Основы российского избирательного права > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Основы российского избирательного права


    Основы российского избирательного права


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы Российской Федерации.
  2. Формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать.
  3. Воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов.

Форма урока: традиционный с элементами пpaктической работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

  • Словесные (вступительное слово учителя, сообщение учащихся).
  • Наглядный (опopный конспект, таблица сравнительной хаpaктеристики).

2. По хаpaктеру познавательной деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Научно-исследовательский.
  • Проблемного изложения.

Элементы педтехнологий, используемых в ходе урока.

  • Технология дифференцированного подхода.
  • Технология проблемного обучения.
  • Игровые технологии.

Основные понятия: избирательное право, активное, пассивное право граждан, дееспособность, ценз, мажоритарная и пропорциональная системы.

Оборудование: ТСО: интеpaктивная доска, программное обеспечение Power point (приложения к уроку).

Диаграммы с результатами социологического опроса.

Источники: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ” (извлечения).

Методическая литература:

Книга для учителя “Основы обществознания 8-9 классы”, автор А.Ф. Никитин.

Учебная литература: Обществознание, автор А.И.Кравченко, учебник для 9-го класса, Избирательное право, автор А.Ф. Никитин, приложение к учебнику Политика и право, ММУ и анимационный материал к учебнику “Обществознание”, Рабочая тетрадь к учебнику А.Ф. Никитина, сборник материалов к ЕГЭ.

План урока

1. Мотивация.
2. Изучение нового материала “Основы Российского избирательного права”.
3. Закрепление.
4. Итог урока.

Ход урока

I. Мотивация.

Учитель. Готовясь к сегодняшнему уроку, мы провели в школе социологический опрос “Моё участие в выборах”, в ходе которого школьники, их родители и учителя ответили на 4 вопроса об участии в выборах (выступление ученика с опережающим заданием).

Опережающее задание

Анкета “Мое участие в выборах.

Задание 1. (опережающее задания исследовательского хаpaктера)

Провести социологический опрос

Цель: выявить уровень:

– общественного мнения;

– гражданской активности;

– знаний по изучаемому вопросу.

А вот данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району об участии граждан в парламентских выборах в декабре 2007 года. (выступление ученика с опережающим заданием)

(Презентация к уроку слайд 1 диаграммы с результатами социологического опроса, данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району)

Результаты социологического опроса

Число респондентов – 175 человек

Вопрос 1. Какую роль играют выборы в жизни общества?

Ответы:

1) важную – 70; 2) незначительную – 43; 3) не знаю – 62.

Вопрос 2. Как вы относитесь к участию в выборах органов власти?

Ответы:

1) хочу участвовать -99; 2) не хочу участвовать – 43; 3) не знаю – 29.

Вопрос 3. Зависит ли общественно-политическая и экономическая ситуация в России от активности в процессе выборов каждого её гражданина?

Ответы:

1) Зависит – 59; 2)не зависит – 59; 3) не знаю – 61.

Данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району об участии граждан в парламентских выборах в декабре 2007 года.

(Презентация к уроку, слайд 2).

ТИК

Число избирателей

Проголосовало

Процент голосов

Г. Кореновск
Участок №5

1853 чел.

1107 чел.

59,74

Ст. Платнировская

2603 чел.

1464 чел.

54,24

Ст. Сергеевская

2221 чел.

1285 чел.

57,6

Х. Нижний

532 чел.

366 чел.

70

Всего по району

63123 чел.

41537 чел.

65,87

– Сравните полученные результаты.

– Какую вы видите проблему?

Ответы учащихся:

(избирательная активность наших граждан очень низкая, люди не хотят принимать участия в выборах и т.д.)

Учитель. Люди не осознают значимость выборов, плохо представляют себе процедуру их проведения, поэтому не осознают последствия своего неучастия в них. И тема нашего урока: “Основы Российского избирательного права”.

– Как вы думаете, какую цель мы сегодня преследуем?

(После обсуждения целей составляется алгоритм работы на уроке) (презентация к уроку, слайд 4)

Алгоритм работы

План изучения нового материала

1. Избирательное право как отрасль права.

  • Принципы избирательного права.
  • Избирательный процесс.

II. Изучение нового материала “Основы Российского избирательного права”

1. Избирательное право как отрасль права.

Учитель. Ещё в античные времена все жители Греции делились на граждан и не граждан.

– Вспомните, какие права были у граждан?

