Либеральные реформы 60–70-х г. XIX века и их вклад в модернизацию России > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Либеральные реформы 60–70-х г. XIX века и их вклад в модернизацию России


    Либеральные реформы 60–70-х г. XIX века и их вклад в модернизацию России

Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме «Либеральные реформы 60-70-х гг.», дать им оценку и их вкладу в  модернизацию России.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества, в случае их незавершенности, об исторических альтернативах (консервативная, либеральная, лево-радикальная) для страны;
  • Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы¸ аргументировать свою точку зрения; развивать коммуникативную культуру;
  • Воспитательные: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны и ее политическим деятелям.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Название темы учебного курса: Данилов Д.Д., Клоков В.А. Российская история. XIX – начало ХХ века: Учебник для 8-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2005. Гл. 3. Освободительные реформы Александра II.

ЦОР:  Презентация в программе Microsoft Power Point.

Цель дидактического материала: способствовать структурированию, систематизации, качественному обобщению изученного ранее материала, а, следовательно, и лучшему его усвоению. (Презентация состоит из 40 слайдов.)

  • Дидактический материал может быть использован учителем, как на обобщающем уроке, так и при изучении нового материала (отдельные слайды).
  • Дидактический материал могут использовать учащиеся при подготовке к ГИА или к зачетам по теме.

Ресурсы дидактического материала:

  1. http://dic.academic.ru – СПбГУ
  2. http://www.diary.ru/~monarchies – портреты царя
  3. http://www.shpl.ru – исторические сайты
  4. http://www.history.ru
  5. http://www.hist.msu.ru
  6. http://artclassic.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Коллекция МХК
  7. http://www.world-history.ru/thisday.phtml – сайт мировой истории
  8. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/10.htm (Проект: Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ)

План урока

Работа с учащимися организуется в соответствии с ходом презентации, в ходе которой идет поиск ответа на поставленный в начале урока проблемный вопрос: Каким образом либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века способствовали модернизации России?

Чтобы ответить на этот вопрос начинается работа по оценке реформ, проводимых Александром II. Для осмысления отобрано 5 реформ (слайд 4):

дата

реформа

19.02.1861

крестьянская

01.01.1864

земская

1863-1864

образования

20.11.1864

судебная

1861-1874

военная

Вначале устанавливаются межкурсовые связи. Повторение понятия «либерализм» из курса Новой истории (слайды 5, 6).

Либерализм (от латинского слова liberalis – свободный) – идейное и общественно-политическое течение. Возникло в Европе в 17-18 вв.  Провозглашало принцип гражданских, политических, экономических свобод.

Дается визуальный ряд:

  • перечень основных идей;
  • портреты родоначальников либерализма: Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, А. Смита, Ш.Монтескье.

Повторение термина«модернизация» (слайд 8). Изображение паровоза, как символа «промышленной революции» (картинка-«подсказка»). После работы с термином высвечивается определение понятия «модернизация».

Далее начинается систематизация знаний в ходе заполнения таблицы (слайд 9). Модернизация – то, что способствовало развитию. Традиционализм – то, что тормозило, оставалось прежним и мешало развитию.

Реформы

Модернизация

Традиционализм

крестьянская

 

 

земская

 

 

образования

 

 

судебная

 

 

военная

 

 

Слайды 10, 13, 17, 20, 23 – отражение какой-либо реформы в  произведениях искусства – эмоциональное воздействие, воспитание культурного человека, актуализация, быстрое «погружение» в проблему и лучшее закрепление.

10. Репродукция  картины Б. Кустодиева «Чтение Манифеста» - крестьянская реформа.

13. Репродукция  картины Г. Мясоедова «Земство обедает» - земская реформа.

17. Фотография С.-Петербургского университета. Это историческое здание Двенадцати коллегий – архитектор Дж.Трезини – реформа образования.

20. Репродукция  картины В. Маковского «Оправданная» - судебная реформа.

