Черная планета (из цикла "Репрессии 30–50-х гг. Казахстан в системе ГУЛАГа")
Тип урока: нестандартный.
Цели и задачи урока:
- расширить знания учащихся по истории политических репрессий;
- познакомить с лагерями на территории Казахстана;
- показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история всё расставит по своим местам;
- развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа по группам.
Методы и технология урока: объяснительно-иллюстративные и поисково-исследовательские методы, модульная технология.
Оборудование: карты, статистические таблицы.
Понятия: ГУЛАГ, КАРЛаг, СТЕПЛаг, ПЕСЧАНЛаг, АЛЖИР, репрессии, «враг народа», «тройки».
Технологическая карта урока
№ этапа |
Цели и задачи. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационно-мотивационный. Объяснение особенностей урока бизнес-тура. «Погружение» в проблему урока. Вступительное слово учителя. Работа с «лентой времени». |
Уч-ся слушают учителя и начинают работать с раздаточным материалом. |
2 |
Актуализация знаний. «Перестрелка» вопросами для подготовки к ЕНТ. Работа по настенной и настольными картами учащихся. Приложение №1 Какие успехи были сделаны в 20-30 гг. входе строительства социализма в СССР? Какая идеологическая платформа была положена под необходимость репрессий в СССР? Какие изменения были внесены в уголовно-процессуальное законодательство и систему судопроизводства, чтобы «осилить» такой поток уголовных дел? Приложение №2 Т.о. Казахстан превратился в один из главных регионов ГУЛАГа. Самым большим лагерем был КАРЛАГ, основанный 15 февраля 1931 года. Сюда сразу начала прибывать репрессированные. Приложение №3 |
Учащиеся, ответившие на вопросы , получают жетоны, которые называются «ЛАГи» Учащиеся соотносят географические названия по картам.
Ответы учащихся.
Сообщение учащейся Сообщение уч-ся о спецпереселенцах и о КАРЛАГе. |
3 |
Применение знание в нестандартной ситуации: Прослушать песню С. Копыловой «37 год» и выписать признаки тоталитарного режима, на которые обращает внимание автор и исполнитель песни. Работа над документами методом «от противного». Учитель зачитывает обвинение репрессированных. Трудно сопротивляться не виновному. Очень слаженно работала машина репрессий. И все-таки именно в Казахстане произошло восстание против жестокого режима сталинских лагерей. Приложение №4 31 мая – День памяти жертв политических репрессий в Казахстане Приложение №5 Как увековечена память жертв сталинских репрессий? |
Учащиеся слушают, анализируют текст и делают записи в тетради.
Учащиеся должны дать хаpaктеристику этому человеку.
Уч-ся слушают сообщение о восстании.
Сообщение уч-ся по фотографиям памятников. |
4 |
Рефлексия. Работа с «жучком»
Написать сообщение из пяти предложений. Все предложения должны начинаться словами: ГУЛАГ это – |
Учащиеся вместе под руководством учителя составляют схему ключевым словом, которой является слово ГУЛАГ. |
Модульная карта урока истории Казахстана в 11 классе
Тема урока: «Черная планета» (Из цикла: «Репрессии 20-50-х гг. Казахстан в системе ГУЛАГа»).
№№ УЭ |
Содержание учебных элементов |
Вопросы и задания |
УЭ1 |
Вступительное слово учителя |
Слушаем. Знакомимся с пакетом приложений. |
УЭ2 |
«Перестрелка» |
Задаем вопросы одноклассникам. За правильные ответы получаем ЛАГи – валюту урока (курс валюты: 1 ЛАГ – 1 балл). |
УЭЗ |
«Погружение» в тему. Сообщение об успехах строительства социализма в СССР. Почему к данному уроку взяты два эпиграфа? Цветовую гамму урока определяют три цвета: белый, черный, красный. |
Слушаем ответ учащегося. Работаем по «ленте времени» |
УЭ4 |
Какая идеологическая платформа объясняла необходимость репрессий? |
Вспоминаем работу Сталина по проблемам социализма. |
УЭ5 |
Изменение системы судопроизводства. |
Слушаем сообщение, запоминаем интересные факты. |
УЭ6 |
Работаем по карте: «Сталинские лагеря в Казахстане» |
Определите географическое положение лагерей на территории Казахстана и соотнесите с картой лагерей СССР. |
УЭ7 |
Сообщение о КАРЛАГе |
Какие факты вас особенно заинтересовали? |
УЭЗ |
Песня – баллада «37-ой» |
Какие черты тоталитарного режима упоминает исполнительница в своем музыкальном произведении. Делаем записи в тетради. |
|
||
УЭ9 |
«Потрогать время» помогает документ |
Слушаем содержание документа и анализируем его методом от противного. |
УЭ10 |
«Специальное задание Сталина» |
Определяем степень новизны информации. |
УЭ11 |
Слаженность репрессивной машины нарушили восстания |
Работаем по карте. Запоминаем информацию. С психологической точки зрения объясняем, почему так долго не было восстаний и забастовок в системе ГУЛАГа? |
УЭ12 |
31 мая – День памяти жертв политических регрессий. |
Как мы увековечили их память? |
УЭ13 |
ГУЛАГ способствовал.... |
Работаем по технологии «жучок». Заполняем схему из приложения. |
УЭ 14 |
Дополните предложения: ГУЛАГ – это... ГУЛАГ – это ... ГУЛАГ – это... ГУЛАГ – это... |
|
УЭ15 |
Домашнее задание |
П. 18 |
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
18 03 2024 12:25:55
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
17 03 2024 14:59:45
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся. ...
16 03 2024 12:23:20
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
15 03 2024 4:56:51
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
14 03 2024 15:33:36
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе. ...
13 03 2024 2:26:29
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
12 03 2024 12:26:35
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
11 03 2024 1:53:45
Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
10 03 2024 19:24:54
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
09 03 2024 9:47:42
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
08 03 2024 19:15:53
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
07 03 2024 11:52:36
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...
06 03 2024 17:25:14
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
05 03 2024 0:52:33
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
04 03 2024 9:26:50
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...
03 03 2024 12:22:26
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
02 03 2024 16:15:34
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...
01 03 2024 13:57:18
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
29 02 2024 12:11:35
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
28 02 2024 23:32:30
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
27 02 2024 6:44:58
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
26 02 2024 21:28:28
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
25 02 2024 22:38:45
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
24 02 2024 21:21:16
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
23 02 2024 10:58:22
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
22 02 2024 4:55:44
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом. ...
21 02 2024 14:49:37
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
20 02 2024 18:20:40
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
19 02 2024 12:43:54
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...
18 02 2024 9:42:26
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
17 02 2024 5:53:27
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
16 02 2024 11:54:53
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
15 02 2024 5:54:54
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
14 02 2024 12:46:20
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
13 02 2024 7:46:35
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
12 02 2024 11:55:20
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
11 02 2024 20:46:26
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
10 02 2024 23:58:27
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
09 02 2024 5:36:56
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
08 02 2024 12:30:13
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
07 02 2024 21:51:30
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
06 02 2024 23:48:29
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
05 02 2024 22:35:25
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
04 02 2024 7:32:53
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
03 02 2024 19:32:36
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
02 02 2024 13:29:23
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...
01 02 2024 15:46:27
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
31 01 2024 3:58:14
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме. ...
30 01 2024 13:45:31
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
29 01 2024 20:17:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::