуждение). |
Пробуждение интереса к дальнейшему изучению темы | Использование медиаресурсов (мультимедийная
презентация) Дифференциация домашнего задания |
Время реализации занятия: 40 минут
Авторский медиапродукт: Презентация 14 слайдов; операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Microsoft Word (Приложение 1)
Целесообразность использования медиапродукта:
- Повышение эффективности усвоения учебного материала
- Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности
- Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса
Оборудование: компьютер, проектор
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слова учителя: «Здравствуйте. Я рада
вас видеть.
Мигель де Сервантес писал: «История – это
сокровищница наших деяний, свидетельница
прошлого, пример и поучение для настоящего,
предостережение для будущего». Для меня история,
это как машина времени, которая позволяет
совершать путешествие в прошлое, открывать много
нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в
такое путешествие».
«Вызов» – первый этап урока.
Обучающиеся самостоятельно определяют тему
урока при помощи подсказок учителя.
Подсказка 1.
Посмотрите на слайд (Приложение
1, слайд 2)
и скажите, что изображено на представленной
иллюстрации? Что символизируют эти предметы?
Посмотрите на слайд (Приложение
1, слайд 3)
и ответьте, по какому принципу образована
представленная схема? Почему вы так решили? (Принцип:
отец, сын)
Подсказка 3. В схеме написано имя того, с кем мы
сегодня познакомимся более подробно, и о ком речь
не шла еще на уроках истории. О ком я говорю? (Алексей
Михайлович)
А теперь сопоставим все три подсказки (Приложение
1, слайд 4) и сформулируем тему нашего
урока.
Обучающиеся самостоятельно формулируют
тему урока «Царь Алексей Михайлович Романов»
(Приложение 1, слайд 5).
Второй этап урока – «Осмысление»
Сегодня мы познакомимся со вторым царем
династии Романовых – Алексеем Михайловичем,
который правил с 1645-1676 гг. и рассмотрим внутренне
положение России в первые годы его царствования.
Современники прозвали его Тишайшим. А как вы
думаете, почему он получил такое прозвище?
Варианты детей.
Предлагаю обратиться к слайду (Приложение
1, слайд 6)и посмотреть, что по этому
поводу писал историк В.О. Ключевский.
Задание:
Ребята, выделите ключевые слова, которые
объясняют хаpaктер царя.
Алексей Михайлович был добрым, незлобным,
строгим, но справедливым человеком. Иногда у него
случались вспышки гнева, но, остынув, он спешил на
встречу обиженному со словами примирения. К
царствованию Алексея готовили заранее: в 5 лет
стали учить читать, в 7 – писать. В зрелые годы он
не только писал многие документы, но сочинял
вирши (стихи). Всю жизнь собирал библиотеку и
часы, проведенные за книгой, сделали его одним из
образованнейших людей своего времени.
Большое влияние на юного государя оказывал его
воспитатель (дядька) – боярин Борис Иванович
Морозов, который пpaктически и управлял страной
первые три года.
Алексей Михайлович был человеком набожным (Приложение 1, слайд 7).
Выстаивал долгие часы церковной службы, привечал
богомольцев, нищих и обездоленных.
Любимым занятием царя была соколиная охота. На
книге, посвященной соколиной охоте он сделал
надпись, которая впоследствии стала известной
русской пословицей (Приложение
1, слайд 8). Назовите пословицу, с
помощью моей подсказки: по словарю Даля, охота –
одно из названий слова потеха (Приложение
1, слайд 9). А какую же надпись сделал
Алексей Михайлович на книге? Выслушиваются
варианты детей, ответ появляется на слайде 9 по
щелчку мыши: «Делу – время, потехе – час».
Ребята, как современники прозвали Алексея
Михайловича? Но, несмотря на его прозвание, в годы
его правления произошли важные события XVII века:
Соляной бунт, Медный бунт, восстание под
предводительством С.Разина, Соборное уложение,
церковная реформа патриарха Никона (Приложение
1, слайд 10).
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из
событий. Как вы думаете, о каком? Почему вы так
решили?
