Опыт работы по социальному проектированию
Социальное проектирование является приоритетным в работе нашей школы. Существует определенный алгоритм, по которому мы работаем, и это позволяет нам добиваться хороших результатов. Нами был осуществлен проект, который мы назвали «Долг памяти». Работа над ним шла в течение четырех месяцев и состояла из восьми стадий. Вся работа над проектом велась самими учащимися, учитель выступал в роли координатора. На каждой стадии учащиеся обязательно делают выводы.
Стадии работы над проектом:
- Определение круга учащихся, подготовка их к работе над проектом.
- Анализ вопросов, требующих незамедлительного решения для нашей территории.
- Сбор информации по интересующему вопросу.
- Выработка программы действий по решению проблемы.
- Реализация программы действий. Собственное участие в решении проблемы.
- Оформление собранного материала. Подготовка презентации проекта.
- Защита проекта.
- Анализ работы над проектом учащимися.
После формирования группы учащихся для работы над проектом, был проанализирован круг вопросов, требующих решения. Инициативная группа учащихся школы решила выяснить, какие проблемы существуют на территории Новозабалковского сельского совета. Был проведен опрос среди педагогов школы, родителей, жителей села о проблемах, которые их волнуют и требуют незамедлительного решения. Были выявлены три наиболее важных проблемы:
1. Забытая братская могила времен Великой
Отечественной войны на 748 км Куйбышевской ж/д.
В годы войны недалеко от нашего села на железной
дороге произошло крушение военных эшелонов и
рядом с этим местом находится братская могила.
Эта могила оказалась забытой и никому не нужной.
На этом месте уже много лет растет лес, и люди,
проходя мимо этого места, даже не подозревали,
что здесь похоронены воины.
2. Аварийное состояние дороги с. Канаевка – с.
Новые Забалки – ст. Шнаево.
3. Освещение улиц села в вечернее и ночное время.
Была выявлена самая важная проблема, которую
необходимо решить в первую очередь. Для этого был
проведен опрос в форме интервью с родителями,
родственниками, соседями. Их попросили ответить
на вопрос:
Какую проблему вы считаете наиболее значимой?
(Интервью было взято у 50 человек)
Результаты: из 100% опрошенных – 68% считают
главной проблему под №1, 22% – проблему №2, 10% –
проблему №3.
Вывод: большинство интервьюированных
считают наиболее актуальной проблему под №1 –
«Забытая братская могила времен Великой
Отечественной войны на 748 км Куйбышевской ж/д».
Наша инициативная группа решила заняться
решением этой проблемы.
Учащиеся, педагоги школы, жители села решили
устранить эту несправедливость и благоустроить
это место. Ведь во многих семьях, кто-то из отцов,
дедов и прадедов был участником той страшной
войны, многие пропали без вести.
Занимаясь благоустройством братской могилы,
ребята решили отдать долг не только этим
погибшим воинам, но и своим родным и близким,
сложившим свои головы на фронтах и дорогах
Великой Отечественной войны. Работу решили
назвать «Долг памяти», тем самым выполнить долг
перед погибшими в той далекой войне.
В выборе проблемы проекта нас поддержали:
глава Новозабалковской администрации Трушнина
Н.Н., родители, учителя и социально-активные
жители села.
Была поставлена цель и задачи для решения
проблемы.
Цель: благоустроить братскую могилу.
Задачи:
1. Привлечь внимание общественности к проблеме.
2. Установить крест.
3. Провести панихиду.
После этого мы начали сбор и анализ информации по нашей проблеме. Мы обратились к Главе Администрации Новозабалковского сельсовета Трушниной Н.Н.за разрешением на начало поисковой работы и благоустройство братской могилы. Трушнина Н.Н. разрешила нам проводить работу и пообещала содействие в решении проблемы.
Вывод: Глава Администрации Новозабалковского сельсовета Трушнина Н.Н. разрешила нам проводить поисковую работу и благоустраивать братскую могилу, также обещала оказывать содействие в работе.
Получив согласие Главы администрации на
проведение нашей работы, мы решили ознакомиться
с нормативно-правовыми актами, которые касаются
нашей проблемы.
В законе Российской Федерации от 14 января 1993 года
№ 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при
защите Отечества» мы нашли статьи 1, 2, 4, 8,
которые являются подтверждением
правильности нашей работы.
Вывод: статьи этого закона призывают уважительно относится к памяти погибших при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества. В целях выявления неизвестных воинских захоронений, установления имен погибших проводить поисковую работу.
Затем мы решили узнать в СМИ и сети Интернет, существует ли подобная проблема в других регионах России и выяснили, что она действительно актуальна для многих регионов России.
Вывод: проблема воинских захоронений существует во многих регионах России, она носит общегосударственный хаpaктер.
Было решено провести социологический опрос с целью выяснения причин, почему братская могила оказалась заброшенной. Были составлены вопросы для респондентов.
Вопросы анкеты.
1. Знаете ли вы, что на территории нашей
администрации во время войны на железной
дороге произошло крушение военных поездов, и
погибли солдаты, ехавшие на фронт?
