Грани культуры > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Грани культуры


    Грани культуры

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательная работа в техникуме занимает значительное место. Педагогический коллектив рассматривает образовательный процесс как гармоничное сочетание обучения и воспитания и работает под девизом: «Обучая – воспитывай!».
Педагоги техникума стремятся к тому, чтобы их выпускники имели не только профессиональные знания, но и широкий кругозор, жизненную гражданскую позицию, дорожили традициями родной культуры. Поэтому в техникуме часто проводятся нетрадиционные формы занятий: уроки-экскурсии, ролевые игры, уроки проекты и т. д., где студенты учатся общаться, дружить, формируется адекватное отношение к миру, развиваются творческие способности.
Урок-проект «Грани культуры» является заключительным занятием по теме «Культура» предмета «Обществознание», проводили урок преподаватели общественных дисциплин, помогали готовить мультимедийные презентации преподаватели информатики, подбирали материалы и стихи о Костроме преподаватели литературы, спортивные соревнования проводили преподаватели физической культуры, отвечали на вопросы о культуре многие преподаватели техникума. Таким образом, урок-проект объединил и заинтересовал не только студентов, но и педагогов, которые работают в тесном контакте друг с другом и с ребятами.

Актуальность

Сегодня актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность студентов и их отношение к изучаемому материалу. Студентам необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. Применение проективной методики на уроках и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, выpaбатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах студентов.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:

  • неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
  • повышение эмоциональной нагрузки на преподавателя и студентов.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от педагога организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут студентам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
На первом курсе идет адаптация студентов в образовательном учреждении. Поэтому первые темы проектной деятельности должны быть достаточно простыми и знакомыми.
Мы выбрали тему многообразия культуры.

Хаpaктеристика проекта:

по виду основной деятельности – исследовательско-информационный проект;
по времени – среднесрочный;
по содержанию предметной деятельности – многопредметный.

Цели:

Образовательные

  • С целью развития знаний студентов, познакомить их с разными определениями понятия «культура», рассмотреть социологические исследования, проведённые старшекурсниками по теме «Моя культура», вспомнить развитие культуры на разных исторических этапах, рассмотреть на примерах разные типы культур.

Развивающие

  • Продолжить развитие навыков:
    • самостоятельной работы с источниками, информационными технологиями;
    • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
    • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
    • самоанализа и рефлексии;
    • творческих способностей студентов
    • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру общения у студентов. Вызвать чувство уважения и интерес к разным типам духовной культуры, к личности. Вызвать интерес к культуре родного края и России.

Межпредметные связи: история, обществознание, экология, география, литература, социология, философия, физическая культура, культурология, культура речи.

Педагогические приемы, используемые на уроке

  • Рассказ преподавателя
  • Творческие выступления студентов
  • Диспут
  • Защита социологических исследований
  • Показ видео сюжетов и презентаций
  • Конспект
  • Индивидуальная работа по тестам
  • Работа с гипертекстами
  • Проблемные вопросы
  • Творческое домашнее задание
  • Спортивные состязания

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Работа над проектом осуществлялась в три этапа

1 этап: подготовка, планирование

Определяется тема и цели проекта. Студенты делятся на группы:

  • 1-я группа занимается исследовательской деятельностью, проводит социологические опросы по темам «Моя культура», «Культура поведения», «Студенческая культура» и др.;
  • 2-я группа готовит электронные презентации по теме «Культура»;
  • 3-я группа подготавливает и репетирует музыкальные номера по разделам – элитарная культура, массовая культура, народная культура; готовит сценку «Культура поведения на уроке»
  • 4-я группа осуществляет подборку видео сюжетов «Исторические типы культуры», готовит рекламный ролик – интервью с преподавателями разных дисциплин «Культура в моём предмете».

В ходе разбора и обсуждения проекта выpaбатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что необходимо сделать. Создаётся банк идей и предложений

2 этап: работа над проектом, результаты и выводы

Педагог корректирует последовательность действий, направляет студентов. Проверяет выполненные работы, организует репетиции, помогает в подборке материала.
Студенты представляют готовый материал; уточняют, анализируют собранную информацию; формулируют выводы.

