Использование проектной технологии в организации и проведении урока в 10-м классе по теме "Культура Руси: IX – начало XIII века"
Звучат слова на фоне песнопения и видеокадров из фильма «Владеющий миром». К 1000-летию города Владимира (1 мин.)
Учащийся: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, садами монастырскими, храмами божьими. Всем ты преисполнена земля Русская, о правоверная вера христианская!»
«Слово о погибели русской земли»
Вступительное слово учителя:
Что такое жизнь, короткое мгновенье.
Как звездочка мелькнет в туманной мгле,
Но главное ее предназначенье -
Добрый след оставить на Земле.
Проходят дни, годы, столетия. Меняются поколения, оставляя за собой на земле неизгладимый след – свою культуру.
Тема нашего урока « Культура Руси IX – начало XIII вв.»
В современном мире существуют различные толкования понятия «культура».
Работа над понятиями
- Культура – возделывание, обработка.
- Культура – целостное, системное единство составных ее частей.
- Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, которые постоянно создаются и накапливаются человечеством.
- Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Учитель: Культура – это все, что создано умом, талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Т.о., культура – это и архитектура, и живопись, и письменность, и литература, и музыка, и народные традиции, праздники и нравы, нормы и правила.
Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем – как внутриплеменным, отечественным, так и иноплеменным, международным - влияниям. Древняя Русь долгое время была языческим государством, и только в конце X века приняла православную христианскую веру.
Перед нами встала проблема:
«Русь копировала чужую культуру или её культура оставалась самобытной, пришедшей из глубины веков?»
Цель: определить спектр особенностей культуры Руси IX – нач. XIII вв.
Задачи:
- познакомиться с различными направлениями культуры Руси IX – нач. XIII вв.;
- выяснить, какое влияние на развитие культуры Древней Руси оказали: географическое положение, климатические условия, новая христианская религия;
- выpaбатывать умения и навыки работы над мини – проектом.
Умения и навыки, выpaбатываемые при подготовке и презентации проекта:
- умения и навыки самостоятельного поиска необходимого материала;
- умение работать с разнообразными источниками (летописями, исторической, художественной, публицистической литературой, видеодисками, Интернет информацией и т.д.);
- умение моделировать и планировать собственную деятельность;
- умение корректировать свои действия и предъявлять полученный результат;
- умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения;
- навыки владения художественно-образными средствами описания;
- навыки работы с компьютером, мультимедиа;
- умение вызвать интерес к своей деятельности;
- умение работать в группе и направлять интересы всех участников на реализацию поставленных целей;
- умение осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание;
- умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Над поставленной проблемой работало 4 группы и сегодня они дают презентацию своих мини – проектов. После презентации мини – проекта руководитель группы даёт внутреннюю оценку (самооценку) работы над проектом и презентации, а остальные группы дают внешнюю оценку проекта. (Параметры оценки лежат на столах).
1. Основой любой древней культуры является письменность и как её следствие – летопись и литература. (Презентация 1-й группой)
2. Архитектура – это душа народа. Прочность, польза, красота – эта триада составляет сущность архитектуры. (Презентация мини-проекта 2-й группой)
3. В.Н.Лазарев писал: “Усвоить принципы византийского искусства стремились буквально во всех странах. Но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь не только сделала византийское наследие своим достоянием. Она дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем задачам, которые стояли перед ее художниками”.
- Идея единства;
- Идея прославления князей;
- Оценка исторических событий и деятелей.
(Презентация мини-проекта 3-й группой)
4. Учитель: Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. (Презентация мини-проекта 4-й группой)
Самобытная культура Древней Руси развивалась в постоянных контактах с культурами других стран и народов, особенно в области церковной идеологии и изобразительного искусства. Таким образом, культурное взаимодействие Русского государства с зарубежными странами складывалось по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными они были после принятия Русью христианства.
Вывод. Культурное значение принятия христианства:
- Принятие христианства дало мощный толчок к развитию письменности и грамотности;
- Была введена славянская азбука, которую создали монахи Кирилл и Мефодий;
- При монастырях и церквях были открыты школы, в которых обучали грамоте;
- Появился большой процент грамотных среди городского населения. Доказательством этому служат новгородские берестяные грамоты;
- Произошло зарождение русского летописания. Появились многочисленные летописи, которые в XII веке были сведены монахом Нестором в « Повесть временных лет»; в летописях содержится история происхождения Руси;
- Произошло зарождение древнерусской литературы:
- «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона,
- «Поучение детям» Владимира Мономаха,
- «Слово о полку Игореве»;
- C помощью византийских мастеров на Руси началось каменное храмовое строительство:
- в Софийский собор в Киеве,
- Софийский собор в Новгороде;
- Появилась иконопись, мозаика, фреска.
Учитель: Таким образом, в ходе презентации проектов мы с вами пришли к разрешению проблемы и выявили особенности культуры Древней Руси. Давайте попытаемся их сформулировать.
