Урок по теме "Россия нэповская"
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени.
Тип урока: Лекция с элементами беседы по историческим документам.
План занятия:
- Вступительное слово учителя.
- Кризис политики военного коммунизма (экономический и политический).
- Пути выхода из кризиса.
- Х съезд РКП (б). Аграрная политика государства.
- Нэп в промышленности.
- Денежная реформа (1922-1924). Налоговая политика.
- Система управления народным хозяйством.
- Заключение.
Понятия: нэп, продналог, кооперация, аренда, хозрасчет, концессия, акция, трест.
Эпиграфы:
“Мы до известной степени заново создали капитализм”.
Нэп – пересмотр “всей нашей политики на социализм”.
Нэп “вводится всерьез и надолго, но … не навсегда” (Ленин).
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем с Вами разговор о советской России 1920-х гг. Ее часто называют Россией Нэповской. Нэп – новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 г. и осуществляли вплоть до конца 1920-х гг. Наша задача – понять суть нэпа, уметь отличить эту политику от политики военного коммунизма.
Итак, начало 1920-х гг. Москва. Знаменитый Елисеевский магазин. Совершим экскурс в историю (может быть разыгран учащимися на уроке как небольшая инсценировка).
Продавец: Что вам угодно, мадам?
Покупательница: Куры есть?
Продавец: Есть.
Покупательница: И почем?
Продавец: 400 тысяч.
Покупательница: Заверните их. Что это – окорок? Вестфальский?
Продавец: Да, мадам, всего 300 тысяч за фунт. Сколько изволите?
Покупательница: Пару фунтиков. И вот этой говядины, милейший. Сколько с меня?
Продавец: 2 миллиона 295 тысяч. Возьмете сейчас или домой прикажете принести?
Учитель: Чуть в стороне от магазина – пятеро в лохмотьях. Пацаны лет 12-14, беспризорники. Докуривают последний бычок, решают, что делать. Скоро осень, надо подаваться на юг. В Крым, в Ташкент. Там тепло, там яблоки…
Из письма наркома по иностранным делам Г.В.Чичерина:
“ С 1 августа наши сотрудники не получают нечего. Из остатков прежних складов мы даем более чем скудный обед. Живут тем, что продают старые вещи… Все торгуют. Начальники отделов на улице продают штаны. Иностранные посланники проходят и видят их. У меня в канцелярии секретарша падает в голодные обмороки”.
- Дама в шляпе рубликов на сто…
Кидает кому-то,
Запахивая котик:
“Не толкаться! Но-но! Без хамства!
Это вам не 18-й годик!”
(В.Маяковский)
Да, это не 1918-й год. Это не хуже и не лучше. Это совсем другое.
Кризис политики военного коммунизма.
К осени 1920 г. в стране разразился всеобщий, тотальный кризис, острота и опасность которого были таковы, что заставили пересмотреть и внутреннюю, и внешнюю политику.
Последствия гражданской войны и политики военного коммунизма привели к сокращению населения, национального дохода, промышленного производства, добычи угля и нефти, производительности труда, продукции сельского хозяйства. После революции значительно изменились границы России: от нее отошли территории Польши, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Западной Украины, Западной Белоруссии, Карской области, Бесарабии с общей численностью населения около 32 млн. человек. Общие потери от войн, эпидемий, сокращения рождаемости составили 25 млн. человек (с 1914г.). Национальный доход сократился с 11 млрд. руб. (1917г.) до 4 млрд. руб. (1920г.). Особенно крупный урон был нанесен промышленности, уровень которой сократился в 7 раз по сравнению с 1913 г. Металла выплавляли столько, сколько при Петре I. Нефть добывали на уровне ХIХ в. Сократилась выплавка чугуна. Добыча угля в 1920 г. составила 467 млн. пудов (1918 г. – 731 млн. пудов).
Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. Рабочие оказались на улице. Многие уезжали в деревню в поисках пропитания. В результате Москва потеряла половину рабочих, Петроград – 2/3. Резко упала производительность труда – около 20% довоенного.
На трaнcпорте – огромные разрушения. Железные дороги обеспечивали минимум перевозок – 12% довоенного. Сокращались посевные площади, урожайность, сбор зерновых, производство продуктов животноводства.
