Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся


    Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся

В стране идет модернизация образования, происходит кардинальное обновление образовательных парадигм. Такова ситуация и в образовательных учреждениях. Не осталась в стороне и наша школа. Считая, что приоритетным в образовании является личностное развитие ребенка, наш педагогический коллектив в этом году работает над темой: «Введение в образовательный процесс новых информационных технологий в условиях профильного обучения». Информационные технологии, профильное обучение – это то, что делает образование  мотивированным, более интересным. Тема, над которой я работаю третий год, органически сочетается с единой методической темой школы. Это – Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся.

В чем я вижу актуальность данной темы?

1 момент. В наше время происходит глобальное объединение современного общества – глобализация. СМИ объединяют нашу планету. Миллионы людей одновременно становятся свидетелями событий, происходящих в разных местах. Идет процесс унификации вкусов. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары: одежда, пищевые продукты, бытовая и другая техника и т.п. Формируется единый общепринятый разговорный язык – английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. И для нас, россиян, настали другие времена и  в предпочтении стали другие нравы. Стали возможны поездки в другие страны, вплоть до эмиграции. Стало доступно обучение за границей для некоторых категорий населения. Чаще стали видеть, принимать у себя иностранцев. Если можно так выразиться, я бы назвала это явление – расширение горизонта. Горизонт расширяется, и соответственно должен расширяться и познавательный кругозор.

2 момент. Происходят изменения и в системе образования России. Оно становится личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным.  В связи с этим мне очень близка позиция авторского коллектива (Е.Е. Вяземский и др.) о целях и задачах исторического образования:

«Наиболее общей целью исторического образования учащихся… является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета… воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир».

Определив для себя эти моменты, я решила, что нужно развивать познавательный интерес к истории, в особенности к культуре других стран.

1 этап работы – 1 четверть 2006–2007 уч. года. Какую литературу изучила? Я назову самые значимые:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Пpaктическое пособие для учителей. М., 2000.
  2. Те же авторы. Методические рекомендации учителю истории. Основы педагогического мастерства. Пpaктическое пособие. М., 2000.
  3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
  4. Статьи в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе»:
    • Шаповал В.В. Задания, мотивирующие познавательную деятельность. 2006, 3.
    • Maнданова  Е.С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников. 2006, 10.
    • и др.

Итак,как повысить интерес к предмету история, расширить кругозор учащихся и тем помочь реализовать себя в окружающем мире?

Проблема: Реальное состояние мотивации обучения (невысокий рейтинг предмета истории) и недостаточная разработанность механизмов реализации (система методов, форм работы, повышающих интерес к предмету).

Объект: Система уроков и внеклассной работы по истории.

Предмет: Процесс развития познавательного интереса к истории и развитие ценностных понятий для самореализации в окружающем мире.

Цель: Воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентноспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме;
  2. Определить познавательные возможности учащихся для развития положительной мотивации обучения;
  3. Разработать систему заданий на развитие познавательного интереса.

Гипотеза: Если разработать систему заданий для уроков и внеклассной работы по истории с целью развития познавательного интереса учащихся, то это сделает обучение истории эффективным и позволит возможным воспитание конкурентноспособной личности.

Новизна: Для развития интереса к предмету разработать новые виды заданий – создание электронных презентаций, справочников, дать детям возможность работать в Интернет-сайтах и др.

2 этап работы – 2 четверть 2006–2007 уч. года. В 2006 году с целью выявления познавательных возможностей учащихся провела следующую работу:

  1. Написание диагностического диктанта. По результатам были сделаны выводы об уровне информативной памяти, о степени образности восприятия и об уровне логического мышления. Диагностика показала, что у наших детей низка степень образности восприятия и воображения.
  2. Диагностика индивидуальных различий в мышлении (по типам историки, политики, экономисты, этики) – 7–9 классы.  Оказалось, что меньше детей с типом мышления историки.
  3. Диагностика уровня развития речи, продуктивности ассоциаций и процессов внимания – 7–9 классы. Результаты показали, что в каждом классе по 1–2 учащихся с низким уровнем.
  4. Диагностика уровня развития познавательного интереса к истории.

