Государственные символы России – герб, флаг, гимн
Цель: знакомство с историей развития государственных символов России – герба, флага и гимна.
Задачи:
- показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;
- способствовать развитию навыков аналитического мышления;
- сформировать уважительное отношение к государственной символике.
Тип урока: урок-лекция.
Ход урока
Учитель: Немецкий социальный психолог, философ Эрих Фромм писал: «Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума».
Вопрос учащимся: Как вы понимаете эти слова? Зачем государству нужны символы?
Учитель: К государственным символам любой страны относятся, прежде всего государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.
Эти символы – часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И потому все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. О них сегодня и пойдёт речь.
ГЕРБ
Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д.
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. На лицевой стороне печати помещено изображение всадника, поражающего копьём змия. Жители Московского государства XVI –XVII веков считали, что всадник изображал князя, государя, победившего своих врагов. На оборотной стороне печати изображался двуглавый орел с распростертыми крыльями и двумя коронами над головами. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. Эмблемы печати – всадник и орёл – стали восприниматься как официальные символы Российского государства. Объединение русских княжеств в государство Российское во времена Ивана III знаменовалось появлением российского герба - двуглавого орла.
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника ("ездца") - одного из древнейших символов княжеской власти на Руси. "Ездец" помещен в щите на гpyди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
XVII век. Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии - Михаиле Федоровиче - Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами. В 1645 году при сыне Михаила Федоровича - царе Алексее Михайловиче - появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на гpyди коронован тремя коронами. В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.
В годы правления Петра I в государственную геральдику России вошла новая эмблема - орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный был объявлен покровителем России. Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником. Следует отметить, что уже с 1710 года (на десятилетие раньше, чем Петр I был провозглашен императором (1721 г.), а Россия - империей) - над орлом стали изображать императорские короны. С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.
Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле".
Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил члeнам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла. В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником - наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На гpyди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Ге opгием наложенный на мальтийский крест. Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.
В первой половине XIX века изображения двуглавого очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах - не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии, факел. По-разному изображались крылья орла - поднятыми, опущенными, расправленными. При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла. Первый тип - орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Ге opгия на гpyди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом - Казанский, Астpaxaнский, Сибирский, на левом - Польский, Таврический, Финляндский.
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Ге opгий на гpyди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом - щиты с гербами Астpaxaни, Сибири, Грузии, Финляндии.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации. Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана. 23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астpaxaнского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского.
После Февральской революции 1917 года Временное правительство вернулось к государственному гербу времен Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.
Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства - РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б.Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.
8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "о Государственном гербе Российской Федерации". Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на гpyди - изображение всадника, поражающего копьем дpaкона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
ФЛАГ
Мы не знаем как выглядели первые знамёна у восточных славян. Возможно это были шесты без полотнищ, с прикреплёнными к ним пучками травы или конской гривы. Со временем появился матерчатый клин, крепившийся к древку. В Древней Руси знамя именовали стягом. Стяги были разной формы. Примечательно и происхождение слова "знамя". "Знамениями" называли изображения православных святынь. После того, как на стягах стали изображать св. Ге opгия и другие святые лики, они превратились в "знамения", а затем в "знамёна". Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы. Сложно сказать, какого цвета были знамёна на Руси. Вероятно, их цвета отличались разнообразием, Очень распространенным был красный цвет. Популярны были также гoлyбой, белый, даже чёрный цвета.
До XVII века Россия не имела единого государственного флага. Историю его возникновения можно проследить со времён царя Алексея Михайловича Романова, когда, в 1668 году, на воду был спущен первый русский военный корабль «Орёл». По просьбе голландского инженера О. Бутлера, царь Алексей Михайлович, приказал поднять на корабле первый флаг по образцу флага Нидерландов.
Цвет каждой полосы имеет свое смысловое значение. Белый цвет означает свободу, синий - Богородицу, которая издавна покровительствует России, красный - державность. По другой версии, белый цвет означал благородство, синий - честность, а красный - смелость и великодушие, присущее русским людям.
