Реформа Петра I
Цели урока
- охаpaктеризовать государственные реформы Петра I;
- определить цели и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
План урока
- Реформы центрального управления.
- Указ о единонаследии. Табель о рангах.
- Областная реформа.
- Реформа городского управления.
- Церковные реформы.
- Выступление против реформ. "Дело царевича Алексея".
- Основные понятия: коллегия, ранг, "регулярные граждане", "подлые граждане".
Ход урока
В начале урока учащиеся повторяют домашнее задание в форме "Исторической штабной игры". Класс делится на 2 комaнды ("шведов" и "русских") и группу экспертов из 3 - 5 человек. На доске вывешивается большая карта, на столах - атласы или карты школьных учебников. В течение 6 - 7 минут комaнды должны составить хронологию военных действий "своей армии", охаpaктеризовать "свои" планы, объяснить итоги сражений для "своей армии и страны". Затем комaндам поочередно предоставляется слово: используя карту, они рассказывают о военных действиях "своей армии" в Северной войне. Группа экспертов оценивает правильность изложения событий, использование дополнительного материала. (На усмотрение учителя подготовка к такой форме повторения изученной темы может быть начата заранее в виде домашнего задания, чтобы учащиеся смогли подготовить дополнительный материал.)
1. Учащимся предлагается вспомнить систему государственного управления в Российском государстве, сложившуюся при Алексее Михайловиче и существовавшую в первые годы правления Петра I. Вопрос*: Как вы думаете, могли бы сотни приказов, между которыми не было четкого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?
Далее учитель объясняет, что Петру I нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю. Огромное государство требовало усовершенствования систем управления. Еще И.Т. Посошков в своей "Книге о скудости и богатстве" рассуждал о том, что Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое управление, чтобы исправить это, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительский аппарат, действующий строго по регламентам и инструкциям.
Учитель знакомит учащихся с реформой государственного управления, опираясь на схему (рисунок 1).
Далее учитель рассказывает, что важнейшим итогом и вместе с тем - законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая Табель о рангах, введенная 24 января 1722 г.
2 Документ
Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.
1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, а также дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:
- Кто имеет сыновей, и ему : единому из оных дать недвижимое через духовную, тому наследие и будет; другие же дети обоего пола награждены будут движимыми имениями:
- Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним:
Вопросы к документу
1. Как вы думаете, с какой целью был издан этот указ?
2. К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?
3. Какое обеспечение получали остальные дети?
Далее учитель, опираясь на таблицу, рассказывает о Табели о рангах.
Учащимся предлагается записать в тетрадь даты принятия этих Указов и ответить на вопрос: С какой целью был издан Табель?
Табель о рангах. 1722 г.
Воинские | Статские | |||
Сухопутные | Гвардия | Артиллерия | Морские | |
1. Генерал-фельдмаршал | - | - | Генерал-адмирал | Канцлер |
2. Генералы от инфантерии (пехоты) и кавалерии | - | Генерал-фельдцейхмейстер | Адмиралы прочих флагов | Действительные тайные советники |
3. Генерал-лейтенанты | - | Генерал-лейтенант | Вице-адмиралы | Генерал-прокурор |
4. Генерал-майоры | Полковник | Генерал-майор | Контр-адмирал | Президенты коллегий. Тайные советники |
5.Бригадиры, генерал-провиантмейстер | Подполковники | Полковник от артиллерии | Капитан-комaндоры | Вице-президенты коллегий |
6. Полковники, генерал-адъютанты, генерал-квартирмейстер | Майоры | Подполковники от артиллерии, полковники-инженеры | Капитаны первого ранга | Прокурор, советники коллегий |
7. Подполковники, провиантмейстеры, вагенмейстеры, генерал-аудиторы | Капитаны | Майоры, подполковники-инженеры | Капитаны второго ранга | Обер-секретари Воинской, Иностранной коллегий, Адмиралтейства |
8. Майоры | Капитан-лейтенанты | Майор-инженер | Капитаны третьего ранга. Корабельные мастера | Обер-секретари прочих коллегий, асессоры, надворный советник |
9. Капитаны | Лейтенанты | Капитаны-лейтенанты, капитаны-инженеры | Капитаны-лейтенанты, галерные мастера | Титулярный советник, профессора и доктора всяких факультетов, переводчики |
10. Капитан-лейтенанты | Унтер-лейтенанты | Лейтенанты, лейтенанты-инженеры | Лейтенанты | Секретари коллегий |
11. - | - | - | Секретари корабельные | - |
12. Лейтенанты | Фендрики (прапорщики) | Унтер-лейтенанты | Унтер-лейтенанты, шкиперы первого ранга | Секретари канцелярий, ратманы |
13. Унтер-лейтенанты | - | Штык-юнкеры, юнкер-лейтенанты инденерные | - | Протоколисты, переводчики коллегий, регистратор в Сенате |
14. Прапорщики | - | Инженерные прапорщики | Шкиперы второго ранга, констапели (комaндиры орудий) | Регистратор и бухгалтеры в коллегиях |
На смену старому делению дворян на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; все они заседали в Боярской думе), столичные (стольники, спальники и т.д.) и провинциальные (дворяне и дети боярские по "городам", то есть по уездам) пришло новое деление, которое по мысли Петра должно было исходить из принципа служебной выслуги. Новая система расширила количественно ряды российского дворянства - социальной опоры самодержавия. Новые дворяне получали земельные владения и крепостных крестьян. Историческое значение Табели о рангах состояло в систематизации административной службы. Табель показала, что государство имеет служилый хаpaктер. Все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Была создана чёткая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам, причём каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные. Табель закрепила отделение военной службы от гражданской и придворной.
