"Египет – дар Нила". Материалы для учителя > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Египет – дар Нила". Материалы для учителя


    "Египет – дар Нила". Материалы для учителя


В северо-восточной Африке протекает самая длинная река в мире, протяженность которой составляет 6651 км. Без этой реки Египет был бы безводной и безжизненной пустыней. Вероятно, ни один египтянин не добирался до истоков Нила.

Геродот сообщает: “Течение Нила (не считая прострaнcтва, по которому он течет в Египте) известно на расстоянии четырехмecячного плавания и сухопутного пути. Ведь столько получается месяцев, если сосчитать время пути от Элефантины до страны перебежчиков. Нил течет здесь с запада на восток. О дальнейшем же его течении никто же ничего определенного сказать не может. Ведь страна эта безлюдна из-за сильного зноя.” (Геродот. История. Книга II. Евтерпа, 31).

Река для древних была великой загадкой. Тайна Нила была раскрыта в середине Х1Х века. В 1857 году англичанин Джон Хэннинг Спик достиг большого озера, которое он назвал в честь английской королевы Викторией. Озеро находится пpaктически на экваторе. Из него и берет начало Нил.

Два месяца – май и июнь – веет с запада жгучий ветер. Он свирепствует почти пятьдесят дней, потому и называется “хамсин”, что в переводе с арабского означает “пятьдесят”. Это страшное бедствие. Ветер несется из пустыни с невероятной силой, поднимая в воздух пыль и песок. Пылью покрывается все: жилища, деревья, трава; сквозь закрытые двери песок проникает в комнаты, забивается в складки одежды и в поры тела. Египет превращается в выжженную солнцем пустыню, покрытую слоем грязи. А в небе висит багрово-красный ослепительный диск – палящее солнце.

В конце июня появляется первый вестник окончания этого страшного времени года – с севера потянуло влажной прохладой. Это спасительный северный ветер. Слабый в начале, он все более усиливается и превращается в ураган, который бушует несколько дней. Он сдувает всю пыль, ослабляет палящий зной и освежает раскаленный воздух.

В это же время начинает постепенно поднимается река в Ниле. Прозрачно-гoлyбая река мутнеет, становится зеленой и липкой. Уровень воды поднимается, и река начинает выходить из своих берегов. Это происходит из-за того, что на далеком экваторе, где лежат озера Виктория-Ньяца и Альберт-Ньяца, откуда вытекает Белый Нил, в июне начинается период тропических дождей. Бурные потоки мутной воды, зеленой от перегнивших растений, наполняют реку и устремляется на север, вниз по течению, к Средиземному морю. К середине лета они достигают южных границ Египта, а еще через две недели высокая вода начинает заливать поля Дельты. Всего три-четыре дня Нил бывает зеленым. В это время вода имеет отвратительный привкус и опасна для здоровья.

Но вот прошел “зеленый Нил”, а вода продолжает прибывать. Через 10–12 дней вода вновь меняет цвет: она теряет прозрачность и приобретает густой красный цвет. Никогда вода не бывает такой освежающей и вкусной, как при разливе “красного Нила”. Красную окраску воде придает знаменитый нильский ил, состоящий из перегноя тропических растений и размытых горных пород Абиссинии, откуда течет Гoлyбой Нил. Выше всего – на 8–10 метров над обычным уровнем! – вода поднимается в августе и держится до середины ноября. В это время уровень Нила спадает, река возвращается в свои берега, и вода в реке вновь становится прозрачно-гoлyбой.

К северу от Верхнего Египта Нил разбивается на несколько рукавов, образуя дельту. На карте Нижний Египет расположен над Верхним Египтом, и это выглядит странно. Но ориентиром является река. Если двигаться по течению в направлении устья, мы скажем, что движемся “вниз по течению”. Противоположное направление мы назовем “вверх по течению”. Таким образом, становится понятно, почему Нижний Египет расположен над Верхним Египтом.