2. Знаете ли вы, что погибшие были захоронены
рядом с местом крушения в братской могиле
на 748 км?
3. Что вы предлагаете сделать, чтобы увековечить
память погибших?
4. Были ли участники Великой Отечественной войны
в вашей семье?
5. Есть ли среди них погибшие, и знаете ли вы их
место захоронения?
6. Как вы считаете, почему братская могила,
находящаяся на 748 км оказалась забытой?
В течение недели проводился социологический опрос. Результаты вносились в анкеты, а затем были подведены итоги.
Вывод: Большинство опрошенных знали о крушении поездов и о том, что погибшие захоронены рядом с местом крушения. Большая часть опрошенных предлагают установить памятник на месте захоронения. Основная часть опрошенных имеет в своей семье погибших воинов и не знает места их захоронения. Главной причиной того, что могила забыта было названо сложное военное время.
Для осуществления проекта был составлен план действий, в котором определялись все шаги к осуществлению цели.
План действий
№ | Планируемое действие |
Дата | Ответственный |
1 | Социологический опрос жителей села учащимися школы. | 09.08 | Группа «Социологи» |
2 | Опрос свидетелей крушения поездов о точном месте захоронения погибших. | 09.08 | Группа «Социологи» |
3 | Изучение законодательной и нормативно-правовой базы проблемы | 10.08 | Группа «Правоведы» |
4 | Запросы в архивы УВД, ФСБ Пензенской области, архив Куйбышевской железной дороги, РКК, ЦА ФСБ России для установления точной даты крушения и личностей погибших. | 10.08 | Группа |
5 | Привлечение родительской помощи для реализации проекта. | 10-11. |
Координаторы, администрация школы |
6 | Составление сметы расходов по благоустройству братской могилы. | 10.08 | Группа |
7 | Сбор средств для благоустройства братской могилы. | 10-11. |
Группа |
8 | Подготовка строительных материалов: доставка древесины, изготовление креста, приобретение краски. | 10-11. |
Родители, «Экономисты» |
9 | Создание бригады из числа родителей, учащихся и педагогов для осуществления вопросов благоустройства братской могилы. | 10-11. |
Координаторы, |
10 | Расчистка места захоронения. | 10.08 | Группа «Социологи» |
11 | Организация панихиды по погибшим. | 11.08 | Группа «Правоведы» |
12 | Установка креста, проведение панихиды. | 4.11.08 | Учащиеся школы, родители |
13 | Привлечение СМИ к данной проблеме. | 11-12. 08 |
Группа |
14 | Оформление портфолио и информационного стенда проекта. | 01.09 | Группа «Юнкоры» |
15 | Защита проекта | 02.09 |
Чтобы решить вопросы по благоустройству
братской могилы была определена зона
взаимодействия. Кроме специалистов разных
уровней к осуществлению проекта были привлечены
родители, спонсоры, жители села.
Была составлена смета расходов, необходимых для
благоустройства братской могилы.
Смета расходов
№ | Вид работ |
Стоимость |
1 | Древесина для изготовления креста | Безвозмездно предоставил участковый лесничий Митяшов Ю.И. |
2 | Изготовление креста | 400 рублей. |
3 | Доставка и установление креста к месту захоронения | Осуществлено силами учащихся и родителей. |
4 | Проведение панихиды | 500 рублей. |
5 | Краска | 100 рублей |
6 | Покраска креста | Осуществлено силами учащихся и родителей. |
Итого: | 1000 рублей |
В целях привлечения внимания СМИ к нашей
проблеме прошла встреча с корреспондентом
газеты «Городищенский вестник» Зенкиной Ларисой
Николаевной, которая обещала освещать нашу
работу в газете. В районной газете была
опубликована ее статья «Знать не можешь доли
своей…».
Благодаря, сети Интернет, мы связались с
корреспондентом региональной газеты
«Куйбышевский железнодорожник» Еркиным
Валерием и провели с ним встречу. Он помог
опубликовать статью о нашей работе в областной
газете «Молодой ленинец».
Для поиска информации об обстоятельствах
крушения поездов и гибели людей мы обратились
в архивы различных уровней: в МВД России,
Управление внутренних дел по Пензенской области,
ЗАГС, Военный комиссариат, ФСБ России,
общественные организации.
В архиве Новозабалковского сельского совета
интересующая нас информации не была найдена.
Одновременно с отправкой писем в архивы мы
начали искать свидетелей. Глава Администрации
Трушнина Н.Н. посоветовала нам обратиться к
Сладкову А.Н., так как он является старожилом
села, и в годы войны проживал недалеко от места
трагедии.
Наша группа отправилась к свидетелю для
выяснения обстоятельств катастрофы.
Сладков А.Н. рассказал о местоположении братской
могилы и подробности аварии поездов. Он проводил
нас к месту захоронения. В течение многих лет он
хранил память о погибших. Чтобы не забыть место,
Александр Николаевич делал зарубки на деревьях,
растущих вблизи.
