Урок "Жизнь древних славян" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок "Жизнь древних славян"


    Урок "Жизнь древних славян"

Цель: расширить знания по теме: “Славяне - наши предки”.

Задачи:

обучающая: обобщить знания учащихся о доме славян-язычников, являющемся отражением их представлений о духовном и материальном мире;

развивающая: развить мотивацию к дальнейшему изучению славянской культуры;

воспитательная: вызвать у учащихся уважение к национальной духовной культуре русского народа.

Оформление:

1. Музыка Свитковского “Русь изначальная”.

2. На выставочном столе детские поделки: обереги, скульптуры идолов языческих богов, рисунки детей по теме урока.

3. Карта “Киевская Русь в 9–12 в.”.

Учитель истории приветствует присутствующих, называет тему урока, объявляет задание на урок.

Задание классу:

1. Рассказ какой группы был более интересным, увлекательным

2. Выскажите ваше мнение о жизни древних славян

Свои мысли можно записывать в таблицу (выдаётся каждому ученику).

Что интересного вы узнали? Рассказ какой группы понравился Мнение о жизни славян
     

Учитель истории: “Вы, ребята, знакомились с жизнью наших предков-славян. А где они жили?”. (Учащиеся используют свои презентации при отчёте)

Отчёт первой группы.

Учащиеся показывают на карте месторасположение древних славян, прикалывают таблички с названием племен и объясняют почему они так названы (по “Повести временных лет”.

Отчёт второй группы. Имена наших предков.

До принятия христианства имя родившемуся ребёнку придумывали сами односельчане. Славяне имели разные имена. Кто был Заика, кто Умник, кто Любим, кто Миляй. Среди них были такие, как Сорока, Волк, Молчан и Кудряш. Единственного сына в семье называли Одинец, а родившегося весной-Весняком. Девочек именовали: Забава, Красава, Снежана. Чтобы пpeдoxpaнить ребёнка от злых чар, старались обмануть духов и специально давали имена с “хитринкой”, такие, как Неудача, Захворай.

Строительство дома.

А) Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей Земли и неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь. Из дерева, согласно некоторым легендам. Были сотворены самые первые люди, - значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево - всё равно что убить человека. Но ведь и избу надо строить! Как поступить?

Конечно, даже и речи не шло о том, чтобы поднять руку на дерево “священное”. Такими могли считаться целые рощи (их называли “заповедными”, то есть “запретными”). Как правило, с такими деревьями были связаны местные легенды. До нас дошли сказания о праведных стариках, на закате дней превращённых Богами в деревья. Мыслимо ли на них замахнуться топором? Не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. А в скрипучем дереве, согласно поверьям, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их пристанища, будет наказан: поплатиться здоровьем, а то и жизнью. В разных областях существовали и запреты на рубку некоторых пород. Это относится к таким деревьям как осина и ель. Они “выкачивают” из человека жизненную энергию. Не рубили дерево на перекрёстке лесных дорог. Дорога, уходящая в даль, по мнению предков, уводила в конечном итоге на тот свет.

Ещё много существует разных легенд о том, как выбирали наши предки материал для строительства дома. В отличие от большинства современных людей, древние славяне твёрдо знали: когда дерево рубят, оно плачет о боли. Стало быть, рассуждали наши предки, следует объяснить дереву, что ты не скуки ради замахнулся топором. Надо снять перед ним шапку, поклониться земным поклоном и рассказать о нужде, заставившей покуситься на его зелёную жизнь. А ещё - положить рядом с деревом угощение (например, кусочек хлеба с маслом), чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться и не испытала лишних страданий.

