Урок истории в 11-м классе по теме "Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны"
Цель и задачи:
- разобрать деятельность противоборствующих сторон в братоубийственной войне;
- содействовать формированию прочных знаний через самостоятельную ( групповую) деятельность;
- способствовать формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
- выявить факты красного и белого террора;
- способствовать развитию у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале; делать выводы, формировать умения сравнивать, анализировать изучаемые факты и понятия.
- формировать чувства коллективизма у учащихся;
- воспитывать чувства патриотизма, толерантности, любви к национальной культуре, неприятия какой бы то ни было войны, агрессии;
- воспитание активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству на уроке.
Термины: террор.
Оборудование:
- карта “ Гражданская война 1918-1920 гг.”.
- видеофильм “ Гражданская война” (кадры о роли и взглядах крестьян на противоборствующие стороны).
- задания для групп, включающих в себя учебники по истории России 20 века, набор документов, технологическую карту урока, карточки для голосования.
- мультимедийный проект по теме урока.
- магнитные ленты с надписями, которые будут вывешиваться на доску в ходе урока: : “ Россия”, террор, написанный красным и белым цветами, три полосы - красная, белая и зелёная.
На доске:
- тема;
- эпиграф;
- вопрос урока: “ Почему победили красные?”
Эпиграф: “ Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, какая из банд xyлиганов будет править в этой стране”. Б.Пастернак. Доктор Живаго.
Опережающее задание: учащиеся заранее делятся на три группы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: “ Здравствуйте, меня зовут Татьяна Владимировна, и я сегодня проведу у вас урок истории. Ребята, вы верите в предсказания?”
Учащиеся – да. Не всегда и т.д.
Учитель: (1 кадр презентации) “ Знаменитый французский врач и астролог 16 века Мишель Нострадамус предсказал (зачитать слова из презентации). Эти строки служат прологом к теме нашего урока – назвать тему. У вас есть технологическая карта урока, где указана тема, цель и основные моменты нашего занятия.
Сегодня мы рассмотрим деятельность противоборствующих сторон, ввергнутых в братоубийственную войну. Выявим факты красного и белого террора. В конце урока попытаемся ответить на вопрос: “ Почему победили красные?”
Речь сегодня пойдёт о небывалой в мировой истории братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, а тем более, если это гражданская война. (2 кадр презентации). Гражданская война – это тяжёлый период в истории нашей страны. Брат против брата. Одна страна, но каждая из сторон видела свою Россию.
Историк до сих пор спорят о времени начала гражданской войны.
3 кадр презентации – вопросы фронтального опроса, используется карта.
Учитель: (4 кадр) “ Итак, на фоне интервенции в России разворачивалась самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели друг с другом”. (5 кадр).
Борис Пастернак в своём произведении “ Доктор Живаго” писал…- зачитать эпиграф.
И сейчас мы с вами рассмотрим, что же это за банды и как они стремились к власти.
( на доску вывешиваются магнитные ленты) Итак, Россия, красные, белые и третья сила, оказавшаяся между молотом и наковальней – зелёные.
( 6 кадр) У нас три экспертные группы, каждая из которых за пять минут должна , по предложенным документам и раннее изученным фактам, исследовать деятельность одной из противоборствующих сторон: красных, белых и зелёных”.
Группы получают задания и выполняют их.
Учитель: “ Проверим работу групп.
- ( 7, 8, 9, 10 кадры) деятельность красных в годы гражданской войны – учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
- ( 11, 12, 13 кадры) деятельность белых – группа отвечает на вопросы.
- ( 14 кадр) просмотр учебного видеофильма. (15 кадр) – почему крестьяне не выступили отдельной силой? – ответы группы.
Учитель (16 кадр): “ Гражданская война сопровождалась репрессиями и террором.(16 кадр, где даётся определение) Кто первым развязал террор установить невозможно. Но, фактов, что насилие стало нормой поведения, достаточно много. Приведём же эти факты, попутно составляя таблицу.
- 17, 18, 19, 20, 21 кадры о красном терроре. Учитель добавляет факты.
- 22, 23, 24, 25, 26 кадры о белом терроре.
Учитель: “ Борис Васильев в статье “ Покаянные дни” писал “ В стране мучили и убивали людей. Убивали обе стороны – и кровавые подвалы ЧК походили на залитые кровью подвалы белогвардейских контрразведок. И там и тут обматывали людей колючей проволокой, выкалывали глаза, делали перчатки из человеческой кожи, сажали на кол…террор – это будни гражданской войны”.
- 27 кадр. Итоги террора.
- 28 кадр. Стихотворение М.Цветаевой
Все рядком лежат
Не развесть межой
Поглядеть солдат.
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Cмepть побелила.
Учитель: (30 кадр) “ И красные и белые любили Россию, были патриотами страны, но каждый видел по-своему её будущее. Есть ли различие между красным и белым террором?”
Ответы учащихся.
- кадр 31. третья сила в войне.
Учитель: “ Какое влияние на исход гражданской войны оказало зелёное движение?”
Ответы учащихся.
- кадр 32.
Учитель: “ Изучив документы, ответьте кем же являлись, по вашему мнению красные? Белые? А как зелёные относились к тем двум силам?”
Каждая группа даёт ответ.
Учитель: “ Предсказание Нострадамуса сбылось. Была кровь, белые и красные. Мы рассмотрели с вами действия противоборствующих сил в годы гражданской войны. Выявили факты красного и белого террора. Давайте попытаемся ответить на вопрос – Почему победили красные?”
Ответы учащихся.
Учитель: “ Максимильян Волошин в 1920 году писал
И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
“ Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных, правда – с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
( кадр 34) Действительно, сложно определиться. Каждый видел свою Россию. Душевные сомнения. Родственники за белых, а ты всем сердцем за красных. Что делать? Куда бежать? А ведь братоубийственной войны можно было избежать, но…Главное, чтобы братоубийство не повторилось вновь.
( кадр 35) Дома ответьте на вопрос – Существовали ли реальные альтернативы революционному террору?
( кадр 36) Подводя итог, посмотрим, какое значение имеет для вас наш урок.
Учащиеся голосуют, учитель подводит итог голосования.
( кадр 37) Наш урок мне бы хотелось закончить словами М.Волошина( зачитать стихотворение из презентации).
Спасибо за урок.
2. Заключительный момент.
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
10 12 2023 21:33:30
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
09 12 2023 15:43:32
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
08 12 2023 11:13:25
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
07 12 2023 13:10:49
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
06 12 2023 11:17:57

