"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино"


    "Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино"

В далеком прошлом на земле Восточного Подмосковья, где сегодня выросли современные города, были вотчины Великих князей, Царей, знаменитых полководцев, адмиралов, великих людей своей эпохи. Здесь были родовые поместья Ивана Грозного, бояр Нарышкиных, князей Волконских, графов Салтыковых, Толстых, Румянцевых, Шереметевых, Юсуповых Плещеевых, … сподвижника Петра Великого - Меншикова, великого актера Волкова, Св. Алексия - Митрополита Московского. В Троице Сергиеву Лавру вел паломников известный Троицкий тpaкт; здесь же была столица старообрядцев - Гуслица. Это край прочных гражданских традиций.

Но хотелось бы остановиться на одной проблеме, которая сегодня очень волнует краеведов – это вопрос о возрождении старинных усадеб, изучении и сохранении истории их владельцев. Эта тема стала неожиданно актуальной и для нашего современного города Электросталь: по документам и воспоминаниям старожилов, было установлено, что на месте школы № 20 в 1852 году стоял дом помещицы Трескиной Александры Федоровны, а рядом с городом находилась красивая усадьба с интересным “историческим приданным” - Елизаветино. В краеведческой литературе о них нет никаких сведений, поэтому нам с ребятами пришлось собирать материал по крупицам.

Рис.1. Старый дом.

Рис.2. Пруд в Елизаветино

Петербургский “Крез” - хозяин Елизаветина

Чтобы попасть в Елизаветино, надо доехать с Курского вокзала до станции Фрязево (по Горьковскому направлению). В прошлом это расстояние равнялось дневному прогону лошади – около 35 верст от Москвы. Елизаветино находится на старой Носовихинской дороге.

Первый вопрос, который нас заинтересовал – это вопрос о владельцах Елизаветино. С XVIII в. огромное число поместий в Восточном Подмосковье принадлежало князьям Всеволожским, славный род которых связан корнями с древним родом Великих князей Стародубских. На гербе Всеволожских есть Михаил Архангел – покровитель Великих князей и Царей.

Рядом с Елизаветино издревле находились деревни Костеево (Степаново), Антоново (Всеволодово), которые в 1770 г. принадлежали братьям Всеволожским - Всеволоду Алексеевичу, Илье Алексеевичу и Сергею Алексеевичу. Братья Всеволожские были участниками дворцового переворота 1762 года против Петра III, за что получили щедрые награды.

Всеволод Алексеевич передал все имения своему племяннику – Всеволоду Андреевичу Всеволожскому, отец которого был Пензенским воеводой и погиб, сгорел в доме, защищаясь от восставших, во время бунта Пугачева. Всеволод Андреевич был очень богат, любил роскошь и веселье, за что его прозвали петербургским “Крезом”. Он был одним из самых деятельных представителей древнего рода. Женившись на Бекетовой Елизавете Никитичне, он ещё более увеличил своё состояние. Все его предприятия давали ежегодно прибыли свыше миллиона рублей. Одно время Всеволод Андреевич был астpaxaнским вице-губернатором, имел лучшие промыслы по ловле рыбы на Каспии и по заготовкам икры.

Рис.3. Всеволожский Всеволод Андреевич

Человек необычайно энергичный, образованный, он следил за новинками техники.

Гордостью Всеволожского была собственная крепостная труппа, которая выступала в его дворцах. В Петербурге Всеволожские устраивали в своем дворце праздники с крепостными актёрами. Гостям подавали в декабре свежую землянику, на стол ставили осетров, которых с трудом поднимали четверо мужчин. Между тропическими растениями в зале устраивали “ярмарки ” с лавками и буфетами, где продавали свои изделия “представители различных народностей”.

Но совсем скоро разразилась “гроза 1812 года”. “Вся Россия в поход пошла” - вспоминал слова бывалого солдата Ф.Глинка. Самое большое количество ратников выставило Московское дворянство: Юсуповы, Салтыковы, Долгоруковы, Толстые, Всеволожские, Остерманы, Демидовы. Из 100 ратников каждый 10-й был из подмосковного села. Всеволожский В. А. только из крестьян Степаново, Всеволодово собрал отряд из 50 ополченцев.