Б) Место для дома не должно затапливаться паводком, должно быть солнечным, холодные ветры не должны задувать. Не годился участок, где далее проходила дорога, стояла баня или дом, сожжённый молнией. Приглядев место, хозяин приносил с четырёх разных полей по камешку (нёс под шапкой на голове, либо за пазухой) и раскладывал их по четырём углам, вставал в центре и просил благословения у предков. Через 3 дня приходил смотреть камни, и, если они оказывались не потревоженными, дом строился. “Добрым” считалось место, где спокойно уляжется корова. Гадали по хлебу. Сажая хлебы в печь, “назначали” один из них на будущий дом. Если этот хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, Боги благословляли строительство. Если же он поднимался плохо и вовсе разваливался - затея грозила бедой.

В) Перед строительством дома, славяне приносили в жертву человека или животное. При обычном строительстве довольствовались животным. Археологи чаще находят черепа коней, быков. Так что “коньки” на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. В старину к задней части конька прикрепляли ещё и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был пeтyx. Достаточно вспомнить “петушков” как украшение крыши. А также повсеместно распространённое убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике пeтyxа.

Отчёт третьей группы. В доме славян.

Вот полуземлянка или изба, наконец, выстроена. Следовало обязательно испытать “доброй” ли получилась изба, можно ли в ней вообще жить? Или завелось всё-таки какое-то зло. На 1-ю ночь в новом доме закрывали кота с кошкой.

На вторую - пeтyxа с курицей.

На третью - поросёнка. На четвёртую - овцу. На 5-ю - корову. На 6-ю - лошадь.

И только на 7-ю ночь в дом решался войти и заночевать человек.

В доме - “красный угол” располагался в южной или юго-восточной части помещения. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, “красную” весну, полдень, “красное” лето, жизнь, тепло. Запад и север ассоциировались с “гибелью” солнца, cмepтью, холодом, мpaком, лютой зимой, темными Богами. Понятно, всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, cмepти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету.

Далее учащиеся смотрят видеосюжет о “красном угле” в доме славян.

Стол занимал важное место в мифологическом осмыслении внутреннего прострaнcтва избы. Категорически запрещалось бить по нему кулаком. Не давали и влезать на стол домашним животным и “глупым” младенцам, которые его, чего доброго еще осквернят.

Печь. Это второе место в доме по ритуальной значимости. Восточных славян зима не баловала, печь была необходима. Это были печи – каменки вроде тех, какие по сию пору можно встретить в деревенских банях. Нижняя часть складывалась из крупных камней, верхняя – из камней помельче. Камни связывали глиной и черепками битого горшка. Существовали и глиняные печи, в которых пекли хлеб. Печи ставили в дальнем углу от входа. Дым выходил высоко вверх так, что можно было свободно дышать. Также подвешивали кверху продукты (коптили), сушили сети и верхнюю одежду. Дрова готовили зимой - жарче горят и в поленнице не преют. Выдерживали один год, чтобы они хорошо высохли. Самые лучшие дрова - березовые, дубовые и ольховые. Плохие – осиновые.

С огнем славяне связывали и возникновение людей. По некоторым сказаниям Боги – язычники сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь - самое первое пламя любви. Огонь защищал дом от всего плохого.

Учитель истории далее ведёт рассказ:

“Наши предки не умели объяснить явления природы. Они не понимали, отчего гремит гром, отчего туча застилает небо, отчего из неё идёт дождь; они только замечали, что некоторые явления природы были благоприятны для человека, другие_- приносили вред. Вся природа, как им казалось, была населена духами добрыми и злыми, во многом напоминали людей. С ними следовало сохранять хорошие отношения, задабривать, уговаривать. Необходимо было знать разного рода молитвы, заговоры, заклятия- всё это знал старейшина. Он был не только распорядителем хозяйственной жизни своего рода, но и посредником между божествами и сородичами. Нашим предкам казалось, что и в природе всё устроено так же, как и у людей. Как в человеческом обществе, так и у леса, воды, поля есть свои старейшины, свои “деды”.

Отчёт четвёртой группы. “Низшие духи”.