3. Внимание учащихся обращается к тексту учебника (с. 117). Учащиеся могут зарисовать схему местного управления, которое создано Петром I, в тетрадь. Задание: Покажите на карте созданные губернии. Вопрос: Как вы думаете, какое значение ля управления страной и экономического развития Российского государства имела губернская реформа?
Далее учитель знакомит учащихся с городской реформой, опираясь на схему (рисунок 2).
Вопросы учащимся:
1. С какой целью была проведена городская реформа?
2. Какие категории граждан получили доступ к местным органам власти?
4. Учитель предлагает вспомнить, как складывались взаимоотношения светской и духовной властей в России во время правления Алексея Михайловича. Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какой целью Петр I запретил выбирать патриарха и создал Синод?
Церковь играла в государственной и общественной жизни России большую роль, поэтому преобразовательная деятельность Петра I не могла не коснуться вопросов церковной организации. Высшие круги духовенства значительной своей части примыкали к реакционной оппозиции феодальной знати петровским реформам. В высшей церковной иерархии не были изжиты идее сильной и независимой от государства церкви, идеи "никонианства". Недовольство рядовых священнослужителей проявлялось в многочисленных переходах в старообрядчество.
Петр понимал, что в целях укрепления новых государственных форм необходимо было не только превратить церковь в составную часть правительственно-административной системы, сделать ее надежной опорой самодержавного государства. Также было необходимо навести порядок в управлении огромными богатствами, которыми обладала церковь, и прежде всего монастырями.
В результате церковь после cмepти патриарха Адриана не получила нового руководителя. Фактическая ликвидация патриаршества распыляла и обессиливала церковную оппозицию и облегчала вмешательство царя в церковную жизнь. 16 декабря 1700 г. "местоблюстителем и администратором патриаршего престола" стал рязанский митрополит Стефан Яворский. Местоблюститель был обязан заниматься так называемыми духовными делами, возникавшими в связи с различными отступлениями от веры и неисправностями в оправлении богослужений, назначать епископов и других духовных властей. В важных "ставленнических делах" он был связан с возглавлявшим Монастырский приказ И.А. Мусиным-Пушкиным, который наблюдал за его действиями и в нужных случаях доносил о них Петру.
В 1701 г. вышла серия правительственных указов, предназначенных для решительного реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными в этом отношении были указы 24 и 31 января 1701 г. Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе принадлежавшими им крестьянам, создавался Монастырский приказ, в который должны были поступать все сборы с жителей церковно-монастырских земель. Хозяйственные дела в монастырских владениях теперь находились в ведении светских властей. Монастырям было запрещено без разрешения Монастырского приказа тратить крупные средства (например, на строительные и ремонтные работы). Без царского разрешения нельзя было основывать новые монастыри и скиты.
Ведение Северной войны вынудило царя пойти на не популярные меры и изъять разного рода ценности из монастырских кладовых. Указом 1705 г. было урезано содержание монахам вдвое, но и этого ограниченного пособия монастыри не получали.
Ряд петровских мероприятий был направлен на резкое сокращение численности белого духовенства и монашествующих. Ограничивалось количество персонала, а также круг лиц, которые могли поступать в монашество. В монастыри помещались больные и нищие; в них содержались также неспособные к труду отставные солдаты. В 1704 г. был организован драгунский полк под комaндой начальника Монастырского приказа Мусина-Пушкина, состоящий из монастырских служителей и разночинцев. Этот полк полностью содержался за счет духовенства: для уплаты жалованья драгунам, покупки лошадей и фуража духовенство облагалось особыми сборами.
