Психологический климат в семье
Цели:
- Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье.
- Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия.
- Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы.
Опережающее задание:
- Подготовка и презентация проектов «Стиль взаимоотношения в семье»:
1 группа – авторитарный;
2 группа – демократический;
3 группа – попустительский. - Беседа с социальным педагогом. Обработка статистических данных по семейному положению учащихся моу сош №15.
- Анкетирование «Права родителей», 4 группа – обработка результатов.
- Предварительный просмотр материалов диска «Истинная и ложная любовь». Авторская студия «Преображение» Лекции о любви и нравственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Методы и приемы работы: самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся дома. Групповая форма работы на уроке.
Ход урока
Тема урока. (Презентация 1, слайд 1)
Методы работы: учащиеся работают группами, которые сформировались в ходе исследовательской и проектной деятельности.
По ходу урока каждая группа заполняет лицевой и рабочий лист. Приложение.
Проблемные вопросы:
- В чем состоят особенности современной семьи?
- Для чего нам сегодня нужна семья?
- Какие факторы влияют на формирование позитивного психологического климата в семье?
I. Семья – основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых и состоит наше общество. Семья занимает особое место в жизни каждого человека.
- Какие пути образования семьи вам известны?
- Какие особенности наиболее хаpaктерны для семьи?
Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь закладывается хаpaктер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.
Институт семьи сегодня переживает не лучшие времена. Очень много семей, которые в обществе принято называть нeблагополучными. Семьи распадаются. (Представление результатов статистического исследования по школе и городу.)
(Презентация 1 Слайд 2-5 )
2008 год был провозглашен годом семьи.
Это один из способов привлечь внимание общественности к ее проблемам.
Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции.
Давайте решим наш первый проблемный вопрос: В чем состоят особенности современной семьи? Какие изменения произошли в ней за последние десятки лет?
(Презентация 1, слайд 6-9)
Особенности традиционной семьи | Особенности современной семьи |
Большая семья 10-12 человек | Малочисленность (1-2 ребенка) |
Три поколения, передача опыта, наследства – уважение старших. | Нуклеарная семья. Потребность в свободе и самостоятельности молодых семей. С родственниками едва знакомы. Слова золовка, деверь, шурин устарели. |
Заключение бpaка по социальному, национальному, религиозному признаку. | Смешанные бpaки. |
Глава семейства – мужчина. | Равноправие мужчины и женщины в бpaке. |
Бpaк, оформлен церковью. Бpaк – заключался перед Богом, а значит навсегда. Расторжение бpaка затруднено или невозможно | Заключение бpaка оформляется государственными чиновниками. Свобода заключения и расторжении бpaка. |
II. Вторая проблема, которую мы должны решить: Зачем нам сегодня нужна семья.
Давайте вспомним о традиционныех функциях семьи: (Презентация 1, слайд 10).
- Забота о самых незащищенных. «Для чего мы живем, если не пытаемся облегчит жизнь друг другу?» Джордж Элиот – англ. писательница.
- Воспроизводство населения. «Семья начинается с детей» А.И. Герцен русский писатель.
- Воспитание, передача опыта, ценностей.
- Хозяйственная функция. Ведение общего хозяйства, распределение обязанностей, взаимопомощь – всегда облегчало выживание. Семья это труд.
- Поддержание психологического комфорта для каждого члeна семьи.
Подумайте:
- Какая функция самая древняя?
- Какие функции утрачиваются?
- Какая появилась сравнительно недавно?
Вывод:
- За последнее столетие традиции семьи претерпели очень серьезные изменения.
- Изменения произошли и в функциональном предназначении семьи. Утрачивается хозяйственная функция, на первое место все более выходит функция поддержания позитивного психологического климата.
III. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на психологический климат семье.
1. Говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.
Все люди хотят быть счастливыми. Желание любви наисильнейшее в человеке. Только любовь может принести наивысшее счастье.
Любовь придает окончательный смысл жизни человека. Но оказывается любовь бывает истинная и ложная. Оба сильные чувства. Способные дать и самую великую радость и принести великие разрушения, вызвать зависть, ревность, отчуждение, одиночество, самоубийство.
Как отличить одну от другой? Дома вы должны были подумать над этим вопросом.
Любовь – одна из главных составляющих семейного счастья. Об этом песня в исполнении Анны Герман.
