Урок-игра "Умники и умницы"
История – свидетельница веков,
факел истины, душа памяти,
наставница жизни.
Цицерон.
Задачи:
- в игровой, увлекательной форме закрепить важнейшие даты, события истории нашей страны 13 - 15 веков;
- развитие интереса к истории, как к предмету;
- воспитание уважения к истории своего Отечества.
Оборудование:
- жетоны;
- дорожки (красная, желтая, зеленая);
- меч, красная накидка, корона (шапка), княжеский шлем;
- учебные картины.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы с вами “окунёмся” в события истории нашей страны 13 – 15 веков. Мы вспомним даты, а также имена великих князей, которые вели борьбу против монгольского нашествия, и отбивали натиск западных соседей. Мы знаем, что русские правители – волевые, целеустремлённые и даже жестокие, преодолевая преграды, шли к главной цели – возвышению Москвы, объединению вокруг неё русских земель, освобождению от ордынского ига. Всё это вело к возрождению России.
Учитель объявляет начало отборочного тура.
2. Вопросы отборочного тура.
- 1147 г. - какой это век? (12 век).
- Что произошло в 1242 году? (Ледовое побоище).
- Кто такие баскаки? (сборщики дани).
- Какой хан вторгся на Русь в 1237 году? (Батый).
- Какой русский город монголо-татары назвали “злым”? (Koзeльск).
- Сколько лет продолжалось ордынское иго? (240 лет).
- Какое княжество первым приняло удар Батыева нашествия? (Рязанское).
- В каком году монголо-татары подошли к Киеву? (в 1240г.)
- Кто в сражении на Неве потерпел поражение? (шведы).
- Что произошло в 1380 году? (Куликовская битва).
- 1480 год - какой это век? (15 век).
- Что означает слово пищали? (ручное огнестрельное оружие).
- Как называлось государство монголо-татар? (Золотая Орда).
- Когда русские войска впервые применили пушки? (при осаде Москвы Тохтамышем)
- Назовите участников поединка богатырей перед Куликовской битвой? (Пересвет, Челубей).
- Назовите символ самостоятельности Новгорода Великого? (вечевой колокол)
- Изображение кого (чего) стало гербом нового государства при Иване III? (двуглавый орёл).
- Как стал именовать себя Иван III с 1488 года? (Государь всея Руси).
- Назовите князя, который добился права у правителя Золотой Орды собирать дань с русских земель? (Иван Калита).
- Что такое ярлык? (Ханская грамота, дающая право на княжение).
3. Игра “Умники и умницы”
Учитель объясняет правила игры: Перед вами три дорожки:
- красная, - желтая, - зеленая.
- На красной дорожке - 2 этапа, вы получаете два вопроса, на ней ошибаться нельзя - это самый быстрый путь к победе.
- На желтой дорожке - З этапа, вы получаете три вопроса - на ней можно ошибиться один раз.
- На зеленой дорожке - 4 этапа, вы получаете четыре вопроса - на ней можно ошибиться два раза.
Первым выбирает дорожку игрок, набравший наибольшее количество жетонов.
Участники становятся на свои дорожки и “облачаются” в известных исторических деятелей.
На зеленой дорожке - князь Александр Невский (меч, накидка,13 век)
На желтой дорожке - князь Дмитрий Донской (меч, накидка, 14 век)
На красной дорожке - князь Иван III (корона, 15 век)
Учитель: Если на дорожке не будет ответа, то вопрос уходит в зал.
Победитель - умница или умник, тот, кто первым пройдет дорожку.
№ |
Вопросы |
Ответы |
||||
“Зелёная” дорожка |
||||||
1 |
За что Вас, Новгородского князя Александра Ярославовича, прозвали Невским? |
За победу над шведами на Неве реке (15 июля 1240г.) |
||||
2 |
Перед Невской битвой князь Александр Ярославич обратился к войску с речью, в которой были такие слова: “Не в силе бог…(продолжите). |
“…но в правде!”. |
||||
3 |
О каком событии, в котором Вы, князь принимали активное участие, сообщает летописец: “... и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду...”? |
Битва на Чудском озере – Ледовое побоище (крестоносцы, 5 апреля 1242 год) |
||||
4 |
Вам было 21 год, когда Вы разгромили немецких рыцарей на Чудском озере. А в каком году Вы родились? |
В 1221 году |
||||
“Жёлтая” дорожка |
||||||
1 |
За что Вас — Московского князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским? |
В честь победы в битве на Куликовом
поле над монголо-татарами у реки Дон |
||||
2 |
Какое наследование власти установил ваш отец Иван Калита в Московском княжестве? |
По прямой линии: от отца к сыну. |
||||
3 |
Какой кремль в Москве был возведен вместо дубового в годы Вашего правления? |
Надежный кремль из белого камня. С тех пор Москву называют белокаменной. |
||||
“Красная” дорожка |
||||||
1 |
Что произошло в Москве, когда Вам послы Золотой Орды привезли ханскую грамоту? Напомните Ваш ответ хану, который Вы отправили с одним из послов. |
Вместо того чтобы опустившись на колени, принять от послов ханскую грамоту (басму) Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. “Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца”. |
||||
2 |
О каком событии вашего времени сообщает летописец: “…наши стреляли и из пищалей, многих татар убили, а их стрелы падали в реку и никого не ранили”? |
Стояние на реке Угре — освобождение Руси от монголо-татарского ига (11 ноября, 1480 год) |
4. Подведение итогов игры, учитель объявляет победителя - умника или умницу, выставление оценок в журнал.
Приложение.
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
06 07 2022 10:19:26
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
05 07 2022 1:15:12

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
04 07 2022 9:18:39
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм.
...
03 07 2022 8:50:59
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
02 07 2022 20:44:34
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
01 07 2022 14:48:56
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
30 06 2022 12:16:50
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
29 06 2022 15:18:54
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала.
...
28 06 2022 4:13:44
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
27 06 2022 17:20:47
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
26 06 2022 17:13:57
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
...
25 06 2022 14:52:49

Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
24 06 2022 16:25:43
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
...
23 06 2022 10:56:18
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
22 06 2022 20:54:58
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
21 06 2022 6:23:17
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
20 06 2022 14:47:23
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
19 06 2022 20:44:10
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
18 06 2022 14:41:30
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе.
...
17 06 2022 2:47:25
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
16 06 2022 12:53:58
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
15 06 2022 5:51:40
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
14 06 2022 6:16:19
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
13 06 2022 20:42:29
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
12 06 2022 22:48:22
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
11 06 2022 15:14:14
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
10 06 2022 2:37:14
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
09 06 2022 7:56:49
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
08 06 2022 8:19:14
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
07 06 2022 8:49:11
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
06 06 2022 9:13:52

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
05 06 2022 4:56:55
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
04 06 2022 0:28:36
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
03 06 2022 18:24:30
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
02 06 2022 15:44:21
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
01 06 2022 19:42:46
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
31 05 2022 5:41:15
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях.
...
30 05 2022 7:26:49
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
29 05 2022 21:34:27
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
28 05 2022 8:35:58
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
27 05 2022 4:43:55
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов.
...
26 05 2022 8:38:25
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
25 05 2022 15:41:58
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
24 05 2022 16:49:42
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
23 05 2022 13:52:16
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
22 05 2022 8:53:34
Средствами ИКТ учитель создает картину "Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....
21 05 2022 15:42:37

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
20 05 2022 22:36:47
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
19 05 2022 23:32:36
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
18 05 2022 23:35:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::