Славяне верили, что в каждом доме живёт домовой, что он друг семьи, её покровитель. Обычно представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами. Думали, что домовой живёт за печкой, греется у огня. Считалось, что ему следует угождать. Ведь он помогает по хозяйству, смотрит за домом, огородом, бережёт и охраняет скот. Домового “кормили”, оставляя на ночь ужин. Ведь если его не накормить, то он рассердится. Тогда по ночам в доме не станет покоя, шум помешает отдыху, начнёт гибнуть скот. Если семья переселялась на новое место, то домового брали с собой. Считалось, что для этого следует сгрести из старого очага горячие угли и перенести на новое место, где и разжечь от них огонь.

По представлениям славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. Здесь жил леший: косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Ноги его подобны козлиным, а на пальцах рук длинные когти. Чем не чёрт! Леший любит качаться на деревьях. Он свищет, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Леший может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пастуха, лишает охотника добычи. Но лешего, как и домового, можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб, пирог. Осенью леший бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму же прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.

Хозяином рек, озёр, болот был водяной. Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый. Чтобы его умилостивить, топили славяне в реке, озере, болоте то овцу, то корову, то лошадь. Водяной. Как и леший, зимой спит, а к весне просыпается. Тогда ломается лёд на реке и её воды широко разливаются по лугам.

Домовой, леший, водяной - это не люди, а духи.

Далее проводится физминутка.

Учитель изо знакомит учеников с оберегами наших предков-славян. Оберег - предмет оберегающий, охраняющий от чего- либо (от порчи, дурного глаза, неудач и т.д.).

Виды оберегов: Подкова-символ счастья, изобилия и удачи

Маленький веник выметал из дома всякую нечисть

Кукурузный початок символизирует большую здоровую семью.

Далее дети вместе с учителем делают Птицу - солнце (является оберегом) для своего дома, класса и т.д. (Заготовки для работы готовятся заранее)

Отчёт пятой группы. Звериные божества.

В далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные — их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было своё священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили “лютый”, а себя называли “лютичи”. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. С принятием христианства отношение к языческим верованиям изменилось. Словом “волкодлак” (т.е. облачённый в длаку - волчью шкуру) стали называть злого оборотня. Позднее “волкодлак” превратилось в “вурдалак”.

Хозяином языческого леса был медведь — самый сильный зверь.

Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия- именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до20 века многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.

Миф о медведе - хозяине леса и могущественном божестве сохранился в русских сказках. Истинное название этого зверя было столь священным, что не

произносилось вслух и поэтому не дошло до нас. Медведь – это прозвище зверя, означающее “Медоед”, в слове “берлога” сохранился корень – “бер”, т.е. “бурый”.

Отчёт шестой группы. Человекоподобные божества.

Учащимся предлагаются карточки.

Язычество – вера во многих богов, олицетворяющих силы природы или какие – либо занятия человека.

Перун – бог грозы и войны.

Сварог – небесный отец.

Велес – бог скота.

Лада – богиня любви.

Хорс – бог солнца.

Стрибог – бог ветра.

Макошь – покровительница женщин.

Морена – богиня cмepти.

Сценка “Боги славян”.

Человек Недавно весть прислали нам,
Что надо верить всем богам.
Человек Зачем же всем? Вот мой сосед
В кого - верит, в кого-то нет.
А если честно говоря,
То всех богов не знаю я.
Человек Эх, ты! Даже все сороки
Знают, какие у славян есть Боги
Перун И о чём же наш народ
Здесь беседушку ведёт?
Приём как в сказке…Чудеса.
Человек:

(Машет)