При Петре I триколор играет роль государственного флага и поднимается уже на всех кораблях стремительно развивающегося российского флота. В 1699—1700 гг. Петром I вводится новый штандарт и разpaбатываются новые варианты военно-морского флага. 20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. В начале Северной войны в сухопутной армии, а затем, постепенно, с 1703 по 1712 г. и на флоте утвердился Андреевский. "Флаг белой через которой синей крест Святого Андрея того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение".
Едва ли не каждый из правивших в России государей вносил изменения в рисунок флага. В 1858 году в царствование императора Александра II создается новый флаг: появляются желтые и черные полосы, изображение орла. Позже указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый «флаг гербовых цветов».
В 1883 году император Александр III повелел официальным флагом считать вновь красно-сине-белый триколор, а черно-золотой с белым стал символом первого лица государства.
Последний русский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.
После Октябрьской революции роль государственного флага в первые месяцы советской власти выполняло прямоугольное красное полотнище, не имевшее никаких надписей или эмблем. Позже Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 апреля 1918 года официальным флагом РСФСР было провозглашено красное знамя с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».
После семисотлетнего перерыва красно-золотая гамма снова возвращается в качестве официальной символики России. В 1924 году, когда образовался Союз ССР, официальным флагом государства становится красный флаг с золотым серпом и молотом и красной звездой в золотом обрамлении. В 1954 году был установлен новый вид флага РСФСР: красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага.
Семьдесят три года спустя, в 1991 г. после поражения августовского путча, трехцветные флаги вновь вернулись на улицы российских городов. Они появились еще в первые дни ГКЧП, а стотысячная манифестация в честь победы над заговорщиками шла уже под огромным полотнищем. 22 августа новый флаг взвился над Белым домом. Он утверждается государственным символом РСФСР, а затем и новой независимой России. 11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации».
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 года «О Дне Государственного флага Российской Федерации». Самый большой российский флаг поднят в Кремле - его размер три на четыре метра.
ГИМН
В комплексе опознавательных знаков, используемых государствами (название, герб, флаг, гимн) гимн занимает особое место, так как является самым общедоступным и самым общепонятным знаком. Герб и флаг не всегда оказываются под рукой, названия стран звучат по-разному в разных языках, гимн же всегда вместе с человеком, который помнит его мелодию, и если возникает необходимость продемонстрировать свою государственную принадлежность, может выполнить это, исполнив свой гимн.
В допетровской России государственные торжества - например, вступление на царский трон - сопровождались церковными песнопениями. Порой они длились весь день и, по сути, были всего лишь частью богослужения. Петр I решительно отменил эту традицию и ввел в пpaктику так называемые «виватные канты». Это были стихи и музыка, которая исполнялась в честь конкретного события, например, в честь победы в Полтавской баталии.
Пожалуй, единственной музыкой петровской эпохи, которую с натяжкой можно сравнить с гимном, был военный марш Преображенского полка. Автором слов к маршу был офицер Преображенского полка Сергeй Никифорович Марин. Этот марш любил сам Петр, любили преображенцы, нравился он и народу. Так исподволь была сформирована традиция: роль гимна России может сыграть только энергичная, бравая, наступательная, военная мелодия.
В конце XVIII в. был создан гимн – марш, потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательными победами А.В.Суворова, П.А.Румянцева и флотоводца, адмирала Ф.Ф.Ушакова. В декабре 1790 г. Русские воины под руководством Суворова взяли штурмом турецкую крепость Измаил. В честь этого события сподвижник Екатерины Великой Г.А.Потёмкин дал бал, где впервые прозвучал марш-полонез «Гром победы, раздавайся!». Этот гимн венчал многочисленные победы российского воина и российского оружия.
Авторами этого марша были поэт Г.Р. Державин и композитор О.А Козловский.
Первый официальный государственный гимн России обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией. Имя России гремело повсюду. В 1813 г. В Петербурге впервые исполнили «Песнь русскому царю» на мелодию английского гимна «Боже, храни короля!» автором которой был А.Х. Востков. В 1815 г. Появился новый текст песни под названием «Молитва русских». Автором строк был замечательный поэт В.А.Жуковский. Александр I распорядился исполнять «Молитву русских» полковым оркестрам при встрече императора. Так гимн приобрел официальный хаpaктер.