Первоначально Египет состоял из сорока самостоятельных государств – “сепе”. А правитель именовался “репати” или “адж-мер”. Слово “адж-мер” означало “начальник канала”. Греки передавали египетское слово “сепе” греческим словом “ном”, соответственно, и правителя называли “номархом”.

Главную заботу номарха составляла забота о своевременном орошении полей и сборе урожая. Благосостояние нома напрямую зависело от количества принадлежащей ему земли и воды. Номы постоянно воевали друг с другом, стремясь захватить как можно больше земли и прибрежных участков. Недаром в Древнем Египте существовала пословица: “Сколько номов, столько Нилов”. Сильные номы подчиняли себе более слабые, и в конце концов номы Дельты объединились в одно большое государство – Нижний Египет. Покровительницей Нижнего Египта была Уаджет – обожествленная красная кобра, поэтому правители Нижнего Египта носили красную корону.

Богиня Небхет в образе белоголового грифа считалась покровительницей Верхнего Египта. Этим объясняется белый цвет короны его правителей. Богов обижать нельзя, даже если это чужие боги. Поэтому когда в 3200 году до н.э. царь Верхнего Египта Мина (или Менес) завоевал Нижний Египет и провозгласил себя “Владыкой обеих земель”, его и всех последующих правителей короновали двойной бело-красной короной, которая стала символом объединенного Египта.

Египтяне называли свою страну КЕМЕТ или КЕМЕЙ, что означало “черный” – именно такого цвета был сгнивший ил, благодаря которому земля становилась чрезвычайно плодородной. Существует предположение, что от этого слова произошло английское слово chemistry – химия. Это предположение основывается на том, что египетские умельцы серьезно занимались исследованием свойств органических веществ, их взаимодействия с другими веществами и результатов этого взаимодействия. Именно египтяне научились получать вещества, которых в природе не существует в готовом виде – благовония, косметику (декоративную и лечебную), растворы для мумифицирования. Египетские (кемейские) благовония пользовались большим спросом во всем античном мире. Что касается названия “Египет”, то оно образовалось от греческого слова “Хикупта” – “крепость духа Пта”. Так по-гречески звучало название древней столицы Египта города Мемфиса, где находился храм одного из главных богов Египта Пта – творца мира.

Решение творческих задач.

1. Египтяне называли реку, несущую жизнь, Гoлyбым Нилом. А вот французский путешественник Х1Х века Масперо, описывая свое путешествие по Нилу, утверждал, что вода Нила бывает мутновато-зеленой и даже красной. “Тщетно стараясь заснуть, я вдруг увидел верхний край солнечного диска, поднимавшегося над цепью аравийских гор. Я был изумлен, заметив, что как только солнечные лучи падали на воду, она тотчас принимала темно-красный цвет. Эта окраска становилась тем гуще, чем ярче делался свет, и, прежде чем солнце совершенно вышло из-за холмов, Нил принял вид кровавой реки.”

Вопрос. Можно ли верить путешественнику, и если да, то как можно объяснить такие изменения цвета реки?

Ответ. Да, Масперо прав. Когда река несет свои воды, в нее попадают растения, большие массы стоячей воды. Это придает ей зеленоватый цвет. А красной река становится благодаря частичкам горной породы, которые попадают в реку.

2. Этого бога египтяне называли Хапи. Его изображали в виде тучного мужчины, с огромным животом, перепоясанным кушаком, в сандалиях, которые символизировали богатство. На голове у него был венок из водяных растений. В руках он держал поднос, заваленный рыбой, утками, цветами, снопами пшеницы. Многие города носили его имя, и его называли “отцом богов”.

Вопрос. Что это за божество?

Ответ. Хапи – это божество, олицетворявшее Нил. Всем своим видом он символизирует богатство, изобилие, благополучие и плодородие.

Работа с историческими источниками.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.

30. Египет простирается в основном с севера на юг… С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней… из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским морем… Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой.

32. …Вступив в Египет, Нил …течет, образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы… Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

34. Дельта… разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие разнообразные плоды, так как ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Нил течет тихо и увлекает за собой много земли, поэтому по низким местам образуются плодородные болота… Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом.