Народ был измучен, люди жили впроголодь. Не хватало одежды, обуви, медикаментов. Таким масштабным был тогда экономический кризис.
Но страна переживала и политический кризис.
Основные участники революции – рабочие, “крестьяне”, служащие – теряли доверие к партийным и советским органам власти. Росло их недовольство продразверсткой, уравниловкой, всевластием комиссаров. Раздавались требования созыва Учредительного собрания. Активизировались эсеры, меньшевики.
Партия большевиков находилась на грани раскола. Появились оппозиционные группы демократического централизма, рабочей оппозиции.
Не оправдались надежды на мировую революцию, поэтому предстояло жить в условиях капиталистического окружения.
С окончанием войны не требовалась огромная армия (5,3 млн. человек). Планировалось ее сокращение до 1,6 млн. человек. Демобилизованные не находили применения свои силам, росло их недовольство. Оно вылилось в стихийные массовые выступления на Украине и Северном Кавказе, в Поволжье, Сибири, в которых участвовали крестьяне, казаки, рабочие, солдаты, матросы.
Особенно напряженная обстановка сложилась в Тамбовской губернии, где повстанцев возглавил эсер А.Антонов. По имени вождя движение получило наименование “антоновщина”. Повстанческая армия была объединена в полки общей численностью около 50 тыс. человек. Была создана своеобразная крестьянская республика, призывавшая к свержению “власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели, позора”.
Восстание грозило охватить и соседние губернии. В ходе его было казнено до 2 тыс. советских и партийных работников.
Весне 1921 г. восстание достигло полной силы.
Г.К. Жуков, будущий маршал СССР вспоминал:
“Антонов производил налеты на гарнизоны частей Красной армии. Так было в начале апреля 1921 г., когда отряд в 5 тыс. антоновцев разгромил гарнизон, занимавший Рассказово. При этом целый наш батальон был взят в плен”.
Другое свидетельство Жукова, относящееся к этим событиям:
“Надо сказать, что это была довольно тяжелая война. В разгар ее против нас действовало около 70 тысяч штыков и сабель. Конечно, при этом у антоновцев не хватало ни средней, ни тем более тяжелой артиллерии не хватало снарядов, бывали перебои с патронами и они стремились не принимать больших боев. Схватились с нами, отошли, рассыпались, исчезли и возникали снова. Мы считаем, что уничтожили ту или иную бригаду или отряд антоновцев, а они просто рассыпались и тут же поблизости снова появились. Серьезность борьбы объяснялась тем, что среди антоновцев было очень много бывших фронтовиков, и в их числе унтер-офицеров. И один такой чуть не отправил меня на тот свет”.
Вопросы: Какой хаpaктер приобрела борьба? Каковы причины длительного сопротивления повстанцев частям Красной армии?
На подавление восстания были брошены крупные воинские части с артиллерией, самолетами, броневиками. Боевыми операциями комaндовали крупнейшие военачальники – М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, Г.И. Котов, С.М. Буденный. Численность войск красной армии составила 100 тыс. человек.
Местная ЧК в июне 1920г. отдала приказ: “Провести с семьями восставших красный террор. Арестовать в таких семьях всех с 18-летнего возраста, не считаясь с полом. Если бандиты выступления будут продолжать, расстреливать их”.
Тухачевский и Антонов-Овсеенко в очередном приказе объяснили красноармейцам: “По прибытии на место волость оцепляется, берутся 60 – 100 наиболее видных лиц в качестве заложников. Собирается полный волостной сход. Жителям дается два часа на выдачу бандитов и оружия, а также бандитских семей. Если население бандитов и оружие не указало, взятые заложники на глазах у населения расстреливаются. После чего берутся новые заложники и собравшимся на сход вторично предлагается выдать бандитов и оружие”.
Вопросы: Какие методы подавления восстания применялись руководством Красной армии? Чем это можно объяснить?
Только к середине 1921г. восстание было в основном подавлено. А летом 1922г. чекисты выследили Антонова, окружили его с небольшой горсткой сторонников, подожгли дом, в котором он находился. Антонов пытался вырваться, но погиб в бою.
