Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"


    Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

1. Образовательные задачи:

  • поверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I;
  • показать, что именно к 18 веку сложились объективные предпосылки для проведения преобразований;
  • акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в своей эпохе;
  • подвести учащихся к итогу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и возвышению международного статуса России.

2. Развивающие задачи:

  • развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;
  • умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.
  • развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свое выступление, правильно формулировать выводы.

3. Воспитательные задачи:

  • развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;
  • через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру;
  • заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л, Г, Косулина, интеpaктивная доска - карта, вкладыши в учебнике, индивидуальные карточки, рабочая тетрадь. Репродукции картины В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни", скульптурного портрета Петра I М. Фальконе "Медный всадник"; выставка книг; выставка макетов кораблей.

Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о Петре I, по ранее предложенному плану, используя дополнительные источники.

Ход урока

I. Организационный момент. -Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий урок-диалог.

II. Сообщение целей, задач, плана урока.

Тема урока: "Пётр Великий. Значение его реформ". (обращается внимание на запись).

Мы должны не только повторить уже известные вам факты, но и вместе попытаться осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его деятельность в своей эпохе.

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Подготовительная беседа.

На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы.

- В чём его проявление?

- Почему, имея такую большую территорию, природные ресурсы, богатое историческое прошлое, Россия имела низкий международный статус?

Примерные ответы учащихся. Устарела система органов управления, не было флота, регулярной армии, очень слабая промышленность. Россия ещё не оправилась от Смутного времени, когда первостепенной задачей было отстоять свою независимость, не имела выхода к морям, соответственно были плохо развиты внешние связи.

- Да, действительно, с Россией на тот период не считались, как с крупной державой, хотя улучшить ее положение пытались и Алексей Михайлович и Софья. Но время крутых перемен, реформ выпало на долю сына царя Алексея Михайловича- Петра I, который стал действовать более жестко и решительно в отличие от своих предшественников, (показ иллюстрации).

2. Создание проблемного задания.

-Справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Эпиграфами к уроку станут слова Петра I:

"По Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего Петра I" и слова из статьи одного из ведущих историков

Людмилы Быченковой: "Кто гений, - тот и злодей".

IV. Основная часть урока

План:

Личность Петра I её значение в своей эпохе.

Реформы преобразователя:

а) военная реформа;

б) экономическая реформа;

в) реформа государственного управления;

г) "культурная революция".

3. Значение роли Петра I и его реформ в поднятии международного
статуса России.

Составление опopного конспекта учащимися на протяжении всего урока.

Личность Петра I её значение в своей эпохе.

А) Выступлений учащихся с опережающим заданием по плану:

1. Детство. Отрочество Петра.

2. Отношение с окружающими.

3. Взаимоотношения с сыном Алексеем.

4. Тяготы и лишения народа этого периода.

Б) Работа по выставке книг, репродукциям о Петре Великом.

Насколько интересна эта личность, которая не оставляет равнодушной, подтверждается многими фактами. Талантливые художники, скульпторы, поэты и историки посвятили не один труд Петру I

В.И. Суриков "Утро стрелецкой казни".

Во многих городах России есть скверы с памятниками Петру I (показ слайдов). Одним из самых знаменитых считается работа в. п. XVIII веке французского мастера

Мориса Фальконе. "Медный всадник"

Сам скульптор считал, что ему удалось осуществить самый смелый, самый прекрасный творческий замысел, так как, в монументе он показал триумф победы Петра над силами средневековья.

"Преодолевая своей энергией и волей все препятствия, сильный человек бесстрашно устремляется вперед, к жизни и свету".

Действительно, личность Петра I неординарная, несмотря на его недостатки, порой жестокое обращение к людям, из всех русских царей только его назвали Великим.

А величие его проявилось в его реформах.

Реформы преобразователя:

А) Причины преобразовательных реформ;

- Какие первостепенные задачи стал решать Петр I в начале правления?

- Какие меры предпринимают для решения этих задач?

- Какой вывод делает Петр I после неудачного похода на Азов в 1695 г?

Примерные ответы учащихся: Вначале своего правления Петр I стал решать внешние задачи, выход к морю. Организовывает походы на Азов. Первый из них был неудачным.

- В каком городе началось строительство кораблей?

- Почему? Примерные ответы учащихся: В г. Воронеж. Корабельный лес, река Дон, впадающая в Азовское море.

О деятельности Петра I на Воронежской земле мы поговорим на следующем уроке.