23. Панорама. Оборона Севастополявоенная реформа. Здесь же помещен проблемный вопрос – Почему Россия проиграла в Крымской войне?

Слайды 10, 11, 12 – посвящены анализу крестьянской реформы.

Схема анализа:

  • закрепление через повторение понятий и терминов реформы.
  • заполнение отделов таблицы – фиксация выводов – психологически очень важный момент.

По такой же  схеме идет анализ каждой из заявленных реформ (слайд 4).

Слайды 13, 14, 15, 16 земская реформа

Слайды 17, 18, 19реформа образования

Слайды 20, 21, 22судебная реформа

Слайды 23, 24, 25, 26военная реформа

Слайды 27, 28, 29 посвящены обсуждению проблемы «Судьба реформатора в России».

Слайды 27–28. Российские либералы, которые принимали участие в разработке реформ.

29. Александр II и российские либералы.

Портрет царя. Художник Ботман Е.И.

Проблемный вопрос: Какова судьба российских реформаторов-либералов?

– Отправлены в отставку, им на смену пришли консерваторы.

Вывод делают учащиеся: царь колeблется между модернизацией и традиционализмом. Действиями правительства недовольно всё общество. Усиливается радикальный элемент. «Народная воля» готова совершать теpaкты.

Учитель обращает внимание на историческую личность М. Лорис-Меликова, пытавшегося, находясь на посту министра внутренних дел, навести порядок в стране и продолжать реформы (так называемая «диктатура сердца»), трaнcформируя Россию в конституционную монархию.

30. Учащиеся сверяют свои выводы с информацией слайда.

31. Трагедия реформатора.

Задание. Назвать трагическое событие, изображенное на рисунке.

32. Эмоциональное запоминание исторического факта.

Храм Воскресения Христова («Спас на крови») – воздвигнут на месте гибели Александра II в результате теpaкта.

33. Современная оценка деятельности Александра II. Связь с современностью.

Изображение памятника Александру II,  воздвигнутого в 2005 г. (скульптор А. Рукавишников) с западной стороны от Храма Христа Спасителя в Москве.

34. Подведение итогов правления Александра II, в котором главным было проведение реформ.

Слайды 35, 36, 37, 38, 39 – тестовые задания, закрепляющие материал урока, составленные в форме ГИА.

40. Ключ к тестам.

Урок завершается комментарием учителя по выполнению домашнего задания (слайд 40).

Домашнее задание.

Написать эссе (небольшое сочинение-рассуждение с изложением своего мнения).

I уровень.    «Александр II – Освободитель?»

II уровень.   «Чего не сделал Александр II, и кто был недоволен?».

III уровень.  «Александр II – либерал?»




Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....

26 01 2022 22:43:56

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"


    "Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

      Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

25 01 2022 16:46:28

Интегрированный урок (английский язык + история) "Как разнообразен этот мир"


    Интегрированный урок (английский язык + история) "Как разнообразен этот мир"

      Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках. ...

24 01 2022 22:55:21

Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"


    Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"

      Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...

23 01 2022 17:54:36

Интеpaктивный урок-суд "Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор?"


    Интеpaктивный урок-суд "Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор?"

      Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным. ...

22 01 2022 11:54:44

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"


    Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

      Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

21 01 2022 5:25:45

"Путешествие в Мастербург, или Ремесло в средневековом городе"


    "Путешествие в Мастербург, или Ремесло в средневековом городе"

      Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....

20 01 2022 7:16:31

Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов


    Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов

      Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....

19 01 2022 2:35:59

Урок истории по теме "Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!"


    Урок истории по теме "Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!"

      Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....

18 01 2022 9:44:59

Внешняя политика России в XVIII веке


    Внешняя политика России в XVIII веке

      В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

17 01 2022 13:41:21

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"


    Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

      Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

16 01 2022 2:25:16

Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.


    Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...

15 01 2022 5:29:23

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"


    Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

      В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

14 01 2022 22:21:13

Символы молодёжи России


    Символы молодёжи России

      Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам. ...

13 01 2022 21:11:25

"Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя"


    "Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя"

      На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления. ...

