Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"
Тип урока: урок лекция, с элементами лабораторной работы.
Цель урока: В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система».
Задачи:
- Ученики в процессе изучения новой темы усваивают понятие «политическая система», ее структуру и функции.
- Учащиеся формируют навыки структурного анализа на примере политических институтов.
- Ученики совершенствуют умение групповой работы и пpaктического применения знаний.
Оборудование: презентация урока, мультимедиа, экран, документы.
Данный урок 1-ый в теме «Введение в политологию», поэтому проводится в форме лекции.
План урока:
- Мотивационно-организационный этап.
- Актуализация.
– Что такое политика? Что такое система? - Изучение нового материала
– лекция.
– Что такое политическая система.
– Структура политической системы.
– Институты политической системы.
– Политические отношения.
– Политическая культура.
– Политические нормы и ценности.
– Политический режим. - Лабораторная работа по документам и с высказываниями.
- Обобщение: обсуждение документов и мнений учащихся.
- Подведение итогов – выделение проблем для подготовки творческих проектов – опережающее домашнее задание
Ход урока
I. Организационно-мотивационный.
Вступительное слово учителя: Какую роль на ваш взгляд играет политика в современной жизни человека?
Обсуждаются ответы учащихся.
– Может ли человек не зависеть от политики в своей жизни?
Проводится минидискуссия, учащиеся приходят к выводу, что современное общество и человек зависят от политики и той политической системы,в которой они живут. Поэтому необходимо изучение структуры политической системы и различных ее видов.
II. Основная часть.
Работа с презентацией (приложение) – метод кластера.
Что такое политическая система?
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – целостный и взаимосвязанный комплекс всех элементов . Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.
Проводится анализ схемы из презентации – Структура политической системы.
Элементы политической системы | Составные части |
Институциональная | Государство, партии, группы давления, СМИ, церковь и др. |
Нормативная | Политические, правовые, мopaльные, нормы |
Коммуникативная | Все формы взаимодействия власти, общества и индивида |
Культурная | Система политических ценностей, идеи, представления |
Функциональная | Совокупность средств и способов реализации власти |
Дается хаpaктеристика институтов политической системы.
1. Государство как основной институт политической системы (формы государства) . Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).
- формы правления
- формы государственного устройства
- формы политического режима
2. Партии.
3. Общественные организации. (слайд № 9, 10, 13)
Дальше дается хаpaктеристика:
1. Нормативная подсистема
Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. К ней относятся:
- правовые нормы
- мopaльные нормы
- политические традиции
- корпоративные нормы
2. Коммуникативная подсистема, в нее входят политические отношения
– взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.
Первая группа – отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.
Вторую группу составляют отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.
В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.
3. Культурно-идеологическая подсистема
Являясь отражением и, формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической пpaктики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.
Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей. Политическая культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет дестабилизирующую, разрушительную роль.
Политическая культура выполняет весьма существенные для политической жизни общества функции. Ее регулирующая функция проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и их организаций на восприятие ими политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политических систем и их отдельных элементов политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико- управленческих решений и т.п.
4. Функциональная подсистема.
III этап урока
Класс делится на 6 групп, каждая группа получает задание:
1 гр. – объясните высказывание: «Политика - игорный притон, в котором зрители рискуют проиграться также, как игроки» Г. Мабли
2 гр. – объясните тезис «Человек есть существо политическое…» Аристотель
3-6гр. – работа с документами.
IV этап урока – Рефлексия
– обсуждение результатов работы групп по методу вертушки.
Домашнее задание:
Подготовить проектные работы по темам:
- «Политические партии России – мой выбор»;
- «Избирательная система в РФ – ее плюсы и минусы»;
- «Работа органов местного самоуправления в нашем поселке».
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
06 07 2022 11:59:26
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
05 07 2022 4:17:44
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
04 07 2022 0:57:55
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
03 07 2022 8:16:28
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
02 07 2022 19:41:19
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
01 07 2022 16:15:15
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
30 06 2022 17:14:40
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
29 06 2022 4:13:17
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
28 06 2022 2:48:56

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
27 06 2022 4:23:42
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
26 06 2022 2:34:19
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
25 06 2022 10:13:25
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
24 06 2022 3:52:46
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
23 06 2022 18:38:45
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
22 06 2022 2:59:56
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
21 06 2022 21:52:17

Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
20 06 2022 18:19:12
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
19 06 2022 16:53:38
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
18 06 2022 10:33:27

Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
17 06 2022 12:47:39
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
16 06 2022 3:29:17
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
15 06 2022 8:29:45

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
14 06 2022 14:29:47
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
13 06 2022 12:39:35
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
12 06 2022 13:20:14
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
11 06 2022 18:45:25
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
...
10 06 2022 8:29:35
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
09 06 2022 19:52:30
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
08 06 2022 3:47:19
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
07 06 2022 3:20:13
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока.
...
06 06 2022 18:27:38
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
05 06 2022 17:34:44
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
04 06 2022 10:20:56
Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....
03 06 2022 1:17:11
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
02 06 2022 4:12:11
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
01 06 2022 10:36:41
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
31 05 2022 7:58:52
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
...
30 05 2022 13:19:54
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
29 05 2022 18:51:57
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных.
...
28 05 2022 18:28:20
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
27 05 2022 2:41:47
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
26 05 2022 17:57:46
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
25 05 2022 3:22:34
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
24 05 2022 1:49:22
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
23 05 2022 0:31:55
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
22 05 2022 8:56:32
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
21 05 2022 12:20:17
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
20 05 2022 6:45:53
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
19 05 2022 22:42:31
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
18 05 2022 2:33:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::