Особенности культуры Древней Руси.
1. Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян:
- древн6ие мифы и сказания;
- искусство кузнецов и т. д.;
2. Открытость и синтетичность древнерусской культуры (впитала в себя культурные достижения ближайших своих соседей и народов, проживавших в составе Руси).
3. Духовная переработка и преломление культурных влияний извне в абсолютно русском стиле.
4. Древнерусская культура развивалась одновременно под влиянием языческой и христианской религий, языческого и христианского мировоззрений.
Это явление получило название – феномен русской культуры.
Итог урока. Сдача проектов.
Параметры внутренней оценки
Участники проекта |
Работа над проектом |
Презентация проекта |
Общая оценка |
||
Поиск теоретического материала |
Обработка материала |
Подготовка к презентации |
|||
Аладушкина Олеся |
|
|
|
|
|
Народа Ира |
|
|
|
|
|
Вахрушина Оля |
|
|
|
|
|
Дурнов Андрей |
|
|
|
|
|
Шульгин Александр |
|
|
|
|
|
Клименко Евгений |
|
|
|
|
|
Параметры внешней оценки
Параметры |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
1.Наличие проблемы и, вытекающие из нее задачи |
|
|
|
|
2.Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему (умение работать с разнообразными источниками: летописями, исторической, художественной, публицистической литературой; видеозаписями; интернет-информацией |
|
|
|
|
3.Навыки работы с компьютером. |
|
|
|
|
4.Форма предъявления полученного результата. |
|
|
|
|
5.Качество речи, стиль изложения, присущий исторической науке и её терминологии. |
|
|
|
|
6.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. |
|
|
|
|
7.Общение с аудиторией. |
|
|
|
|
8.Роль руководителя группы. |
|
|
|
|
9.Решена ли проблема? |
|
|
|
|
Оценка по 5-бальной системе.
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
18 08 2022 8:13:21
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
17 08 2022 7:43:15
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
16 08 2022 2:34:10
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию
умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них
общее и различия....
15 08 2022 9:31:32
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
14 08 2022 20:47:19
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
13 08 2022 12:33:20
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
12 08 2022 6:11:15
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.
...
11 08 2022 4:14:27
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района.
...
10 08 2022 9:12:49
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
09 08 2022 15:29:13
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
08 08 2022 1:10:25
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
07 08 2022 13:56:15
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
06 08 2022 10:27:14
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
05 08 2022 18:25:39
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
04 08 2022 22:39:54
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
03 08 2022 4:13:39
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
02 08 2022 20:20:27
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
01 08 2022 23:57:27
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
31 07 2022 23:20:43
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
30 07 2022 19:42:13
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
29 07 2022 2:26:15
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
28 07 2022 2:18:43
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей.
...
27 07 2022 3:57:51
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
26 07 2022 11:32:16
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
25 07 2022 19:49:25
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
24 07 2022 3:34:38
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
23 07 2022 8:45:28
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
22 07 2022 14:42:27
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
21 07 2022 13:37:45

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
20 07 2022 23:42:39

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
19 07 2022 20:43:54
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
18 07 2022 11:24:27
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
17 07 2022 18:59:44
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
16 07 2022 20:18:47
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
15 07 2022 20:12:31
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
14 07 2022 19:52:40
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
13 07 2022 23:14:26
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
12 07 2022 7:31:17
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
11 07 2022 9:11:52

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
10 07 2022 3:25:41
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
...
09 07 2022 17:24:20
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
08 07 2022 18:52:12

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
07 07 2022 5:58:46
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
06 07 2022 11:51:57
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
05 07 2022 21:38:50
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др.
...
04 07 2022 19:32:40
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
03 07 2022 11:39:33
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
02 07 2022 18:24:15
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века».
...
01 07 2022 21:41:16
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
30 06 2022 22:22:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::