Либеральные реформы 60–70-х г. XIX века и их вклад в модернизацию России
Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме «Либеральные реформы 60-70-х гг.», дать им оценку и их вкладу в модернизацию России.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества, в случае их незавершенности, об исторических альтернативах (консервативная, либеральная, лево-радикальная) для страны;
- Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы¸ аргументировать свою точку зрения; развивать коммуникативную культуру;
- Воспитательные: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны и ее политическим деятелям.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Название темы учебного курса: Данилов Д.Д., Клоков В.А. Российская история. XIX – начало ХХ века: Учебник для 8-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2005. Гл. 3. Освободительные реформы Александра II.
ЦОР: Презентация в программе Microsoft Power Point.
Цель дидактического материала: способствовать структурированию, систематизации, качественному обобщению изученного ранее материала, а, следовательно, и лучшему его усвоению. (Презентация состоит из 40 слайдов.)
- Дидактический материал может быть использован учителем, как на обобщающем уроке, так и при изучении нового материала (отдельные слайды).
- Дидактический материал могут использовать учащиеся при подготовке к ГИА или к зачетам по теме.
Ресурсы дидактического материала:
- http://dic.academic.ru – СПбГУ
- http://www.diary.ru/~monarchies – портреты царя
- http://www.shpl.ru – исторические сайты
- http://www.history.ru
- http://www.hist.msu.ru
- http://artclassic.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Коллекция МХК
- http://www.world-history.ru/thisday.phtml – сайт мировой истории
- http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/10.htm (Проект: Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ)
План урока
Работа с учащимися организуется в соответствии с ходом презентации, в ходе которой идет поиск ответа на поставленный в начале урока проблемный вопрос: Каким образом либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века способствовали модернизации России?
Чтобы ответить на этот вопрос начинается работа по оценке реформ, проводимых Александром II. Для осмысления отобрано 5 реформ (слайд 4):
дата |
реформа |
19.02.1861 |
крестьянская |
01.01.1864 |
земская |
1863-1864 |
образования |
20.11.1864 |
судебная |
1861-1874 |
военная |
Вначале устанавливаются межкурсовые связи. Повторение понятия «либерализм» из курса Новой истории (слайды 5, 6).
Либерализм (от латинского слова liberalis – свободный) – идейное и общественно-политическое течение. Возникло в Европе в 17-18 вв. Провозглашало принцип гражданских, политических, экономических свобод.
Дается визуальный ряд:
- перечень основных идей;
- портреты родоначальников либерализма: Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, А. Смита, Ш.Монтескье.
Повторение термина«модернизация» (слайд 8). Изображение паровоза, как символа «промышленной революции» (картинка-«подсказка»). После работы с термином высвечивается определение понятия «модернизация».
Далее начинается систематизация знаний в ходе заполнения таблицы (слайд 9). Модернизация – то, что способствовало развитию. Традиционализм – то, что тормозило, оставалось прежним и мешало развитию.
Реформы |
Модернизация |
Традиционализм |
крестьянская |
|
|
земская |
|
|
образования |
|
|
судебная |
|
|
военная |
|
|
Слайды 10, 13, 17, 20, 23 – отражение какой-либо реформы в произведениях искусства – эмоциональное воздействие, воспитание культурного человека, актуализация, быстрое «погружение» в проблему и лучшее закрепление.
10. Репродукция картины Б. Кустодиева «Чтение Манифеста» - крестьянская реформа.
13. Репродукция картины Г. Мясоедова «Земство обедает» - земская реформа.
17. Фотография С.-Петербургского университета. Это историческое здание Двенадцати коллегий – архитектор Дж.Трезини – реформа образования.
20. Репродукция картины В. Маковского «Оправданная» - судебная реформа.
23. Панорама. Оборона Севастополя – военная реформа. Здесь же помещен проблемный вопрос – Почему Россия проиграла в Крымской войне?
Слайды 10, 11, 12 – посвящены анализу крестьянской реформы.
Схема анализа:
- закрепление через повторение понятий и терминов реформы.
- заполнение отделов таблицы – фиксация выводов – психологически очень важный момент.
По такой же схеме идет анализ каждой из заявленных реформ (слайд 4).
