"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино"


    "Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино"


В далеком прошлом на земле Восточного Подмосковья, где сегодня выросли современные города, были вотчины Великих князей, Царей, знаменитых полководцев, адмиралов, великих людей своей эпохи. Здесь были родовые поместья Ивана Грозного, бояр Нарышкиных, князей Волконских, графов Салтыковых, Толстых, Румянцевых, Шереметевых, Юсуповых Плещеевых, … сподвижника Петра Великого - Меншикова, великого актера Волкова, Св. Алексия - Митрополита Московского. В Троице Сергиеву Лавру вел паломников известный Троицкий тpaкт; здесь же была столица старообрядцев - Гуслица. Это край прочных гражданских традиций.

Но хотелось бы остановиться на одной проблеме, которая сегодня очень волнует краеведов – это вопрос о возрождении старинных усадеб, изучении и сохранении истории их владельцев. Эта тема стала неожиданно актуальной и для нашего современного города Электросталь: по документам и воспоминаниям старожилов, было установлено, что на месте школы № 20 в 1852 году стоял дом помещицы Трескиной Александры Федоровны, а рядом с городом находилась красивая усадьба с интересным “историческим приданным” - Елизаветино. В краеведческой литературе о них нет никаких сведений, поэтому нам с ребятами пришлось собирать материал по крупицам.

Рис.1. Старый дом.

Рис.2. Пруд в Елизаветино

Петербургский “Крез” - хозяин Елизаветина

Чтобы попасть в Елизаветино, надо доехать с Курского вокзала до станции Фрязево (по Горьковскому направлению). В прошлом это расстояние равнялось дневному прогону лошади – около 35 верст от Москвы. Елизаветино находится на старой Носовихинской дороге.

Первый вопрос, который нас заинтересовал – это вопрос о владельцах Елизаветино. С XVIII в. огромное число поместий в Восточном Подмосковье принадлежало князьям Всеволожским, славный род которых связан корнями с древним родом Великих князей Стародубских. На гербе Всеволожских есть Михаил Архангел – покровитель Великих князей и Царей.

Рядом с Елизаветино издревле находились деревни Костеево (Степаново), Антоново (Всеволодово), которые в 1770 г. принадлежали братьям Всеволожским - Всеволоду Алексеевичу, Илье Алексеевичу и Сергею Алексеевичу. Братья Всеволожские были участниками дворцового переворота 1762 года против Петра III, за что получили щедрые награды.

Всеволод Алексеевич передал все имения своему племяннику – Всеволоду Андреевичу Всеволожскому, отец которого был Пензенским воеводой и погиб, сгорел в доме, защищаясь от восставших, во время бунта Пугачева. Всеволод Андреевич был очень богат, любил роскошь и веселье, за что его прозвали петербургским “Крезом”. Он был одним из самых деятельных представителей древнего рода. Женившись на Бекетовой Елизавете Никитичне, он ещё более увеличил своё состояние. Все его предприятия давали ежегодно прибыли свыше миллиона рублей. Одно время Всеволод Андреевич был астpaxaнским вице-губернатором, имел лучшие промыслы по ловле рыбы на Каспии и по заготовкам икры.

Рис.3. Всеволожский Всеволод Андреевич

Человек необычайно энергичный, образованный, он следил за новинками техники.

Гордостью Всеволожского была собственная крепостная труппа, которая выступала в его дворцах. В Петербурге Всеволожские устраивали в своем дворце праздники с крепостными актёрами. Гостям подавали в декабре свежую землянику, на стол ставили осетров, которых с трудом поднимали четверо мужчин. Между тропическими растениями в зале устраивали “ярмарки ” с лавками и буфетами, где продавали свои изделия “представители различных народностей”.

Но совсем скоро разразилась “гроза 1812 года”. “Вся Россия в поход пошла” - вспоминал слова бывалого солдата Ф.Глинка. Самое большое количество ратников выставило Московское дворянство: Юсуповы, Салтыковы, Долгоруковы, Толстые, Всеволожские, Остерманы, Демидовы. Из 100 ратников каждый 10-й был из подмосковного села. Всеволожский В. А. только из крестьян Степаново, Всеволодово собрал отряд из 50 ополченцев.