Пока лучшие архитекторы Москвы и Петербурга возрождали первопрестольную из пепелища, помещики восстанавливали разоренные подмосковные усадьбы. Во время нашествия Наполеона погибло много ценных частных коллекций, были сожжены деревни, храмы. (До сих пор в некоторых семьях электростальцев хранятся старинные монеты, медальоны, украшения, иконы).

В начале XIX в Подмосковье начинается “промышленный бум”, в водоворот которого втянуты все сословия: князья Трубецкие строят “совместное предприятие” с купцами Молошниковыми в Балашихе, князь Юсупов открывает красильный и химический заводишки, вчерашний полунищий крестьянин Малютин становится миллионером. В 1800-х гг. Всеволожский Всеволод Андреевич совместно с Иваном Петровичем Поливановым содержит фарфоровый завод в Елизаветине Богородского уезда. По данным 1813–1814 годов на заводе имелось 2 горна и выделывалось посуды более 40 тыс. штук в год при 70-ти рабочих. Изделия отличались высоким качеством и экспонировались в Музее Общества Поощрения Художников в Петербурге и в частных коллекциях.

Елизаветино находится на пути во Владимир, где в селе Жерехово покоится прах прапрадеда Всеволожского Всеволода Андреевича – Якова. Можно предположить, что помещики проживали в Елизаветино. Старожилы подтвердили, “что господа бывали здесь летом”.

Поливанов Иван Петрович был родственником Вяземских, Дениса Давыдова. Поливанову в 1812 году поручили вывезти из Москвы сокровища Оружейной палаты в Нижний Новгород. В 1813 г. он их в полной сохранности возвращает. Его сын Николай был хорошо знаком с Лермонтовым.

Тайны усадьбы. Фаворит Елизаветы Петровны и “Евгений Онегин ”

Происхождение названия “Елизаветино” сегодня объяснить сложно. В нем явно скрыта какая – то тайна? Краевед Савельева в своей книге считает, что “наше” имение уже в XVIII в. называлось Елизаветино и включало земли - Есино, Бабеево, Степаново.

Возможны и другие версии о происхождении названия имения. В конце XVIII – нач. XIX вв. этим имением владел Всеволожский Всеволод Андреевич. Его женой была Бекетова Елизавета Никитична Возможно, в ее честь и названо имение. 2 В это же время меняется название села Антоново: оно стало – Всеволодово. Может, имена владельцев увековечены в названиях сел?

Кто же такая Елизавета Никитична Бекетова? Не мог же Всеволожский жениться на безродной дeвице… Елизавета Бекетова была воспитанницей Никиты Афанасьевича Бекетова, фаворита самой императрицы Елизаветы Петровны. Потеряв расположение государыни, Бекетов зачислился в армию и участвовал в Семилетней войне. В 1763 г. Бекетова назначили губернатором в Астpaxaнь. Здесь он заботился о поднятии земледелия, виноградарства, шелководства и других промыслов.

Из истории родов Разумовских, Трубецких и др. известно, что незаконнорожденные дети знатных дворян проживали в их доме и назывались “воспитанниками”. Елизавета была внебрачной дочерью Никиты Афанасьевича Бекетова. В некоторых записях ее фамилия звучит как Кетова. Внебрачным детям давали фамилии помещиков – отцов без первого слога: Трубецкой – Бецкой, Бекетова - Кетова. Елизавета Бекетова умерла в 1810 году. Может ее именем, на котором сиял отблеск имени самой императрицы, и названа усадьба? Умный, деятельный, Никита Афанасьевич, фаворит двух императриц, не мог не сохранить в душе память о них.

Рис.4. Бекетов Никита Афанасьевич

Другие склонны считать это название более древним, и связывают с проездом по этим краям императрицы Елизаветы Петровны или какой – то весьма знатной особы. Действительно, во времена правления Анны Иоанновны и Бирона, дочь Петра Великого Елизавета Петровна, около 10 лет находилась в Александрове и, посещая монастырь в Киржаче, где покоился прах Великих княжон, проезжала по нашим дорогам.

