Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"


    Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"

Цели урока:

- выработать у учащихся негативное отношение к курению, разъяснить, какой вред организму человека наносит табачный дым, информировать об уголовной и административной ответственности за употрeбление, распространение, изготовление и приобретение наркотических веществ;

- развивать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению и употрeблению наркотических средств, развивать представление о воздействии никотина на жизнь и здоровье человека;

I. Вступление.

Звучит песня “Дым сигарет с ментолом…”

II. Сообщение темы и цели урока.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О вреде курения, сигаретах, о никотине, о заболеваниях)

Действительно, мы сегодня поведем разговор о курящих и некурящих.

Слайд 1. Тема нашего урока: “Безвредных сигарет не бывает”. Презентация

Исходя из темы урока, давайте определим цели:

Слайд 2.

  • узнать о влиянии никотина на организм человека, об опасности дыма для здоровья человека;
  • выявить связь между курением и здоровьем;
  • сформировать собственную позицию по отношению к табакокурению.

Табакокурение – одна из самых распространенных вредных привычек. Табак, употрeбляемый в любом виде, представляет серьезную угрозу для здоровья человека. Сигаретный дым наносит вред и тем людям, которые находятся рядом с курильщиком. Немногие привычки имеют столь вредные последствия для здоровья, как курение сигарет.

III. Изучение нового материала.

А) Растение табак.

Из чего состоит сигарета? (Из табака)

Слайд 3.

Что такое табак?

Слайд 4.

ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России - в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол.

Табак крылатый, табак Сандера и др. виды - декоративные.

Табак представляет собой высушенные листья растущего в Америке в естественных условиях растения.

Табак:

- травянистое растение из семейства пасленовых, обычно с крупными листьями;

- высушенные и изрезанные или растертые листья этого растения, употрeбляемые для курения, нюхания.

(Ожегов С.И. Словарь русского языка.)

О растении табака расскажет … (Рассказ подготовленного ученика)

Табак – это самый распространенный легальный наркотик нашего времени.

Б) История табакокурения.

А откуда это растение появилось у нас в России?

Послушайте рассказ из истории этого вопроса и подготовьтесь к викторине. (Рассказ подготовленного ученика)

Более 4-х столетий назад жители Западной Европы были потрясены чудовищным зрелищем: видом людей, пускающих вонючий дым изо рта и носа. Такое умение демонстрировали исследователи, вернувшиеся из Америки. Почти до XVI в. подавляющее большинство землян понятия не имели о табаке. Но вскоре он быстро проник в Малую Азию, Индию, Индонезию, Китай, Японию и достиг островов Океании. С табачным зельем в давние времена жестокая борьбы. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, били заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России тоже пытались запретить, курение каралось жесткой поркой и ссылкой в Сибирь. В царствование Михаила Федоровича уличенных в первый раз наказывали палочными ударами, во второй – отрезанием носа или ушей. Но Петр I превратил курение в модное занятие. Именно при Петре I появились первые табачные фабрики. Мощное производство табака давало огромные доходы. Курение было привлекательным. В 1828 году из табака выделили специфическое вещество: никотин. Его назвали по имени французского посла при лиссабонском дворе Жана Нико, который переслал на родину семена табака в 1560 г. в подарок своей королеве Екатерине Медичи.

Слайд 5. Из истории вопроса.

  1. Какое вещество в 1826 году выделили из табака? (Никотин)
  2. Кто открыл никотин? (Жан Нико)
  3. Каким было первоначальное отношение к курению в России? (Курение пытались запретить, курение каралось жесткой поркой и ссылкой в Сибирь)
  4. Кто одобрил курение? (Петр I)
  5. Откуда привезли табак? (Из Америки)

В) Работа с однокоренными словами.

Слово табак часто встречается в нашей речи. Назовите однокоренные слова к этому слову.

Слайд 6. Табак.

  • Табачок; табачный.
  • Табакерка (табакерочный) – коробочка для табака.
  • Табаковод (табаководческий) – специалист по табаководству.
  • Табанить – грести обратно для движения кормой вперед или для поворота.
  • Табачище то же, что и табак.
  • Табачник (табачница) – работник табачной промышленности; человек, который курит или нюхает табак (устар.).
  • Табаководство – разведение табака как отрасль сельского хозяйства.
  • Табакокурение.

Посмотрите на слайд и назовите лишнее слово (Табанить - грести обратно)

Слово табак можно встретить в поговорках и пословицах. Может, кто сможет привести пример.