Пока лучшие архитекторы Москвы и Петербурга возрождали первопрестольную из пепелища, помещики восстанавливали разоренные подмосковные усадьбы. Во время нашествия Наполеона погибло много ценных частных коллекций, были сожжены деревни, храмы. (До сих пор в некоторых семьях электростальцев хранятся старинные монеты, медальоны, украшения, иконы).

В начале XIX в Подмосковье начинается “промышленный бум”, в водоворот которого втянуты все сословия: князья Трубецкие строят “совместное предприятие” с купцами Молошниковыми в Балашихе, князь Юсупов открывает красильный и химический заводишки, вчерашний полунищий крестьянин Малютин становится миллионером. В 1800-х гг. Всеволожский Всеволод Андреевич совместно с Иваном Петровичем Поливановым содержит фарфоровый завод в Елизаветине Богородского уезда. По данным 1813–1814 годов на заводе имелось 2 горна и выделывалось посуды более 40 тыс. штук в год при 70-ти рабочих. Изделия отличались высоким качеством и экспонировались в Музее Общества Поощрения Художников в Петербурге и в частных коллекциях.

Елизаветино находится на пути во Владимир, где в селе Жерехово покоится прах прапрадеда Всеволожского Всеволода Андреевича – Якова. Можно предположить, что помещики проживали в Елизаветино. Старожилы подтвердили, “что господа бывали здесь летом”.

Поливанов Иван Петрович был родственником Вяземских, Дениса Давыдова. Поливанову в 1812 году поручили вывезти из Москвы сокровища Оружейной палаты в Нижний Новгород. В 1813 г. он их в полной сохранности возвращает. Его сын Николай был хорошо знаком с Лермонтовым.

Тайны усадьбы. Фаворит Елизаветы Петровны и “Евгений Онегин ”

Происхождение названия “Елизаветино” сегодня объяснить сложно. В нем явно скрыта какая – то тайна? Краевед Савельева в своей книге считает, что “наше” имение уже в XVIII в. называлось Елизаветино и включало земли - Есино, Бабеево, Степаново.

Возможны и другие версии о происхождении названия имения. В конце XVIII – нач. XIX вв. этим имением владел Всеволожский Всеволод Андреевич. Его женой была Бекетова Елизавета Никитична Возможно, в ее честь и названо имение. 2 В это же время меняется название села Антоново: оно стало – Всеволодово. Может, имена владельцев увековечены в названиях сел?

Кто же такая Елизавета Никитична Бекетова? Не мог же Всеволожский жениться на безродной дeвице… Елизавета Бекетова была воспитанницей Никиты Афанасьевича Бекетова, фаворита самой императрицы Елизаветы Петровны. Потеряв расположение государыни, Бекетов зачислился в армию и участвовал в Семилетней войне. В 1763 г. Бекетова назначили губернатором в Астpaxaнь. Здесь он заботился о поднятии земледелия, виноградарства, шелководства и других промыслов.

Из истории родов Разумовских, Трубецких и др. известно, что незаконнорожденные дети знатных дворян проживали в их доме и назывались “воспитанниками”. Елизавета была внебрачной дочерью Никиты Афанасьевича Бекетова. В некоторых записях ее фамилия звучит как Кетова. Внебрачным детям давали фамилии помещиков – отцов без первого слога: Трубецкой – Бецкой, Бекетова - Кетова. Елизавета Бекетова умерла в 1810 году. Может ее именем, на котором сиял отблеск имени самой императрицы, и названа усадьба? Умный, деятельный, Никита Афанасьевич, фаворит двух императриц, не мог не сохранить в душе память о них.

Рис.4. Бекетов Никита Афанасьевич

Другие склонны считать это название более древним, и связывают с проездом по этим краям императрицы Елизаветы Петровны или какой – то весьма знатной особы. Действительно, во времена правления Анны Иоанновны и Бирона, дочь Петра Великого Елизавета Петровна, около 10 лет находилась в Александрове и, посещая монастырь в Киржаче, где покоился прах Великих княжон, проезжала по нашим дорогам.

