Государственные символы России – герб, флаг, гимн
Цель: знакомство с историей развития государственных символов России – герба, флага и гимна.
Задачи:
- показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;
- способствовать развитию навыков аналитического мышления;
- сформировать уважительное отношение к государственной символике.
Тип урока: урок-лекция.
Ход урока
Учитель: Немецкий социальный психолог, философ Эрих Фромм писал: «Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума».
Вопрос учащимся: Как вы понимаете эти слова? Зачем государству нужны символы?
Учитель: К государственным символам любой страны относятся, прежде всего государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.
Эти символы – часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И потому все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. О них сегодня и пойдёт речь.
ГЕРБ
Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д.
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. На лицевой стороне печати помещено изображение всадника, поражающего копьём змия. Жители Московского государства XVI –XVII веков считали, что всадник изображал князя, государя, победившего своих врагов. На оборотной стороне печати изображался двуглавый орел с распростертыми крыльями и двумя коронами над головами. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. Эмблемы печати – всадник и орёл – стали восприниматься как официальные символы Российского государства. Объединение русских княжеств в государство Российское во времена Ивана III знаменовалось появлением российского герба - двуглавого орла.
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника ("ездца") - одного из древнейших символов княжеской власти на Руси. "Ездец" помещен в щите на гpyди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
XVII век. Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии - Михаиле Федоровиче - Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами. В 1645 году при сыне Михаила Федоровича - царе Алексее Михайловиче - появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на гpyди коронован тремя коронами. В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.
В годы правления Петра I в государственную геральдику России вошла новая эмблема - орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный был объявлен покровителем России. Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником. Следует отметить, что уже с 1710 года (на десятилетие раньше, чем Петр I был провозглашен императором (1721 г.), а Россия - империей) - над орлом стали изображать императорские короны. С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.
Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле".
Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил члeнам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла. В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником - наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На гpyди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Ге opгием наложенный на мальтийский крест. Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.
В первой половине XIX века изображения двуглавого очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах - не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии, факел. По-разному изображались крылья орла - поднятыми, опущенными, расправленными. При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла. Первый тип - орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Ге opгия на гpyди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом - Казанский, Астpaxaнский, Сибирский, на левом - Польский, Таврический, Финляндский.
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Ге opгий на гpyди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом - щиты с гербами Астpaxaни, Сибири, Грузии, Финляндии.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации. Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана. 23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астpaxaнского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского.
После Февральской революции 1917 года Временное правительство вернулось к государственному гербу времен Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.
Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства - РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б.Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.
8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "о Государственном гербе Российской Федерации". Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на гpyди - изображение всадника, поражающего копьем дpaкона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
ФЛАГ
Мы не знаем как выглядели первые знамёна у восточных славян. Возможно это были шесты без полотнищ, с прикреплёнными к ним пучками травы или конской гривы. Со временем появился матерчатый клин, крепившийся к древку. В Древней Руси знамя именовали стягом. Стяги были разной формы. Примечательно и происхождение слова "знамя". "Знамениями" называли изображения православных святынь. После того, как на стягах стали изображать св. Ге opгия и другие святые лики, они превратились в "знамения", а затем в "знамёна". Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы. Сложно сказать, какого цвета были знамёна на Руси. Вероятно, их цвета отличались разнообразием, Очень распространенным был красный цвет. Популярны были также гoлyбой, белый, даже чёрный цвета.
До XVII века Россия не имела единого государственного флага. Историю его возникновения можно проследить со времён царя Алексея Михайловича Романова, когда, в 1668 году, на воду был спущен первый русский военный корабль «Орёл». По просьбе голландского инженера О. Бутлера, царь Алексей Михайлович, приказал поднять на корабле первый флаг по образцу флага Нидерландов.
Цвет каждой полосы имеет свое смысловое значение. Белый цвет означает свободу, синий - Богородицу, которая издавна покровительствует России, красный - державность. По другой версии, белый цвет означал благородство, синий - честность, а красный - смелость и великодушие, присущее русским людям.