Наиболее опасным для советской власти было восстание солдат и рабочих в Кронштадте (28 февраля – 18 марта 1921г.). Толчком к нему стала стачка рабочих Петрограда, проходившая 24 февраля 1921г. Волнения сурово подавили, зачинщиков арестовали.
Узнав об этом, открыто выступили моряки Кронштадта, которых называли “красой и гордостью” Октября. 28 февраля на линкоре “Петропавловск” было созвано собрание под председательством Петриченко, который огласил резолюцию.
Работа с документом. Резолюция Временного революционного комитета: “Всем крестьянам, рабочим, морякам и красноармейцам!” (Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. 1900 – 1940 гг.: Учебн. кн. Для ст. классов. М.: Просвещение, 1992. С. 240 - 241)
Вопросы: Какие требования выдвигали кронштадтцы? Как Вы думаете, почему именно такие?
- 1 марта резолюция была принята на митинге гарнизона и жителей города. Были направлены две делегации в Петроград в надежде на мирный исход событий, в надежде на то, что требования будут услышаны. Но обе делегации были арестованы, а позднее расстреляны.
- 2 марта СНК объявил восстание мятежом, а Петроград на военном положении. На ультиматум кронштадтцы не ответили. Тогда на берег Финского залива стали стягиваться войска. Для руководства операцией по штурму крепости был главком Красной армии С. Каменев, комaндующий Западным фронтом М. Тухачевский.
- 7 марта город начали обстреливать. Восставшие с большим нетерпением ждали, как воспримет их требования Х съезд партии, начавшийся 8 марта. Съезд сделал первый шаг навстречу крестьянству – отменил продразверстку. Это было одним из главных требований кронштадтцев. В то же время по отношению к самим восставшим курс остался прежним. 300 делегатов съезда отправились на штурм Кронштадта.
Большевикам нужно было провести небывалую в военной истории операцию – силами пехоты взять морскую крепость. Медлить не приходилось: с каждым днем лед становился все тоньше. Еще немного – и Кронштадт стал бы неприступным.
“Первую попытку штурма повстанцы отбили. Будущий маршал СССР Иван Конев вспоминал: “ Положение было сложное, настроение неустойчивым, некоторые артиллеристы отказывались стрелять… Канонада буквально глушила нас мощью бризантных 12 – дюймовых снарядов. Это и на берегу не слишком приятно, когда хлопнет такая дурра, в чьей воронке и в ширину, и в глубину можно разместить целый двухэтажный дом, а на льду-то еще чувствительнее… Но самое трагичное заключалось в том, что каждый снаряд независимо от того, наносил или не наносил он поражения, падая на лед, образовывал огромную воронку, и ее почти сейчас же так затягивало битым мелким льдом, что она переставала быть различимой. В полутьме, при поспешных перебежках под огнем, наши бойцы то и дело попадали эти воронки и тут же шли на дно”.
Вопрос. С какими трудностями столкнулись части Красной армии при штурме Кронштадта?
В ночь на 17 марта начался второй, решающий штурм. Наступающие продвигались тихо, были одеты в маскировочные халаты. Когда до крепости по льду нужно было пройти около 10 км, кронштадтцы заметили штурмующих. Крепость озарилась вспышками выстрелов, так как все орудия и корабли открыли огонь. Только после полудня нападавшим с огромными потерями удалось прорваться в город через главные ворота.
Михаил Тухачевский, руководивший штурмом крепости, вспоминал:
“Я был на войне 5 лет, но я не могу вспомнить, чтобы когда-либо наблюдал такую кровавую резню. Это не было большим сражением. Это был ад. Тяжелая артиллерия всю ночь беспрерывно грохотала, и снаряды взрывались так оглушительно, что в Ораниенбауме были снесены стекла из окон. Матросы бились как дикие звери. Откуда у них бралась такая сила для такой боевой ярости, не могу сказать. Каждый дом, который они занимали, приходилось брать штурмом. Целая рота боролась полный час, чтобы брать один-единственный дом, но когда его наконец брали, то оказывалось, что в доме было всего 2 – 3 солдата с одним пулеметом. Они казались полумертвыми, но, пыхтя, вытаскивали пистолеты, начинали отстреливаться со словами: мы мало вас уложили, жулики!”
Вопросы: Как вы думаете, чем было вызвано столь ожесточенное сопротивление повстанцев в абсолютно безнадежной ситуации? О чем оно свидетельствует?