Дело - табак. Когда так говорят? (Плохо дело)

Г) Анализ анкет учеников школы.

Давайте проанализируем анкеты учащихся нашей школы и выясним на самом деле: курить – это плохо или хорошо.

Как же ученики школы относятся к курению?

Слайды 7, 8, 9.

Вопросы

10

11А

11Б

Всего

1. Вы курите

да

нет

21

4

17

22

 

22

21

1

20

21

1

20

17

1

16

14

 

14

15

3

12

14

6

8

24

8

16

20

11

9

13

3

10

13

6

7

13

2

11

228

46

182

Почему люди курят:

из любопытства;

чтобы казаться взрослым;

за компанию;

подражая моде;

чтобы похудеть;

чтобы сосредоточиться

 

5

12

11

3

 

4

 

4

18

11

8

 

2

 

4

15

12

12

1

2

 

2

17

14

10

1

 

3

16

12

3

 

1

 

2

6

7

6

1

2

 

4

13

14

5

2

1

 

6

8

9

4

1

4

 

 

10

17

6

1

5

 

4

6

11

 

1

2

 

5

5

11

1

3

3

 

6

9

10

3

3

3

 

5

4

11

2

2

3

 

50

139

150

63

16

32

По результатам анкетирования сделайте вывод.

  • Из любопытства - Это горько.
  • Чтобы казаться взрослым - Это смешно, не все взрослые курят.
  • Подражая моде - На Западе это уже не модно.
  • За компанию - А не стадное ли это чувство?

Итак, большинство учеников нашей школы не курят, а если и курят, то только за компанию. Среди ответов учащихся 9-х классов были и ответы:

  • не могу бросить, зависимость;
  • успокаивает, расслабляет,
  • нравится, это способ занять время и только два ученика осознают, что это глупость.

А знаете ли вы, как эта глупость влияет на жизнь и здоровье человека?

Д) Влияние курения на жизнь и здоровье человека.

Слайд 10. Курение и красота.

Красота дeвyшки раскрывается к 20-25 годам, она расцветает. Но если дeвyшка курит с 14 лет, то к тому времени, когда она должна стать ослепительно красива, у нее тусклые безжизненные волосы, желтые ломкие ногти, серая дряблая кожа, ранние морщины.

Курение и внешний вид.

Курение отрицательно влияет на внешний вид. Оно вызывает пожелтение зубов и ногтей, а также увеличивает число морщин и приводит к синдрому “Лицо курильщика”, Многие люди считают, что курение помогает контролировать вес. Но на самом деле, бросив курить, в среднем люди набирают не более 3 кг. Правильная диета и физические упражнения помогут контролировать вес после того, как люди бросили курить.

Слайд 11. Курение и интеллект.

Со временем снижается умственная работоспособность. Подростки, рано начавшие курить, отстают в развитии от некурящих сверстников.

Слайд 12. Курение и общение.

Вряд ли неприятный запах изо рта и речь, сопровождающаяся “кашлем курильщика”, способствует приятному общению.

Курение и религия.

В большинстве мировых религий курение признается одним из “cмepтных грехов”.

Слайд 13. Курение и здоровье.

Никотин – один из сильнейших растительных ядов. Вызывает в организме человека кислородное голодание. Курение – главная причина возникновения paка легких и многих других заболеваний.

Слайд 14. Состав табачного дыма.

В ХХ веке выяснилось, что кроме никотина, в составе табачного дыма присутствуют окислы азота, цианистый водород, аммиак, синильная кислота, ацетон, кадмий, окись углерода, обширный набор канцерогенных, вызывающих paковые заболевания, соединений, а также радиоактивный полоний – 210.

Все эти вещества оказывают самое негативное влияние на организм человека.

Игра “Угадай крылатую фразу”

Я загадала фразу. Вы сможете ее назвать, если четко будете выполнять задания.

А) Табак - запишите последнюю букву.

Угарный газ – первая буква

Реакция – первая.

Отставание – последняя.

Никотин – седьмая

Аммиак – третья с конца слова.

Развитие – последняя буква. (Курение)

Б) В прилагательном вредный выпишите корень и добавьте окончание из слова звонит (ит). Запишите слово (вредит).

В) В притяжательном местоимении наш, первую букву замените на третью в алфавите. Из слова весеннему выпишите окончание. Запишите слово (вашему)

Г) Из пословицы в здоровом теле – здоровый дух выделите прилагательное и подберите к нему однокоренное существительное (здоровью).

Назовите фразу. Курение вредит вашему здоровью.

