Авторская программа по краеведению "Родная сторона" (10-й класс)
Краеведение - дело благородное, рожденное глубоким искренним чувством. Это история Отечества, но не в далеких отблесках зарниц, а по-домашнему родная, потому что гордость и зримые утраты живут в ней рядышком, возле твоего дома или на соседней улице и есть в ней свои предания и легенды. С.Л. Агафонов
Объект изучения: история и культурное наследие Нижегородчины, Васильсурского уезда, Спасского района, села Вазьянка и ее округи.
Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. Краеведение давно стало одним из самостоятельных школьных предметов .. Несколько лет назад в Нижегородской области начался эксперимент по внедрению изучения местного краеведческого материала в рамках курса Нижегородоведение во 2-4 классах. Авторская программа "Родник", предназначенная для учащихся 5 класса и рассчитанная на 35 часов уже два года преподается в Вазьянской средней школе Спасского района как школьный компонент .В 7 классе также изучается краеведение как обязательный региональный компонент. Но авторская программа "Родная сторона" предназначен для 10 класса. Он является логическим дополнением к школьному предмету краеведение и позволяют охватить старшую возрастную ступень образовательного процесса. Образуется преемственное изучение краеведения. Если в начальной школе дети изучают материал в ознакомительном порядке, то в 5 классе получают более серьезные знания и умения не только по истории Малой Родины, но и впервые по истории Нижегородчины, для более успешного перехода к предмету краеведение в 7 классе. Большое значение в курсе "Родник" придается игровым приемам, дети включаются в с процесс исследовательской и творческой деятельности.. В то время как в авторской программе "Родная сторона" в10 классе предполагается более осознанное освоение прошлого не только села, но и Васильсурского уезда/ в который ранее входила Вазьянка/, формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а заем и применить на пpaктике.
Курс "Родная сторона" призван также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Цель курса: Приобщение учащихся к истории Малой Родины
Основные задачи:
- Формирование знаний по истории Малой Родины.
- Развитие личностной культуры как основы любви к Родине.
- Способствовать развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков.
- Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории, привьются навыки работы с архивными материалами.
Программа предусматривают разнообразные формы исследования краеведческого материала: работа в музеях, изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Могут вводиться различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Данная программы нацеливает на формирование архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Программа призвана развивать навык выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использовать проектную методику и мультимедийный комплекс.
Методы определения результативности:
Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений. знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы. анкетирование, отслеживание мастерства выступления на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения экскурсий.
Поурочное тематическое планирование. 35 часов.
№ урока | Содержание курса | Методические рекомендации |
1 | Введение. | Урок-лекция |
Раздел 1. Нижегородчина и моя Малая Родина. | ||
2 | Историография Нижегородской области. | Комбинированный урок |
3 | Виды источников. | Пpaктическое занятие. |
4 | История административного деления округи. | Пpaктическое занятие. |
5 | Пpaктическая работа с картой. Вспомогательные исторические дисциплины. |
Пpaктическое занятие. |
6 | Археологическое прошлое. Коренное население на территории Васильского уезда. |
Урок-беседа |
7 | Летописец. Заселение округи. Знатные села:Воротынец,Лысково, Макарьев. | Комбинированный урок. |
8 | Васильсурск. | Заочная экскурсия. |
9 | Спасская земля в 14-18 веках. | Урок с элементами викторины |
10 | Возникновение татарских поселений. | Урок-лекция |
11 | Православные храмы округи. | Фото-экскурсия |
12 | Маровский монастырь. | Эвристическая беседа |
13 | Маровский монастырь. | Урок-экскурсия |
14 | Васильское старообрядчество. | Комбинированный урок |
15 | Дворянские гнезда на территории уезда. | Урок-конференция |
16 | Спасская волость в 19 веке. Ярмарка. | Урок с элементами викторины |
16 | Отражение Великих реформ в Васильском уезде. | Урок-лекция |
17-18 | Промыслы. | Урок- пpaктикум |
19 | Просвещение и школы. | Комбинированный урок |
20 | Земская медицина. | Урок-лекция |
21 | Повторение | Работа с документами |
Раздел 2. Вазьянка - милое сердцу село. | ||
22 | "Вазьянка..Никифоровка тож". | Эвристическая беседа |
23 | Быт вазьянцев. | Урок с элементами викторины |
24 | Вазьянские посиделки. | Театрализованный урок |
25 | Вазьянский храм. | Экскурсия |
26 | История Вазьянской школы. | Урок-презентация |
27 | Коллективные хозяйства округи. | Урок с опережающим заданием. |
28 | Годы опаленные войной. | Бинарный урок. |
29 | Моя семья в истории страны. | Семинар |
30 | Экскурсия в Спасский районный музей | Экскурсия |
31 | Музей Боевой славы | Экскурсия |
32 | Достойные люди родной земли. | Урок с опережающим заданием |
33 | Исследовательская краеведческая конференция. | Урок-конференция |
34 | Повторение | Работа с документами. |
35 | Итоговый урок | Урок-викторина |
Содержание курса.
Введение. Знакомство с предметом. Цели и задачи курса. Каждому мила своя сторона.