В 5–6 классах рейтинг истории высок. Дети воспринимают как интересный предмет. Необходимости в этом предмете не ощущают. Интерес объяснили содержанием предмета, хаpaктером познавательной деятельности, некоторые отметили фактор трудности и легкости.

В 7 классе уровень интереса к истории падает. Становится средним. Но теперь относят историю к разряду необходимых предметов, отмечая социальную, познавательную, личностную и деловую значимость. Те, которые считают предмет интересным, объясняют свой выбор содержанием и познавательной деятельностью.

В 8 классе никто не считает предмет необходимым. Интерес к предмету средний. Интерес объясняют содержанием и познавательной деятельностью.

9 класс – рейтинг средний. Отметили как необходимый предмет, что объяснили личностной, деловой и воспитательной значимостью. Отметили и внешние мотивы (родители).

Проведенная диагностическая работа показала, что рейтинг предмета среди учащихся невысокий. Я считаю, что это зависит от методов работы учителя. И решила попытаться поднять интерес к своему предмету.

3 этап работы – 2007–2008 гг. Для повышения познавательного интереса мной была проделана такая работа:

  • Уроки – приобщение к мировой культуре, знакомство с памятниками архитектуры древности и современного мира по темам: «Семь чудес света», «Восьмое чудо света», «Средние века в датах и архитектурных памятниках», «История Москвы в ее архитектуре», урок-видеожурнал «Санкт-Петербург – город-музей». На этих уроках дети готовят рефераты, делают сообщения, прослеживают причинно-следственные связи, оперируют хронологическими знаниями, статистическими данными. Формируется эстетический вкус, изучают архитектурные стили. Для детей и для взрослых тоже запоминать даты очень трудно. И, на мой взгляд, я облегчаю такие задания, составляя карточки со сгруппированными датами. Дети должны определить, к какой стране или к какой теме относятся эти даты, а потом уже логически определить и события. Опережающие задания с целью подготовки реферата и сообщения развивают умение работать с источниками (литература, электронная энциклопедия, Интернет). Электронную презентацию готовлю и я сама, и дети.
  • Второй год я готовлю задания олимпиады по истории по принципу «выполняем дома». Во время проведения Недели истории даю 3-4 дня на выполнение олимпиадных заданий. Это такие задания, которые требуют работы с различными источниками. С целью подготовки к всероссийскому игровому конкурсу «Золотое руно» я заранее на сайте конкурса узнаю предстоящую тему и составляю вопросы и задания. Так мы заранее подготовились к двум конкурсам: о культуре и  истории Франции и «Портреты времени: 1860-1914», «Культурные столицы Европы». Меня и детей обрадовало то, что в заданиях конкурса «Золотое руно» были и те вопросы, которые были и в олимпиадных заданиях. Наша олимпиада стала семейной. Отрадно то, что на таких олимпиадах участвуют учащиеся со слабыми способностями. Конечно, не забываем об обычной форме олимпиады, рассчитанной на сильных учащихся.
  • Участие во всероссийском игровом конкурсе по мировой художественной культуре конкурсе «Золотое руно». Детям конкурс очень понравился. Есть такие, которые спрашивают о предстоящей теме и сами заглядывают на сайт.
  • Использую на уроках фрагменты готовых виртуальных уроков. Мне очень нравятся «Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия» из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Есть еще уроки серии «Просвещение», «Профильное обучение», аудиоучебники.
  • Интерес детей к предмету можно стимулировать демонстрацией  исторических фильмов. С этой целью я собираю DVD-исторические фильмы. В моей коллекции около 20-ти дисков серий «National Geographic», «Исторические боевики», «Золотая коллекция», «Историческое кино», «Великие правители и диктаторы», «Историческая коллекция» и др. Во время урока весь фильм невозможно посмотреть, только фрагменты. Поэтому я даю детям дома смотреть.
  • Чтобы обогатить кабинет материалами, в начале 3 четверти я даю детям задания – проекты по различным темам. Так нами сделаны папки «Правители России. Рюриковичи», «Правители России. Романовы», «Чудеса света», «Москва», «Санкт-Петербург» и по событиям истории России. Всего около 15-ти папок. Детям в наше время очень легко найти нужный материал.
  • Задания для переводного экзамена в 10 классе и другие итоговые работы в разных классах я стараюсь разнообразить – это и папки – проекты по определенной теме, рефераты, подкрепленные электронной презентацией и тесты с вариантами ответов и другие творческие задания.
  • Мои дети занимаются исследовательской работой по краеведению и другим темам. Под моим руководством учащимися нашей школы написано больше 10-ти докладов. Их работы отмечены на региональном уровне на Неустроевских, Охлопковских, Башаринских, Петровских чтениях (лауреат и первые места). Несколько лет участвовали на Всероссийском историческом конкурсе для старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХI». Как одна из лучших школ - участников три года из Москвы получали книжные призы, а работа Колодезниковой Маши в 2003 году была отмечена поощрительной грамотой. Два раза я получала от Оргкомитета конкурса благодарность за историко-просветительскую работу с молодежью и активную помощь в организации конкурса.
  • Я сделала классификацию собранного материала и создала Электронный справочник для учителей (Методический и дидактический материал по истории и МХК «Чудеса света»), который состоит из разработок уроков, презентаций и видеофильма.  Параллельно справочник для широкого круга пользователей составила моя ученица.
  •  По этим же материалам мы создали сайт sakhachudo.narod.ru.
  • И последнее: чтобы повысить интерес к предмету, нужно строить более продуманные уроки, составлять интересные, различные по степени трудности задания.