3 этап: презентация, оценка результатов

Результаты представляются на уроке в виде творческих работ. Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы, представляют свои наработки. Студенты включаются в дискуссию, задают вопросы, заполняют анкеты, тесты. Педагог оценивает активность работы студентов, творческий подход, качество и объём использования источников, потенциал продолжения работы, качество ответа.

Заключение

Разработка данного проекта – это путь к самореализации личности через осознание культурных норм и правил, через понятие своей культуры и культуры в целом.
Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с другими людьми (ребятами, педагогами, родителями). Развивается творческая активность, определяется социальная позиция молодёжи.

В проекте участвуют студенты трех групп первого курса разных специальностей – группа 1-1, группа 1-2 и группа 1-3.

Развёрнутый план урока

Первый урок

Этапы проведения урока Преподаватели Студенты Время
1. Организационный момент. Бескороваева Г.Е.
Филиппова Н.К.
старосты групп 5 мин.
2. Хаpaктеристики понятия «Культура», защита стенгазеты Бескороваева Г.Е. студенты
группы 1-1
20 мин.

3. Социологические исследования

Алексеева Г.Г. студенты 2 курса 20 мин.
4. Культура мировых цивилизаций: видеосюжеты, рассказ преподавателя, доклад студентов Филиппова Н.К. студенты
группа 1-3
35 мин.
5. Выводы, диспут, тесты по истории Филиппова Н.К.   10 мин.
Перемена 10 мин.

Второй урок

6. Типология культур (народная, элитарная, массовая, экранная): музыкальные номера Бескороваева Г.Е. Студенты разных групп 40 мин.
7. Различные области культуры (изучение культуры на разных предметах). Видеоролик, рассказ Бескороваева Г.Е. студенты
группы 1-1, 1-3
15 мин.
8. Культура поведения, этикет: рассказ, ролевая игра, письменное задание «Этикет в вопросах и ответах» Филиппова Н.К. студенты
группы 1-2
20 мин.
9. Подведение итогов: анкета «Я и культура», домашнее задание Филиппова Н.К. студенты
группа 1-3
15 мин.
Перемена 10 мин.

Третий урок

10. Соревнование комaнд (Физическая культура) Куртов М.Ф. Студенты трех групп 80 мин.
11. Подведение итогов, награждение комaнд Бескороваева Г.Е.
Филиппова Н.К.
Куртов М.Ф.
Студенты 10 мин.

ХОД УРОКА

Деятельность педагога Деятельность студентов
1 Приветствие. Выявление отсутствующих на уроке. Тема и цели урока. Тетради для конспектов.
Сегодня мы поговорим о культуре, о том, насколько она многогранна и безгранична.
Этот урок будут помогать нам вести студенты, они готовили разные проекты, и что у них получилось, мы скоро увидим.
На доске вы видите белый лист ватмана, на котором к концу занятия появятся наши выводы по теме и рекомендации всем студентам КТТ.
Старосты групп отмечают отсутствующих на уроке.
2 Попробуем разобраться: что вы понимаете под словом «Культура», какой смысл мы вкладываем в это понятие?
Термин «культура» происходит от латинского слова «cultura», что означает «возделывать», «обpaбатывать». Отсюда – обpaбатывать землю, культивировать растения. А если разделить слово «культура» на части – «культ» и «ура», что получается? Куль земли, культ себя!
Существует множество определений понятия «культура». Об этих понятиях нам расскажут студентки группы 1-1
Дискуссия «Культура – это…», запись определений понятия «Культура»

Туранова Рита
Сальникова Валя
Кокурина Марина
Челышева Люба
Егорова Катя – представление газеты «Такая разная культура»