Раздел 1. Нижегородчина и моя Малая Родина с древности до 20 века.
- Историография Нижегородской области.
- Основные этапы изучения Нижегородской земли краеведами.
- Нижегородский летописец.
- НГУАК А.Мельников-Печерский.
- Советский период. Записки краеведов.
- Современное состояние.
- Исследователи Спасской земли: Михалев П.А. , Ледров С.М.
Виды источников Вещественные и письменные источники(актовые, канцелярские, норративные, картографические, научные, личнописьменные, художественные, периодические.)
История административного деления округи. Княжества. Уезды. Станы Образование Нижегородской губернии. Административная реформа Екатерины 2 ( Васильсурский уезд). Реформы Советской власти. Образование Горьковской области и Спасского района. Нижегородская область.
Пpaктическая работа с картой. Карты Нижегородской области. Сравнительный исторический анализ. Работа с легендой карты.
Вспомогательные исторические дисциплины. Вспомогательные исторические дисциплины в краеведении .Этнография. Топонимика Ономастика. Ойконимы , Гидронимы. Патронимы и т.д.
Археологическое прошлое. Васильсурский уезд в контексте археологического наследия.
Исследования Льва Даля и Николая Демидова.
Коренное население на территории Васильского уезда. Культурное и историческое наследие финно-угорских племен. Чуваши, мари, мордва, мурома, черемисы, Печора и т.д.
Летописец. Заселение округи. Знатные села: Дикое Поле. Проникновение славян на территорию порубежья. Первые поселения 14 века. Основание с.Спасского в 1399 г. Разнежье, Курмыш и т.д.
Воротынец, Лысково, Макарьев. Разорение Нижегородского Поволжья полчищами Эдигея. Битва под Лысковом 1411 г. Оленина гора. Основание Макарьев-Желтоводского монастыря 1435г. Родовое поместье князя Воротынского и его дальнейшая судьба.
Васильсурск. Казанские походы. Васильсурская крепость 1523 г.. Географическое положение и специфика образования уезда. Город Василь на Суре.
Спасская земля в 14-18 веках. Грамота Саввы Сюзева Нижегородскому Благовещенскому монастырю. Легенда о Карашевом колодце. Восстановление Спасской пустоши в н 15в. Казанские войны в сер.50-х г.г. 16 века .Освоение Спасской округи после 1621 г. Патриаршее село в 17 Бунташном веке. Влияние указа Екатерины 2 1764г. о секуляризации.
Возникновение татарских поселений. Пьянское побоище 1377 г. Основание Казанского ханства Улу-Мухаммедом В 13-14 веках порубежье - спopная территория. Базлово, Тукай, Татарское Маклаково = поселения наследников ордынских воинов , осевших в пойме р.Пьяна.
Православные храмы округи. Православный храм как вершина русского зодчества Спасо-Преображенский храм с. Спасского, его восстановление в 1840 г. Церковь во имя Зачатия Иоанна Предтечи .с. Прудищи Храм Иоанна Богослова в с. Вазьянка и др.
Маровский монастырь. Основание Маровского Кресто-Воздвиженского монастыря в 1632 г. "Повесть о создании ..пустыни.." Макарий Вороновых. Архитектурный комплекс. Ярмарка. Игумен Павел Маровский, Игнатий Римский-Корсаков. Маровские легенды.
Маровский монастырь. Крестомаровская женская общежительная пустынь 1891г. Чудотворные иконы монастыря Закрытие общины в 20-х г.г. 20 столетия. Современное состояние.
Васильское старообрядчество. Старообрядчество как феномен русской религиозной жизни. Толки и согласия на территории Васильсурского уезда Государственная религиозная политика и ее отражение в Васильсурском уезде
Дворянские гнезда на территории уезда. "Дворянство- главный нерв государства". Родовые поместья : Демидовых, Оболенских , Шереметьевых, Зубовых и др.
Спасская волость в 19 веке. Указ губернатора 1831г. Ярмарка. Село Спасское - "двигатель промышленности в Васильсурском уезде".
Отражение Великих реформ в Васильском уезде. Экономическая и социальная хаpaктеристика Васильсурского уезда в сер 19 - начале 20 веков. Васильсурское земство и его деятельность.
Промыслы. Кустари. Местные Васильсурские промыслы: гончарное, пеньковое, поташное производства, мыловарение, плотничество, скорнячество, шитье голиц, бондарничество, плетение лаптей. Земледельческие промыслы: льноводство, садоводство, хлеботорговля. Отхожие промыслы: бурлачество, рыболовство, извоз.
Просвещение и школы. Церковно-приходские школы в Васильсурском уезде Земское образование.Учительские династии. Очерки истории Спасской средней школы.
Земская медицина. Земские больницы в Васильсурском уезде. Деятельность участковых врачей. Медицина на селе.
Повторение. Повторение пройденного материала по разделу.
Раздел 2. Вазьянка - милое сердцу село.
"Вазьянка..Никифоровка тож". Первое упоминание села Вазьянка в 1626 году. Источники по истории села. (работа с архивным документом). Легенды и предания. Никифор Корсаков. План местности. Достопримечательности и постройки. Владельцы села. Мезенцева В.Н. Экономическая и социальная динамика .