Вывод: За 3 года, на мой взгляд, интерес к предмету заметно повысился:

  • Простое наблюдение показывает позитивное отношение к урокам истории.
  • Анкетирование, проведенное в ноябре 2008 года, показало, что история многими считается необходимым предметом. Они указывают на широкую социальную, познавательную, мировоззренческую, личностную и деловую значимость предмета. Те, которые считают предмет интересным, объясняют это содержанием предмета, хаpaктером  отношений между учителем и учеником в процессе обучения, обозначают сложность заданий.
  • Количество учащихся, выбирающих историю на экзамене, увеличилось.


Повторительно-обобщающий урок-игра в 5-м классе по теме: "Древняя Греция"


    Повторительно-обобщающий урок-игра в 5-м классе по теме: "Древняя Греция"

      Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....

27 02 2024 19:32:46

"Кто хочет стать миллионером"


    "Кто хочет стать миллионером"

      Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...

26 02 2024 15:12:22

Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"


    Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"

      Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...

25 02 2024 20:55:15

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"


    Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

      Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

24 02 2024 10:39:26

Великие люди Великой Британии


    Великие люди Великой Британии

      The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....

23 02 2024 9:38:32

«Деятельность». Урок повторения по курсу обществознания, 10-й класс


    «Деятельность». Урок повторения по курсу обществознания, 10-й класс

      Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....

22 02 2024 13:23:42

Урок-викторина: обобщение и повторение по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир"


    Урок-викторина: обобщение и повторение по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир"

      Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....

21 02 2024 13:40:19

Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс


    Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс

      Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....

20 02 2024 15:16:47

Метод проекта с использованием информационных технологий в преподавании истории


    Метод проекта с использованием информационных технологий в преподавании истории

      Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....

19 02 2024 11:46:17

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

18 02 2024 21:26:34

Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс


    Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс

      Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....

17 02 2024 12:45:15

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"


    Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

      Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

16 02 2024 4:42:57

Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"


    Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"

      На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...

15 02 2024 5:38:54

"Государство на берегах Нила"


    "Государство на берегах Нила"

      Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....

14 02 2024 18:30:50

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"


    Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

      Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

13 02 2024 23:34:19

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории с элементами научного исследования


    Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории с элементами научного исследования

      Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....

12 02 2024 7:47:48

Урок по истории Древнего мира. 5-й класс. "Кастовое деление в Древней Индии"


    Урок по истории Древнего мира. 5-й класс. "Кастовое деление в Древней Индии"

      Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...

11 02 2024 15:51:41

Образование Российской империи


    Образование Российской империи

      Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....

10 02 2024 16:51:26

Уроки объяснения нового материала по теме "Право как особая система норм" в курсе обществознания 10-го класса


    Уроки объяснения нового материала по теме "Право как особая система норм" в курсе обществознания 10-го класса

      Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников. ...