3 На уроках, изучающих человеческое общество, студенты учатся проводить социологические исследования. Студенты второго курса темой своих исследований выбрали культуру Компьютерные презентации социологических исследований
(студенты второго курса)
4 На уроках истории мы изучаем мировые цивилизации. И сегодня мы поговорим о культуре цивилизаций. Как только человек стал человеком, у него появилась своя культура, традиции, обычаи. Ни один народ не может жить и развиваться без культуры.
Рассмотрим разные цивилизации и их культуру (Древневосточные цивилизации, Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время, Новейшее время).
Просмотр видео сюжетов, хаpaктеризующих разные цивилизации. Студенты группы 1-3. Вопросы по культуре цивилизаций, запись в тетрадях, доклад на тему «Традиции и современная культура Костромы» Кузнецова Настя группа 1-1.
5 Мы начали изучать тему «Культура». Я думаю, можно сделать вывод, что культура – понятие вечное, без культуры человек не может существовать. Обычаи, традиции, история – всё это грани одной большой цепочки – культуры. Студенты делают вывод по уроку.
Решение тестов «Культура мировых цивилизаций»
(Приложение 1)
6 Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создаётся в процессе материального производства (станки, оборудование, здания и т.д.).

Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности (музыка, живопись, театр, творчество и т.д.).
Рассмотрим виды духовной культуры.

Народная культура – эпос народа, то, что создавалось веками, традиции и обычаи народа. Это русские народные сказки (сказку про Колобка безусловно знают все), былины о русских богатырях, праздники Масленицы и Ивана Купалы и мн.др.
? Какие древние обычаи, сказки, былины вы знаете?
Элитарная культура – это культура сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на людей, разбирающихся в искусстве. Это классическая музыка, картины, глубокая литература.
? Приведите примеры?
Массовая культура  – это понятная, лёгкая для восприятия культура, популярная, или, как её называют, поп-культура. Она понятна и доступна каждому, над дней не надо задумываться, можно просто отдыхать. Это популярная музыка, под которую так приятно делать уборку, это детектив, с которым можно уснуть. Это кинокомедии или боевики, которые посмотрев один раз, сразу же забываешь.
В современном мире появилось понятие «Экранная культура»это культура, порождённая телевидением, компьютерами и видеофильмами. Молодёжь пpaктически перестала читать книги, ведь всё можно посмотреть на видеолентах. Появился другой стиль общения – через Интернет.
? Хорошо это или плохо?
Необходимо заметить, что ни одна культура не противоречит другой. Все эти культуры взаимосвязаны, они взаимообогащают друг друга, помогают друг другу развиваться и быть ближе к людям.
Например, мы чаще слышим произведения классической музыки в современной обработке , или песни в русском народном стиле, и они достаточно популярны, что приближает нас к народной культуре (Надежда Кадышева, Н. Бабкина). Обратите внимание, что многие режиссеры экранизируют сейчас классические произведения («Мастер и Маргарита», «Идиот»). Народная, массовая, элитарная и экранная культура взаимодействуют сегодня и развиваются.

На партах перед каждым студентом лежат приготовленные гипертексты (опopные конспекты) по которым будем работать. (Приложение 2)

Запись в тетрадях, беседа о материальной и духовной культуре.

Выступление ребят по разным направлениям культуры:

Чернышева Аня группа 1-1
(Русская народная песня «Коробочка» – игра на ложках, на баяне)

Волгина Таня группа 1-3
(Исполнение на синтезаторе классических произведений)

Вдовин Илья группа 1-2
(Современная молодёжная культура, исполняет песню в стиле рэп)

Мухина Аня группа  1-1
(Экранная культура – презентация исследования «Реклама на телевидении»)

Выводы, рекомендации записываются на листе ватмана (Все культуры взаимосвязаны и развиваются, взаимодействуя друг с другом).