Часть матросов (6 – 8 тыс.) ушла в Финляндию. Более 2,5 тыс. были взяты в плен.
Пути выхода из кризиса.
Учитель спрашивает, каким мог быть выход из такого положения для страны, для власти. Учащиеся высказывают свои версии и приходят к выводу, что путей выхода могло быть три.
- Первый путь – продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие, репрессии.
- Второй путь – полное удовлетворение требований мятежников, т.е. оставление большевиками комaндных высот в политике, экономике, идеологии.
- Третий путь – тактический маневр, при котором, с одной стороны, комaндные высоты сохраняются за большевиками, а с другой – делается; временная уступка небольшевистским силам. Ленин выбрал третий путь.
X съезд РКП(б).
То, что выбран именно третий путь, стало ясно 8 марта 1921г. на Х съезде РКП(б).
Из выступления Ленина: “Товарищи, вопрос о замене разверстки налогом является прежде всего и больше всего вопросом политическим, ибо суть этого вопроса состоит в отношении рабочего класса к крестьянству… Почему нам нужно заменить разверстку налогом? Разверстка предполагала: изъять все излишки, установить государственную монополию. Мы не могли поступить иначе, мы были в состоянии крайней нужды… Как переходную меру в стране крестьянской, если есть некоторое количество товаров, возможно применить систему налога и свободного оборота. Этот самый оборот – стимул, побудитель крестьянства. Хозяин может и должен стараться за свой собственный интерес, потому что с него не возьмут всех излишков, а только налог, который нужно будет определить заранее… Нужно сказать мелкому крестьянину: “Ты – хозяин, производи продукты, а государство будет брать минимальный налог”.
Вопросы. В чем причины перехода к продовольственному налогу? В чем состояли принципиальные отличия налога от разверстки?
Продналог объявлялся заранее, накануне посевной, он был в 2 раза меньше продразверстки, не мог быть увеличен в течение года. Основная тяжесть налога ложилась на зажиточные слои деревни, бедняки от него освобождались.
Эта мера была положительно встречена крестьянством. Число вооруженных выступлений уменьшилось. К осени 1921г. основные очаги крестьянских восстаний погасли.
В 1922 – 1925 гг. производительность труда в зерновом хозяйстве выросла на 33%, в животноводстве – на 34%, в выращивании сахарной свеклы – на 480%. Уже к июлю 1923г. уровень сельскохозяйственного производства достиг 70% довоенного.
Вопрос. Чем объясняются успехи сельского хозяйства?
Чтобы материальные стимулы заработали, большевикам пришлось вернуться к свободе торговли, которая разрешалась крестьянам недалеко от места жительства. Ленин говорил: “ Что же такое свобода оборота? Свобода оборота это есть свобода торговли, а свобода торговли значит: назад, к капитализму, это значит, товарный обмен между отдельными сельскими хозяевами. Из этого оборота и свободы торговли неизбежно вытекает деление товаропроизводителя на владельца капитала и на владельцев рабочих рук, разделение на капиталиста и наемного рабочего, то есть воссоздание снова капиталистического наемного рабства.
Спрашивается, как же так, может ли коммунистическая партия признать свободу торговли? Можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу капитализма для мелких землевладельцев, не подрывая этим самым корней политической власти пролетариата? Можно, ибо вопрос в мере. Мелкий землевладелец, пока он остается мелким, должен иметь стимул, соответствующий его экономической базе, то есть мелкому хозяйству”.
Вопросы. Какую главную политическую опасность, с точки зрения большевиков, таила в себе торговля? Почему большевики готовы были мириться с этой опасностью?
Решения Х съезда партии и определили принципиально новую политику большевиков, названную нэпом. При этом аграрное законодательство сохраняло государственную собственность на землю, разрешало аренду земли и найма рабочей силы, провозглашало свободу землепользования.
Нэп в промышленности.
В период нэпа важные изменения произошли в промышленности. Прежде всего был отменен декрет о всеобщей национализации промышленности. Теперь мелкие и даже часть средних промышленных и торговых предприятий вновь передавались в частные руки. Некоторые крупные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам, товариществам, кооперативам. К исходу первого года нэпа в аренду было передано около 10 тыс. промышленных предприятий. Мелкая частная промышленность к концу 1921г. производила 40% промышленной продукции страны. В 1923г. в частном секторе было занято 12,5 % пролетариата. Численность частных торговцев превысила 420 тыс. человек.
