Основы российского избирательного права > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Основы российского избирательного права


    Основы российского избирательного права

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы Российской Федерации.
  2. Формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать.
  3. Воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов.

Форма урока: традиционный с элементами пpaктической работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

  • Словесные (вступительное слово учителя, сообщение учащихся).
  • Наглядный (опopный конспект, таблица сравнительной хаpaктеристики).

2. По хаpaктеру познавательной деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Научно-исследовательский.
  • Проблемного изложения.

Элементы педтехнологий, используемых в ходе урока.

  • Технология дифференцированного подхода.
  • Технология проблемного обучения.
  • Игровые технологии.

Основные понятия: избирательное право, активное, пассивное право граждан, дееспособность, ценз, мажоритарная и пропорциональная системы.

Оборудование: ТСО: интеpaктивная доска, программное обеспечение Power point (приложения к уроку).

Диаграммы с результатами социологического опроса.

Источники: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ” (извлечения).

Методическая литература:

Книга для учителя “Основы обществознания 8-9 классы”, автор А.Ф. Никитин.

Учебная литература: Обществознание, автор А.И.Кравченко, учебник для 9-го класса, Избирательное право, автор А.Ф. Никитин, приложение к учебнику Политика и право, ММУ и анимационный материал к учебнику “Обществознание”, Рабочая тетрадь к учебнику А.Ф. Никитина, сборник материалов к ЕГЭ.

План урока

1. Мотивация.
2. Изучение нового материала “Основы Российского избирательного права”.
3. Закрепление.
4. Итог урока.

Ход урока

I. Мотивация.

Учитель. Готовясь к сегодняшнему уроку, мы провели в школе социологический опрос “Моё участие в выборах”, в ходе которого школьники, их родители и учителя ответили на 4 вопроса об участии в выборах (выступление ученика с опережающим заданием).

Опережающее задание

Анкета “Мое участие в выборах.

Задание 1. (опережающее задания исследовательского хаpaктера)

Провести социологический опрос

Цель: выявить уровень:

– общественного мнения;

– гражданской активности;

– знаний по изучаемому вопросу.

А вот данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району об участии граждан в парламентских выборах в декабре 2007 года. (выступление ученика с опережающим заданием)

(Презентация к уроку слайд 1 диаграммы с результатами социологического опроса, данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району)

Результаты социологического опроса

Число респондентов – 175 человек

Вопрос 1. Какую роль играют выборы в жизни общества?

Ответы:

1) важную – 70; 2) незначительную – 43; 3) не знаю – 62.

Вопрос 2. Как вы относитесь к участию в выборах органов власти?

Ответы:

1) хочу участвовать -99; 2) не хочу участвовать – 43; 3) не знаю – 29.

Вопрос 3. Зависит ли общественно-политическая и экономическая ситуация в России от активности в процессе выборов каждого её гражданина?

Ответы:

1) Зависит – 59; 2)не зависит – 59; 3) не знаю – 61.

Данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району об участии граждан в парламентских выборах в декабре 2007 года.

(Презентация к уроку, слайд 2).

ТИК

Число избирателей

Проголосовало

Процент голосов

Г. Кореновск
Участок №5

1853 чел.

1107 чел.

59,74

Ст. Платнировская

2603 чел.

1464 чел.

54,24

Ст. Сергеевская

2221 чел.

1285 чел.

57,6

Х. Нижний

532 чел.

366 чел.

70

Всего по району

63123 чел.

41537 чел.

65,87

– Сравните полученные результаты.

– Какую вы видите проблему?

Ответы учащихся:

(избирательная активность наших граждан очень низкая, люди не хотят принимать участия в выборах и т.д.)

Учитель. Люди не осознают значимость выборов, плохо представляют себе процедуру их проведения, поэтому не осознают последствия своего неучастия в них. И тема нашего урока: “Основы Российского избирательного права”.

– Как вы думаете, какую цель мы сегодня преследуем?

(После обсуждения целей составляется алгоритм работы на уроке) (презентация к уроку, слайд 4)

Алгоритм работы

План изучения нового материала

1. Избирательное право как отрасль права.

  • Принципы избирательного права.
  • Избирательный процесс.

II. Изучение нового материала “Основы Российского избирательного права”

1. Избирательное право как отрасль права.

