Итоговый урок-путешествие по истории России в 7-м классе
Цели урока:
- Обучающие:
-обобщить и систематизировать знания учащихся по данному историческому периоду;
Развивающие:
- способствовать проявлению активности каждого ученика;
- закрепить навыки работы с историческими понятиями;
- развивать логику мышления,
- развивать коммуникативную компетентность,
- формировать грамотную речь;
- формировать умение быстро ориентироваться в смене видов
деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать толерантность,
- воспитывать аккуратность,
- воспитывать точность при выполнении заданий.
Тип урока: Повторительно-обобщающий (урок –путешествие).
Оборудование:
- тесты;
- компьютерная версия заданий;
- иллюстраций;
- настенная карта.
Ход урока
I Организационный момент.
Мы завершили изучение курса истории России XVI- XVIII вв., потому сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме путешествия в г. Историяленд. Как всякий город, наш город состоит из улиц, переулков, перекрёстков… , путешествуя по которым мы встретимся с разными периодами, событиями из истории нашей Родины. Наша задача во время путешествия ответить на все вопросы каждой из улиц.
1.Площадь портретов. (слайд 2)
Задача учащихся узнать, чьи портреты перед ними. (Иван Грозный, Алексей Михайлович, Екатерина II , М.В. Ломоносов, Пётр I , Василий Шуйский, А.С. Суворов )
2..Перекрёсток КУЧА – МАЛА (слайд 3)
На этом этапе урока учащиеся должны ответить на вопросы разного уровня сложности:
1) назовите земли, вошедшие в состав России при Иване IV?
2) кого называли «тушинским вором»?
3) что означает выражение «По Сеньке и шапка»?
4) что означает выражение « шиворот – на выворот»?
5) какой статус получила Россия, приобретя выход в Балтийское море?
6) печатный учебник, который можно в XVII веке купить за 1 копейку?
3.Тупичок Дат (слайд 4,5)
Вариант I
а) 1533 – 1584 гг. б) 1611 г. г) 1581 г |
1) указ о «заповедных летах» 2) Соборное уложение 3) образование Первого ополчения 4) царствование Ивана IV |
Ответы: 4а,3б,2в, 1г
Соотнесите даты и события
Вариант II
а) 1606 – 1607 гг. б) 1700 – 1721 гг. в) 1612 г. г) 1709 г. |
1) Северная война 2) восстание Болотникова 3) Полтавская битва 4) образование Второго ополчения |
Ответы: 1б, 2а, 4в, 3г.
4. Улица понятий. (слайды 6,7.8,9,10,11 )
Перед учениками слайды с историческими понятиями
Задача учащихся объяснить каждое из понятий:
Вотчина
Опричнина
Поместье
Земский собор
Крепостное право
Мануфактура
5 Переулок Схем ( слайды 12,13,14 )
Задача: В предложенные схемы вписать недостающие слова.
1) Органы государственной власти в XVI веке
2) Органы государственной власти в XVII веке
3) органы государственной власти в XVIII веке
6 Тест-стрит.
Выполнить тестовое задание
Вариант I
1. В 1570 г. Иван IV c опричниками подверг разорению:
- а) Тверь
- б) Новгород
- в) Псков
2. Летом 1612 г. от поляков были очищены северные районы страны, и центром ополчения стал город:
- а) Москва
- б) Псков
- в) Нижний Новгород
3. В первой половине XVII века срок сыска беглых крестьян был:
- а) увеличен до 15 лет
- б) увеличен до 10 лет
- в) увеличен до 5 лет
4. Прутский поход Петра I закончился:
- а) длительной блокадой русской армии
- б) потерей Россией крепости Азов
- в) полным разгромом янычар
5. Высшим гражданским чином в «Табеле о рангах» являлся:
- а) тайный советник
- б) канцлер
- в) сенатский регистратор
6. Кому принадлежат слова: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения»?
- а) Пугачёву
- б) Радищеву
- в) Булавину
Вариант II
1. Введение опричнины привело:
- а) к укреплению государства
- б) ослаблению центральной власти
- в) подрыву хозяйства страны
2. Кто вступил на престол после cмepти Елизаветы Петровны в 1761 году?