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, когда все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния… только он один начинает тогда подниматься, день … настолько, что под конец затопляет почти весь Египет.

Беседа по содержанию документа и одновременно работа по карте.

  1. Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки).
  2. Какое море Диодор Сицилийский называет Египетским? (Средиземное)
  3. Что имеет виду автор документа, когда говорит, что Египет укреплен со всех сторон самой природой? (Египет был защищен пустыней и морем и таким образом, был труднодоступен для иноземных захватчиков).
  4. Почему устье Нила в древности было названо “дельтой”? (по своим очертанием устье похоже на букву греческого алфавита, которая изображается как треугольник).
  5. Благодаря чему египетская земля весьма плодородна? (благодаря слою ила)
  6. Чем река Нил отличается от все других рек? (обычно реки летом мелеют, а Нил становится полноводным именно летом. Разлив начинается в июле, и спадает вода только в ноябре).
  7. Для чего, по свидетельству Диодора, в Мемфисе было “учреждено царями наблюдение за Нилом”? (Необходимо было принимать меры по спасению людей и скота во время наводнений).

Вопросы для подготовки к олимпиаде.

  1. Где и когда зародилась цивилизация Древнего Египта?
    (пять с половиной тысяч лет назад в нижнем течении реки Нил)
  2. Какой стране посвящена вторая книга “Истории” знаменитого греческого историка Геродота?
  3. Объясните значение географического положения Египта для истории Египта.
  4. Где находятся истоки Нила?
  5. Почему древние египтяне (да и греки) не знали, где находится исток Нила?
  6. Чем можно объяснить зеленый и красный цвет Нила в определенное время года?
  7. Как называли свою страну египтяне, и что означает это название?
  8. Откуда произошло название страны Египет?
  9. Чем объясняется бело-красный цвет короны правителей Древнего Египта?
  10. Что символизировала двойная корона?

Египетский сюжет в литературе

Н. Гумилев
Египет

Как картинка из книжки старинной, услаждает мои вечера,
Изумрудные эти равнины и раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы, что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды с телом рыб и головками змей,
Как огромные древние чуда из глубин пышноцветных морей.

Вот таким ты увидишь Египет в час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит, и, колдуя, дымится вода.

К отдаленным платанам цветущим ты приходишь, как шел до тебя
Здесь мудрец, говоря с Присносущим, птиц и звезды навек полюбя.

То вода ли шумит безнадежно между мельничных тяжких колес
Или Апис мычит белоснежный, окровавленный цепью из роз.

Этот взор благосклонной Изиды иль мерцанье цветущей Луны?
Но опомнись! Встают пирамиды пред тобою черны и страшны

На седые от мха их уступы ночевать прилетают орлы,
А в глубинах покоятся трупы, незнакомые с тленьем средь тьмы.

Сфинкс улегся на страже святыни и с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни, о которых не ведаешь ты.

Но Египта властитель единый, уж колышется Нильский разлив
Над чертогами Елефантины над садами Мемфиса и Фив.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

19 10 2021 14:44:13

Ассирийская держава. 5-й класс


    Ассирийская держава. 5-й класс

      Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....

18 10 2021 2:50:56

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

17 10 2021 9:34:40

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"


    Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

      Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

16 10 2021 2:25:52

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

15 10 2021 20:43:19

Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между комaндами учеников


    Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между комaндами учеников

      В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей. ...

14 10 2021 12:33:17

Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс


    Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс

      Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....

13 10 2021 3:56:24

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".


    Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".

      Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....

12 10 2021 10:17:45

Учебно-методический материал "Выборы в моей жизни" для учащихся 10-го класса


    Учебно-методический материал "Выборы в моей жизни" для учащихся 10-го класса

      Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....

11 10 2021 3:38:58

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.


    Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

      Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....

10 10 2021 12:53:44

Этапная игра "Средневековое общество"


    Этапная игра "Средневековое общество"

      Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....

09 10 2021 0:14:47

Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....