Учитель. Ещё в античные времена все жители Греции делились на граждан и не граждан.

– Вспомните, какие права были у граждан?

Ответы учащихся:

(граждане принимали участие в управлении государством, они могли избирать стратегов, судей;  присутствовали на народном собрании и обсуждали важные вопросы и т.д.)

Учитель. Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть.

Мы граждане демократического государства, а это значит, что мы и есть власть, и наши права и свободы защищены законом. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ?

Ответы учащихся:

(Основные права и свободы граждан РФ закреплены в Основном законе государства в Конституции)

Учитель.

Давайте обратимся к статье 32 Конституции РФ.

(Учащиеся зачитывают основные положения статьи 32)

Статья 32
Конституция РФ

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Учитель

– О каком праве граждан РФ идет речь в статье 32 Конституции РФ?

– Что означает избирать и быть избранным?

Ответы учащихся (граждане РФ имеют право участвовать в управлении страной, как сами так и через своих представителей; они имеют право избирать органы власти, участвовать в референдумах и быть избранными т.е. занимать важные посты в государстве)

Учитель. Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через три года. От того, как вы воспользуетесь этим правом, какой выбор вы сделаете, будет зависеть ваша жизнь и жизнь ваших детей. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, которые закреплены правом. Известно, что понятие “право” имеет несколько значений.

Первое значение этого понятия рассматривается как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают регулятором общественных отношений.

Второе значение “право” возможность сделать, получить что-то, обеспечиваемая законом (права и свободы человека – право на отдых, на образование и т.д.)

Есть и третье значение – мopaльное право.

Остановимся на первых двух.

Право – это система, состоящая из отраслей, каждая из которых регулирует определенную сферу деятельности человека.

Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной и включает в себя:

1) избирательные права граждан;

2) нормы права, обеспечивающие технологию политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.

Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя, т.е. право (граждан) избирать и быть избранным. (презентация к уроку, слайд 5)

Субъективное избирательное право ( право граждан)

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранными в органы власти и выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право бывает: активное и пассивное.

(Презентация к уроку, слайд 6)

Активное – право избирать органы государственной власти; пассивное – право быть избранным в органы государственной власти.

Активное имеют право граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, места жительства.

Лишены этого права:

а) лица, не достигшие 18 лет
б) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
в) признанные недееспособными.

Работа с терминами (словарь оформляется в тетради)

Дееспособность– способность лица нести ответственность за свои поступки.

Пассивное избирательное право обставлено более строгим возрастным цензом.

Ценз – условия допущения или ограничения участия в осуществлении прав.

Самостоятельная работа с текстом Конституции ст. 81, 91

(Презентация к уроку, слайд 7)

Задание:

1) заполнить таблицу, вставив пропущенное.

Выборная должность

Возраст

..........

35 лет

………

21 год

ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

…….

ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

………

1. Определите, какие цензы отсутствуют в современном российском избирательном праве (вспомнить историю России начала 20 в.)

Ответы учащихся: (пoлoвoй, религиозный, этнический и имущественный)

Вывод:

Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.

Участвовать в голосовании имеет право гражданин, достигший 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы.

Избиратель, гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Пассивное избирательное право – право граждан РФ быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Принципы участия гражданина РФ в выборах   (презентация к уроку, слайд 8)

1. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ (извлечения) ст.3, ст.4

Совместная работа с классом.

Пользуясь источником ст.3,4 определить основные принципы избирательного права. (составление опopной схемы)

Учитель.

От результатов выборов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны, региона, населенного пункта. Однако встречаются факты, препятствующие добровольному волеизъявлению народа.

Пользуясь текстом Федерального закон (ст 3…), назовите препятствия свободному осуществлению прав избирать и быть избранным.

Ответы: насилие, обман, угрозы, подлоги, иные способы, распространения заведомо ложных сведений о кандидатах, порочащих их честь и достоинство)

Закрепление изученного

– Определите, какие принципы избирательного права иллюстрируют данные рисунки.

(Презентация к уроку, слайд 9)

2. Избирательный процесс.

Учитель

Выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процеДypa их проведения – решающее условие развития страны в демократическом направлении. Поэтому очень важен сам избирательный процесс.

Разговор об избирательном процессе начнем с избирательных систем.

В мировой пpaктике существует три типа систем: пропорциональная, мажоритарная и смешанная. Рассмотрим две основных.