- Присоединив в 1696 г. г. Азов, решил ли Петр проблему выхода в Черное море?

Примерные ответы учащихся: Нет, т. к. Керченский пролив оставался в турецких владениях.

- Какое решение принимает Петр I?

Примерные ответы учащихся: Для продолжения войны с Турцией нужны были союзники, с этой целью он организует "Великое посольство".

- Какие качества личности Петра проявила эта поездка?

- Каков был итог поездки?

Примерные ответы учащихся: Заключил "северный союз" с Данией, Саксонией, Речью Посполитой для борьбы со Швецией за выход в Балтийское море.

Б) Военная реформа;

- С каких реформ начинает свою преобразовательную деятельность Петр I?

Ответы учащихся: Начинает с военной реформы: создание флота и регулярной армии (работа с опopным конспектом).

1. Работа со словарем - Что такое регулярная армия? (постоянная, хорошо обученная - профессиональная армия создавалась с помощью рекрутских наборов)

- Как отнесся народ к созданию регулярной армии?

2. Приведение цитат из дополнительного источника.

"Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век". "Военная служба в то время была пожизненной, и добровольцев было слишком мало. Поэтому наборы превращались в добровольно жестокую экзекуцию. Рекрутов заковывали в кандалы и помещали в тюрьмы, т к. они сбегали".

- Была ли основа регулярной армии?

- Какое значение имело создание регулярной армии и флота?

Примерные ответы учащихся: потешные полки - будущие "Семеновский", "Преображенский".

Возросла военная мощь России.

3. Работа по карте.

- Докажите это на примерах, используя карту.

Учащиеся рассказывают о крупных сражениях на суше и на море, свой ответ сопровождают показом.

- В чём историческое значение победы России в Северной войне?

Примерные ответы учащихся: Присоединение новых территорий, выход в Балтийское море.

О России заговорили, как о великой морской державе. ПетрI после заключения Ништадского мира был провозглашен императором.

В) Экономические реформы

Особенность преобразований Петра состоит в зависимости внутренней политики от внешней.

-Попробуем это доказать.

1. Особенность реформы

Внешняя политика связана с военной реформой, а внутренняя, в первую очередь, с экономикой (табличка) "экономические реформы"

-В чем особенность экономической реформы Петра I?

Примерные ответы учащихся: Развивались преимущественно отрасли экономики, непосредственно связанные с обеспечением армии: снаряжением, вооружением.

- Какие меры принимает Петр I для развития промышленности?

(табличка) "промышленность" + "мануфактура"

Примерные ответы учащихся: Для развития промышленности строятся крупные мануфактуры, особенно металлургические и текстильные.

А) Работа с интеpaктивной доской и индивидуально по карте учебника.

Учащиеся находят промышленные районы по карте в учебнике.

Ученик показывает на большой карте у доски, аргументируя ответ.

1. Металлообpaбатывающие заводы на Урале, в Карелии, близ Тулы. Если до начала XVIII в, Россия ввозила железо из-за границы, то к концу царствования Петра I страна стала продавать его.

Были открыты месторождения медной руды. (Урал.)

Появились мануфактуры, связанные с производством полотна, канатов, сукна. Причем текстильная промышленность фактически создавалась заново. Новой отраслью промышленности было кораблестроение (г. Воронеж, г. Санкт- Петербург.)

- Каким образом феодальной России за короткий промежуток времени удалось стать на рельсы развития капиталистического государств?

Примерные ответы учащихся: Кроме государственных мануфактур стали создаваться частные. Их владельцы получали всевозможные льготы. Созданная Мануфактур-коллегия вербовала по контpaктам иностранных специалистов, а так же обеспечивала предприятия рабочей силой.

Б) Работа со словарем

- Какой труд применялся на мануфактуре?

(на доске появляются таблички по мере ответов - "вольнонаемный" и "принудительный")

Примерные ответы учащихся: Вольнонаемный- из беглых людей, крестьян, ремесленников, с применением квалифицированных работников за денежную плату.

Принудительный - (т.к. источник наемной силы был ограничен) из приписных и
посессионных крестьян, которые по указу 1721 г. были навечно закреплены за конкретными мануфактурами. Условия их жизни и труда были очень тяжелыми.

В) Работа с источниками.