Мы были поражены увиденным: неужели это место
является захоронением? Почему столько лет оно
оставалось забытым?
В октябре 2008 года силами бригады родителей,
педагогов, учащихся территория братской могилы
была очищена от кустарника и валежника и,
согласовав с Администрацией сельского совета,
решили установить на могиле крест и провести
панихиду. Это мероприятие было запланировано на 4
ноября – День народного единства и
церковного праздника Казанской божьей матери.
Мы обратились к главе сельской Администрации с
просьбой разрешить сбор средств на
благоустройство братской могилы и проведение
панихиды. На территории села были установлены
ящики для сбора благотворительных средств и
расклеены объявления об этой акции.
Были собраны средства, на которые местные
умельцы изготовили дубовый крест. В начале
ноября 2008 года была осуществлена договоренность
с настоятелем храма Рождества Пресвятой
Богородицы о проведении панихиды по погибшим на
месте крушения и освещении могилы.
И вот настал тот день. К месту захоронения
отправились целыми семьями, т.к. та жестокая
война оставила свой страшный отпечаток в семье
почти каждого односельчанина.
Крест погрузили на тpaкторную тележку и в
сопровождение учащихся школы, родителей, жителей
села доставили на место захоронения.
Ребята по настоянию отца Даниила установили
крест и обустроили могтлу.
Теперь и в нашем селе есть место, куда может
прийти любой человек и вспомнить тех, кто не
вернулся с фронта, поклониться могиле
неизвестного солдата. Ведь война коснулась
каждой семьи.
Благодаря публикациям в прессе, был найден ещё
один свидетель крушения был Юнушкин Николай
Петрович, который в настоящее время проживает в
селе Канаевка Городищенского района.
Юнушкин Н.П. – уроженец села Новые Забалки. В
декабре 1941 года ему было 17 лет. Он был свидетелем
крушения и участвовал в захоронении погибших. Он
подтвердил нам, что место захоронения найдено
правильно. Мы узнали много новых подробностей о
катастрофе и убедились, что событие произошло в
декабре 1941 года.
Результатом нашей работы с областными архивами
стало письмо из Государственного архива
Пензенской области.
Таким образом, мы получили официальный документ,
подтверждающий факт аварии и гибели людей. В
документе указана точная дата трагедии – 29
декабря 1941 года. Благодаря работе с архивами
мы узнали имена 12 погибших в этой ужасной
катастрофе.
Таким образом, проблема благоустройства
братской могилы была решена. Данный проект не
является краткосрочным по своей сути. В
перспективе учащиеся будут проводить работу,
чтобы добиться данному воинскому захоронению
статуса памятника; наладить связь с
родственниками погибших.
Весь собранный материал (фотографии, схемы,
диаграммы, графики, документы и др.) мы оформили в
виде портфолио, а так же на раздвижном стенде. Был
подготовлен сценарий защиты проекта,
проанализирован круг вопросов, который может
быть задан зрителями в ходе защиты проекта.
Состоялась защита проекта.
После проделанной работы мы проанализировали
все этапы подготовки нашего проекта и сделали
выводы.
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...
18 03 2024 6:57:42
Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
17 03 2024 15:57:48
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
16 03 2024 3:26:21
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
15 03 2024 16:58:32
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
13 03 2024 7:29:24
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
12 03 2024 0:17:30
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
11 03 2024 12:10:18
Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
10 03 2024 10:54:35
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...
09 03 2024 6:42:28
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...
08 03 2024 20:12:46
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...
07 03 2024 18:14:32
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики. ...
06 03 2024 10:29:21
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
05 03 2024 5:22:25
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
04 03 2024 10:24:41
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
03 03 2024 20:10:57
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
02 03 2024 9:51:21
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
01 03 2024 22:15:44
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы. ...
29 02 2024 0:27:54
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
28 02 2024 13:39:37
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
27 02 2024 9:27:48
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
26 02 2024 11:47:26
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
25 02 2024 5:40:50
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...
24 02 2024 6:26:52
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
23 02 2024 17:15:48
Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
22 02 2024 19:41:14
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...
21 02 2024 16:50:55
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
20 02 2024 16:39:29
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
19 02 2024 17:12:40
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
18 02 2024 17:41:20
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
17 02 2024 17:44:14
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
16 02 2024 18:44:53
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
15 02 2024 5:30:49
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...
14 02 2024 11:51:54
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
13 02 2024 23:37:52
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
12 02 2024 23:21:54
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
11 02 2024 0:20:33
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
10 02 2024 6:45:10
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
09 02 2024 5:11:57
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
08 02 2024 20:41:49
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
07 02 2024 9:42:40
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
06 02 2024 5:44:25
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
05 02 2024 20:27:40
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
04 02 2024 3:46:12
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
03 02 2024 9:30:50
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира". ...
02 02 2024 21:43:13
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
01 02 2024 17:19:26
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
31 01 2024 16:27:31
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
30 01 2024 23:54:54
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
29 01 2024 11:47:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::