Где можно встретить эту фразу. (На пачке сигарет)

Слайд 15. Минздравсоцразвитие России предупреждает…

Большинство курильщиков не могут бросить курить из-за развития зависимости от никотина и в связи с этим возникают трудности, мешающие бросить курить. Несмотря на развивающуюся зависимость, есть ли шанс бросить курить, и стоит ли это сделать? Кто может в этом помочь? (Шанс, наверно, есть, и воспользоваться им стоит. В этом могут помочь родители, друзья, родственники)

Действительно, чем раньше попробовать бросить курить, тем больше шансов справиться с никотиновой зависимостью. Если самостоятельно бросить не получается, можно обратиться за помощью к врачам. А лучше – прежде чем “вступать в ряды курильщиков”, подумать какие последствия могут подстерегать вас в будущем.

Внимательно прочитайте вопрос на доске: Какие проблемы возникают у подростка, который курит?

  • проблемы с родителями;
  • где достать деньги?
  • неприятный запах от одежды и волос; (запах от курения долго держится в волосах курильщика и при его дыхании. Не забывайте, что большинство граждан (особенно женщин) слабо переносят запах изо рта курильщика. Он не пройдет, пока вы не бросите курить.)
  • курение тайком;
  • в школе запрещено курить

Приходится оправдываться перед родителями, куда дел деньги?

Некоторые дeвoчки осуждают курящих мальчиков. А если эта дeвoчка нравится?

А какие проблемы могут возникнуть во взрослой жизни?

  • проблемы со здоровьем;
  • плохой пример для детей;
  • ссоры с родственниками;
  • запах от одежды, волос;
  • трата семейного бюджета.

Слайд 16. Курение и семейный бюджет.

  • В среднем пачка сигарет стоит 10 руб. В месяц на курение уходит 300 руб., а в год? (3600 руб.).
  • На эти деньги можно было бы купить куртку или DVD-плейер или что-то еще.
  • 2800 раз сыграть в видеоигру;
  • Устроить мировую вечеринку: сводить в кино 30 своих друзей, а потом купить 20 пицц и наслаждаться ими, рассматривая новые комиксы.
  • 126 часов 22 минуты проговорить по телефону с другом из другой страны.
  • А если каждый год будете откладывать на банковский счет по 3500 рублей, да еще 5% начислений, то у вас через 20 лет будет 73500 рублей. А с такой суммой действительно будет весело.

Курение и этикет.

  • В соответствии с общепринятыми правилами международного этикета курильщики обязаны считаться с некурящими особенно там, где это не отрегулировано официальными запретами. Прежде, чем зажечь сигарету, надо всегда в начале спросить согласия окружающих. Разумное желание бездымного воздуха тоже можно выразить дружелюбно. В любом случае совершенно недопустимо курение в местах, где вывешен знак “Не курить”.
  • Нельзя курить в театре, кино, бензозаправочной станции, больничной палате, экзаменационной комнате; входя в частную квартиру, в учреждение, магазин, общественный трaнcпорт, во время торжественных заседаний, женщине – на улице.
  • Не принято курить во время деловых заседаний, совещаний. Обычно объявляется перерыв на 5 минут, чтобы затем продолжить работу в кабинете, с чистым воздухом.
  • Само собой, недопустимо курить, когда рядом находятся дети.
  • Невежливо зажигать спичку и закуривать в то время, когда с вами разговаривают.
  • Посещая кладбища, приближаясь к церкви, к школе, желательно воздерживаться от курения.
  • Непозволительно бросать окурки на пол.
  • Воздерживайтесь от курения в спальном помещении – пожалейте собственный организм, дайте ему нормально подышать хотя бы ночью.
  • Нельзя идти под руку с женщиной и при этом еще и курить.
  • Нельзя бросать окурок, если он не погашен. Нельзя оставлять дымящуюся сигарету в пепельнице в надежде на то, что она сама погаснет: пожар - слишком дорогая расплата за забывчивость.
  • Правила хорошего тона не позволяют брать из пепельницы погасшую сигарету и зажигать ее вновь. Предпочтительно взять новую сигарету.
  • Если вы курите на балконе, удержитесь от coблaзна бросить окурок вниз – это чревато и пожаром, и скандалом, и дурным мнением о вас со стороны приятелей.
  • А еще лучше – постарайтесь вовсе не курить, здоровье станет лучше, а жизнь красочной.

Курильщики раньше времени стареют, болеют, умирают.