09 02 2024 18:22:41

Урок-путешествие по учебнику Юдовской А.Я. "Новая история" по теме "Изменения в социальной структуре индустриального общества", 8-й класс


    Урок-путешествие по учебнику Юдовской А.Я. "Новая история" по теме "Изменения в социальной структуре индустриального общества", 8-й класс

      Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....

08 02 2024 17:44:58

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума


    Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

      К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

07 02 2024 18:11:52

Урок-игра "Избирательное право"


    Урок-игра "Избирательное право"

      Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...

06 02 2024 14:42:22

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"


    Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

      Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

05 02 2024 1:49:27

Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"


    Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

      Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....

04 02 2024 2:28:31

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"


    Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

      Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....

03 02 2024 20:20:30

Интеpaктивные технологии на уроках истории


    Интеpaктивные технологии на уроках истории

      В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....

02 02 2024 10:57:52

Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе


    Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе

      Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....

01 02 2024 23:38:48

Технология "Развитие критического мышления" на уроке истории "Реформы Александра II". 10-й класс


    Технология "Развитие критического мышления" на уроке истории "Реформы Александра II". 10-й класс

      Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....

31 01 2024 0:44:11

Урок по истории России XX века в 9-м классе "Оформление политической системы СССР в 30-е годы XX века"


    Урок по истории России XX века в 9-м классе "Оформление политической системы СССР в 30-е годы XX века"

      На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...

30 01 2024 6:16:46

Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта"


    Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта"

      Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....

29 01 2024 3:26:16

Культура России в эпоху Петра I


    Культура России в эпоху Петра I

      Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....

28 01 2024 20:21:42

Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся


    Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся

      Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...

27 01 2024 17:26:17

Урок истории в 5-м классе "Путешествие в Древний мир"


    Урок истории в 5-м классе "Путешествие в Древний мир"

      Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....

26 01 2024 7:22:27

Проект "Непарадная война"


    Проект "Непарадная война"

      В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....

25 01 2024 6:29:31

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания


    Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания

      Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....

24 01 2024 17:15:43

Апробация УМК Е.Е. Вяземского, В.Л. Шестакова, М.М. Горилова "История Отечества XX – начала XXI в."


    Апробация УМК Е.Е. Вяземского, В.Л. Шестакова, М.М. Горилова "История Отечества XX – начала XXI в."

      В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы. ...

23 01 2024 20:24:40

Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"


    Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"

      Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах. Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе. Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент. ...

22 01 2024 0:14:34

Урок по истории "Вклад жителей Красноуфимска в дело победы в Великой Отечественной войне"


    Урок по истории "Вклад жителей Красноуфимска в дело победы в Великой Отечественной войне"

      Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....

21 01 2024 15:15:58

Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)


    Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

      В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....

20 01 2024 7:15:10

Игра "Заглянем в прошлое"


    Игра "Заглянем в прошлое"

      Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...

19 01 2024 14:29:33

Мультимедийная презентация на уроках истории


    Мультимедийная презентация на уроках истории

      Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

18 01 2024 14:45:51

Основные политические центры в период раздробленности Руси


    Основные политические центры в период раздробленности Руси

      Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....

17 01 2024 14:56:54

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

16 01 2024 4:40:28

Путешествие в мир истории


    Путешествие в мир истории

      Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....

15 01 2024 6:15:38

Фашистское нашествие. Первые неудачи


    Фашистское нашествие. Первые неудачи

      Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....

14 01 2024 5:39:43

Ассирийская держава


    Ассирийская держава

      Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....

13 01 2024 11:16:26

Праздник "Родина любимая моя"


    Праздник "Родина любимая моя"

      Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....

12 01 2024 13:54:52

Культура стран Запада в первой половине ХХ века


    Культура стран Запада в первой половине ХХ века

      Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

11 01 2024 21:41:59

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе


    Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

      Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....

10 01 2024 3:41:33

Внеклассное занятие для учащихся 7-го класса "Жизнь феодалов"


    Внеклассное занятие для учащихся 7-го класса "Жизнь феодалов"

      На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм". ...

09 01 2024 14:54:35

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::