Работа с текстом учебника

( А.Ф. Никитин “Избирательное право” стр. 41)

Работа по вариантам

1 – Пропорциональная

2– мажоритарная.

(Презентация к уроку, слайд 10)

Задание

Читая учебник, подготовьте ответы на вопросы:

  1. В чём суть системы?
  2. Что положительного в ней?
  3. В чём её недостатки?

Дискуссия: Как вы считаете, какая система более справедливая, какая – более пpaктичная и почему?

Работа с терминами (словарь оформляется в тетради)

Мажоритарная система (от фр. – большинство; от лат. – большой)

Maндат ( от лат. – поручение) – полномочия, наказ, поручение)

“Избирательный метр” – наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Решить задачу.

В списке партии 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 300 тыс. избирателей. “Избирательный метр” – 60 тыс. голосов. Сколько члeнов этой партии получат “путевку” в парламент по пропорциональной системе выборов”

Вывод

Пропорциональная система – избиратели голосуют не за конкретных депутатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет партия . она и получает определенное (пропорциональное ) количество мест ( мaндатов) в Думе.

+ обеспечивает более справедливое соотношение между полученными голосами и местами в парламенте; могут быть широко представлены меньшинства.

избиратель выбирает абстpaктных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, несколько активистов, но остальные ему неизвестны. Избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа.

Мажоритарная система – определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов.

+ возникают и упрочиваются связи между кандидатом и избирателями; кандидаты хорошо знают положение дел в своих округах.

– голоса многих избирателе, отданные за не победивших депутатов пропадают.

Выборы ММУ “Обществознание” раздел уроки 9 класс

(Просмотр видеоролика)

Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов. Сейчас вы просмотрите видеоролик, и должны будете определить основные этапы выборов.

Задание

Опираясь на видеоматериал, восстановите цепочку “Этапы выборов”

1) назначение дня выборов 2) ____________ 3) _____________

4) __________ 5) __________ 6) голосование

Вывод

Выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших мopaльных и финансовых затрат. Государство идет на это, с целью сохранения прав и свобод и граждан.

III. Закрепление

– Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?

– Каковы принципы избирательного права в РФ?

– Почему нужно участвовать в выборах?

Вернёмся к эпиграфу “Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия”

– Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте своё мнение.

Ответы учащихся

IV. Итог урока

Учитель.

2 марта 2008 г. Страна выбрала своего Президента на следующие четыре года. Эти важнейшие для нас выборы проходили на ваших глазах. Общим желанием являлось достижение стабильности в экономике, социальной жизни и последующий постепенный рост благосостояния всех слоев населения. Поэтому избиратели проголосовали на выборах за человека, способного быть лидером своего народа, обладающего опытом руководства страной, известного в мире и способного отстаивать интересы России на международной арене.

Д. З.

1.В следующих выборах и вы сможете принять участие. Хочется верить, что ваш выбор будет правильным.

Домашнее задание:

Разработать творческий проект “Молодёжь выбирает будущее”.

Положение:

  1. Проект должен популяризировать идею участия в выборах.
  2. Проект должен быть ориентирован на молодёжь, иметь позитивную направленность и не должен нарушать основы морали и нравственности Проект может включать в себя лозунги, слоганы, слайды, анимацию.

Презентация


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 12:36:31

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 21:11:52

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 4:51:37

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 10:32:37

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 14:15:14

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 15:38:27

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 22:52:33

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 9:15:51

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 20:40:35

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 22:44:38

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 12:22:13

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 15:52:26

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 17:22:57

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 5:16:58

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 16:29:43

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 15:52:11

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 12:53:42

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 15:54:45

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 22:14:49

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 14:56:27

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 11:28:17

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 13:52:38

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 7:10:51

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 22:54:31

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 2:34:46

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 17:41:21

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 12:12:51

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 2:18:14

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 23:36:44

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 17:39:43

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 6:53:54

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 22:58:42

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 23:20:11

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 4:13:34

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 2:42:22

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 16:59:36

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 1:41:49

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 16:32:46

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 5:58:40

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 11:42:46

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 21:41:13

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 12:10:46

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 22:40:48

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 13:38:42

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 11:59:47

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 15:55:57

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 6:26:45

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 8:18:42

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 16:41:38

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 23:25:51

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::