-Выберите из предложенных источников информацию, касающуюся этого вопроса

Примерные ответы учащихся: Кроме того, чтобы обеспечить регулярное поступление денег
в казну была проведена налоговая реформа. Подушная подать, которая взималась с крестьян и посадских, была тяжелее прежних повинностей.

-Какой вывод можно сделать, учитывая такое состояние крестьян?

Примерные ответы учащихся: Приписывание крестьян к мануфактурам и плата ими
подушной подати, привело к усилению крепостной зависимости крестьян от помещиков?

2. Развитие торговли:

Кроме промышленности, особое внимание Петр I уделял развитию торговли, (табличка "торговля", "меркантилизм")

А) Работа со словарем в рабочей тетради.

-Расскажите, в чем смысл политики меркантилизма?

Ответы учащихся:

Политика меркантилизма - покровительство правительством отечественной промышленности торговли прежде всего путем предоставления льготных условий для отечественных купцов и промышленников и, наоборот, обложения высокими пошлинами иноземных товаров.

- К каким последствиям привела политика меркантилизма? (табличка-вывод "ускорение
темпов экономического развития")

Примерные ответы учащихся: Такая политика привела к развитию русской промышленности и ослаблению зависимости от иностранных коммерсантов; возвышению Петербурга как торгового порта.

Б) Создание проблемной ситуации

-Если все хорошо так складывается в торговле, то почему я обобщила стрелочкой вывод консервации феодально-крепостнических отношений?

Примерные ответы учащихся: Для развития торговли сооружались водные каналы, и для их строительства со всей России собирались десятки тысяч работников. Все это требовало не только гигантских трудовых усилий, но и денег, которые поступали за счет налогообложений.

3. Вывод по экономической реформе.

Таким образом, экономические реформы Петра I с одной стороны показали быстрый рост промышленности, развитие торговли; с другой- ухудшение положения населения, ужесточению закрепощения крестьян.

- Что это: неразумность в политике или вынужденные меры?

Примерные ответы учащихся: На данном этапе нужно было сконцентрировать все силы для обеспечения армии и улучшения экономического развития и для поднятия ее международного положения. Поэтому, меры предпринятые Петром I оправдывают его действия.

Г) Государственные реформы.

1. Причины модернизации органов государственного управления.

Необходимость модернизации органов государственного управления проявилось ещё в XVII в.

Но реформация власти выпала на долю Петра?

- Что способствовало этому решению?

Примерные ответы учащихся:

Во-первых: обострение положения в стране в связи с ухудшением жизни трудового народа.

Во-вторых: Петр I считал, что прежняя приказная система изжила себя и лучше для России будет создание новых органов по европейскому образцу.

А) Работа со схемой государственного устройства России в начале XVIII в. ( Схема предварительно была составлена учащимися в рабочих тетрадях)

-Как проходило реформирование органов власти?

Примерные ответы учащихся: Реформы управления проходили постепенно, новая система сложилась не сразу, поначалу продолжали действовать прежние органы.

-Какой принцип построения был заложен в основе реформ?

-Объясните, как вы это понимаете?

Примерные ответы учащихся:

Реформирование проводилось по принципу коллегиональности. (Учащиеся рассказывают о создании коллегий, сената, изменении в органах местного управления.)

Б) Вывод. Все эти действия Петра I реформатора приводили к усилению власти самого монарха. В 1721 г. Сенат преподнес Петру I вместе с титулом императора именование "Великого".

2. "Табель о рангах".

- Что вы можете сказать о таком сословном документе, как "Табель о рангах". Ведь он шел вразрез с принципом государства?

Примерные ответы учащихся: Согласно этому документу любой мог выслужиться и получить дворянство. Теперь каждый свободный человек, благодаря своей личной заслуги, т. е. в зависимости от способностей, мог в принципе занять самый высокий пост.

Работа с источниками. Уч-ся составляют мини портрет ближайших соратников Петра I, используя дополнительный источник.

3. Церковная реформа.

К реформам государственного управления мы относим и изменения в положении Русской Православной церкви.

- Почему Петр I реформировал церковь, ведь он сам был верующим человеком?

Примерные ответы учащихся: Потому что деятельность царя - преобразователя, внедрявшего в России европейские порядки не вызывала одобрения у духовенства. Кроме того, церковь - это источник доходов, так нужных для реформирования всей России. Для управления религиозными делами был создан Синод во главе со светским лицом, который непосредственно подчинялся государю.

Вывод. На смену сословной монархии XVII века в России приходит новая форма правления, которая хаpaктеризуется усилением власти монарха.