Задумывались ли вы, что у курящих людей может быть столько лишних проблем? Стоит ли вообще начинать курить?

Прочитайте стихотворение:

Я шел домой со спортзанятий.
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.

Но ведь куренье – это вред.
И я сказал: “Спасибо, нет.
Дышать нам надо кислородом,
Зачем травиться углеродом?”.

Как вы думаете, обиделся ли приятель на такой отказ от сигареты? (Нет, ведь мальчик вежливо отказался и объяснил причину)

Смогли бы вы также убедительно отказаться, четко объяснив причину отказа? (Да/нет)

Я предлагаю вам ситуацию, а вы попытайтесь ее обыграть.

Дима и Сергeй договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они увидели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили Диме и Сергею тоже закурить. Сергeй не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты и при этом не выглядеть “белой вороной” на фоне одноклассников?

(Можно сказать, что он занимается спортом и поэтому не курит. Или просто объяснить ребятам, что курить вредно, может быть они не знают, каковы последствия курения.)

Как вы думаете, влияет ли на здоровье некурящих людей табачный дым? (Влияет)

Какие ощущения вы испытываете, когда рядом с вами кто-то курит? (Слезятся глаза, тяжело дышать, возникает желание отойти от этого человека)

Как вы уже поняли и для некурящего человека табачный дым очень вреден.

Посмотрите, что происходит при курении сигареты?

Слайд 17. Что происходит при курении сигареты?

Сколько процентов вредных веществ уходит в атмосферу? (50%)

Слайд 18. Здоровье.

Анализ табачного дыма показал, что в той части, которая выделяется непосредственно в воздух при курении, содержание некоторых ядовитых веществ больше, чем в потоке курильщика. В ней в пять раз больше угарного газа и в три раза больше никотина. Людей, которые находятся рядом с курильщиком или в накуренном помещении и которые помимо своей воли вдыхают табачный дым, называют пассивными курильщиками.

Курение табака является одной из самых распространенных вредных привычек, представляющих серьезную опасность для здоровья не только курильщика, но и окружающих, т.е. пассивных курильщиков. Ежегодно в мире от болезней, связанных с употрeблением табака, умирает около 3 млн.человек, из них половину составляют женщины.

Что нам грозит? В российской Федерации курит около 50 % взрослого населения, а около 100000 россиян ежегодно умирают от курения. Ученые полагают, что в настоящее время на нашей планете насчитывается около миллиарда курильщиков. Заболевания, которые прямо или косвенно связаны с курением.

Курение и paк. Курение может вызвать paк в органах, которые вступают в соприкосновение с дымом, таких как легкие, горло и рот. Так как химические вещества из дыма проникают в кровь, paк может возникать во многих других органах. По данным ученых, в США, развитых странах Европы, а также в крупных городах России преобладают paк легких. Считается, что это результат загрязнения среды обитания промышленными отходами, выхлопными газами автомобилей и курения табака.

Что в крови у курильщика? Большое количество химических веществ попадает в кровь через легкие Окись углерода (точно такая же, как в автомобильном выхлопе!) замещает часть кислорода в крови. Это вызывает недостаток кислорода во всех органах, в том числе и в мозгу.

Курение и зрение. Медицинские исследования показали, что курение может стать причиной слепоты. В основном это происходит с пожилыми курящими от возрастного перерождения глазной оболочки.

Курение и слух. Исследование показало: курящие в 1,7 раза чаще становятся тугоухими. Среди курящих людей в возрасте от 60 до 69 лет хуже слышать стали 56,4%. Среди некурящих слух ухудшился у 35,5%. Среди бросивших курить тугоухостью стали страдать 47,3%

Е) Правовые аспекты вопроса.

Слайд 19.

Курение – это не только вредная привычка, но и в некоторых случаях административное правонарушение. Согласно федеральному закону “Об ограничении курения табака”, в статье 18.1 Кодекса об административной ответственности – курение табака в общественных местах (в городском и пригородном трaнcпорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях, организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти) влечет за собой предупреждение или штраф в размере от 1/10 до 1/3 минимального размера оплаты труда.

Почему на ваш взгляд курение в перечисленных организациях запрещено? (Это не только неприятно, но и вредно для окружающих. Особенно в организациях здравоохранения, где находятся больные люди, в образовательных учреждениях – где дети)

Слайд 20.

Следующая статья 18.2 Кодекса об административной ответственности гласит: “Продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет на территории какой-либо области влечет за собой предупреждение или штраф от 1/10 до 1 минимального размера труда”.