Мы знаем аналогичный пример, связанный с Подмосковной усадьбой Покровское, которое принадлежало Стрешневым – Глебовым – Шаховским. В усадьбе были найдены портреты молодой императрицы Елизаветы Петровны. Они указывают на то, что родословное древо Стрешневых, его корни, связаны с родом русских царей. В конце дороги, выводящей через рощу из Покровского, есть павильон “Елизаветино”. Павильон был сюрпризом влюбленного мужа жене. Часть имения стало называться – Елизаветино. Эта архитектурная миниатюра имеет свою красивую историю, рассказанную в книге “Мои предки” Е.Ф. Стрешневой.

Любопытным дополнением к истории села стал рассказ старожила села Елизаветино - Анны Ивановны Клейковой, 1923 г.р., Она рассказала :

“В детстве мы часто бегали слушать рассказы деда, который служил у барина, о том, как жили господа в старину. Жил дед вместе со своей женой рядом с господским домом. Фамилию я его помню - это Гущин. Было в то время деду больше 80 лет. Умер он в 1937–1938 гг. и похоронен на кладбище села Казанское. Жена умерла раньше.

Дед сохранил в памяти два предания. Одно из них о том, как по дороге через сельцо проезжала императрица Елизавета и потеряла здесь хрустальный башмачок. Этот рассказ настолько заворожил ребят, что они еще долго искали этот башмачок на дороге, которая вела в село Казанское. Вторая легенда о любимой собаке барина, которая была очень умной и преданной. После ее cмepти она была похоронена на острове посередине пруда, а на шее у нее была золотая цепь ”. Анна Ивановна продолжала: “Мы с ребятами долго думали, как попасть на остров. Было немного страшно. Потом достали лодки и подплыли к острову. Нашли плиту, на которой было написано имя и дата. Но всем, конечно, хотелось найти золотую цепь… На плите была скульптура, похожая на какую – то фигуру лежащего зверя с головой, напоминающей голову собаки ”.

Некоторые краеведы, в частности, А.И. Смирнов, предполагает, что это атрибут тайной масонской ложи. Сейчас этого памятника нет – его затянуло на дне илом.

У Всеволода Андреевича Всеволожского были дети: Александр, Никита, Мария.

Александр был участником войны 1812 года, в 1819 году получил звание штаб – ротмистра, с 1833 года - камергер, с 1837 - церемониймейстер, действительный Статский Советник.

В его столичном доме бывали А. Пушкин, П.Вяземский, В. Жуковский, В.Ф. Одоевский. Жена Александра - Софья Ивановна Трубецкая, дочь Ивана Дмитриевича Трубецкого и Екатерины Александровны Мансуровой. Мансуровы были соседями – их поместья располагались поблизости

Вторым сыном Всеволожского Всеволода Андреевича был Никита. Он любил театр, литературу, переводил французские водевили, основал весной 1819 года общество “Зелёная лампа”. Зелёный цвет символ надежды, будущего. Заседания “Зеленой лампы” проходили в доме Н.В. Всеволожского, около Большого театра, под видом дружеских пирушек Общество получило название от висевшей в комнате зелёной лампы. Изображение лампы было и на кольце, которое носил каждый участник. Лампа была эмблемой и раскрывала девиз общества “Свет и надежда”.

Рис.5. Всеволожский Александр

Рис.6. Всеволожский Никита

Члeны общества были связаны обещанием хранить тайну собраний, где царила полная свобода мнений. Всем были розданы печати с изображением светильника. С семьей Всеволожских был знаком поэт А.С. Пушкин. Здесь он читал свои стихи. Пушкин посвятил Никите Всеволожскому, “лучшему из минутных друзей”, стихотворение “Прости, счастливый сын пиров ” (1819). Автор комментария к роману “Евгений Онегин” Лотман Ю.М. сравнивал черты Евгения Онегина героя с хаpaктеристикой Никиты Всеволодовича Всеволожского:

… гражданин кулис,
Театра злой летописатель,
Очаровательниц актрис
Непостоянный обожатель.

