Начало Великой Отечественной войны
Цели урока:
- Уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер, а германский «поход на Восток» не просто преследовал расширение «жизненного прострaнcтва», а имел целью геноцид не только русского, но и других народов нашей страны.
- Сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны.
- Раскрыть причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
Основные знания:
- периоды Великой Отечественной войны;
- ход военных действий в начальный период войны;
- причины неудач Красной Армии;
- содержание приказа №270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 года;
- ход оборонительных сражений под Москвой.
Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.», документы, таблицы.
Ход урока
Изучение нового материала. План:
- Вторжение немецких войск на территорию СССР. Периоды Великой Отечественной войны.
- Первое мероприятие Советского правительства по организации отпора врагу.
- Оборонительные сражения летом и осенью 1941 года. Причины неудач Красной Армии.
- Битва под Москвой.
Вопросы для беседы с учащимися:
- Когда и какими действиями началась II мировая война?
- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?
- Когда Гитлер начал разpaбатывать план нападения на СССР?
- Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства.
Рассказ учителя: 22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут утра без объявления войны немецкие войска начали атаку на всей протяженности советской границы. Спустя 2 часа после начала войны посол Германии граф Вериер фон дер Шуленбург вручил Молотову меморандум. В нём содержалась ссылка на приказ Гитлера вермахту «всеми имеющимися средствами противодействовать советскому намерению с тыла атаковать Германию». «Это что, объявление войны?» – спросил Молотов. Шуленбург развёл руками. «Чем мы это заслужили?» – растерянно воскликнул Молотов.
Лишь в полдень Молотов выступил по радио с сообщением о начале войны.
Работа с источником. Из выступления В.М.Молотова по радио 22 июня 1941 года (Приложение 1).
Вопросы к документу:
- Главная идея документа. Ключевые слова источника.
- Оцените степень достоверности документа.
- Какое воздействие на ваш взгляд, произвёл выступающий на аудиторию?
Работа с картой. Показ трех направлений, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск. Вместе с Германией против СССР воевали Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия.
Красная Армия была застигнута врасплох. В 1 день войны оказались уничтоженными 1200 самолётов, а за первый месяц – около 10000. 22 июня немецкий генерал-полковник Франц Гадьдер записал в своём дневнике: «Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены в казарменном расположении, самолёты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали комaндование о том, что им делать.»
Вопрос к классу. Почему война советского народа против Германии получила название Великая Отечественная война?
1) Периодизация Великой Отечественной войны:
- Начальный период: 22 июня 1941 года – 18 ноября 1942 года.
- Период коренного перелома: 19 ноября 1942 – конец 1943 года.
- Период освобождения СССР и разгрома фашистской Германии: январь 1944 – 9 мая 1945 года.
- Война с Японией: 9 августа – 2 сентября 1945 года.
2) Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу:
- Проведение всеобщей мобилизации (объявлена 22.06.41 г.).
- Введение военного положения в западных районах страны.
- Образование Ставки Главного Комaндования (23.06.41 г.), с 10.0741 г. переименована в Ставку Верховного Комaндования, а с 8.08.41 г. в Ставку Верховного Главнокомaндования. Действовала до 4.09.45 г.
- Директива СНК и ЦК ВКП (б) от 29.06.41 г. «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» – программа превращения страны в единый военный лагерь. Содержание директивы изложено Сталиным в радио выступлении от 3.07.41 г.
- Образование Государственного Комитета Обороны – чрезвычайного органа, сосредоточившего всю полноту власти в государстве. Председатель ГКО – Сталин. Члeны: с 1941 года Молотов, Берия, Ворошилов, Маленков; с 1942 года – Вознесенский, Каганович, Микоян; в 1944 году – Ворошилов заменён Булганиным. Принят 9971 директивный документ. Руководство военными операциями ГКО осуществляет через Ставку, которую с 10 июля 1941 года возглавил Сталин.
- Начало перестройки экономики на военный лад (введение мобилизационного плана, начало эвакуации).
Структура Ставки Верховного Главнокомaндования.
Генштаб – оперативный рабочий орган Ставки(сбор и анализ информации, подготовка решений).
Начальники Генштаба:
- январь-июль 1941 г.: Г.К.Жуков;
- июль 1941 – май 1942 гг.: Б.М.Шапошников;
- июнь 1942 – февраль 1945 гг.: А.М.Василевский;
- с февраля 1945 г.: А.И.Антонов.
Наркомат обороны – рабочий аппарат Ставки.
Наркомы обороны:
- до 19 июля 1941 г.: С.К.Тимошенко.
- с 19 июля 1941 г. по 1947 г.: И.В.Сталин.
Рассмотрите информацию.