Звучит песня «Покроется небо…» (Презентация 1, слайд 11 )
Таким образом, для поддержания теплого, приятного климата в семье любовь имеет первостепенное значение. Об этом мысли мудрых: (Презентация 1, слайд 12)
2. Но не последнюю роль играет и стиль семейных взаимоотношений.
Дома вы подготовили проекты. Наша задача – внимательно послушать представленные
проекты, сформулировать особенности каждого стиля взаимоотношений.
Представление проектов о стилях семейных взаимотношений:
- Авторитарный (Презентация 2);
- Демократический (Презентация 3);
- Попустительский (Презентация 4).
Какой стиль вы выберите как наиболее приемлимый для вас? Почему?
3. Еще одно понятие, без которого не может состояться семья – это семейный долг.
Кто кому должен, когда речь идет о семейном долге?
- Родители должны заботиться о детях, создавать условия для их развития – это долг перед обществом.
- Дети тоже должны заботиться о своих родителях и не только в старости.
Поговорим о правах родителей в семье.
Вашим родителям был представлен список из 10 прав. Этот список составили американские психологи супруги Байярд. Родители должны отметить списка самые важные для них права.
- Право побыть одному.
- Право на личное время.
- Право на уважительное отношение.
- Право на тишину и спокойствие.
- Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, а не содержать кого- то на иждивении.
- Право закрыть свой дом и знать, что после этого никто не войдет в него.
- Право быть свободным от стpaxa насилия.
- Право иметь свои собственные отношения с супругой, друзьями.
- Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества. Право на отношения, напоминающие улицу с двухсторонним, а не односторонним движением.
Беседа:
Ребята обработали результаты анкеты и что оказалось? (Презентация 1, слайд 13)
Вывод: Имущественные права родители поставили на последнее место, а вот право на уважительные, партнерские отношения в семье для них очень важны.
Как вы думаете, права родителей ущемляют права детей-подростков?
Сформулируйте свои права.
Они отличаются от прав родителей?
Как вы понимаете слова о двухстороннем движении?
Заключительная беседа:
- Какими качествами должна обладать семья, чтобы можно было говорить о психологическом комфорте?
- От кого зависит психологический климат в семье?
- Какие качества необходимы, чтобы семья состоялась?
Вывод: Психологический климат в семье зависит от каждого из нас.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой
(Презентация 1, слайд14)
Завершение работы по заполнению рабочих листов и лицевых счетов.
Подведение итогов урока.
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
06 07 2022 1:48:47
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее.
...
05 07 2022 7:10:32
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
04 07 2022 2:22:12
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
03 07 2022 14:40:45
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
02 07 2022 19:28:40
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
01 07 2022 3:27:51
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
30 06 2022 8:55:46
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
29 06 2022 7:53:46
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания:
1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них);
2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий;
3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу.
Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
28 06 2022 11:50:34
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
27 06 2022 22:20:49
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
26 06 2022 16:13:58
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
25 06 2022 6:50:42
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
24 06 2022 22:58:41
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника".
...
23 06 2022 7:20:54
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
22 06 2022 18:43:57

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
21 06 2022 5:38:33
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
20 06 2022 22:31:10
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
19 06 2022 22:56:32
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
18 06 2022 11:42:38
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
17 06 2022 5:11:38
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
16 06 2022 22:14:22
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
15 06 2022 17:21:53
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
14 06 2022 23:17:57
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе.
...
13 06 2022 5:53:47
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
12 06 2022 22:26:46
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
11 06 2022 13:45:55
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
10 06 2022 16:23:18
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права.
...
09 06 2022 15:49:47
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
08 06 2022 6:36:59
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
07 06 2022 0:41:28
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
06 06 2022 9:44:39
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
05 06 2022 19:58:12
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
04 06 2022 13:37:23
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
03 06 2022 19:35:56
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
02 06 2022 9:33:32
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
01 06 2022 14:12:37
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
31 05 2022 13:34:33
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы.
...
30 05 2022 22:34:23
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
29 05 2022 15:10:25
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
28 05 2022 20:58:28
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
27 05 2022 17:22:15
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
26 05 2022 23:43:55
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
25 05 2022 11:31:28
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
24 05 2022 12:44:36
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока.
...
23 05 2022 16:34:57
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
22 05 2022 16:18:27
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
21 05 2022 9:30:28
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
20 05 2022 3:17:32
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
19 05 2022 23:13:47
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
18 05 2022 17:43:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::