Не обошла стороной семью Всеволожских трагедия декабрьских дней 1825 года.

В Биографическом справочнике “Декабристы ”можно найти любопытные сведения о Никите.

В службу вступил в коллегию иностранных дел актуариусом – 20.11.1816, камер-юнкер – 2.08. 1818, основатель общества “Зелёная лампа”… Следствием установлено, что члeном тайных обществ декабристов не был, его имя упоминалось в показаниях ряда декабристов в связи с обществом “Зелёная лампа”. Следственный комитет оставил это без внимания…

Уволен в отпуск в Кавказскую область (фактически это была ссылка на Кавказ) – 15.06.1826; в ведомстве тифлисского военного губернатора – 21. 03.1828;

Действительный статский советник – 31.12.1837; Члeн Кабинета его величества – 7.02.1838 (при Царе Николае I); участвовал в комиссии по возобновлению Зимнего дворца – 22.02.1838; Заведующий придворной охотой – 15.04.1841.

Никита был дважды женат. В 1825 году на княжне Варваре Петровне Хованской, второй женой была Екатерина Арсеньевна Жеребцова - она дочь Арсения Александровича Жеребцова, ротмистра и Прасковьи Николаевны Толстой. Умер Всеволожский Никита Всеволодович в Бонне

Такова возможная судьба нашего “Евгения Онегина ”. Бывал ли наш “Евгений Онегин ” в гостях у сестры в Елизаветине?

Герой 1812 года – новый хозяин Елизаветина

Сельцо Елизаветино вместе с фабрикой перешло в 1818 году сестре Всеволожских - Марии Всеволодовне, бывшей замужем за Сипягиным Николаем Мартемьяновичем.

Он получил это поместье в приданное за невестой. В это время хозяева украшают своё имение “Елизаветино” - разбивают здесь парк с аллеями для прогулок, устраивают два пруда, в которых разводили лебедей, переселяют сюда 20 семей крепостных для присмотра за усадьбой.

Кто же таков новый хозяин усадьбы Елизаветино? Генерал – лейтенант, начальник Штаба корпуса М. А. Милорадовича, адъютант Багратиона, Кутузова, Сипягин Н.М. отличился в боях 1812 года и заграничных походах, знал многих декабристов. Был губернатором Тифлиса.

Рис.7. Сипягин Николай Мартемьянович

По отзыву современника “Сипягинъ былъ высокаго роста, стройный, крепкаго сложения, здоровый, бодрый и веселый, обладалъ замечательнымъ даромъ слова. "Съ подчиненными своими обращался чрезвычайно ласково, но въ отношении къ старшимъ велъ себя съ холодной вежливостью. Съ 7 часовъ утра до ночи былъ онъ въ трудахъ. Гибкий и образованный умъ его не зналъ покоя: везде находилъ онъ пищу деятельности своей. Где ни служилъ Сипягпнъ, онъ всюду заводилъ библиотеки, типографии, Ланкастерския школы, собиралъ юнкеровъ и подпрапорщиковъ для занятий, стараясь внушить имъ любовь къ науке. Одаренный чувствомъ изящнаго, онъ "любилъ живопись … Поэзия составляла истинное наслаждсиие Сипягина. Онъ зналъ наизусть множество стиховъ и прекрасно читалъ ихъ... Щедрость его не имела границ, Сипягинъ былъ врагъ денегъ"... его другъ, графъ Дибичъ, "почиталъ cмepть Сипягина потерею государственною ”. Умер Сипягин в Тифлисе в расцвете лет 10 октября 1828 г. - простудился во время встречи генерала Паскевича, похоронен в соборе. Его портрет есть в Зимнем дворце, в галерее Героев 1812 года.

После cмepти Сипягина Николая Мартемьяновича селения: Елизаветино, Степаново, Всеволодово, Афанасово (сейчас Афанасово - часть Электростали) перешли к его сыну - помещику Всеволоду Николаевичу Сипягину (10.07. 1818 (1819) – 22.10. 1893).