В феврале 1917 вместе с монархией ушел в прошлое и гимн «Боже, царя храни!».Если дореволюционный герб и гимн еще пытались приспособить к новому режиму, то с гимном, казалось, было покончено навсегда. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла «Марсельеза», которая воспринималась как революционная песня. Её авторы- поэт П.Л.Лавров и композитор А.К.Глазунов. «Марсельеза» стала гимном новой России.
В январе 1918 г. В Таврическом дворце в Петрограде открылся Третий всероссийский съезд Советов, делегаты которого стоя слушали новый гимн республики – «Интернационал». «Интернационал» был создан во Франции, автором русского перевода явился русский переводчик А.Я.Коц. С 1918 г.- это гимн РСФСР, а затем и СССР. «Интернационал» оставался гимном Советского Союза до 1944 г., когда был создан новый государственный гимн СССР.
В ночь на 1 января 1944г. По Всесоюзному радио прозвучал новый государственный гимн СССР. Предлагаемые тексты и музыка гимна рассматривались на конкурсной основе. Около 40 композиторов и 50 поэтов представили свои варианты. Предпочтение было отдано тексту поэта С.В.Михалкова и журналиста Г.А.Эль-Регистана. Автором музыки был композитор А.В.Александров.
Со второй половины 1950-х годов гимн СССР стал исполняться без текста. В 1977 г., когда страна принимала новую Конституцию, С.В.Михалков внес соответствующие поправки в текст гимна. Новая редакция была утверждена Президиумом Верховного Совета СССР 27 мая 1977г.
Но ничто не стоит на месте. В начале 90-х годов произошел распад СССР. Новому государству потребовался новый гимн. Долгое время Государственным гимном России официально считалась "Патриотическая песня" Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), написанная еще в 1834 году. Эта музыка без слов, написанная для оперы "Жизнь за царя", являлась гимном 10 лет – с 1991 до 2001 года.
Все течет, все меняется. И эта песня недолго оставалась гимном. Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года. Накануне нового XXI века у России появился новый гимн.
Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергeй Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР.
В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую матушку - Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями.
И подводя итог нашему уроку, давайте, ребята, вместе с вами ответим на вопрос: какую функцию в обществе выполняют государственные символы?
Приложение 1
Приложение 2
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
07 12 2023 3:44:50
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
06 12 2023 11:14:47
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов.
...
05 12 2023 9:37:49
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
04 12 2023 11:45:30
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
03 12 2023 23:20:15
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
02 12 2023 2:58:24
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
01 12 2023 20:14:19
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
30 11 2023 13:35:38
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
29 11 2023 13:53:22
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
28 11 2023 6:18:20
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции.
...
27 11 2023 20:48:30
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
26 11 2023 16:24:18
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
25 11 2023 16:36:50
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
24 11 2023 6:59:45
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
23 11 2023 1:16:21
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе.
На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора".
...
22 11 2023 2:27:26
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
21 11 2023 2:57:20
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
20 11 2023 14:59:41
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
19 11 2023 22:47:28

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней
Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
18 11 2023 20:55:27
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
17 11 2023 22:45:24
Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации.
...
16 11 2023 13:47:18
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
15 11 2023 13:52:51
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся.
...
14 11 2023 14:28:10
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
13 11 2023 19:42:16
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
12 11 2023 18:50:44
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
11 11 2023 7:14:42
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
10 11 2023 2:31:56
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
09 11 2023 14:45:25
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
08 11 2023 12:54:20
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
07 11 2023 17:21:56
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
06 11 2023 21:20:48
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
05 11 2023 19:38:21
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
04 11 2023 7:23:55
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
03 11 2023 11:42:40
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
02 11 2023 18:54:15
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
01 11 2023 13:19:23
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
31 10 2023 1:13:17
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
30 10 2023 11:15:46
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
29 10 2023 19:12:50
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
28 10 2023 9:43:47
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
27 10 2023 10:12:16
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
26 10 2023 23:57:14
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
25 10 2023 16:37:25
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
...
24 10 2023 8:23:44
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
23 10 2023 15:41:15
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
22 10 2023 20:42:13
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
21 10 2023 5:32:17
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
20 10 2023 1:30:22
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
19 10 2023 22:49:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::