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
05 12 2023 21:48:59
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
04 12 2023 22:54:32
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны.
...
03 12 2023 0:15:22
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
02 12 2023 15:39:30
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
01 12 2023 4:39:41
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
30 11 2023 12:44:49
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
29 11 2023 14:19:31
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов.
...
28 11 2023 23:43:22
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
27 11 2023 7:16:18
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
26 11 2023 13:24:24
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
25 11 2023 8:51:41
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
24 11 2023 16:32:55
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
23 11 2023 8:50:21
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
22 11 2023 16:57:59
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
21 11 2023 15:20:35
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....
20 11 2023 7:12:56
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
19 11 2023 14:40:53
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
18 11 2023 12:44:34
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
17 11 2023 18:36:27
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
16 11 2023 3:50:12
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
15 11 2023 9:14:12

Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
14 11 2023 7:13:20
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
13 11 2023 18:25:35
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи.
...
12 11 2023 13:37:37
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
11 11 2023 2:46:17
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
10 11 2023 6:55:53
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание.
...
09 11 2023 3:21:33
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
08 11 2023 20:11:14
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
07 11 2023 20:27:46
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
06 11 2023 4:19:24
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
05 11 2023 9:31:49
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
04 11 2023 16:24:40
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
03 11 2023 20:40:46
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
02 11 2023 23:20:57

Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
01 11 2023 15:18:19
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины.
...
31 10 2023 3:55:49
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
30 10 2023 23:56:18

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
29 10 2023 18:53:48
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
28 10 2023 10:51:36
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
27 10 2023 15:17:30
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
26 10 2023 0:58:15
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
25 10 2023 0:55:31
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
24 10 2023 21:34:34
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
23 10 2023 23:59:25
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням.
...
22 10 2023 20:49:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::