Я предлагаю вам выступить в роли исторических
исследователей и переместиться в архив. Среди
множества пыльных папок вы нашли документ времен
правления Алексея Михайловича. Данный документ
лежит у вас на столах (см. Приложение
2). Посмотрите, как он называется? Что
может означать это название? Варианты
обучающихся.
Ребятам предлагается самостоятельно
ознакомиться с данным документом.
А теперь я предлагаю выйти из архива (встать из-за
столов), потянуться вправо, влево и перейти к
рабочим столам. Сейчас мы поработаем в группах.
Задания группам (Приложение 1, слайд 11):
- 1 группа. Найдите в тексте слова, которые могут быть непонятны нашим современникам (человеку XXI века) и запишите их на листе. Дайте им объяснение.
- 2 группа. Выделите фразы и предложения, которые больше всего запомнились или произвели впечатление (не более 5 фраз) и запишите их на листе.
- 3 группа. Сформулируйте вопросы для своих одноклассников и запишите их на листе (вопросов должно быть не больше, чем абзацев в тексте).
Третий этап урока – рефлексия
По завершению работы каждая группа
представляет свой мини-проект и происходит их
обсуждение.
В завершение урока предлагается прослушать
небольшой текст о правлении царя Алексея
Михайловича (Приложение 1,
слайд 12) .
Вывод по уроку. Сегодня на уроке мы рассмотрели только страницу главы истории Российского государства времен правления Алексея Михайловича. И в дальнейшем нам предстоит изучить много нового и интересного.
Домашнее задание (Приложение 1, слайд 13)
- Прочитать параграф восьмой и выполнить задание на ваш выбор:
- Найти дополнительную информацию о личности царя Алексея Михайловича (Интернет, справочники, энциклопедии и т.д.).
- Составьте кроссворд к § 8
- Эссе на тему: «Каким вы увидели царя в ходе Соляного бунта?»
Поблагодарить ребят за работу на уроке и попросить оценить урок, заполнив лист-опросник.
Лист оценки урока
Мне было | Я работал | Мне понравилось работать | Я ставлю себе | Я ставлю учителю | |||||||||||
интересно | неинтересно | активно | неактивно | как обычно | с иллюстрациями | в группе | индивидуально | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Использованная литература:
- Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка6 Т. 1-4. – М.: Рус.яз., 1989.
- http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch56.htm
- Пчелов Е.В. История России 7 класс. Русское слово.:2008.
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
27 03 2024 0:22:26
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
26 03 2024 20:41:23
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
25 03 2024 3:36:59
Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....
24 03 2024 15:42:25
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
23 03 2024 19:35:18
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
22 03 2024 7:53:25
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
21 03 2024 11:30:53
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
20 03 2024 17:25:54
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
19 03 2024 12:22:18
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
18 03 2024 21:18:58
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
17 03 2024 9:26:46
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...
16 03 2024 20:37:57
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
15 03 2024 16:48:31
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
14 03 2024 11:27:44
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
13 03 2024 22:33:19
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
12 03 2024 9:44:33
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
11 03 2024 10:58:23
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
10 03 2024 2:39:47
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
09 03 2024 18:34:23
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
08 03 2024 19:34:11
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
07 03 2024 23:18:31
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
06 03 2024 10:14:38
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
05 03 2024 12:53:59
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
04 03 2024 8:46:28
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
03 03 2024 17:42:55
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование. ...
02 03 2024 11:12:18
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
01 03 2024 21:52:50
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
29 02 2024 17:49:10
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
28 02 2024 15:33:47
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
27 02 2024 20:25:24
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
26 02 2024 15:46:20
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
25 02 2024 16:22:48
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
24 02 2024 13:36:48
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
23 02 2024 22:32:44
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
22 02 2024 3:24:15
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
21 02 2024 2:31:52
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
20 02 2024 8:44:17
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
19 02 2024 11:24:36
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
18 02 2024 12:30:11
На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
17 02 2024 15:18:43
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
16 02 2024 20:45:31
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
15 02 2024 3:29:51
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
14 02 2024 9:25:59
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
13 02 2024 6:29:10
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
12 02 2024 14:45:32
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...
11 02 2024 23:35:14
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
10 02 2024 23:18:22
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
09 02 2024 3:18:34
Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
08 02 2024 19:41:18
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
07 02 2024 10:53:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::