08 10 2021 15:57:27

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"


    Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

      Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

07 10 2021 6:16:40

Лепка неолитической керамики (пpaктическое занятие)


    Лепка неолитической керамики (пpaктическое занятие)

      Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....

06 10 2021 4:59:43

"Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие


    "Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие

      Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....

05 10 2021 18:15:47

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века


    Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

      Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

04 10 2021 0:54:49

Отечественная война 1812 года


    Отечественная война 1812 года

      Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...

03 10 2021 16:26:39

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

02 10 2021 1:41:11

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"


    Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

      Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

01 10 2021 20:37:56

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций


    Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

      Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

30 09 2021 0:37:32

Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы


    Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы

      Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....

29 09 2021 12:21:38

Методическая разработка урока истории по теме "Тоталитарный режим и судьбы народа". 11-й класс


    Методическая разработка урока истории по теме "Тоталитарный режим и судьбы народа". 11-й класс

      На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....

28 09 2021 8:28:15

Урок по теме «Распространение радикальных идей в Европе и мире»


    Урок по теме «Распространение радикальных идей в Европе и мире»

      Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....

27 09 2021 23:13:42

Познавательная игра "Знатоки истории". 10-й класс


    Познавательная игра "Знатоки истории". 10-й класс

      Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....

26 09 2021 15:18:55

Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России


    Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России

      Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...

25 09 2021 14:40:28

Урок-пpaктикум "Микены и Троя". 5-й класс


    Урок-пpaктикум "Микены и Троя". 5-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....

24 09 2021 5:56:40

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"


    Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

      Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

23 09 2021 4:40:38

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся


    Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

      Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

22 09 2021 14:51:47

Урок истории. Ролевая игра "Суд над Николаем I"


    Урок истории. Ролевая игра "Суд над Николаем I"

      Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу. ...

21 09 2021 12:50:13

Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"


    Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"

      Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...

20 09 2021 17:51:25

Основы государства и права


    Основы государства и права

      Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....

19 09 2021 17:29:52

Урок по теме "Методы социального познания"


    Урок по теме "Методы социального познания"

      Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...

18 09 2021 20:56:32

Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.


    Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.

      Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...

17 09 2021 19:33:18

Сочетание психолого-педагогических приемов и образовательных технологий для сохранения здоровья школьников


    Сочетание психолого-педагогических приемов и образовательных технологий для сохранения здоровья школьников

      Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...

16 09 2021 23:14:12

Урок истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: итоги и уроки"


    Урок истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: итоги и уроки"

      На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...

15 09 2021 3:21:15

Организация краеведческой работы


    Организация краеведческой работы

      В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....

14 09 2021 18:52:34

Образование славянских государств


    Образование славянских государств

      Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....

13 09 2021 14:24:44

Урок истории "Горожане и их образ жизни"


    Урок истории "Горожане и их образ жизни"

      Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....

12 09 2021 1:43:51

Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.


    Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.

      Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...

11 09 2021 19:10:22

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида


    Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

      Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....

10 09 2021 21:43:30

Интеллектуальная игра "Блеф-клуб" на тему "Страна Поднебесная"


    Интеллектуальная игра "Блеф-клуб" на тему "Страна Поднебесная"

      В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....

09 09 2021 14:54:56

Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)


    Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)

      Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...

08 09 2021 6:44:21

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.


    Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

      Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

07 09 2021 9:20:54

Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс


    Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс

      Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....

06 09 2021 11:52:28

Урок-игра "Путешествие по ленте времени"


    Урок-игра "Путешествие по ленте времени"

      Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...

05 09 2021 15:48:45

Модульный урок. История России. XX век. Тема "Итоги и значение Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Урок-пpaктикум в 11-м классе


    Модульный урок. История России. XX век. Тема "Итоги и значение Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Урок-пpaктикум в 11-м классе

      Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....

04 09 2021 1:42:52

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"


    Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

      Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

03 09 2021 13:58:29

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории


    Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

      Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

02 09 2021 14:59:54

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"


    Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

      Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....

01 09 2021 13:51:19

Киевская Русь на рубеже X–XI веков. Первые русские князья


    Киевская Русь на рубеже X–XI веков. Первые русские князья

      Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии. ...

31 08 2021 22:25:14

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::