7 Приходя в техникум на занятия, вы на каждом уроке встречаетесь с понятием «культура». На уроках истории – культура цивилизаций, на географии – культура народов мира, на обществознании – культура человека. На экологии вы изучаете экологическую культуру, а на литературе – культуру общения, изучая русский язык, вы сталкиваетесь с культурой речи, а на физкультуре – с культурой спорта и физического развития. Т.о., получается, что у культуры нет каких-то рамок, она безгранична и окружает нас со всех сторон.
Ребята из группы 1-2 решили выяснить, так ли это.
Васильева Даша, Яблоков Вова, Зубова Света, Зверева Ира (группа 1-3) – демонстрация видеоролика  интервью с преподавателями на тему «Роль культура в преподавании вашего предмета». Цели исследования. Выводы и рекомендации записываются на листе ватмана.
8 С культурой мы встречаемся не только на уроках. В обычной жизни существует такое понятие как культура поведения, умение вести себя в обществе.
Ребята решили подсмотреть друг за другом на уроках, и вот что они увидели (сценка).
Попробуйте дать верные ответы на вопросы по этикету.
Сценка «Поведение на уроке»
Васильева Даша, Яблоков Вова, Зубова Света, Зверева Ира, Вдовин Илья (группа 1-2), выводы и рекомендации записываются на ватмане.
«Этикет в вопросах и ответах» – блиц-опрос. (Приложение 3)
9 Ребята, вы считаете себя культурными людьми? Дeвyшки из группы 1-4 решили выяснить, насколько культурны студенты нашего техникума. Посмотрим, что у них получилось!
Вывод по уроку (записи на ватмане, которые велись на протяжение всего занятия).
Наш урок сегодня не закончен. Просто мы продолжим говорить о культуре в спортивном зале, где пройдут соревнования и игры, где среди культурных людей всегда побеждает дружба!
Чикалова Ксения, Благирева Настя, Антропова Наташа (группа 1-2) – исследование на тему «Моя культура», выводы и рекомендации записываются на ватмане. (Приложение 4)


Классный час на тему "История развития государственной символики России"


    Классный час на тему "История развития государственной символики России"

      Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

01 07 2022 2:38:10

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"


    Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

      Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

30 06 2022 11:54:37

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ


    Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

      В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

29 06 2022 15:22:55

Урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". 10-й класс


    Урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". 10-й класс

      Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....

28 06 2022 3:15:58

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"


    Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

      Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

27 06 2022 2:52:22

Урок — речевая театрализованная игра с элементами конкурса по истории Древнего мира


    Урок — речевая театрализованная игра с элементами конкурса по истории Древнего мира

      Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...

26 06 2022 2:35:39

Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века


    Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века

      Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...

25 06 2022 22:50:56

Формирование метапредметных универсальных действий учащихся в рамках интегрированного обучения


    Формирование метапредметных универсальных действий учащихся в рамках интегрированного обучения

      В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....

24 06 2022 3:20:52

Внеклассное мероприятие по истории для 5-го класса "Великолепная семерка"


    Внеклассное мероприятие по истории для 5-го класса "Великолепная семерка"

      Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира. ...

23 06 2022 5:24:49

Урок-игра "Знатоки "Одиссеи" и "Илиады". 5-й класс


    Урок-игра "Знатоки "Одиссеи" и "Илиады". 5-й класс

      Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....

22 06 2022 8:39:45

В гости к мастеру


    В гости к мастеру

      На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....

21 06 2022 3:34:35

"Культура Руси второй половины XIII – XV веков". Урок-экскурсия


    "Культура Руси второй половины XIII – XV веков". Урок-экскурсия

      Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....

20 06 2022 9:14:47

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"


    Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

      Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

19 06 2022 20:31:19

Авторская историко-краеведческая программа "Начало"


    Авторская историко-краеведческая программа "Начало"

      Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....

18 06 2022 16:17:26

Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс


    Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....

17 06 2022 20:56:26

Английские колонии в Северной Америке (XVII век)


    Английские колонии в Северной Америке (XVII век)

      Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....

16 06 2022 5:29:28

Урок – встреча с депутатом Московской областной думы на тему: "Развитие парламентаризма в России"


    Урок – встреча с депутатом Московской областной думы на тему: "Развитие парламентаризма в России"

      Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы. ...

15 06 2022 13:36:42

Ассирийская держава. 5-й класс


    Ассирийская держава. 5-й класс

      Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....