12 01 2022 19:51:52

Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс

      В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....

11 01 2022 22:41:20

Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс


    Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс

      В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....

10 01 2022 2:49:14

Смутное время: а была ли альтернатива?


    Смутное время: а была ли альтернатива?

      За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....

09 01 2022 13:31:24

"Культура Руси второй половины XIII – XV веков". Урок-экскурсия


    "Культура Руси второй половины XIII – XV веков". Урок-экскурсия

      Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....

08 01 2022 10:29:48

Толерантность


    Толерантность

      Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...

07 01 2022 20:26:14

Научно-проектная конференция по краеведению


    Научно-проектная конференция по краеведению

      В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....

06 01 2022 6:13:36

"Дворцовые перевороты". 7-й класс


    "Дворцовые перевороты". 7-й класс

      Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...

05 01 2022 9:29:58

Работаем самостоятельно. Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания


    Работаем самостоятельно. Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

      Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....

04 01 2022 20:10:57

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе


    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

      В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....

03 01 2022 3:41:17

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

02 01 2022 20:34:35

Повторительно-описательный урок по теме "Древняя Греция: Код истории"


    Повторительно-описательный урок по теме "Древняя Греция: Код истории"

      На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде. ...

01 01 2022 2:48:51

"В потомках ваше имя оживет". Сценарий краеведческой литературно-музыкальной гостиной к 180-летию восстания декабристов


    "В потомках ваше имя оживет". Сценарий краеведческой литературно-музыкальной гостиной к 180-летию восстания декабристов

      Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...

31 12 2021 18:44:15

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

30 12 2021 18:24:39

Урок истории по теме "Октябрь 1917 г. в оценках современников и историков"


    Урок истории по теме "Октябрь 1917 г. в оценках современников и историков"

      Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....

29 12 2021 20:37:23

Урок "Петр I", 10-й класс


    Урок "Петр I", 10-й класс

      Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

28 12 2021 0:23:58

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"


    Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

      Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

27 12 2021 2:45:47

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

26 12 2021 7:29:32

Урок-исследование: "Образование государства Русь"


    Урок-исследование: "Образование государства Русь"

      Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....

25 12 2021 17:11:52

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром


    Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

      Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...

24 12 2021 7:13:36

Русская Православная Церковь во второй половине XIX века


    Русская Православная Церковь во второй половине XIX века

      Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....

23 12 2021 13:23:47

Урок истории по теме "Политический кризис накануне революции 1917 года". 9-й класс


    Урок истории по теме "Политический кризис накануне революции 1917 года". 9-й класс

      На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....

22 12 2021 11:53:23

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 12 2021 14:43:33

Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"


    Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"

      Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....

20 12 2021 11:54:12

Методическая разработка "Афророссияне, или Приключения африканцев в России"


    Методическая разработка "Афророссияне, или Приключения африканцев в России"

      Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....

19 12 2021 21:45:57

Викторина "Урок-повторение "Русь в X – начале XIII вв."


    Викторина "Урок-повторение "Русь в X – начале XIII вв."

      Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...

18 12 2021 23:37:33

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

17 12 2021 12:10:36

Игра по истории, посвящённая 23 февраля "Надёжный щит Отечества"


    Игра по истории, посвящённая 23 февраля "Надёжный щит Отечества"

      Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....

16 12 2021 23:32:18

Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории


    Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории

      В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности. ...

15 12 2021 22:25:43

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

14 12 2021 3:12:37

Культура стран Запада в первой половине ХХ века


    Культура стран Запада в первой половине ХХ века

      Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

13 12 2021 20:23:48

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия


    Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

      На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...

12 12 2021 14:42:58

Урок по теме "Конституция"


    Урок по теме "Конституция"

      Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....

11 12 2021 1:23:52

Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"


    Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"

      Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....

10 12 2021 12:51:32

Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"


    Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

      Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....

09 12 2021 21:59:41

Нравственные основы семьи и бpaка


    Нравственные основы семьи и бpaка

      Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...

08 12 2021 5:21:31

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::