В то же время Петр I понимал, что государство не может обойтись без церкви, освещавшей царскую власть. Однако Петру нужны были новая церковная организация, авторитетная и действующая под контролем государства. Для укрепления церковного аппарата, соответствующего новым формам государственной системы, требовались новые кадры духовенства. Священники должны были получать соответствующее образование и уметь не только отстаивать религиозные догмы ссылками на Писание, но и растолковывать эти догмы по возможности простым языком и понятными примерами. Они должны быть осведомлены о важных политических событиях и государственных мероприятиях, чтобы в своих проповедях разъяснять их значение , повышать авторитет государства и прославлять монаха. Свои личные интересы служители церкви обязывались подчинять интересам государства и свою деятельность расценивать как ответственную государственную службу. На них возлагались обязанности и чисто полицейского хаpaктера. Они должны были подмечать всякое проявление крамолы по отношению к правительству, церкви, помещику, и срочно принимать соответствующие меры.
Особое место в правительственном аппарате занимала Духовная коллегия, или Святейший правительствующий Синод, образованный в 1721 г. 25 января 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником Феофаном Прокоповичем, который и стал фактическим руководителем Синода. Формально Синод возглавил Стефан Яворский.
Синод заменил собой патриаршество. В Регламенте много места уделено вопросу о преимуществах коллегиального управления над единоличным. В документе говорилось, что даже монарх обычно советуется с приближенными, тем более совет нужен в церкви. Далее в Регламенте обосновывалась мысль о том, что единоличное управление церковью государству нежелательно, так как простой народ, удивленный той честью и славой, которой окружен патриарх, может помыслить, что "то второй государь, самодержцу равносильный или больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее Государство".
Духовный регламент подробно очерчивал круг дел епископов. Их ведению подлежали все дела епархии: надзор за поведением духовенства и монахов, за состоянием мирян, слежение за хозяйственными делами монастырей и церквей. Таким образом, закон придавал епископу черты рачительного чиновника, чувствующего ответственность за свою большую государственную работу.
5. Учитель рассказывает о "деле царевича Алексея". Учащиеся самостоятельно читают текст учебника (с. 119-120), документ и отвечают на вопрос: Обратите внимание на иллюстрацию (с. 119). Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Петр своему сыну, а Алексей - отцу?
Среди церковников было особенно много ярых противников нововведений. Активное участие приняли церковники в заговоре царевича Алексея Петровича. Во время пребывания первой жены Петра Евдокии Лопухиной в монастырях монахи разных рангов поддерживали е cнoшeния с внешним миром. Как показало следствие по делу царевича и его сторонников, заговорщики отводили церковной организации существенную роль в подготовке решительного выступления. Духовник Алексея Петровича, один из главных участников заговора, уверял царевича, будто весь народ поднимется за него, против Петра в тот момент, когда по данному им сигналу священнослужители обратятся с соответствующим воззвание к прихожанам. Скрытые антиправительственные действия в период правления Петра I тайно поддерживались местоблюстителем патриаршего престола Стефаном Яворским.
Царевич был лишен права наследовать престол. Было проведено следствие с применением пыток. Царевич признал, что имел намерение поднять по всей стране восстание, хотел возвратить старые верования, обычаи, нравы, рассчитывал на поддержку народа, который сочувственно относится к нему. Подошло время выносить приговор Алексею. Духовные чины уклонились от однозначного приговора, опираясь на Священное писание (сюжет о казни сына за ослушание отца и притчу о прощение блyдного сына) и отдавая решение вопроса на усмотрение самого Петра. Сенаторы высказались определенно - cмepтная казнь. 24 июня 1718 г. cмepтный приговор был объявлен царевичу. Однако привести его в исполнение не удалось, так как через два дня Алексей скончался - вероятно, от пыток, пережитых потрясений. Существует версия, что царевич был убит по указанию царя, чтобы не допустить публичной казни. 30 июня его похоронили. Царь присутствовал при его погребении. Наследником был объявлен малолетний сын Петра и Екатерины Петр, однако через год он скончался. Надежд на новых наследников уже не было. Внимание учащихся обращается к документу.
Документ
Устав о наследии престола.
5 февраля 1722 г.
Мы, Петр Первый, император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.
Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был наш сын Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось; а сие не для чего иного у него взрослого, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей не добрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по рассуждению умных родителей бывали отмены:
Вопросы к документу
Почему Петр издал указ, изменяющий порядок престолонаследия? 2. Как отныне должен был решаться вопрос о наследнике?
Учитель обращает внимание учащихся на картину Николая Ге "ПетрI допрашивает своего сына царевича Алексея", законченной в 1871 г. (см. иллюстрацию на с.119).
В картине запечатлена сцена последнего допроса Петром I Алексея. В небольшой комнате, освещенном дневным светом, в кресле сидит Петр. В резком движении изображена его фигура. Одной рукой он держится за кресло, другая, сжатая в кулак, лежит на колене. Взгляд Петра обращен к сыну. Энергия, несокрушимая сила и вместе с тем гнев, презрение написаны на лице царя. Он видит в Алексее врага государства, врага России, изменника.