А) «В первые полгода войны было эвакуировано более 1500 крупных промышленных предприятий, которые в рекордные сроки вновь вводились в строй. Например, Краматорский завод начал давать продукцию через 12 дней после прибытия на новое место. На Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь № 5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось более 2,5 лет).
...К весне 1942 г., когда завершилась перестройка экономики на военный лад, благодаря героическим усилиям тружеников тыла начали действовать 1200 эвакуированных предприятий, в том числе 215 – машиностроительных, 54 – черной и цветной металлургии, 47 – химической и резиновой промышленности. Кроме того, было введено в эксплуатацию 850 новых заводов, цехов, шахт, электростанций, доменных и мартеновских печей, прокатных станов». (Дьяков Ю. Л. Подвиг строителей индустрии тыла. М., 1981. С. 81.)
Б) «Эвакуацию промышленности во второй половине 1941 и начале 1942 года и ее «расселение» на востоке следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны». (Верт А. Россия в войне 1941-1945 гг. / Пер. с англ. М.; Л., 1967. С. 144.)
Вопрос к классу: о чем свидетельствуют приведенные факты? Согласны ли вы с оценкой зарубежным историком проведенных мер по эвакуации промышленности на восток?
Делаем вывод вместе с учащимися о создании жёсткой централизованной системой управления, в которой вся полнота власти сосредоточена в руках И.В.Сталина (занимает посты генсека ЦК ВКП (б), председателя СНК, председателя ГКО, Верховного Главнокомaндующего, главы Ставки Верховного Главнокомaндования, наркома обороны.)
3. Оборонительные сражения летом и осенью 1941 года.
Рассказ учителя: Работа учащихся с таблицей «Основные события Великой Отечественной войны» – заполнение 1 периода Великой Отечественной войны.
Бои за Смоленск и Киев.
15 июля 1941 года немецкие танки ворвались в Смоленск. 2 недели в районе Смоленска шли жестокие бои. Разгромить противника, как планировала Ставка, в Смоленском сражении не удалось, но его ударные группировки были сильно измотаны.
Трагической оказалась оборона Киева. Когда стало ясно, что Киев обречён, Г.К.Жуков предложил отвести войска с правого берега Днепра и оставить город. Это вызвало резкую реакцию Сталина. В результате к середине сентября 1941 года в районе Киева и на левом берегу Днепра попали в окружение четыре советские армии, всего около 665 тысяч человек, а комaндующий фронтом генерал-полковник М.П.Кирпонос погиб при прорыве из окружения.
16 октября после 73-дневных боёв с румынами советские войска оставили Одессу. Прорыв немцев в Крым поставил под угрозу главную базу Черноморского флота – Севастополь. Гарнизон Одессы эвакуировали для обороны Севастополя.
Причины поражений Красной армии в начальный период войны.
А) Преимущества Германии:
- Милитаризованная экономика, мощный военно-экономический потенциал.
- Двухлетний опыт войны, который давал профессиональную военную подготовку высокого уровня и психологическую уверенность в победе.
Б) Наши проблемы и трудности:
- Специфика политической ситуации в стране.
- Недостаточная подготовленность экономики к войне, несмотря на предпринятые в 1939-1941 г.г. меры.
- Состояние вооружённых сил:
- низкая боеспособность в связи с кадровыми проблемами: дезорганизация комсостава в результате чисток и репрессий (см. ниже);
- резкое снижение уровня военно-теоретической мысли, несовершенная военная концепция, авторитарное вмешательство Сталина в дела военных и подавление их самостоятельности;
- плохое оснащение вооружённых сил современной техникой (менее 30% вооружений) несмотря на то, что новые образцы советской техники превосходили зарубежные (танк Т-34, штурмовик Ил-2, истребители Як-1, МиГ-3, Лагг-3, бомбардировщик Пе-2).
- Просчёты и недостатки в непосредственной подготовке
к войне:
- ошибка в определении в сроков начала войны;
- игнорирование сообщений о подготовке Германии к нападению;
- не учтён опыт военных действий Германии в 1939-1941 г.г. – неподготовленность западных границ к отражению удара неприятеля.
В 1937-1938г.г. были уничтожены:
- из 5 маршалов – 3;
- из 5 комaндармов I ранга – 3;
- из 10 комaндармов II ранга – 10;
- из 456 комaндиров полков – 401, а также 40000 офицеров Красной Армии.
Работа с документом. Из приказа Ставки Верховного Главнокомaндования №270 от 16 августа 1941 года (Приложение 2).
Вопросы к учащимся:
- Каковы были причины появления столь сурового приказа?
- О каких особенностях военного времени можно узнать из данного приказа?
4. Битва под Москвой.
Рассказ об оборонительном периоде битвы под Москвой с использованием карты.
30 сентября 1941 года вермахт начал операцию по захвату Москвы названную «Тайфун».