Мы знаем аналогичный пример, связанный с Подмосковной усадьбой Покровское, которое принадлежало Стрешневым – Глебовым – Шаховским. В усадьбе были найдены портреты молодой императрицы Елизаветы Петровны. Они указывают на то, что родословное древо Стрешневых, его корни, связаны с родом русских царей. В конце дороги, выводящей через рощу из Покровского, есть павильон “Елизаветино”. Павильон был сюрпризом влюбленного мужа жене. Часть имения стало называться – Елизаветино. Эта архитектурная миниатюра имеет свою красивую историю, рассказанную в книге “Мои предки” Е.Ф. Стрешневой.

Любопытным дополнением к истории села стал рассказ старожила села Елизаветино - Анны Ивановны Клейковой, 1923 г.р., Она рассказала :

“В детстве мы часто бегали слушать рассказы деда, который служил у барина, о том, как жили господа в старину. Жил дед вместе со своей женой рядом с господским домом. Фамилию я его помню - это Гущин. Было в то время деду больше 80 лет. Умер он в 1937–1938 гг. и похоронен на кладбище села Казанское. Жена умерла раньше.

Дед сохранил в памяти два предания. Одно из них о том, как по дороге через сельцо проезжала императрица Елизавета и потеряла здесь хрустальный башмачок. Этот рассказ настолько заворожил ребят, что они еще долго искали этот башмачок на дороге, которая вела в село Казанское. Вторая легенда о любимой собаке барина, которая была очень умной и преданной. После ее cмepти она была похоронена на острове посередине пруда, а на шее у нее была золотая цепь ”. Анна Ивановна продолжала: “Мы с ребятами долго думали, как попасть на остров. Было немного страшно. Потом достали лодки и подплыли к острову. Нашли плиту, на которой было написано имя и дата. Но всем, конечно, хотелось найти золотую цепь… На плите была скульптура, похожая на какую – то фигуру лежащего зверя с головой, напоминающей голову собаки ”.

Некоторые краеведы, в частности, А.И. Смирнов, предполагает, что это атрибут тайной масонской ложи. Сейчас этого памятника нет – его затянуло на дне илом.

У Всеволода Андреевича Всеволожского были дети: Александр, Никита, Мария.

Александр был участником войны 1812 года, в 1819 году получил звание штаб – ротмистра, с 1833 года - камергер, с 1837 - церемониймейстер, действительный Статский Советник.

В его столичном доме бывали А. Пушкин, П.Вяземский, В. Жуковский, В.Ф. Одоевский. Жена Александра - Софья Ивановна Трубецкая, дочь Ивана Дмитриевича Трубецкого и Екатерины Александровны Мансуровой. Мансуровы были соседями – их поместья располагались поблизости

Вторым сыном Всеволожского Всеволода Андреевича был Никита. Он любил театр, литературу, переводил французские водевили, основал весной 1819 года общество “Зелёная лампа”. Зелёный цвет символ надежды, будущего. Заседания “Зеленой лампы” проходили в доме Н.В. Всеволожского, около Большого театра, под видом дружеских пирушек Общество получило название от висевшей в комнате зелёной лампы. Изображение лампы было и на кольце, которое носил каждый участник. Лампа была эмблемой и раскрывала девиз общества “Свет и надежда”.

Рис.5. Всеволожский Александр

Рис.6. Всеволожский Никита

Члeны общества были связаны обещанием хранить тайну собраний, где царила полная свобода мнений. Всем были розданы печати с изображением светильника. С семьей Всеволожских был знаком поэт А.С. Пушкин. Здесь он читал свои стихи. Пушкин посвятил Никите Всеволожскому, “лучшему из минутных друзей”, стихотворение “Прости, счастливый сын пиров ” (1819). Автор комментария к роману “Евгений Онегин” Лотман Ю.М. сравнивал черты Евгения Онегина героя с хаpaктеристикой Никиты Всеволодовича Всеволожского:

… гражданин кулис,
Театра злой летописатель,
Очаровательниц актрис
Непостоянный обожатель.