И откуда он взялся?
Пошли оттуда наблюдать.
И не будем всем мешать. (Уходят)
Перун: Я – Перун,
И не трус и не врун,
Я – Бог грома и грозы.
Я – Бог мира и войны.
А короче говоря
Главный Бог на свете я.
У меня есть лук и стрелы,
И топор. Он так сиял…
Но сегодня так несмело
По пути всё растерял.
У меня есть враг злодейший -
Змей, из всех чертей сильнейший.
С ним воюю много лет,
А войне конца всё нет.
Ой, заболтался с вами я,
А у меня ведь есть друзья.
Вот Ярило к нам пришёл
Ну и Мать – Сыра – Земля. (Уходит)
Ярило Ой, ну здравствуйте, народ!
Кто и как у вас живёт?
Всем ли весело сейчас?
Кому радостно из нас?
Я – Ярило – Бог весны,
Бог веселья, красоты.
Одарю вас всех цветами
И природными дарами!
Ну а вот моя жена-
Матушка - Сыра-Земля.
Матушка Всё! Пойдём, пойдём, пойдём,
А то на пир не попадём!
Мы прощаемся со всеми
И желаем всем веселья. (Уходят)
Даждьбог Кажется у вас темно?
Станет сразу же светло,
Потому, что я - Жаждьбог -
Света солнечного Бог.
Я даю тепло и лето,
Много, много, много света.
Я Бог щедрый, добродушный
И весёлый и не скучный.
А вот и Бог Солнца - это Хорс.
Хорс Моё имя значит “круг”
Или “солнце”, в общем друг.
В честь меня ведь хороводы
Водят люди на природе.
В честь меня пекут блины,
Что как круг отражены.
А ещё я тебе расскажу…. (Уходят)
Появляются ЛАДА, ЛЕЛЯ
Лада Я - Лада,
Богиня цветущего сада.
Богиня изобилия, бpaка
Ну и другого. Однако
У меня есть дочь,
И она рассказать о себе не прочь.
Леля: Богиней Лелею меня
Называет вся страна.
Я Богиня есть весны,
Первой зелени красы.
В честь меня справлял народ
Весенний праздник у ворот!
Макоша: А я Макоша, Богиня земли,
Урожая, женской судьбы.
Из меня пряха чудесная
И хозяюшка в доме прелестная. (Уходит)
Велес: Я – Велес.
Я силён, как в Риме Зевс.
Бог торговли и зверей.
Бог бесчисленных полей.
Символ мой – зерно,
Связанное в узел. Но
Защитить могу зверей
И, конечно же людей.

Отчёт седьмой группы. Языческие праздники: Масленица.

Учитель истории.

К языческим праздникам относится Масленица.

В конце февраля - начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы - Масленицу. Это торжество длилось целую неделю.

На Масленицу пекли блины, катали зажжённые колёса, жгли костры – всё это символизировало солнце, набирающее силу. На Масленицу молодожёны катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. В последний день праздника устраивали проводы Масленицы - соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.

Представляем вашему вниманию сцену из обряда широкая Масленица!

Далее идёт сцена, которую подготовили учащиеся под руководством педагога музыкальной школы.

Учитель истории.

Вот и подошло к концу наше путешествие в прошлое наших предков – славян.

Беседа по заданиям урока, подведение итогов.

Если урок проходит в дни Масленицы, то можно пригласить всех к столу, где будут представлены блины, мёд, различный чай и т.д.

Приложение


Смутное время в России


    Смутное время в России

      Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

18 08 2022 13:25:19

Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс


    Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс

      Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....

17 08 2022 7:27:20

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

16 08 2022 7:27:29

Урок истории "Сказка о потерянном времени"


    Урок истории "Сказка о потерянном времени"

      Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

15 08 2022 20:43:12

Урок-пpaктикум «Будущее зависит от нас»


    Урок-пpaктикум «Будущее зависит от нас»

      Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....

14 08 2022 18:31:34

Мультимедийная презентация на уроках истории


    Мультимедийная презентация на уроках истории

      Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

13 08 2022 1:25:32

Открытый урок по теме "Прошлое, настоящее и будущее системы профессионального образования"


    Открытый урок по теме "Прошлое, настоящее и будущее системы профессионального образования"

      С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....

12 08 2022 13:14:40

Телекоммуникационный проект "Мы можем жить в разных уголках света, но все мы частичка одной планеты"


    Телекоммуникационный проект "Мы можем жить в разных уголках света, но все мы частичка одной планеты"

      Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....