Для чего была принята эта статья? (Чтобы ограничить доступ детей и подростков к покупке табачных изделий)

Этих мер достаточно для предупреждения курения детей и подростков? Что бы вы еще могли предложить? (Больше говорить о вреде сигарет, о последствиях. Запретить рекламу сигарет в любом виде)

Мы сегодня много говорили о том, насколько вредно курить, какие последствия ждут курильщиков в будущем, мы говорили о проблемах взрослых людей в семье, на работе. И когда человек длительное время не может справиться с этими проблемами, он курит сигареты одну за другой, увеличивая дозу никотина, чтобы успокоить нервы, отвлечься. В итоге сигареты уже не помогают. Что же он делает тогда? (Начинает злоупотрeбллять алкоголем, может пристраститься к наркотикам)

Действительно, человеку становится мало получаемого никотина, и он уже тянется к чему-то более сильному, например, к сигарете с марихуаной или коноплей. Как мы с вами уже говорили, наркотическая зависимость возникает очень быстро. Человек превращается из курильщика в наркомана. А в связи с этим у него возникает гораздо больше проблем с законом.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях статья 20.20 часть 2 гласит “Потрeбление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потрeбление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в трaнcпортном средстве общего пользования, в других общественных местах – влечет наложение штрафа от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда”.

Более суровое наказание ждет за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, либо сбыт наркотических средств. Данные преступления рассматриваются в статье 228 Уголовного Кодекса РФ. За любое из них предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы от 3 до 15 лет. Также преступлением считается незаконное выращивание растений, содержащих наркотические вещества – ст.231 УК РФ. Посев, выращивание запрещенных к возделыванию растений наказывается лишением свободы на срок от 2 до 8 лет.

IV. Подведение итогов.

Какая информация, полученная вами на уроке, оказалась полезной? (Информация о пассивном курении, о том, что курильщик вредит не только своему организму, но и отравляет табачным дымом окружающих, в нашей стране существует ряд законов, ограничивающих табакокурение)

V. Выводы.

Сформулируйте свою позицию по отношению к курению. (Курить – это вредно, Курение вредит нашему здоровью)

Итак, какие выводы из нашего урока можем сделать:

Слайд 21. Выводы:

  • отрицательное влияние никотина на здоровье, интеллект, красоту человека;
  • затруднение общения с людьми;
  • уменьшение семейного бюджета;
  • ответственность за правонарушения.

VI. Обобщение.

Тестирование

1) Родина табака:

    А) Южная Америка;

    Б) Южная Африка;

    В) Южный полюс.

2) Кто обнаружил в табаке никотин?

    А) Жан-Жак Руссо;

    Б) Жань-Поль Бельмaндо;

    В) Жан Нико.

3) К каким заболеваниям приводит курение?

    А) к заболеваниям сердечно-сосудистой системы;

    Б) к заболеваниям гриппом;

    В) к заболеваниям paка.

4) Каковы признаки острого отравления никотином?

    А) горечь во рту;

    Б) покраснение глаз;

    В) кашель и головокружение;

    Г) тошнота;

    Д) покашливание;

    Е) слабость и недомогание;

    Ж) бледность лица.

5) К какому веществу, содержащемуся в табаке, быстро привыкает начинающий курильщик?

    А) никотин;

    Б) угарный газ;

    В) фенол;

    Г) мышьяк

6) Кто такой пассивный курильщик?

    А) человек, выкуривающий до 2 сигарет в день;

    Б) человек, выкуривающий одну сигарету натощак;

    В) человек, находящийся в одном помещении с курильщиком.

7) Кого называют “курильщиками поневоле”

А) тех, кто находится в обществе курящих;

Б) тех, кого заставляют курить принудительно;

В) тех, кто курит в тюрьме.

Способность бросить вредную привычку зависит от человека: его собранности, воли.

Надо быть упopным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.

Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье – свое и близких!

И для тех, кто решит отказаться от курения, существует несколько способов.