Не обошла стороной семью Всеволожских трагедия декабрьских дней 1825 года.

В Биографическом справочнике “Декабристы ”можно найти любопытные сведения о Никите.

В службу вступил в коллегию иностранных дел актуариусом – 20.11.1816, камер-юнкер – 2.08. 1818, основатель общества “Зелёная лампа”… Следствием установлено, что члeном тайных обществ декабристов не был, его имя упоминалось в показаниях ряда декабристов в связи с обществом “Зелёная лампа”. Следственный комитет оставил это без внимания…

Уволен в отпуск в Кавказскую область (фактически это была ссылка на Кавказ) – 15.06.1826; в ведомстве тифлисского военного губернатора – 21. 03.1828;

Действительный статский советник – 31.12.1837; Члeн Кабинета его величества – 7.02.1838 (при Царе Николае I); участвовал в комиссии по возобновлению Зимнего дворца – 22.02.1838; Заведующий придворной охотой – 15.04.1841.

Никита был дважды женат. В 1825 году на княжне Варваре Петровне Хованской, второй женой была Екатерина Арсеньевна Жеребцова - она дочь Арсения Александровича Жеребцова, ротмистра и Прасковьи Николаевны Толстой. Умер Всеволожский Никита Всеволодович в Бонне

Такова возможная судьба нашего “Евгения Онегина ”. Бывал ли наш “Евгений Онегин ” в гостях у сестры в Елизаветине?

Герой 1812 года – новый хозяин Елизаветина

Сельцо Елизаветино вместе с фабрикой перешло в 1818 году сестре Всеволожских - Марии Всеволодовне, бывшей замужем за Сипягиным Николаем Мартемьяновичем.

Он получил это поместье в приданное за невестой. В это время хозяева украшают своё имение “Елизаветино” - разбивают здесь парк с аллеями для прогулок, устраивают два пруда, в которых разводили лебедей, переселяют сюда 20 семей крепостных для присмотра за усадьбой.

Кто же таков новый хозяин усадьбы Елизаветино? Генерал – лейтенант, начальник Штаба корпуса М. А. Милорадовича, адъютант Багратиона, Кутузова, Сипягин Н.М. отличился в боях 1812 года и заграничных походах, знал многих декабристов. Был губернатором Тифлиса.

Рис.7. Сипягин Николай Мартемьянович

По отзыву современника “Сипягинъ былъ высокаго роста, стройный, крепкаго сложения, здоровый, бодрый и веселый, обладалъ замечательнымъ даромъ слова. "Съ подчиненными своими обращался чрезвычайно ласково, но въ отношении къ старшимъ велъ себя съ холодной вежливостью. Съ 7 часовъ утра до ночи былъ онъ въ трудахъ. Гибкий и образованный умъ его не зналъ покоя: везде находилъ онъ пищу деятельности своей. Где ни служилъ Сипягпнъ, онъ всюду заводилъ библиотеки, типографии, Ланкастерския школы, собиралъ юнкеровъ и подпрапорщиковъ для занятий, стараясь внушить имъ любовь къ науке. Одаренный чувствомъ изящнаго, онъ "любилъ живопись … Поэзия составляла истинное наслаждсиие Сипягина. Онъ зналъ наизусть множество стиховъ и прекрасно читалъ ихъ... Щедрость его не имела границ, Сипягинъ былъ врагъ денегъ"... его другъ, графъ Дибичъ, "почиталъ cмepть Сипягина потерею государственною ”. Умер Сипягин в Тифлисе в расцвете лет 10 октября 1828 г. - простудился во время встречи генерала Паскевича, похоронен в соборе. Его портрет есть в Зимнем дворце, в галерее Героев 1812 года.

После cмepти Сипягина Николая Мартемьяновича селения: Елизаветино, Степаново, Всеволодово, Афанасово (сейчас Афанасово - часть Электростали) перешли к его сыну - помещику Всеволоду Николаевичу Сипягину (10.07. 1818 (1819) – 22.10. 1893).