Слайды 13, 14, 15, 16 – земская реформа
Слайды 17, 18, 19 – реформа образования
Слайды 20, 21, 22 – судебная реформа
Слайды 23, 24, 25, 26 – военная реформа
Слайды 27, 28, 29 посвящены обсуждению проблемы «Судьба реформатора в России».
Слайды 27–28. Российские либералы, которые принимали участие в разработке реформ.
29. Александр II и российские либералы.
Портрет царя. Художник Ботман Е.И.
Проблемный вопрос: Какова судьба российских реформаторов-либералов?
– Отправлены в отставку, им на смену пришли консерваторы.
Вывод делают учащиеся: царь колeблется между модернизацией и традиционализмом. Действиями правительства недовольно всё общество. Усиливается радикальный элемент. «Народная воля» готова совершать теpaкты.
Учитель обращает внимание на историческую личность М. Лорис-Меликова, пытавшегося, находясь на посту министра внутренних дел, навести порядок в стране и продолжать реформы (так называемая «диктатура сердца»), трaнcформируя Россию в конституционную монархию.
30. Учащиеся сверяют свои выводы с информацией слайда.
31. Трагедия реформатора.
Задание. Назвать трагическое событие, изображенное на рисунке.
32. Эмоциональное запоминание исторического факта.
Храм Воскресения Христова («Спас на крови») – воздвигнут на месте гибели Александра II в результате теpaкта.
33. Современная оценка деятельности Александра II. Связь с современностью.
Изображение памятника Александру II, воздвигнутого в 2005 г. (скульптор А. Рукавишников) с западной стороны от Храма Христа Спасителя в Москве.
34. Подведение итогов правления Александра II, в котором главным было проведение реформ.
Слайды 35, 36, 37, 38, 39 – тестовые задания, закрепляющие материал урока, составленные в форме ГИА.
40. Ключ к тестам.
Урок завершается комментарием учителя по выполнению домашнего задания (слайд 40).
Домашнее задание.
Написать эссе (небольшое сочинение-рассуждение с изложением своего мнения).
I уровень. «Александр II – Освободитель?»
II уровень. «Чего не сделал Александр II, и кто был недоволен?».
III уровень. «Александр II – либерал?»
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа. В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции). ...
18 03 2024 8:54:54
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
17 03 2024 6:13:47
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
16 03 2024 16:18:37
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
15 03 2024 0:16:17
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
14 03 2024 19:11:35
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
13 03 2024 12:42:29
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
12 03 2024 4:28:56
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
11 03 2024 17:14:18
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
10 03 2024 6:52:43
Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....
09 03 2024 10:36:37
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
08 03 2024 4:46:57
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....
07 03 2024 16:22:46
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
06 03 2024 7:45:41
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
05 03 2024 16:56:55
Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
04 03 2024 4:57:30
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
03 03 2024 0:32:22
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
02 03 2024 19:55:52
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
01 03 2024 8:20:19
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
29 02 2024 23:14:44
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
28 02 2024 7:57:13
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
27 02 2024 17:41:46
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
26 02 2024 10:25:35
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности. ...
25 02 2024 12:11:28
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
24 02 2024 10:48:43
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
23 02 2024 13:32:18
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
22 02 2024 0:28:10
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...
21 02 2024 6:20:40
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
20 02 2024 0:19:53
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
19 02 2024 12:39:25
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
18 02 2024 20:25:32
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
17 02 2024 6:11:26
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
16 02 2024 13:30:18
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
15 02 2024 7:22:17
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
14 02 2024 16:11:54
Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....
13 02 2024 9:34:40
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
12 02 2024 9:55:17
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
11 02 2024 14:50:42
В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
10 02 2024 16:13:21
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
09 02 2024 3:37:55
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
08 02 2024 18:12:16
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования. ...
07 02 2024 17:12:15
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
06 02 2024 16:51:57
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
05 02 2024 13:32:41
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
04 02 2024 18:38:21
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
03 02 2024 14:49:26
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
02 02 2024 14:21:14
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
01 02 2024 20:58:21
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...
31 01 2024 17:26:18
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
30 01 2024 10:30:34
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
29 01 2024 17:44:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::