Генерал-лейтенант, гвардии ротмистр, он был предводителем дворянства Богородского уезда в 1850–1856 гг. При нем в Елизаветино начинают строить церковь. Известно из документа, чтов трех верстах от Михаиле - Архангельской, в Кунье, церкви находится сельцо Елизаветино. Здесь в 1853 году генералом Сипягиным В.Н. построена под именем кладбищенской церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Долгое время она стояла неотделанною и неосвященною, пока в 1884 году не была разобрана. Из материала этой церкви устроена каменная колокольня в соседнем с Елизаветиным селе Казанском – Мере ”. Сегодня мы не нашли даже остатков фундамента храма. Вероятно, на этом месте стоит Дом культуры.

В 1850 году Сипягиным Всеволодом Николаевичем была возобновлена работа фарфоровой фабрики в Елизаветино, после 1855 года она сдана в аренду крестьянину Туркину. На фабрике выделывались разного рода фарфоровые изделия, посуда и фигуры.

О Сипягине Всеволоде Николаевичем мы знаем мало. А вот имя Сипягина Дмитрия Сергеевича (1853 – 1902 ) вошло во все учебники истории.

Рис.8. Сипягин Дмитрий Сергеевич

Он в 1881 был предводителем дворянства Волоколамского уезда, Харьковским губернатором, при Николае II - Министром Внутренних дел.

В 1902 г. Сипягин Д.С. был cмepтельно ранен террористом-эсером С. Балмашевым. в Мариинском дворце. Сипягина считали горячим патриотом России, его избрали пожизненным почетным члeном Общества Хоругвеносцев в Подмосковном Павлово Посаде, где он не раз бывал. Женат Сипягин был на Вяземской Александре Павловне.

Елизаветино на рубеже XIX–XX вв.

В 1865 году фабрика в Елизаветино была снята в аренду у владельца, В. Н. Сипягина, Иваном Алексеевичем Иконниковым, который принадлежал к купеческому сословию. Был он старовером, родился и жил в Риге (исключая период его 15-летней деятельности в статусе фабриканта, когда он, по всей видимости, жил в Богородске (нынешний Ногинск), имел двоих сыновей, Ивана и Гавриила, и дочь Варвару. По словам внучки, имел высшее образование. Родился примерно в 1835 году, а умер после 1902 г.

Последними хозяевами усадьбы Елизаветино в 90-е гг. XIX века были купцы Малютины.

Рис.9. Малютин Степан Павлович

В их владении находились золотые прииски, химический, стекольный и сахарный заводы, в Раменском, Кудиново, Купавне, в Елизаветине. Родоначальник династии – небогатый калужский крестьянин, а наследники – богатые русские промышленники. К 1860 году их капитал насчитывал более 22 млн. На что шли малютинские капиталы? Капиталы расходовали на: ремонт домов неимущих, раздачу милостыни перед праздниками, пособия погорельцам, пособия гимназиям и училищам, исправление городских мостовых, содержание больниц, платеж податей за бедных, содержание семей раненых и убитых солдат, строительство церквей и т.д.

История рядом…

После революции хозяева оставили усадьбу. В доме разместились управление совхоза и поселковый сельский совет. В старинном липовом парке, где когда – то прогуливались помещики, мальчишки и девчонки качались на качелях. Пруд - особая гордость усадьбы. Дно и берега его выложены кирпичом, у берега была пристань. Еще в 1950 г. по чистой воде пруда скользили лодки. Сегодня пруд зарос, плотина разрушена, остался только мостик, нет и острова. Барский дом приютил малышей – здесь детский сад и начальная школа

Во время Великой Отечественной войны на восток эвакуировали заводы, оборудование, людей. Днем и ночью по Горьковской железной дороге мимо Елизаветино шли эшелоны в сторону Урала, Сибири. Фашистские самолеты несколько раз прорывались сквозь огонь наших зениток - искали стратегически важные цели – заводы Электростали. Во время очередного налета бомбы. попали в “еврейский поезд”, который вез людей на восток. Было много жертв. До сих пор вспоминают страшные подробности той трагедии жители Елизаветино.