11 08 2022 19:26:19

Этнос: нации и народности


    Этнос: нации и народности

      На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....

10 08 2022 0:18:26

Крестовые походы (6-й класс)


    Крестовые походы (6-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....

09 08 2022 18:54:34

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"


    Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

      Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

08 08 2022 18:51:46

Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"


    Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....

07 08 2022 9:39:43

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....

06 08 2022 20:16:28

История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность


    История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность

      Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....

05 08 2022 14:44:30

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"


    Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

      Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...

04 08 2022 4:23:30

Начало Северной войны


    Начало Северной войны

      Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....

03 08 2022 0:14:34

Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)


    Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)

      Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения. ...

02 08 2022 10:50:21

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

01 08 2022 7:48:51

Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"


    Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"

      На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...

31 07 2022 17:44:55

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 6-й класс


    Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 6-й класс

      Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....

30 07 2022 13:10:37

Интегрированный урок "Вторая мировая война глазами военного плаката". 11-й класс


    Интегрированный урок "Вторая мировая война глазами военного плаката". 11-й класс

      Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....

29 07 2022 8:46:23

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

      В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

28 07 2022 11:32:59

Поход персов в Скифию


    Поход персов в Скифию

      На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....

27 07 2022 2:34:39

Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс


    Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс

      Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....

26 07 2022 2:30:24

Урок истории по теме "Путешествие по Древнему Египту"


    Урок истории по теме "Путешествие по Древнему Египту"

      Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...

25 07 2022 2:40:10

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")


    Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

      Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....

24 07 2022 23:16:36

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."


    Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

      Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

23 07 2022 19:23:35

Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между комaндами учеников


    Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между комaндами учеников

      В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей. ...

22 07 2022 18:37:31

Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"


    Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"

      Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....

21 07 2022 17:58:17

Битва за Кавказ


    Битва за Кавказ

      На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...

20 07 2022 17:54:26

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"


    Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

      На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

19 07 2022 4:57:50

"Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе


    "Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе

      Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....

18 07 2022 3:26:22

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева


    Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

      На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....

17 07 2022 5:53:37

Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс


    Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс

      Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....

16 07 2022 15:45:29

Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"


    Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"

      Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....

15 07 2022 20:21:48

Культура Древнего Египта


    Культура Древнего Египта

      На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...

14 07 2022 13:26:52

Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)


    Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)

      Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....

13 07 2022 6:25:48

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"


    "Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

      Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

12 07 2022 8:28:23

Открытый урок истории на тему "Период реакции. Декабристы"


    Открытый урок истории на тему "Период реакции. Декабристы"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....

11 07 2022 8:15:52

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"


    Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

      Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

10 07 2022 19:59:30

Противостояние Орде


    Противостояние Орде

      Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....

09 07 2022 9:19:32

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

08 07 2022 22:50:21

Урок истории Донского края "Жизнь и быт донского казачества". 7-й класс


    Урок истории Донского края "Жизнь и быт донского казачества". 7-й класс

      Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....

07 07 2022 22:49:41

Задания по историческим персоналиям середины Х — второй половины XVI века "Узнай кто это"


    Задания по историческим персоналиям середины Х — второй половины XVI века "Узнай кто это"

      Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...

06 07 2022 11:58:53

"Древнегреческий театр". Интегрированный урок (история + ИЗО) в 5-м классе


    "Древнегреческий театр". Интегрированный урок (история + ИЗО) в 5-м классе

      Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...

05 07 2022 6:35:43

Использование современных образовательных технологий на уроках истории в профильной школе


    Использование современных образовательных технологий на уроках истории в профильной школе

      В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....

04 07 2022 16:58:52

Внеклассное мероприятие по истории "В гостях у Евгеньевны"


    Внеклассное мероприятие по истории "В гостях у Евгеньевны"

      Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...

03 07 2022 16:55:43

Многонациональная викторина


    Многонациональная викторина

      «Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

02 07 2022 19:12:46

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"


    Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

      На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

01 07 2022 16:53:51

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы


    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы

      Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....

30 06 2022 17:37:50

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::