Ответы учащихся:

(граждане принимали участие в управлении государством, они могли избирать стратегов, судей;  присутствовали на народном собрании и обсуждали важные вопросы и т.д.)

Учитель. Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть.

Мы граждане демократического государства, а это значит, что мы и есть власть, и наши права и свободы защищены законом. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ?

Ответы учащихся:

(Основные права и свободы граждан РФ закреплены в Основном законе государства в Конституции)

Учитель.

Давайте обратимся к статье 32 Конституции РФ.

(Учащиеся зачитывают основные положения статьи 32)

Статья 32
Конституция РФ

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Учитель

– О каком праве граждан РФ идет речь в статье 32 Конституции РФ?

– Что означает избирать и быть избранным?

Ответы учащихся (граждане РФ имеют право участвовать в управлении страной, как сами так и через своих представителей; они имеют право избирать органы власти, участвовать в референдумах и быть избранными т.е. занимать важные посты в государстве)

Учитель. Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через три года. От того, как вы воспользуетесь этим правом, какой выбор вы сделаете, будет зависеть ваша жизнь и жизнь ваших детей. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, которые закреплены правом. Известно, что понятие “право” имеет несколько значений.

Первое значение этого понятия рассматривается как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают регулятором общественных отношений.

Второе значение “право” возможность сделать, получить что-то, обеспечиваемая законом (права и свободы человека – право на отдых, на образование и т.д.)

Есть и третье значение – мopaльное право.

Остановимся на первых двух.

Право – это система, состоящая из отраслей, каждая из которых регулирует определенную сферу деятельности человека.

Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной и включает в себя:

1) избирательные права граждан;

2) нормы права, обеспечивающие технологию политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.

Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя, т.е. право (граждан) избирать и быть избранным. (презентация к уроку, слайд 5)

Субъективное избирательное право ( право граждан)

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранными в органы власти и выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право бывает: активное и пассивное.

(Презентация к уроку, слайд 6)

Активное – право избирать органы государственной власти; пассивное – право быть избранным в органы государственной власти.

Активное имеют право граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, места жительства.

Лишены этого права:

а) лица, не достигшие 18 лет
б) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
в) признанные недееспособными.

Работа с терминами (словарь оформляется в тетради)

Дееспособность– способность лица нести ответственность за свои поступки.

Пассивное избирательное право обставлено более строгим возрастным цензом.

Ценз – условия допущения или ограничения участия в осуществлении прав.

Самостоятельная работа с текстом Конституции ст. 81, 91

(Презентация к уроку, слайд 7)

Задание:

1) заполнить таблицу, вставив пропущенное.

Выборная должность

Возраст

..........

35 лет

………

21 год

ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

…….

ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

………

1. Определите, какие цензы отсутствуют в современном российском избирательном праве (вспомнить историю России начала 20 в.)

Ответы учащихся: (пoлoвoй, религиозный, этнический и имущественный)

Вывод:

Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.

Участвовать в голосовании имеет право гражданин, достигший 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы.

Избиратель, гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Пассивное избирательное право – право граждан РФ быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Принципы участия гражданина РФ в выборах   (презентация к уроку, слайд 8)

1. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ (извлечения) ст.3, ст.4

Совместная работа с классом.

Пользуясь источником ст.3,4 определить основные принципы избирательного права. (составление опopной схемы)

Учитель.

От результатов выборов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны, региона, населенного пункта. Однако встречаются факты, препятствующие добровольному волеизъявлению народа.

Пользуясь текстом Федерального закон (ст 3…), назовите препятствия свободному осуществлению прав избирать и быть избранным.

Ответы: насилие, обман, угрозы, подлоги, иные способы, распространения заведомо ложных сведений о кандидатах, порочащих их честь и достоинство)

Закрепление изученного

– Определите, какие принципы избирательного права иллюстрируют данные рисунки.

(Презентация к уроку, слайд 9)

2. Избирательный процесс.

Учитель

Выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процеДypa их проведения – решающее условие развития страны в демократическом направлении. Поэтому очень важен сам избирательный процесс.

Разговор об избирательном процессе начнем с избирательных систем.

В мировой пpaктике существует три типа систем: пропорциональная, мажоритарная и смешанная. Рассмотрим две основных.

Работа с текстом учебника

( А.Ф. Никитин “Избирательное право” стр. 41)

Работа по вариантам

1 – Пропорциональная

2– мажоритарная.