Сейчас на месте Елизаветино расположена центральная усадьба совхоза “Фрязево”. До недавнего времени совхоз “Фрязево” находился в ведомости машиностроительного завода г. Электростали. Хозяйство процветало, Елизаветино напоминало ухоженный курортный поселок, в котором были небольшие предприятия: хлебобулочное производство, молокозавод. На территории поселка долгое время стояли старые дома - баpaки, в которых проживали дворовые – “paбы”, позже - рабочие фарфорового завода. На местоположение завода указывают осколки, посуды, изделий из фарфора.

В истории усадьбы Елизаветино и семейных хрониках Всеволожских переплелись имена многих известных людей своего времени – Бекетовых, Пушкина, Поливановых, Лермонтова, Пущиных, Иловайского, Сипягиных, Трубецких, Демидовых, Львовых, Морозовых, Малютиных, Иконниковых. Наши пращуры ставили храмы, собирали и хранили для нас духовное наследие, преумножали мощь и славу государства…

Сегодня память о старинной барской усадьбе хранят лишь остатки старого парка, заросший камышом пруд, разрушенная плотина на реке Вохонка… и старый дом в стиле “модерн”, о котором упоминается в справочнике за 1890 г.

Литература

1. Из справочной книжки Московской губеонии (описание уездов), составленной Шрамченко. М. 1890 г. Фабрики и заводы в с-це Елизаветине, господ Малютиных.

2. Каталог русского фарфора коллекции Н. А. Лакутина. М. 1901. Сведения, доставленные И.А. Иконниковым.

3. Справочник. “Декабристы” ред. М.В.Нечкина, М. “Наука”. 1988, стр. 46.

4. Статистический временник Российской Империи, серия 2, выпуск 6. СПб. 1872.

5. Указатель всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в С.-Петербурге. С.Петербург, Типография товарищества “Общественная польза”.

6. Альманах "Богородский край" №2/2002.

7. Дворянские роды Российской империи, СПб. 1993.

8. Кузьмин А.И. “У истоков русского театра”. М. “Просвещение” - 1984.

9. Маслов Е.Н. “Пушкин – наше всё”/ “Богородский печатник – 1999.

10. Ногинск (Богородск). Храмы Ногинского района. Пр. Олег Пэнэжко, Владимир-2004. 11. Пущин И.И. записки о Пушкине. Письма М. - 1989.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Толерантность


    Толерантность

      Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...

21 10 2021 22:45:22

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

20 10 2021 20:44:14

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке


    Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

      Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

19 10 2021 15:36:28

Игровая программа "Земля Онара"


    Игровая программа "Земля Онара"

      Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....

18 10 2021 8:47:39

История колледжа


    История колледжа

      Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....

17 10 2021 17:59:33

Особенности работы с одаренными детьми на уроках истории


    Особенности работы с одаренными детьми на уроках истории

      Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....

16 10 2021 12:14:55

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты


    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

      Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

15 10 2021 21:32:54

Интегрированный урок "История книгопечатания"


    Интегрированный урок "История книгопечатания"

      Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....

14 10 2021 12:18:28

Самоуправление в современной России: демократия на местном уровне


    Самоуправление в современной России: демократия на местном уровне

      Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...

13 10 2021 21:15:50

Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"


    Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"

      Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...

12 10 2021 22:39:45

Обобщающий урок "Внешняя политика России. XIX–XX вв. ("Война бывает полезна главным образом побежденным"). 10–11-е классы


    Обобщающий урок "Внешняя политика России. XIX–XX вв. ("Война бывает полезна главным образом побежденным"). 10–11-е классы

      Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

11 10 2021 9:18:29

Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"


    Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"

      Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...

10 10 2021 3:16:40

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания


    Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

      На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....

09 10 2021 2:57:17

Повторительно-обобщающий урок "Александр II — великий реформатор" (История России, 8-й класс)


    Повторительно-обобщающий урок "Александр II — великий реформатор" (История России, 8-й класс)

      Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...

08 10 2021 5:36:20

"Театр Древней Греции"


    "Театр Древней Греции"

      Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...

