Древнейший Рим
Цель урока: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.
Оборудование урока: электронная карта "Древнее Средиземноморье (до середины >III в. До н.э.)", учебник истории древнего мира, карточки с дидактическими материалами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Подготовка к уроку: учащиеся получают опережающие задания подготовить сообщения на 1-2 минуты о занятиях и быте жителей Рима; подготовка к работе карт в программе Google > Планета Земля[2].
Ход урока
I. Работа с картами в программе >Google Планета Земля.
Мы совершим путешествие из нашего родного села на берега Средиземного моря.
Постановка учителем целей урока для учащихся.
Итак, мы приступаем к изучению истории Древнего Рима - последнего этапа в развитии древнего мира, охватывающего время с начала I > тысячелетия до н.э. и до конца V >в. До н.э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как он был образован, и как жили его древнейшие жители.
II. Изучение новой темы.
1. Работа по карте и беседа с учащимися.
- Где находится Италия?
- Какие моря ее омывают?
- Каково очертание побережья?
- Какие реки протекают на Аппенинском полуострове?
- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?
- Какие горы прикрывают Италию с севера?
2. Работа с дополнительной литературой (карточки с текстами о природных условиях Италии и Греции). Задание: сравните природные условия Греции и Италии.
Признаки для сравнения:
- Способствовало ли мореплаванию очертание побережья?
- Рельеф местности.
- Растительность.
- Плодородие почв.
- Водные ресурсы.
Текст для сравнения. (Хорошо подготовленным учащимся дается только текст про Италию, а слабо подготовленным оба текста).
Природные условия Греции[3] >.
Климат Греции сухой, средняя температура +17 градусов. Дождей летом выпадает мало, многие реки пересыхают. Так что греки очень ценили источники влаги и, прощаясь, желали друг другу "доброго пути и свежей воды". Почвы Греции - каменистые, и стоило огромного труда выращивать на них зерновые. Горные массивы перемежаются небольшими долинами. Лиственных деревьев было мало, главным образом росли хвойные и вечнозеленые растения. Жизнь Эллады связана с морем, где разбросано неисчислимое количество островов. Сама материковая Греция имела немало удобных гаваней и бухт. Все это приходило к тому, что не было местности, не связанной с морем.
Природные условия Италии[3].
Еще в глубокой древности за обилие пастбищ греки называли Аппенинский полуостров Италией - Страной телят. Удобных гаваней и прибрежных островов в Италии немного. На востоке береговая линия вообще мало изрезана и изобилует отмелями. Вдоль берега там тянется намывная полоса, так что корабли вынуждены бросать якорь на большом удалении от суши. Удобные для мореплавания бухты есть на юге полуострова. Западное побережье, напротив, имеет много глубоких бухт. Именно там были основаны самые крупные на полуострове города. Италия - страна, где покрытые лесами горы перемежаются с обширными равнинами, по которым течет множество рек. Горные цепи не создавали на полуострове замкнутых областей. Климат в Италии мягкий: суровые зимы крайне редки, а летом температура поднимается до 30 градусов. Необычайно богатой была в древности растительность полуострова. Склоны гор покрывали хвойные дер6евья, а в горных долинах их сменяли лиственные породы. Италия - страна древних земледельчиских культур.
Разминка. Встаньте, пожалуйста, ребята. Научимся приветствовать друг друга, как это делали римляне. Они поднимали руку с раскрытой ладонью и говорили: salve, >bonum mane, te saluto >, vos saluto >. Дети приветствуют друг друга и учителя.
Рассказ учителя о племенах населяющих Аппенинский полуостров и истории основания города Рима. Рим под властью царей. Проблемный вопрос: Почему в центре Рима стояла статуя волчицы? Что в этой сказке ложь, а что намек?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать стр. 206-207 учебника Михайловского, и выполнить пpaктикум: Управление Римом с 753-509 год до н.э. (Дети получают карточки со схемами, которые нужно заполнить). Найти в тесте определение новым понятиям: патриции, плебеи, сенат.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Сообщения учащихся о занятиях и быте жителей Рима. Возможный источник Маркс Э. Римляне. - М., 1997.с. 38-39[1].
Проблемный вопрос учащимся: - Как вы думаете, влияют ли природные условия страны на жизнь, занятия ее жителей?
Приложение 4.
III. Закрепление изученного на уроке.
Римские пословицы, поговорки, крылатые слова. Как вы думаете, почему они появились?
IV. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Выучить термины.
2. Заполнить контурную карту стр. 13.
3. Подготовить развернутый ответ на вопрос: - Как жили древние римляне?
4. Для любознательных. Реши задачу: Почему Эллада основала много колоний за морем, а города- государства Италии почти не имели заморских колоний?
Список литературы:
- Маркс Э. Римляне. - М., 1997.с. 38-39.
- Смирнова Е.В. Космические снимки на уроках истории. История. Приложение к газете "Первое сентября".2004, №47.
- Я иду на урок истории: Древнейшая древняя история: Книга для учителя, - М.: Издательство "Первое сентября", 2000.с.136-153.
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
18 03 2024 15:20:46
Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
17 03 2024 7:21:45
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...
16 03 2024 23:36:37
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...
15 03 2024 6:16:28
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...
14 03 2024 3:58:43
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
13 03 2024 14:21:18
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
12 03 2024 3:35:45
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
11 03 2024 7:57:33
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
10 03 2024 11:38:21
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...
09 03 2024 18:17:27
Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
08 03 2024 1:42:55
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
07 03 2024 10:15:33
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
06 03 2024 15:39:29
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
05 03 2024 2:56:38
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...
04 03 2024 14:31:36
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
03 03 2024 13:50:37
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
02 03 2024 15:34:11
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
01 03 2024 10:49:39
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
29 02 2024 1:53:54
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
28 02 2024 3:50:45
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
27 02 2024 0:15:47
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
26 02 2024 22:39:48
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...
25 02 2024 2:14:19
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
24 02 2024 20:24:55
Предлагается игра по истории Древнего мира....
23 02 2024 13:45:35
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
22 02 2024 2:29:11
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
21 02 2024 1:34:46
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
20 02 2024 7:52:43
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода. ...
19 02 2024 9:58:36
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
18 02 2024 12:17:21
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
17 02 2024 5:48:12
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности. ...
16 02 2024 0:19:57
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
15 02 2024 1:58:27
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
14 02 2024 13:10:48
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
13 02 2024 16:20:59
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
12 02 2024 23:29:45
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
11 02 2024 4:50:27
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
10 02 2024 3:37:15
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
09 02 2024 22:58:57
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
08 02 2024 6:14:52
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...
07 02 2024 1:48:13
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
06 02 2024 16:17:16
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
05 02 2024 8:58:13
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
04 02 2024 16:13:20
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
03 02 2024 3:33:51
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
02 02 2024 7:30:20
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества. ...
01 02 2024 9:25:30
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси. ...
31 01 2024 20:43:33
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
30 01 2024 10:28:18
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ...
29 01 2024 1:39:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::