Генерал-лейтенант, гвардии ротмистр, он был предводителем дворянства Богородского уезда в 1850–1856 гг. При нем в Елизаветино начинают строить церковь. Известно из документа, чтов трех верстах от Михаиле - Архангельской, в Кунье, церкви находится сельцо Елизаветино. Здесь в 1853 году генералом Сипягиным В.Н. построена под именем кладбищенской церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Долгое время она стояла неотделанною и неосвященною, пока в 1884 году не была разобрана. Из материала этой церкви устроена каменная колокольня в соседнем с Елизаветиным селе Казанском – Мере ”. Сегодня мы не нашли даже остатков фундамента храма. Вероятно, на этом месте стоит Дом культуры.

В 1850 году Сипягиным Всеволодом Николаевичем была возобновлена работа фарфоровой фабрики в Елизаветино, после 1855 года она сдана в аренду крестьянину Туркину. На фабрике выделывались разного рода фарфоровые изделия, посуда и фигуры.

О Сипягине Всеволоде Николаевичем мы знаем мало. А вот имя Сипягина Дмитрия Сергеевича (1853 – 1902 ) вошло во все учебники истории.

Рис.8. Сипягин Дмитрий Сергеевич

Он в 1881 был предводителем дворянства Волоколамского уезда, Харьковским губернатором, при Николае II - Министром Внутренних дел.

В 1902 г. Сипягин Д.С. был cмepтельно ранен террористом-эсером С. Балмашевым. в Мариинском дворце. Сипягина считали горячим патриотом России, его избрали пожизненным почетным члeном Общества Хоругвеносцев в Подмосковном Павлово Посаде, где он не раз бывал. Женат Сипягин был на Вяземской Александре Павловне.

Елизаветино на рубеже XIX–XX вв.

В 1865 году фабрика в Елизаветино была снята в аренду у владельца, В. Н. Сипягина, Иваном Алексеевичем Иконниковым, который принадлежал к купеческому сословию. Был он старовером, родился и жил в Риге (исключая период его 15-летней деятельности в статусе фабриканта, когда он, по всей видимости, жил в Богородске (нынешний Ногинск), имел двоих сыновей, Ивана и Гавриила, и дочь Варвару. По словам внучки, имел высшее образование. Родился примерно в 1835 году, а умер после 1902 г.

Последними хозяевами усадьбы Елизаветино в 90-е гг. XIX века были купцы Малютины.

Рис.9. Малютин Степан Павлович

В их владении находились золотые прииски, химический, стекольный и сахарный заводы, в Раменском, Кудиново, Купавне, в Елизаветине. Родоначальник династии – небогатый калужский крестьянин, а наследники – богатые русские промышленники. К 1860 году их капитал насчитывал более 22 млн. На что шли малютинские капиталы? Капиталы расходовали на: ремонт домов неимущих, раздачу милостыни перед праздниками, пособия погорельцам, пособия гимназиям и училищам, исправление городских мостовых, содержание больниц, платеж податей за бедных, содержание семей раненых и убитых солдат, строительство церквей и т.д.

История рядом…

После революции хозяева оставили усадьбу. В доме разместились управление совхоза и поселковый сельский совет. В старинном липовом парке, где когда – то прогуливались помещики, мальчишки и девчонки качались на качелях. Пруд - особая гордость усадьбы. Дно и берега его выложены кирпичом, у берега была пристань. Еще в 1950 г. по чистой воде пруда скользили лодки. Сегодня пруд зарос, плотина разрушена, остался только мостик, нет и острова. Барский дом приютил малышей – здесь детский сад и начальная школа

Во время Великой Отечественной войны на восток эвакуировали заводы, оборудование, людей. Днем и ночью по Горьковской железной дороге мимо Елизаветино шли эшелоны в сторону Урала, Сибири. Фашистские самолеты несколько раз прорывались сквозь огонь наших зениток - искали стратегически важные цели – заводы Электростали. Во время очередного налета бомбы. попали в “еврейский поезд”, который вез людей на восток. Было много жертв. До сих пор вспоминают страшные подробности той трагедии жители Елизаветино.