14 06 2022 3:12:59

Разработка урока по теме "Сознание" (курс "Основы философии")


    Разработка урока по теме "Сознание" (курс "Основы философии")

      Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....

13 06 2022 18:25:29

Тема урока: "Восточные славяне"


    Тема урока: "Восточные славяне"

      Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....

12 06 2022 23:44:39

Игра "Знаешь ли ты?.." по Международному гуманитарному праву и деятельности Международного Комитета Красного Креста


    Игра "Знаешь ли ты?.." по Международному гуманитарному праву и деятельности Международного Комитета Красного Креста

      Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...

11 06 2022 0:42:58

История России в стихах


    История России в стихах

      Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

10 06 2022 16:42:49

"Глобальный мир в XXI в.". 11-й класс


    "Глобальный мир в XXI в.". 11-й класс

      Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....

09 06 2022 17:11:41

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.


    Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

      Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

08 06 2022 3:11:45

Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс


    Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс

      Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....

07 06 2022 3:45:57

Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность"


    Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность"

      В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....

06 06 2022 1:17:58

Социальные ценности и нормы. 11-й класс


    Социальные ценности и нормы. 11-й класс

      Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....

05 06 2022 2:35:44

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

04 06 2022 3:42:47

Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"


    Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"

      Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...

03 06 2022 4:34:21

Речевая деятельность обучающихся в процессе обучения истории. Формирование понятийного аппарата


    Речевая деятельность обучающихся в процессе обучения истории. Формирование понятийного аппарата

      Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....

02 06 2022 19:42:33

Внеклассное мероприятие по формированию навыков толерантного общения и профилактике экстремизма


    Внеклассное мероприятие по формированию навыков толерантного общения и профилактике экстремизма

      В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....

01 06 2022 18:23:24

Культура Древней Руси X–XIII вв.


    Культура Древней Руси X–XIII вв.

      Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....

31 05 2022 21:54:47

Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"

      Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....

30 05 2022 2:16:48

Урок-образ "Москва в XIII–XIV вв. Начало истории Московской Руси". 6-й класс


    Урок-образ "Москва в XIII–XIV вв. Начало истории Московской Руси". 6-й класс

      На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....

29 05 2022 7:36:42

Контрольная работа по истории России в форме ЕГЭ. 6-й класс


    Контрольная работа по истории России в форме ЕГЭ. 6-й класс

      Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....

28 05 2022 19:22:32

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

27 05 2022 0:43:17

План урока "В рыцарском замке". 6-й класс


    План урока "В рыцарском замке". 6-й класс

      Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....

26 05 2022 10:30:30

Урок обществознания с презентацией


    Урок обществознания с презентацией

      Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....

25 05 2022 17:26:13

Тематический вечер "История России и российских символов"


    Тематический вечер "История России и российских символов"

      Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....

24 05 2022 11:46:15

"Зарождение демократии в Афинах"


    "Зарождение демократии в Афинах"

      На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....

23 05 2022 11:21:51

Потребительский экстремизм


    Потребительский экстремизм

      Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

22 05 2022 1:58:33

Урок истории по теме: "Великая Отечественная война"


    Урок истории по теме: "Великая Отечественная война"

      Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы. ...

21 05 2022 2:56:15

Россия в Первой мировой войне


    Россия в Первой мировой войне

      Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....

20 05 2022 2:50:11

Методическая разработка урока "Партизанская слава Ленинградской области"


    Методическая разработка урока "Партизанская слава Ленинградской области"

      Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....

19 05 2022 12:33:41

Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"


    Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"

      Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...

18 05 2022 5:40:42

Тема урока "Отечественная война 1812 г."


    Тема урока "Отечественная война 1812 г."

      Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...

17 05 2022 22:27:11

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"


    Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

      Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

16 05 2022 2:37:32

Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"


    Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"

      Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....

15 05 2022 15:46:32

Урок по истории Средних веков "Как происходило объединение Франции". 6-й класс


    Урок по истории Средних веков "Как происходило объединение Франции". 6-й класс

      Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....

14 05 2022 22:57:42

Урок-лекция "Передвижники"


    Урок-лекция "Передвижники"

      Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....

13 05 2022 20:37:47

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.