Немцы прорвали советскую оборону, окружили и уничтожили войска Западного и Брянского фронтов в районе Вязьмы и Брянска. Разведывательные подразделения немцев доходили до окраин столицы. 8 октября ГКО за подписью Сталина принимает решение о составлении списка предприятий Москвы, которые должны быть заминированы. Происходит смена комaндования Западным фронтом. Во главе его становится Г.К.Жуков. 15 октября из Москвы в Куйбышев (ныне Самара) выехали иностранные посольства и большинство наркоматов. 20 октября в столице объявили осадное положение. В распоряжении Жукова поступили резервы. В бой были брошены части народного ополчения.
К началу ноября вражеское наступление удалось остановить, хотя немцы успели занять Можайск и Калинин. Последний бросок к Москве они предприняли 15-16 ноября. К началу декабря немецкие дивизии отделяло от столицы всего 25-30 км. Разведывательный отряд даже форсировал канал Москва-Волга, но, не получив поддержки, вернулся обратно.
Силы вермахта иссякли. Сказывалось также отсутствие морозоустойчивого горючего и масел. Группа армий «Центр» несла большие потери. Красная Армия потеряла 23 тыс. танков (вермахт – 2250), все самолеты, дислоцированные на Западе, почти весь кадровый состав сухопутных сил. Однако оставались кадровые дивизии за Уралом и в Средней Азии и миллионы необученных призывников. На Урале, куда эвакуировали предприятия с оккупированных территорий, производилась новая боевая техника, хотя общий объем промышленного производства упал почти вдвое. Стала поступать помощь от Англии и США, позволившая уменьшить нехватку бензина и взрывчатки.
30.10.1941 г. – остановлено первое наступление врага на Москву.
15.11.1941 г. – попытка взять столицу немецко-фашистскими войсками при помощи фланговых ударов с севера из г.Клина и с юга из г.Тулы.
5-6.12 1941 г. – начало контрнаступления Красной армии.
Январь 1942 г. – общее наступление Красной армии.
Апрель 1942 г. – завершение Московского сражения.
Вопросы учащимся:
- Удалось ли немецким войскам осуществить планы фюрера?
- Как вы думаете почему?
- Какое значение имела битва под Москвой?
Обобщаем ответы учащихся:
- срыв блицкрига;
- первое крупное поражение Германии во Второй мировой войне;
- первая победа, способствовавшая укрепление мopaльно-психологического настроя советских людей.
Домашнее задание: параграф 29, вопросы и задания после параграфа.
Список использованной литературы:
- Антонов В.М. История Отечества. Дидактические материалы. 11 класс. -Уфа, 2003.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Рабочая тетрадь по Истории России. 9 класс. Выпуск 2. 1928-1953.- М., 1998.
- Коваль Т.В. История России XX век. Конспекты уроков для учителя истории. 9 класс. -М., 2001.
- Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. ХХ век. Том 5. Часть третья. -М., 2001.
- В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. М., 2005.
- Колосков А.Г. История России. XX век. Дидактические материалы. 11 класс. -М., 2001
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
11 12 2024 0:10:14
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
10 12 2024 4:52:38
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
09 12 2024 4:38:24
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
08 12 2024 21:26:46
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
07 12 2024 8:39:35
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
06 12 2024 23:23:55
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
05 12 2024 22:34:31
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
04 12 2024 0:14:27
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
03 12 2024 9:49:45
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
02 12 2024 23:23:59
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
01 12 2024 7:49:17
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 11 2024 18:54:14
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 11 2024 21:26:22
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 11 2024 9:13:54
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 11 2024 8:40:29
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 11 2024 23:53:48
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 11 2024 2:27:39
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 11 2024 13:44:25
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 11 2024 18:17:16
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 11 2024 16:13:15
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 11 2024 23:59:53
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 11 2024 1:36:47
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 11 2024 10:38:37
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 11 2024 10:59:48
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 11 2024 6:26:44
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 11 2024 22:44:56
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 11 2024 9:37:51
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 11 2024 18:32:18
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 11 2024 13:34:32
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 11 2024 14:39:45
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 11 2024 15:11:49
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 11 2024 20:41:14
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 11 2024 7:29:28
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 11 2024 8:38:16
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 11 2024 8:51:35
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 11 2024 4:42:26
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 11 2024 5:43:36
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 11 2024 18:27:12
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 11 2024 14:49:24
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 11 2024 23:55:15
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 11 2024 13:44:18
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
31 10 2024 15:53:28
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
30 10 2024 10:56:41
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
29 10 2024 15:43:47
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
28 10 2024 10:27:54
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
27 10 2024 9:15:59
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
26 10 2024 18:24:37
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
25 10 2024 15:16:28
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
24 10 2024 17:50:48
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
23 10 2024 23:14:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::