(Презентация к уроку, слайд 10)

Задание

Читая учебник, подготовьте ответы на вопросы:

  1. В чём суть системы?
  2. Что положительного в ней?
  3. В чём её недостатки?

Дискуссия: Как вы считаете, какая система более справедливая, какая – более пpaктичная и почему?

Работа с терминами (словарь оформляется в тетради)

Мажоритарная система (от фр. – большинство; от лат. – большой)

Maндат ( от лат. – поручение) – полномочия, наказ, поручение)

“Избирательный метр” – наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Решить задачу.

В списке партии 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 300 тыс. избирателей. “Избирательный метр” – 60 тыс. голосов. Сколько члeнов этой партии получат “путевку” в парламент по пропорциональной системе выборов”

Вывод

Пропорциональная система – избиратели голосуют не за конкретных депутатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет партия . она и получает определенное (пропорциональное ) количество мест ( мaндатов) в Думе.

+ обеспечивает более справедливое соотношение между полученными голосами и местами в парламенте; могут быть широко представлены меньшинства.

избиратель выбирает абстpaктных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, несколько активистов, но остальные ему неизвестны. Избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа.

Мажоритарная система – определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов.

+ возникают и упрочиваются связи между кандидатом и избирателями; кандидаты хорошо знают положение дел в своих округах.

– голоса многих избирателе, отданные за не победивших депутатов пропадают.

Выборы ММУ “Обществознание” раздел уроки 9 класс

(Просмотр видеоролика)

Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов. Сейчас вы просмотрите видеоролик, и должны будете определить основные этапы выборов.

Задание

Опираясь на видеоматериал, восстановите цепочку “Этапы выборов”

1) назначение дня выборов 2) ____________ 3) _____________

4) __________ 5) __________ 6) голосование

Вывод

Выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших мopaльных и финансовых затрат. Государство идет на это, с целью сохранения прав и свобод и граждан.

III. Закрепление

– Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?

– Каковы принципы избирательного права в РФ?

– Почему нужно участвовать в выборах?

Вернёмся к эпиграфу “Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия”

– Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте своё мнение.

Ответы учащихся

IV. Итог урока

Учитель.

2 марта 2008 г. Страна выбрала своего Президента на следующие четыре года. Эти важнейшие для нас выборы проходили на ваших глазах. Общим желанием являлось достижение стабильности в экономике, социальной жизни и последующий постепенный рост благосостояния всех слоев населения. Поэтому избиратели проголосовали на выборах за человека, способного быть лидером своего народа, обладающего опытом руководства страной, известного в мире и способного отстаивать интересы России на международной арене.

Д. З.

1.В следующих выборах и вы сможете принять участие. Хочется верить, что ваш выбор будет правильным.

Домашнее задание:

Разработать творческий проект “Молодёжь выбирает будущее”.

Положение:

  1. Проект должен популяризировать идею участия в выборах.
  2. Проект должен быть ориентирован на молодёжь, иметь позитивную направленность и не должен нарушать основы морали и нравственности Проект может включать в себя лозунги, слоганы, слайды, анимацию.

Презентация



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

15 10 2021 2:57:53

Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс


    Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс

      Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....

14 10 2021 19:42:19

Великая Отечественная война


    Великая Отечественная война

      Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....

13 10 2021 8:57:39

Открытый урок истории по теме «Древний Египет». 6-й класс


    Открытый урок истории по теме «Древний Египет». 6-й класс

      Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....

12 10 2021 5:49:13

Классный час на тему "Об уроженцах Цивильского района и их участии в судьбе блокадного Ленинграда"


    Классный час на тему "Об уроженцах Цивильского района и их участии в судьбе блокадного Ленинграда"

      Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....

11 10 2021 4:39:28

Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)


    Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)

      Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....

10 10 2021 14:46:51

Город, носящий имя Святого


    Город, носящий имя Святого

      Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....

09 10 2021 10:59:38

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Киевская Русь"


    Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Киевская Русь"

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....

08 10 2021 22:45:13

Пpaктическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")


    Пpaктическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")

      Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...

07 10 2021 11:57:18

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

06 10 2021 11:52:56

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

05 10 2021 15:53:32

Урок истории по теме "Долгий путь на Амур: Ерофей Павлович Хабаров". 7-й класс


    Урок истории по теме "Долгий путь на Амур: Ерофей Павлович Хабаров". 7-й класс

      Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....