Сейчас на месте Елизаветино расположена центральная усадьба совхоза “Фрязево”. До недавнего времени совхоз “Фрязево” находился в ведомости машиностроительного завода г. Электростали. Хозяйство процветало, Елизаветино напоминало ухоженный курортный поселок, в котором были небольшие предприятия: хлебобулочное производство, молокозавод. На территории поселка долгое время стояли старые дома - баpaки, в которых проживали дворовые – “paбы”, позже - рабочие фарфорового завода. На местоположение завода указывают осколки, посуды, изделий из фарфора.

В истории усадьбы Елизаветино и семейных хрониках Всеволожских переплелись имена многих известных людей своего времени – Бекетовых, Пушкина, Поливановых, Лермонтова, Пущиных, Иловайского, Сипягиных, Трубецких, Демидовых, Львовых, Морозовых, Малютиных, Иконниковых. Наши пращуры ставили храмы, собирали и хранили для нас духовное наследие, преумножали мощь и славу государства…

Сегодня память о старинной барской усадьбе хранят лишь остатки старого парка, заросший камышом пруд, разрушенная плотина на реке Вохонка… и старый дом в стиле “модерн”, о котором упоминается в справочнике за 1890 г.

Литература

1. Из справочной книжки Московской губеонии (описание уездов), составленной Шрамченко. М. 1890 г. Фабрики и заводы в с-це Елизаветине, господ Малютиных.

2. Каталог русского фарфора коллекции Н. А. Лакутина. М. 1901. Сведения, доставленные И.А. Иконниковым.

3. Справочник. “Декабристы” ред. М.В.Нечкина, М. “Наука”. 1988, стр. 46.

4. Статистический временник Российской Империи, серия 2, выпуск 6. СПб. 1872.

5. Указатель всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в С.-Петербурге. С.Петербург, Типография товарищества “Общественная польза”.

6. Альманах "Богородский край" №2/2002.

7. Дворянские роды Российской империи, СПб. 1993.

8. Кузьмин А.И. “У истоков русского театра”. М. “Просвещение” - 1984.

9. Маслов Е.Н. “Пушкин – наше всё”/ “Богородский печатник – 1999.

10. Ногинск (Богородск). Храмы Ногинского района. Пр. Олег Пэнэжко, Владимир-2004. 11. Пущин И.И. записки о Пушкине. Письма М. - 1989.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 06 2024 16:35:42

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 06 2024 20:18:10

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 06 2024 13:14:47

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 06 2024 7:20:39

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 06 2024 21:50:22

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 06 2024 11:42:32

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 06 2024 9:28:41

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 06 2024 18:31:26

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 06 2024 6:12:14

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 06 2024 23:54:14

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 06 2024 6:10:58

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 06 2024 20:41:30

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 06 2024 18:22:52

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 06 2024 16:56:25

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 06 2024 3:54:47

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 06 2024 19:17:15

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 06 2024 17:44:22

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 06 2024 23:35:23

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 06 2024 10:10:13

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 05 2024 18:51:38

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 05 2024 14:18:16

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 05 2024 13:14:54

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 05 2024 5:12:14

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 05 2024 15:28:41

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 05 2024 12:30:51

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 05 2024 11:13:52

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 05 2024 12:23:53

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 05 2024 12:53:27

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 05 2024 19:45:46

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 05 2024 2:52:21

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 05 2024 17:37:23

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 05 2024 10:45:34

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 05 2024 0:50:57

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 05 2024 20:40:53

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 05 2024 22:23:57

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 05 2024 3:43:33

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 05 2024 6:29:52

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 05 2024 18:33:21

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 05 2024 5:50:10

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 05 2024 10:51:10

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 05 2024 15:37:45

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 05 2024 18:21:48

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 05 2024 5:15:18

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 05 2024 23:47:48

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 05 2024 23:50:56

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 05 2024 5:26:51

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 05 2024 6:36:45

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 05 2024 4:23:50

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 05 2024 2:49:35

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 05 2024 18:23:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::