Урок обществознания в 9-м классе "Международное гуманитарное право"
Тема: Международное гуманитарное право.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся знаний основных международных норм о защите жертв войны, способствовать развитию ключевых компетентностей учеников (пpaктическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения и др.)
Развивающая: продолжить развитие информационных умений, закрепление коммуникативных умений (развития устной речи, ведения диалога), расширение кругозора, умение получать информацию из различных источников, систематизировать информацию в виде таблицы.
Воспитательная: способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе, воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, актуализация личностных и общественно полезных качеств: коммуникативности, гуманности, активности, ответственности, умения делать осознанный и компетентный выбор в жизненных ситуациях.
Методы обучения:
1. Метод проблемного изложения материала.
2. Диалоговые методы обучения.
3. Пpaктико-ориентированный подход в обучении.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная беседа.
2. Постановка учебной задачи.
3. Групповая работа, в том числе с ноутбуками.
4. Применение полученных знаний в пpaктической ситуации.
5. Работа с информацией сайта.
6. Заполнение таблицы в электронном виде.
7. Оценка своей и чужой деятельности.
Средства обучения:
1. Учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 8–9-й класс, М., Просвещение, 2007 г.
2. Электронная презентация учителя «Международное гуманитарное право». (Приложение 1)
3. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации, ноутбуки.
4. Материалы сайта http://dic.academic.ru (документы по МГП).
5. Видеофрагмент документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (1942 г.)
6. Фотоматериалы о грузино-осетинском конфликте с сайта http://vesti.ru. (Приложение 1)
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- понятие международного гуманитарного права;
- содержание Женевской конвенции 1949 г. и других международных документов о защите жертв войны;
- значение норм международного гуманитарного права для человечества.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл основных понятий;
- комментировать высказывания;
- аргументировано излагать свою точку зрения;
- извлекать информацию с Интернет-сайтов, систематизировать ее;
- применять нормы международного права для оценки современных ситуаций в обществе.
Ход урока
(Используется сокращение МГП – международное гуманитарное право.)
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Оргмомент |
Осуществляет психологический настрой на урок. (Слайд 1) |
Готовят рабочее место, настраиваются на урок. |
Актуализация |
Сообщает место урока в теме. Проводит фронтальную беседу по вопросам: Какие международные документы о правах человека вам известны? Что они закрепляют? Когда принята Всеобщая декларация прав человека? (Слайд 2) |
Отвечают на вопросы: Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и т.п. Закрепляют неотъемлемые права и свободы. Принята 10 декабря 1948 г. |
Мотивация и целеполагание |
Просит объяснить, почему именно в это время появляется Всеобщая декларация? Демонстрирует отрывок из док/ф «Разгром немецких войск под Москвой» о зверствах фашистов над мирным населением, просит выразить свое отношение к увиденному. (Слайд 3) Подводит учащихся к главному вопросу урока (Слайд 4) и формулирует тему. (Слайд 5) |
Должны установить причинно-следственные связи с событиями II мировой войны и принятием этого документа. Делают вывод о недопустимости нарушения прав человека даже в условиях войны Определяют задачи урока: Можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой, а также раненых, военнопленных? Какие правовые документы содержат такие правила? |
Изучение нового материала Понятие международного гуманитарного права |
Предлагает рассмотреть понятие МГП, объяснив значение каждого слова. Обобщает ответы и выводит на экран понятие МГП из словаря. (Слайд 7) Знакомит учащихся с историей возникновения международных документов о защите прав жертв войны. (Слайд 8) Обращает внимание на Женевскую конвенцию 1949 г., чем объясняется ее принятие? |
Объясняют значение слов, закрепляя из знания по схеме. (Слайд 6) Читают и записывают в тетрадь. Отвечают, ссылаясь на многочисленные жертвы среди мирного населения в годы Второй мировой войны. |
Групповая работа по содержанию норм права |
Ставит задачу: Если бы вы участвовали в разработке документов о защите жертв войны, то какие правила вы бы включили в них? Дает задания группам. (Слайд 9) Группе экспертов предлагается найти информацию о защите жертв войны на странице сайта, где помещены документы МГП, и заполнить предложенную таблицу, затем оценить ответы групп, сравнив их с полученной информацией. Выводит через принтер копии таблицы. |
Работают в группах, определяя основные правила по отношению к мирному населению, раненым, военнопленным, методы и средства ведения войны, сообщают результаты. Группа работает с ноутбуками по заполнению таблицы, которую затем демонстрируют на экране. (Приложение 2) Эксперты оценивают ответы групп, сравнивая их с полученной информацией. Вклеивают таблицу «Нормы МГП» в тетрадь. |
Первичное закрепление полученных знаний |
Демонстрирует кадры из Цхинвала (август 2008г.) и просит оценить их с точки зрения норм МГП. (Слайд 10 – гиперссылка) Просит объяснить значение этих норм для современного общества. |
Дают оценку увиденному, используя содержание изученных документов и таблицу в тетради. Объясняют значение МГП как важного инструмента для защиты жизни и достоинства человека в условиях войны. (Слайд 11) |
Рефлекия |
Возвращается к основным вопросам урока и просит ответить на них. |
Делают вывод о достижении поставленных целей, отвечают на вопросы, закрепляя полученные знания |
Домашнее задание |
Сообщает задание: параграф 37 учебника, выполнить на выбор задание №5 или №6 на стр. 238. |
Записывают задание в дневник. |
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
18 03 2024 19:10:39
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
17 03 2024 5:55:40
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...
16 03 2024 2:45:22
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...
15 03 2024 0:32:22
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие. ...
14 03 2024 10:50:54
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
13 03 2024 15:51:22
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
12 03 2024 16:56:12
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
11 03 2024 22:55:26
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
10 03 2024 7:55:14
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
09 03 2024 5:32:49
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
08 03 2024 20:11:45
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
07 03 2024 8:30:27
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
06 03 2024 17:26:49
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
05 03 2024 2:33:48
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
04 03 2024 2:25:13
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться. Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету. Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов. ...
03 03 2024 4:13:53
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
02 03 2024 3:33:40
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
01 03 2024 19:17:24
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
29 02 2024 8:53:14
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
28 02 2024 16:21:55
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
27 02 2024 10:58:25
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
26 02 2024 16:47:20
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
25 02 2024 12:41:25
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
24 02 2024 12:57:13
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
23 02 2024 23:10:13
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
22 02 2024 12:14:37
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
21 02 2024 3:11:18
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
20 02 2024 21:25:10
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
19 02 2024 10:17:26
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
18 02 2024 11:33:13
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...
17 02 2024 6:35:43
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
16 02 2024 14:47:57
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
15 02 2024 4:54:47
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
14 02 2024 20:19:32
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
13 02 2024 18:16:16
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
12 02 2024 4:44:40
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
11 02 2024 15:10:46
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
10 02 2024 20:52:16
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
09 02 2024 19:16:27
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...
08 02 2024 10:57:37
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
07 02 2024 19:32:27
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...
06 02 2024 15:42:38
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
05 02 2024 0:25:24
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
04 02 2024 14:49:48
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
03 02 2024 3:27:36
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
02 02 2024 20:16:15
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
01 02 2024 21:31:17
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
31 01 2024 3:13:50
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны". ...
30 01 2024 5:42:28
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
29 01 2024 9:13:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::