При Петре I триколор играет роль государственного флага и поднимается уже на всех кораблях стремительно развивающегося российского флота. В 1699—1700 гг. Петром I вводится новый штандарт и разpaбатываются новые варианты военно-морского флага. 20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. В начале Северной войны в сухопутной армии, а затем, постепенно, с 1703 по 1712 г. и на флоте утвердился Андреевский. "Флаг белой через которой синей крест Святого Андрея того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение".
Едва ли не каждый из правивших в России государей вносил изменения в рисунок флага. В 1858 году в царствование императора Александра II создается новый флаг: появляются желтые и черные полосы, изображение орла. Позже указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый «флаг гербовых цветов».
В 1883 году император Александр III повелел официальным флагом считать вновь красно-сине-белый триколор, а черно-золотой с белым стал символом первого лица государства.
Последний русский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.
После Октябрьской революции роль государственного флага в первые месяцы советской власти выполняло прямоугольное красное полотнище, не имевшее никаких надписей или эмблем. Позже Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 апреля 1918 года официальным флагом РСФСР было провозглашено красное знамя с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».
После семисотлетнего перерыва красно-золотая гамма снова возвращается в качестве официальной символики России. В 1924 году, когда образовался Союз ССР, официальным флагом государства становится красный флаг с золотым серпом и молотом и красной звездой в золотом обрамлении. В 1954 году был установлен новый вид флага РСФСР: красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага.
Семьдесят три года спустя, в 1991 г. после поражения августовского путча, трехцветные флаги вновь вернулись на улицы российских городов. Они появились еще в первые дни ГКЧП, а стотысячная манифестация в честь победы над заговорщиками шла уже под огромным полотнищем. 22 августа новый флаг взвился над Белым домом. Он утверждается государственным символом РСФСР, а затем и новой независимой России. 11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации».
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 года «О Дне Государственного флага Российской Федерации». Самый большой российский флаг поднят в Кремле - его размер три на четыре метра.
ГИМН
В комплексе опознавательных знаков, используемых государствами (название, герб, флаг, гимн) гимн занимает особое место, так как является самым общедоступным и самым общепонятным знаком. Герб и флаг не всегда оказываются под рукой, названия стран звучат по-разному в разных языках, гимн же всегда вместе с человеком, который помнит его мелодию, и если возникает необходимость продемонстрировать свою государственную принадлежность, может выполнить это, исполнив свой гимн.
В допетровской России государственные торжества - например, вступление на царский трон - сопровождались церковными песнопениями. Порой они длились весь день и, по сути, были всего лишь частью богослужения. Петр I решительно отменил эту традицию и ввел в пpaктику так называемые «виватные канты». Это были стихи и музыка, которая исполнялась в честь конкретного события, например, в честь победы в Полтавской баталии.
Пожалуй, единственной музыкой петровской эпохи, которую с натяжкой можно сравнить с гимном, был военный марш Преображенского полка. Автором слов к маршу был офицер Преображенского полка Сергeй Никифорович Марин. Этот марш любил сам Петр, любили преображенцы, нравился он и народу. Так исподволь была сформирована традиция: роль гимна России может сыграть только энергичная, бравая, наступательная, военная мелодия.
В конце XVIII в. был создан гимн – марш, потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательными победами А.В.Суворова, П.А.Румянцева и флотоводца, адмирала Ф.Ф.Ушакова. В декабре 1790 г. Русские воины под руководством Суворова взяли штурмом турецкую крепость Измаил. В честь этого события сподвижник Екатерины Великой Г.А.Потёмкин дал бал, где впервые прозвучал марш-полонез «Гром победы, раздавайся!». Этот гимн венчал многочисленные победы российского воина и российского оружия.
Авторами этого марша были поэт Г.Р. Державин и композитор О.А Козловский.
Первый официальный государственный гимн России обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией. Имя России гремело повсюду. В 1813 г. В Петербурге впервые исполнили «Песнь русскому царю» на мелодию английского гимна «Боже, храни короля!» автором которой был А.Х. Востков. В 1815 г. Появился новый текст песни под названием «Молитва русских». Автором строк был замечательный поэт В.А.Жуковский. Александр I распорядился исполнять «Молитву русских» полковым оркестрам при встрече императора. Так гимн приобрел официальный хаpaктер.