- Назовите эту форму правления?

Ответы учащихся: Россия стала на путь укрепления самодержавия - значит, оформилась абсолютная монархия.

Д) "Культурная революция".

Для успешного проведения реформ стране были нужны образованные люди. И в первую очередь это понимал Петр I.

- Почему реформы, проводимые царем в области культуры и просвещения, называют "культурной революцией"? Вспомните, что такое революция?

Примерные ответы учащихся: Слово "революция" означает коренные изменения. И если
мы посмотрим на преобразования Петра в этой области, то увидим, с одной стороны - происходило подавление национальной культуры и насильственное приобщение к внешней культуре Запада, а с другой стороны - "великие творения".

-Приведите примеры, цитаты о культурной жизни страны.

- Все же, произошла "культурная революция" в петровскую эпоху или нет?

Примерные ответы учащихся: Культурная жизнь страны кардинальным образом изменилась, мы с полным утверждением можем говорить, что в России произошла настоящая "культурная революция". И в этом огромная заслуга Петра Великого.

3. Значение реформ.

- Почему Петра 1 называют Великим?

Примерные ответы учащихся: Потому что его заслуги перед Отечеством очень велики (уч-ся кратко перечисляют реформы).

Все это позволяет говорить о том, что международный статус России как державы вырос.

Россия стала империей.

- Какой ценой были проведены преобразования в России?

Примерные ответы учащихся: Народ России заплатил за реформы дорогой ценой, войны, строительство городов, дорог, водоканалов унесло тысячи жизней. Жизнь не стала легче, крепостное право даже ужесточилось.

ПЗ: Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.

Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над сомой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.

Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.

V. Подведение итогов урока.

1. Оценка деятельности учащихся.

2. Домашнее задание:

Просмотреть еще раз опopный конспект, прочитать параграф "Реформы Петра Великого". |Ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить информацию по теме: "Петр I на Воронежской земле"

3. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.

Литература для предварительной подготовки:

  1. А. Н.Сахаров. История России, т.2., М.,- 1997
  2. Российского-флота начало. Книга дилогия. Литфонд Россия.- 1996
  3. A.О. Амелькин. Всемирная история в лицах Воронеж.- 1997
  4. B.И. Панова. История Воронежского края. Воронеж.- 1997
  5. C.Ш. Казиёв. История России (в таблицах) М.,- 1997
  6. Воронеж. Центр духовного возрождения. Чернозем. - 1999
  7. B.О. Ключевский. Исторические портреты М.,- 1991
  8. А. С. Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М.,- 1999
  9. C.М. Соловьёв. Чтение и рассказы по истории России. М. 1989
  10. Л. Быченкова. Статья "Развод - по - петровски". Журнал "Крестьянка".-1998
  11. Карамзин. История Государства Российского.

Приложение.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 06 2024 20:37:42

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 06 2024 4:22:13

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 06 2024 5:49:55

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 06 2024 7:35:32

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 06 2024 5:14:18

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 06 2024 20:17:57

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 06 2024 13:26:18

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 06 2024 7:41:51

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 06 2024 19:41:24

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 06 2024 9:52:36

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 06 2024 9:40:37

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 06 2024 7:31:20

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 06 2024 13:59:40

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 06 2024 22:14:47

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 06 2024 23:13:44

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 06 2024 15:37:19

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 06 2024 21:23:50

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 06 2024 10:36:21

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 06 2024 16:15:28

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 05 2024 8:46:52

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 05 2024 8:23:58

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 05 2024 21:45:16

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 05 2024 14:13:24

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 05 2024 6:28:49

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 05 2024 7:49:27

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 05 2024 10:19:38

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 05 2024 15:17:53

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 05 2024 22:36:13

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 05 2024 16:13:24

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 05 2024 22:54:45

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 05 2024 4:25:45

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 05 2024 5:21:30

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 05 2024 8:12:43

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 05 2024 13:39:16

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 05 2024 17:54:19

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 05 2024 8:31:49

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 05 2024 4:20:17

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 05 2024 23:36:47

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 05 2024 3:30:10

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 05 2024 7:35:36

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 05 2024 15:55:53

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 05 2024 23:22:33

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 05 2024 14:38:25

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 05 2024 21:27:36

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 05 2024 23:59:25

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 05 2024 1:17:45

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 05 2024 15:50:27

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 05 2024 12:19:54

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 05 2024 21:17:38

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 05 2024 11:39:31

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::