Отказ от курения

  • Поверьте в себя. Поверьте, что вы можете бросить. Вспомните самые сложные вещи, которые вы делали и осознайте, что у вас есть сила воли и решимость бросить курить. Все зависит от вас.
  • В течение нескольких недель анализируйте, когда и почему вам хочется курить. Запишите причины выкуривания каждой сигареты.
  • Запишите причины, по которым вам хочется курить, и все то положительное, что последует за этим. Настройте себя на окончательное решение – бросить курить.
  • Назначьте для себя день отказа от курения, обведите его в календаре и с этого дня откажитесь от курения. Хорошо, если с вами бросят курить ваши друзья и курящие члeны семьи.
  • В первые дни вместо сигарет сосите леденцы, карамель, жуйте жвачку, грызите орехи и семечки. Расслабляйтесь, снимая напряжение и желание курить.
  • Посчитайте, какую кучу денег вы сэкономите за неделю, месяц, год. Можете откладывать их и пользоваться как поощрительным фондом. Радуйтесь, что вы не курите.
  • В течение первых 4 недель – самых трудных для отвыкания – ешьте сколько хотите, но пусть это будет здоровая пища.

Помните!

Когда вы бросите курить …

  • через 20 минут после последней сигареты – артериальное давление снизится до нормального, восстановится работа сердца, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней;
  • через 8 часов – нормализуется содержание кислорода в крови;
  • через 2 суток – усилится способность ощущать вкус и запах;
  • через неделю – улучшится цвет лица, исчезнем неприятный запах от кожи, волос, при выдохе;
  • через месяц явно станет легче дышать, покинут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель;
  • через полгода пульс станет реже; улучшатся спортивные результаты – начнете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физических нагрузок;
  • через 1 год риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину;
  • через 5 лет резко уменьшится вероятность умереть от paка легких по сравнению с теми, кто выкуривает пачку в день.

Приложения

А) Действие никотина на организм курильщика.

  • оказывает негативное влияние на головной и спинной мозг, всю нервную систему в целом;
  • снижает температуру кожи, обусловленное сужением кровеносных сосудов;
  • увеличивает склонность к образованию тромбов, одновременно снижает эффективность иммунных механизмов;
  • приводит к развитию самых сильных химических зависимостей;
  • уменьшает мышечный тонус, что дает некоторым курильщикам чувство расслабления;
  • может вызвать судороги;
  • вызывает возбуждение мозга, депрессию, которая порождает желание ввести больше никотина;
  • увеличивает активность кишечника (вызывает диарею);
  • вызывает увеличение кровеносного давления и частоты сердечных сокращений.

Б) Первая помощь при отравлении никотином.

  1. Напоить пострадавшего водой (чаем или соком, но не содержащим газировку), ни в коем случае не давать молоко, помогающее усвоению организмом ядов.
  2. Вызвать рвоту (чтобы вывести яды из организма) для этого наклонить верхнюю часть туловища вперед, вызвать раздражение неба пальцем или чайной ложкой.
  3. Дать таблетку активированного угля (чтобы связать оставшийся в организме яд). Запивать таблетку можно водой или лимонадом.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

13 04 2024 1:21:40

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

12 04 2024 21:48:31

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

11 04 2024 6:28:20

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

10 04 2024 23:44:14

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

09 04 2024 23:33:21

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

08 04 2024 23:57:24

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

07 04 2024 23:53:35

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

06 04 2024 4:22:58

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

05 04 2024 17:54:51

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

04 04 2024 10:17:35

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

03 04 2024 21:22:45

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

02 04 2024 23:18:52

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

01 04 2024 2:16:11

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

31 03 2024 15:18:38

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

30 03 2024 18:31:19

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

29 03 2024 11:44:25

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

28 03 2024 10:44:52

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

27 03 2024 9:35:29

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

26 03 2024 11:21:30

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

25 03 2024 20:52:25

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

24 03 2024 5:49:21

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

23 03 2024 6:59:58

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

22 03 2024 3:50:57

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

21 03 2024 2:10:20

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

20 03 2024 19:18:38

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

19 03 2024 23:24:31

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

18 03 2024 19:23:22

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

17 03 2024 23:29:37

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

16 03 2024 3:40:47

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

15 03 2024 4:28:28

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

14 03 2024 23:37:38

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

13 03 2024 22:32:54

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

12 03 2024 22:50:54

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

11 03 2024 12:21:47

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

10 03 2024 15:53:43

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

09 03 2024 4:10:50

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

08 03 2024 11:44:23

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

07 03 2024 5:25:52

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

06 03 2024 15:13:25

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

05 03 2024 21:48:59

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

04 03 2024 18:16:29

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

03 03 2024 10:26:25

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

02 03 2024 13:51:18

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

01 03 2024 13:23:32

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

29 02 2024 13:52:30

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

28 02 2024 22:38:52

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

27 02 2024 12:31:48

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

26 02 2024 17:32:38

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

25 02 2024 15:29:44

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

24 02 2024 12:48:58

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::