Алексей - высокий, худой, в черных, почти монашеских одеждах, - стоит, бессильно опустив руки, с поникшей головой. Ноги полусогнуты в коленях. Однако внешняя покорность царевича сочетается с его внутренним молчаливым, но упрямым сопротивлением. На наших глазах совершается глубокая драма, происходит безмолвная и упopная борьба двух несовместимых мировоззрений, так как столкновение старого и нового, старой допетровской Руси и новой молодой России. Не случайно, анализируя картину, М.Е.Салтыков-Щедрин писал: "Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка: Петр Великий не вытянет во весь рост; он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами:даже ни один мускул на его лице не сведен судорогой. Царевич Алексей не стоит на с лицом, искаженным ужасом, не молит о пощаде, не заносит на себя руки и не ломает их: Тем не менее, всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти".
Рассматривая этот вопрос, учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу. По окончании работы учитель организует проверку и обсуждение. Учащиеся обосновывают свое мнение. Заполнение таблицы будет продолжено на других уроках.
Значение петровских преобразований
В экономике | В государственном управлении | В культуре | В армии |
Вопросы и задания
1. Перечислите в хронологическом порядке реформы Петра I в области центрального и местного управления.
2. Какова была цель Петра в реформировании центрального и местного управления?
3. Используя документ, ответьте, каковы были причины введения Синодального управления? В какой связи упоминался Никон?
Документ
Воспоминания Нартова о Петре Великом
Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив некоторых усиленное желание к избранию патриарха, о чем неоднократно т духовенства предлагаемо было, вынув одною рукою из кармана к такому случаю приготовленный Духовный регламент и отдав, сказал им грозно: "Вы простите патриарха, вот вам духовный патриарх, а противомыслящем сему (выдернув другою рукою из ножен кортик и ударяя оным по столу) вот вам булатный патриарх!" Потом, встав, пошел вон, после сего оставлено прошение о избрании патриарха и учрежден Святейший Синод. С намерением Петра Великаго об установлении Духовной коллегии согласны были Стефан Яворский и Феофан Новгородский, которые в сочинении Регламента Его величеству помогали, из коих перваго определил в Синоде председателем, а другого - вице-президентом, сам же стал главою церкви государства своего и некогда, рассказывая о распрях патриарха Никона с царем, родителем его Алексеем Михайловичем, говорил: "Пора обуздать не принадлежащую власть старцу (патриарху), Богу изволившу исправлять мне гражданство и духовенство, я им обое - государь и патриарх". Они забыли - в самой древности сие было совокупно".
6. Домашнее задание
- Параграф 15, вопросы и задания на с. 120-122.
К уроку прилагается презентация (приложение 1)
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии. ...
27 03 2024 13:51:13
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
26 03 2024 19:34:47
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
25 03 2024 5:30:51
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
24 03 2024 2:49:31
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...
23 03 2024 12:53:13
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...
22 03 2024 8:34:28
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
21 03 2024 17:51:34
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
20 03 2024 12:39:57
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
19 03 2024 9:16:23
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
18 03 2024 6:56:47
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
17 03 2024 5:39:50
На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику СССР, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н.С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
16 03 2024 3:14:34
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
15 03 2024 22:39:42
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
14 03 2024 2:38:24
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
13 03 2024 19:29:18
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
12 03 2024 20:28:40
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
11 03 2024 5:40:50
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...
10 03 2024 23:24:16
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
09 03 2024 10:14:55
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
08 03 2024 19:39:20
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
07 03 2024 22:25:54
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
06 03 2024 14:38:21
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
05 03 2024 14:25:29
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
04 03 2024 8:55:21
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
03 03 2024 5:34:37
Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....
02 03 2024 15:47:41
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции. ...
01 03 2024 19:23:41
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
29 02 2024 13:31:12
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
28 02 2024 6:35:31
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
27 02 2024 10:31:14
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
26 02 2024 20:33:49
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
25 02 2024 19:25:20
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...
24 02 2024 21:15:27
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
23 02 2024 0:41:51
Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ. ...
22 02 2024 2:42:36
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
21 02 2024 18:16:11
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
20 02 2024 23:56:28
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
19 02 2024 6:27:17
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
18 02 2024 16:32:32
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
17 02 2024 20:51:19
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
16 02 2024 10:33:35
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
15 02 2024 22:14:22
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
14 02 2024 11:43:21
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
13 02 2024 17:13:31
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
12 02 2024 5:38:37
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
11 02 2024 12:30:43
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....
10 02 2024 6:10:47
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
09 02 2024 6:25:42
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь. ...
08 02 2024 3:58:54
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
07 02 2024 20:29:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::