- а) Екатерина II
- б) Петр III
- в) Павел I
3. В XVII веке в России появился новый термин – «полковник». Им обозначали:
- а) людей, отдававших за долги половину урожая
- б) людей, побывавших в плену у половцев
- в) большую ложку
4. В Полтавской битве русское комaндование ввело:
- а) штыковую атаку
- б) земляные укрепления
- в) использовали казачью конницу
5. Идея организации и открытия Кунсткамеры принадлежит:
- а) Михаилу Романову
- б) Алексею Михайловичу
- в) Петру I
6. Великим государем – императором Петром III именовал себя:
- а) Емельян Пугачёв
- б) Степан Разин
- в) Иван Болотников
Ответы: I вариант- б, в, а, б, б, а
II вариант- в, б, а, б, в, а
7 Проспект Личностей (слайды 15-23 )
На этом этапе учащимся предлагается узнать, о какой исторической личности идёт речь
- 1) Значительно расширил землю России. При нём был принят Судебник, созван Стоглавый собор. Был женат 7 раз. Отличался жестокостью, первый cмepтный приговор вынес в 13 лет. При нём говорили: «Царь приказал, а бояре приговорили». О ком идёт речь? ( Иван Грозный )
- 2) До пяти лет жил в женском тереме. В 16 лет стал царём. Во время его царствования произошли крупные народные восстания. Но все они были подавлены. Произошло также воссоединение Украины с Россией. ( Алексей Михайлович )
- 3) Был руководителем волнений на юге России. Собрал большое войско, рассылая так называемые «прелестные письма». Ненавидел воевод и церковников. В народе о нём сложено много песен и стихов. ( Степан Разин )
- 4) Был женат дважды. Вторая супруга была «чухонской прачкой». При нём Россия добилась выхода в Балтийское море. Ввел европейский образ жизни в среде русской знати. 5) К власти пришла с помощью гвардейцев. При ней была отменена cмepтная казнь, а помещики получили право ссылать крестьян на поселение в Сибирь. После cмepти оставила 15000 платьев в своём гардеробе. В народе её с любовью называли «дщерь Петра». ( Елизавета I )
- 6) Прошёл все воинские звания. Совершил знаменитый Швейцарский поход. Автор учебника: «Наука побеждать». Ему принадлежат слова: «Тяжело в учении, легко в бою». ( А. В. Суворов )
- 7) Учёный из народа. Создал первую в России химическую лабораторию. Был физиком, химиком, поэтом, историком. Автор мозаики «Полтавская баталия». ( М. В. Ломоносов )
- 8) Императрица Екатерина II назвала его «бунтовщиком, хуже Пугачёва». ( Радищев )
- 9 Воспитывался бабушкой. Стал императором в 42 года. Ограничил барщину 3 днями в неделю. ввел воскресный отдых для крестьян. Запретил носить фpaки и круглые шляпы. ( Павел I )
II Подведение итогов урока.
Приложение
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками.
...
27 05 2023 17:55:48
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
26 05 2023 12:11:53
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим.
...
25 05 2023 23:26:55
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
24 05 2023 4:31:34
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
23 05 2023 5:59:22

Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
22 05 2023 6:55:12
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
21 05 2023 5:46:30
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
20 05 2023 1:23:24
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
19 05 2023 14:35:30
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
18 05 2023 0:36:42
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
17 05 2023 5:32:17
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
16 05 2023 1:14:52
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
15 05 2023 16:43:25
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины.
...
14 05 2023 3:11:14
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
13 05 2023 12:46:12
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
12 05 2023 22:43:55
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
11 05 2023 9:58:33
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
10 05 2023 20:35:45
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом.
...
09 05 2023 18:31:22
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее.
...
08 05 2023 21:57:41
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
07 05 2023 7:33:54
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
06 05 2023 9:16:34
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
05 05 2023 13:25:28
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
04 05 2023 23:42:41
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
03 05 2023 12:32:18
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
02 05 2023 15:19:13
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
01 05 2023 13:51:23
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
30 04 2023 4:31:19
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
29 04 2023 4:31:15
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
28 04 2023 20:15:30
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников.
...
27 04 2023 15:42:54
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
26 04 2023 8:45:26
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
25 04 2023 17:38:32
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
24 04 2023 12:50:37
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
23 04 2023 12:50:19
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
22 04 2023 21:40:34

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
21 04 2023 8:53:35
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
20 04 2023 2:55:42
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
19 04 2023 14:27:10
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
18 04 2023 1:39:19
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
17 04 2023 19:52:20
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
16 04 2023 9:56:14
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
15 04 2023 11:41:45
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение.
...
14 04 2023 11:49:39
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
13 04 2023 18:33:26
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
12 04 2023 6:20:54
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
11 04 2023 4:52:34
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
10 04 2023 13:52:24
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
09 04 2023 3:34:36
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
08 04 2023 20:19:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::