Вопрос. Чем объясняется более быстрый рост частной торговли и промышленности по сравнению с государственной в годы нэпа? Ответ: “Живы навыки и умения”
Разрешалось также создание концессий с привлечение иностранного капитала.
Денежная реформа. Налоговая политика.
Реформа началась в 1922г. с выпуска советского червонца, одновременно существовал и падающий вместе совзнак. Обмен производился в соотношении 1 червонец на 60тыс. совзнаков, был равен 5 долларам 14,5 цента США. Введение твердой валюты требовало гибкой системы налогов: сельхоз налог составлял 5%, городской частник платил 1,5% с оборота, подоходный налог делился на основной и прогрессивный(его платили те, кто получал дополнительную прибыль). Существовало более 12 видов косвенных налогов: на чай, соль, спички и т. п.
Система управления народным хозяйством.
Менялась и система управления народным хозяйством. Вместо главков создавались тресты, которые переводились на хозрасчет. При этом расширялись их права при заготовке сырья, реализации продукции. Общую координацию работы осуществлял ВСНХ и Госплан
Заключение.
На IX съезде советов в декабре 1921г. Ленин заявил о введении нэпа “всерьез и надолго, но... не навсегда”. Почему? На этот вопрос ответить не трудно: в годы “Военного коммунизма” были разрушены союзы рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надолго — потому что быстро избавить страну от голода и нищеты было невозможно. Почему не навсегда! Ленин считал нэп чем-то временным, расчитанным на восстановление разрушенного хозяйства. Уже на XI съезде партии Ленин заявил, что через несколько лет “Из России нэповской будет Россия социалистическая”.
З.Д. Заполнить сравнительную таблицу: политика “Военного коммунизма” и нэп.
Вопросы для сравнения: суть политики, цель политики, основная экономическая задача, мероприятия в сельском хозяйстве,мероприятия в сфере промышленности, товарно-денежные отношения, трудовые отношения, управление народным хозяйством.
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
18 03 2024 8:41:51
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
17 03 2024 1:15:19
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке. ...
16 03 2024 14:32:37
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
15 03 2024 13:41:42
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
14 03 2024 23:40:22
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
13 03 2024 18:10:34
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
12 03 2024 2:28:27
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
11 03 2024 13:56:10
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
10 03 2024 1:21:19
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
09 03 2024 2:38:49
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми....
08 03 2024 9:34:34
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
07 03 2024 20:36:12
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
06 03 2024 4:43:26
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
05 03 2024 3:33:39
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...
04 03 2024 13:40:59
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
03 03 2024 17:58:24
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
02 03 2024 20:58:42
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
01 03 2024 1:35:52
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
29 02 2024 0:37:14
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...
28 02 2024 8:21:17
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
27 02 2024 17:55:47
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
26 02 2024 1:23:41
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
25 02 2024 11:46:15
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
24 02 2024 11:12:45
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...
23 02 2024 22:14:59
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
22 02 2024 18:35:49
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
21 02 2024 13:18:41
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
20 02 2024 6:30:28
Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....
19 02 2024 18:16:55
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
18 02 2024 6:40:26
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
17 02 2024 5:28:52
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
16 02 2024 14:11:43
Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...
15 02 2024 13:49:23
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
14 02 2024 17:37:33
На уроке ставится вопрос о роли нравственности в бpaке. Учащихся знакомятся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, дано общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей....
13 02 2024 3:46:53
В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
12 02 2024 4:18:46
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов. ...
11 02 2024 1:46:45
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
10 02 2024 19:29:38
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне. ...
09 02 2024 19:24:45
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
08 02 2024 23:50:27
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
07 02 2024 16:44:12
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
06 02 2024 3:13:25
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
05 02 2024 1:20:41
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
04 02 2024 16:47:54
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
03 02 2024 18:57:20
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...
02 02 2024 20:12:22
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
01 02 2024 23:55:14
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...
31 01 2024 9:22:49
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
30 01 2024 21:51:16
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
29 01 2024 16:52:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::