В феврале 1917 вместе с монархией ушел в прошлое и гимн «Боже, царя храни!».Если дореволюционный герб и гимн еще пытались приспособить к новому режиму, то с гимном, казалось, было покончено навсегда. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла «Марсельеза», которая воспринималась как революционная песня. Её авторы- поэт П.Л.Лавров и композитор А.К.Глазунов. «Марсельеза» стала гимном новой России.
В январе 1918 г. В Таврическом дворце в Петрограде открылся Третий всероссийский съезд Советов, делегаты которого стоя слушали новый гимн республики – «Интернационал». «Интернационал» был создан во Франции, автором русского перевода явился русский переводчик А.Я.Коц. С 1918 г.- это гимн РСФСР, а затем и СССР. «Интернационал» оставался гимном Советского Союза до 1944 г., когда был создан новый государственный гимн СССР.
В ночь на 1 января 1944г. По Всесоюзному радио прозвучал новый государственный гимн СССР. Предлагаемые тексты и музыка гимна рассматривались на конкурсной основе. Около 40 композиторов и 50 поэтов представили свои варианты. Предпочтение было отдано тексту поэта С.В.Михалкова и журналиста Г.А.Эль-Регистана. Автором музыки был композитор А.В.Александров.
Со второй половины 1950-х годов гимн СССР стал исполняться без текста. В 1977 г., когда страна принимала новую Конституцию, С.В.Михалков внес соответствующие поправки в текст гимна. Новая редакция была утверждена Президиумом Верховного Совета СССР 27 мая 1977г.
Но ничто не стоит на месте. В начале 90-х годов произошел распад СССР. Новому государству потребовался новый гимн. Долгое время Государственным гимном России официально считалась "Патриотическая песня" Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), написанная еще в 1834 году. Эта музыка без слов, написанная для оперы "Жизнь за царя", являлась гимном 10 лет – с 1991 до 2001 года.
Все течет, все меняется. И эта песня недолго оставалась гимном. Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года. Накануне нового XXI века у России появился новый гимн.
Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергeй Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР.
В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую матушку - Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями.
И подводя итог нашему уроку, давайте, ребята, вместе с вами ответим на вопрос: какую функцию в обществе выполняют государственные символы?
Приложение 1
Приложение 2
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
18 03 2024 6:39:29
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
17 03 2024 0:38:33
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
16 03 2024 20:40:16
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
15 03 2024 0:43:55
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
14 03 2024 11:17:41
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
13 03 2024 1:48:26
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
12 03 2024 0:47:28
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
11 03 2024 23:31:50
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
10 03 2024 23:49:50
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
09 03 2024 3:38:53
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
08 03 2024 5:43:39
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
07 03 2024 16:42:28
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
06 03 2024 2:57:52
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
05 03 2024 0:36:15
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
04 03 2024 18:40:16
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
03 03 2024 20:19:34
Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А.П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....
02 03 2024 2:11:18
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
01 03 2024 18:38:49
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
29 02 2024 11:40:15
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
28 02 2024 21:13:48
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
27 02 2024 23:48:25
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
26 02 2024 10:19:47
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
25 02 2024 6:55:49
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
24 02 2024 18:34:54
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...
23 02 2024 3:31:58
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...
22 02 2024 22:13:57
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
21 02 2024 4:53:57
Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
20 02 2024 2:24:31
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
19 02 2024 4:31:35
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
18 02 2024 12:55:12
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
17 02 2024 1:31:30
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
16 02 2024 17:27:15
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
15 02 2024 17:41:56
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
14 02 2024 0:14:55
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
13 02 2024 13:16:55
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
12 02 2024 8:31:59
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме. ...
11 02 2024 3:52:23
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...
10 02 2024 5:48:15
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
09 02 2024 14:22:52
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
08 02 2024 0:21:42
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
07 02 2024 5:39:27
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
06 02 2024 1:21:42
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
05 02 2024 22:49:55
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
04 02 2024 6:48:47
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...
03 02 2024 8:23:14
На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
02 02 2024 9:24:53
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
01 02 2024 7:32:50
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
31 01 2024 9:13:52
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
30 01 2024 7:39:58
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
29 01 2024 10:42:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::