Быт вазьянцев. Земледелие- основное занятие вазьянцев. Промыслы. Крестьянская изба и ее интерьер. Семья и жизненный хозяйственный цикл.
Вазьянские посиделки Праздники и обряды Фольклор. Игры и забавы.
Вазьянский храм. Внешний вид архитектурного здания.. Внутреннее убранство. Воспоминания старожилов о постройке храма в 1880-х г.г. 19 века. Иерей о. Александр Алфеев . Закрытие храма в 1936 г. Современное сотояние.
История Вазьянской школы . Страницы истории :Вазьянская церковно-приходская начальная школа -1889г.. Красно-Маровская средняя школа- 1927г. Школьный комплекс на Шаровом Бугре.. 1974г.- перевод средней школы в с.Вазьянку. 1985г.- возведение каменного здания Вазьянской средней общеобразовательной школы. Афонин А.А. .Успехи учителей и учащихся.
Коллективные хозяйсва округи. 1929г.-год великого перелома. Массовая коллективизация на Спасской земле. Летопись колхоза имени В.И.Ленина. Трудовые будни села и трудовые достижения. Афонин Д.И. Соловьев В.А.Зыбина З.А.
Годы опаленные войной. Спасский район в годы Великой Отечественной войны. Ратный и трудовой вклад вазьянцев в дело победы.
Моя семья в истории страны. Семейный архив. Презентация портфолио.
Экскурсия в Спасский районный музей Здание музея и его история. Музейная летопись.
Музей Боевой славы. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспонатами и экспозицией.
Достойные люди родной земли.
Исследовательская краеведческая конференция. Выступления учащихся с исследованиями по истории родного села, Спасского района и Нижегородчины.
Повторение. Подведение итогов главы.
Итоговый урок. Проведение викторины "Малая Родина".
Литература.
- Барадулин В.А. Учителю о народных промыслах. М.1979г.
- Вишнево-яблоневый край. Н.Новгород. 2004г.
- Гурбина Е.А. Традиции русской культуры . Волгоград. 2007г.
- Демидов Н.А. Исторический очерк Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Н. Новгород. 1884г.
- История Спасского района Нижегородской области в к.14-н.20 в.в. //сост. Ледров С.М. Спасское 1992г.
- Кутьина Е.П. Загадки для детей о природе родного края . Спасское .2007г..
- Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. М. 2001г.
- Ледров С.М. Спасский район вчера и сегодня. Спасское. 1994г.
- Ледров С.М. Церкви Спасского района Спасское 2000г.
- Мельников А. Нижегородская старина. Б/д.
- Морозова О.П., Ледров С.М. Уголок Святой Руси: село Вазьянка и Старые Мары. Н, Новгород. 2007г.
- Наш край. Н. Новгород 1997г.
- Спасская ярмарка. 175 лет. Спасское 2006г.
- Седов А.В. История массовой коллективизации в Нижегородском крае. Горький.1988г.
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
18 03 2024 12:42:26
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
17 03 2024 20:26:55
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
16 03 2024 6:33:47
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
15 03 2024 10:25:36
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
14 03 2024 19:36:21
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
13 03 2024 5:42:42
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира". ...
12 03 2024 14:48:29
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
11 03 2024 3:29:28
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
10 03 2024 22:12:34
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...
09 03 2024 8:34:57
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
08 03 2024 11:38:18
При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
07 03 2024 0:22:13
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно. ...
06 03 2024 21:47:30
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...
05 03 2024 6:16:37
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
04 03 2024 19:51:31
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
03 03 2024 20:23:43
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...
02 03 2024 16:13:13
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей. ...
01 03 2024 9:55:36
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
29 02 2024 1:52:12
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
28 02 2024 19:28:50
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
27 02 2024 1:32:48
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов". ...
26 02 2024 19:33:47
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
25 02 2024 16:37:33
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
24 02 2024 15:20:53
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
23 02 2024 10:24:28
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...
22 02 2024 22:50:46
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
21 02 2024 7:25:51
Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
20 02 2024 21:14:41
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
19 02 2024 23:55:15
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
18 02 2024 21:15:19
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
17 02 2024 10:21:10
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
16 02 2024 3:14:21
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
15 02 2024 17:47:57
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
14 02 2024 21:42:32
На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
13 02 2024 0:52:58
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
12 02 2024 4:58:35
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
11 02 2024 9:28:45
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
10 02 2024 21:44:25
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
09 02 2024 4:19:16
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
08 02 2024 4:12:27
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
07 02 2024 23:14:46
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
06 02 2024 4:21:22
Для современного этапа развития общества хаpaктерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Педагогический мониторинг качества образования – это отслеживание состояния учебного процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития обучающихся. Учителю педагогический мониторинг дает оперативную информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого материала....
05 02 2024 3:40:38
Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...
04 02 2024 23:58:11
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
03 02 2024 20:53:46
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
02 02 2024 23:54:28
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
01 02 2024 9:36:43
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
31 01 2024 20:43:58
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...
30 01 2024 15:59:10
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
29 01 2024 22:12:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::