07 10 2021 11:16:14

Статья "Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания"


    Статья "Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания"

      Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...

06 10 2021 10:41:45

Электронное учебное пособие "Политика" (готовимся к экзамену по обществознанию)


    Электронное учебное пособие "Политика" (готовимся к экзамену по обществознанию)

      Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ. ...

05 10 2021 6:26:56

Проект программы для уроков истории, МХК и внеклассных мероприятий в средних и старших классах


    Проект программы для уроков истории, МХК и внеклассных мероприятий в средних и старших классах

      Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....

04 10 2021 4:11:32

Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.


    Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.

      Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....

03 10 2021 16:44:56

"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс


    "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс

      Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....

02 10 2021 4:58:15

Урок обществознания "Человек, общество, природа". 8-й класс


    Урок обществознания "Человек, общество, природа". 8-й класс

      На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....

01 10 2021 11:29:28

Накануне отмены крепостного права (10-й класс)


    Накануне отмены крепостного права (10-й класс)

      Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....

30 09 2021 9:13:57

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе


    Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

      Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

29 09 2021 12:30:10

Герои трудового фронта (по материалам школьного музея)


    Герои трудового фронта (по материалам школьного музея)

      Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....

28 09 2021 0:40:42

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси


    Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

      В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

27 09 2021 9:42:15

Использование проектной технологии в организации и проведении урока в 10-м классе по теме "Культура Руси: IX – начало XIII века"


    Использование проектной технологии в организации и проведении урока в 10-м классе по теме "Культура Руси: IX – начало XIII века"

      В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....

26 09 2021 5:17:39

Урок истории по теме "Политическое развитие России в XVII веке"


    Урок истории по теме "Политическое развитие России в XVII веке"

      Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....

25 09 2021 7:21:13

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

24 09 2021 15:17:44

Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию


    Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию

      В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....

23 09 2021 9:35:39

Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"


    Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"

      Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....

22 09 2021 7:57:12

Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе)


    Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе)

      Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....

21 09 2021 3:47:16

Театр исторических миниатюр


    Театр исторических миниатюр

      Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....

20 09 2021 15:36:34

Мероприятие "Лучший знаток истории". 5-й класс


    Мероприятие "Лучший знаток истории". 5-й класс

      Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....

19 09 2021 11:41:22

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"


    Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

      Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

18 09 2021 3:37:39

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"


    Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

      Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

17 09 2021 4:42:23

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8-м классе


    Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8-м классе

      Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН). ...

16 09 2021 8:51:31

Презентация кафедры истории


    Презентация кафедры истории

      Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

15 09 2021 8:33:54

Профсоюзное движение. История возникновения


    Профсоюзное движение. История возникновения

      Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....

14 09 2021 23:18:39

Реализация деятельностного подхода в организации контроля и совершенствовании оценки образовательных достижений учащихся по истории


    Реализация деятельностного подхода в организации контроля и совершенствовании оценки образовательных достижений учащихся по истории

      Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...

13 09 2021 22:27:11

Внеклассное мероприятие по теме "Преподобный Сергий Радонежский ‒ чудотворец"


    Внеклассное мероприятие по теме "Преподобный Сергий Радонежский ‒ чудотворец"

      Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....

12 09 2021 20:15:47

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

      Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....

11 09 2021 17:25:10

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"


    Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"

      Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....

10 09 2021 8:42:42

Урок обобщения "Древний Восток". 5-й класс


    Урок обобщения "Древний Восток". 5-й класс

      Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории. ...

09 09 2021 2:54:13

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....

08 09 2021 9:31:50

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс


    "О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

      Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....

07 09 2021 17:11:19

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)


    Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

      Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

06 09 2021 8:11:59

Урок истории на тему "Политическая система СССР в 1930-е гг.". 9-й класс


    Урок истории на тему "Политическая система СССР в 1930-е гг.". 9-й класс

      Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....

05 09 2021 3:13:40

Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс


    Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс

      Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....

04 09 2021 0:54:16

Наука и образование XVIII века, 7-й класс


    Наука и образование XVIII века, 7-й класс

      Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...

03 09 2021 20:10:15

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

02 09 2021 0:35:50

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::