04 10 2021 6:42:25

Интегрированный урок обществознания и литературы по теме «Мopaльный выбор. Долг и совесть». На примере рассказа Л.Толстого «После бала». 8-й класс


    Интегрированный урок обществознания и литературы по теме «Мopaльный выбор. Долг и совесть». На примере рассказа Л.Толстого «После бала». 8-й класс

      Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....

03 10 2021 9:30:12

Викторина "Отечественная война 1812 г." по телевизионному фильму "Кто выиграл войну 1812 г."


    Викторина "Отечественная война 1812 г." по телевизионному фильму "Кто выиграл войну 1812 г."

      Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....

02 10 2021 16:18:28

Новая экономическая политика


    Новая экономическая политика

      Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....

01 10 2021 4:16:29

Февральская революция 1917 г.


    Февральская революция 1917 г.

      Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....

30 09 2021 9:41:49

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"


    Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

      Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

29 09 2021 2:10:52

Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)


    Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)

      Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....

28 09 2021 1:53:59

Урок-викторина «Мифы Древней Греции»


    Урок-викторина «Мифы Древней Греции»

      Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....

27 09 2021 2:22:51

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты


    Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

      В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...

26 09 2021 1:42:29

Проектная деятельность на уроках истории


    Проектная деятельность на уроках истории

      При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....

25 09 2021 19:47:17

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

24 09 2021 5:13:37

Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс


    Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс

      Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....

23 09 2021 15:43:31

Внеклассное мероприятие по истории


    Внеклассное мероприятие по истории

      Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

22 09 2021 13:31:43

Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"


    Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

      Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...

21 09 2021 10:29:23

Афганистан в моей судьбе (воспоминание о службе в Афганистане братьев Холиных Александра и Михаила)


    Афганистан в моей судьбе (воспоминание о службе в Афганистане братьев Холиных Александра и Михаила)

      Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....

20 09 2021 4:53:49

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

19 09 2021 8:24:29

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"


    Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

      Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

18 09 2021 22:47:37

Религия Древнего Египта


    Религия Древнего Египта

      Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....

17 09 2021 17:13:51

Обществознание. Духовный мир личности. Российский менталитет. Тема: "Русский национальный хаpaктер"


    Обществознание. Духовный мир личности. Российский менталитет. Тема: "Русский национальный хаpaктер"

      На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....

16 09 2021 9:40:30

Самопознание (урок обществознания в 10-м классе)


    Самопознание (урок обществознания в 10-м классе)

      Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....

15 09 2021 5:59:45

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

14 09 2021 20:50:38

Конспект урока истории в 10-м классе "Татаро–монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси в XIV–XV веках"


    Конспект урока истории в 10-м классе "Татаро–монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси в XIV–XV веках"

      На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси. ...

13 09 2021 19:59:25

Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"


    Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"

      Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...

12 09 2021 15:24:31

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс


    Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

      Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...

11 09 2021 0:29:26

Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"


    Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"

      Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....

10 09 2021 20:57:56

Игра "Прощай, ХХ век!"


    Игра "Прощай, ХХ век!"

      Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....

09 09 2021 11:39:52

Культура Древнего Египта


    Культура Древнего Египта

      Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....

08 09 2021 3:42:17

Повторительно-обобщающий урок к разделу "Великая Отечественная война" по теме "И помнит мир спасенный"


    Повторительно-обобщающий урок к разделу "Великая Отечественная война" по теме "И помнит мир спасенный"

      Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....

07 09 2021 18:20:59

Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?


    Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?

      Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....

06 09 2021 8:59:56

Обобщающий урок истории по Древнему миру в 5-м классе "Древний Восток"


    Обобщающий урок истории по Древнему миру в 5-м классе "Древний Восток"

      Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...

05 09 2021 10:14:56

Экономическое развитие России в XVIII веке. Народы России


    Экономическое развитие России в XVIII веке. Народы России

      Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....

04 09 2021 11:37:51

Из опыта преподавания истории русской культуры в курсе истории России


    Из опыта преподавания истории русской культуры в курсе истории России

      Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....

03 09 2021 15:27:38

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"


    "Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

      Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

02 09 2021 9:36:30

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"


    Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"

      В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...

01 09 2021 6:17:59

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"


    Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

      Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

31 08 2021 23:51:57

В защиту традиционной (классической) технологии


    В защиту традиционной (классической) технологии

      При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку. ...

30 08 2021 13:10:13

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века


    Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

      Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

29 08 2021 19:35:12

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

      Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

28 08 2021 10:29:48

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс


    Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

27 08 2021 16:45:28

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::