Реформа Петра I
Цели урока
- охаpaктеризовать государственные реформы Петра I;
- определить цели и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
План урока
- Реформы центрального управления.
- Указ о единонаследии. Табель о рангах.
- Областная реформа.
- Реформа городского управления.
- Церковные реформы.
- Выступление против реформ. "Дело царевича Алексея".
- Основные понятия: коллегия, ранг, "регулярные граждане", "подлые граждане".
Ход урока
В начале урока учащиеся повторяют домашнее задание в форме "Исторической штабной игры". Класс делится на 2 комaнды ("шведов" и "русских") и группу экспертов из 3 - 5 человек. На доске вывешивается большая карта, на столах - атласы или карты школьных учебников. В течение 6 - 7 минут комaнды должны составить хронологию военных действий "своей армии", охаpaктеризовать "свои" планы, объяснить итоги сражений для "своей армии и страны". Затем комaндам поочередно предоставляется слово: используя карту, они рассказывают о военных действиях "своей армии" в Северной войне. Группа экспертов оценивает правильность изложения событий, использование дополнительного материала. (На усмотрение учителя подготовка к такой форме повторения изученной темы может быть начата заранее в виде домашнего задания, чтобы учащиеся смогли подготовить дополнительный материал.)
1. Учащимся предлагается вспомнить систему государственного управления в Российском государстве, сложившуюся при Алексее Михайловиче и существовавшую в первые годы правления Петра I. Вопрос*: Как вы думаете, могли бы сотни приказов, между которыми не было четкого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?
Далее учитель объясняет, что Петру I нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю. Огромное государство требовало усовершенствования систем управления. Еще И.Т. Посошков в своей "Книге о скудости и богатстве" рассуждал о том, что Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое управление, чтобы исправить это, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительский аппарат, действующий строго по регламентам и инструкциям.
Учитель знакомит учащихся с реформой государственного управления, опираясь на схему (рисунок 1).
Далее учитель рассказывает, что важнейшим итогом и вместе с тем - законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая Табель о рангах, введенная 24 января 1722 г.
2 Документ
Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.
1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, а также дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:
- Кто имеет сыновей, и ему : единому из оных дать недвижимое через духовную, тому наследие и будет; другие же дети обоего пола награждены будут движимыми имениями:
- Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним:
Вопросы к документу
1. Как вы думаете, с какой целью был издан этот указ?
2. К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?
3. Какое обеспечение получали остальные дети?
Далее учитель, опираясь на таблицу, рассказывает о Табели о рангах.
Учащимся предлагается записать в тетрадь даты принятия этих Указов и ответить на вопрос: С какой целью был издан Табель?
Табель о рангах. 1722 г.
Воинские | Статские | |||
Сухопутные | Гвардия | Артиллерия | Морские | |
1. Генерал-фельдмаршал | - | - | Генерал-адмирал | Канцлер |
2. Генералы от инфантерии (пехоты) и кавалерии | - | Генерал-фельдцейхмейстер | Адмиралы прочих флагов | Действительные тайные советники |
3. Генерал-лейтенанты | - | Генерал-лейтенант | Вице-адмиралы | Генерал-прокурор |
4. Генерал-майоры | Полковник | Генерал-майор | Контр-адмирал | Президенты коллегий. Тайные советники |
5.Бригадиры, генерал-провиантмейстер | Подполковники | Полковник от артиллерии | Капитан-комaндоры | Вице-президенты коллегий |
6. Полковники, генерал-адъютанты, генерал-квартирмейстер | Майоры | Подполковники от артиллерии, полковники-инженеры | Капитаны первого ранга | Прокурор, советники коллегий |
7. Подполковники, провиантмейстеры, вагенмейстеры, генерал-аудиторы | Капитаны | Майоры, подполковники-инженеры | Капитаны второго ранга | Обер-секретари Воинской, Иностранной коллегий, Адмиралтейства |
8. Майоры | Капитан-лейтенанты | Майор-инженер | Капитаны третьего ранга. Корабельные мастера | Обер-секретари прочих коллегий, асессоры, надворный советник |
9. Капитаны | Лейтенанты | Капитаны-лейтенанты, капитаны-инженеры | Капитаны-лейтенанты, галерные мастера | Титулярный советник, профессора и доктора всяких факультетов, переводчики |
10. Капитан-лейтенанты | Унтер-лейтенанты | Лейтенанты, лейтенанты-инженеры | Лейтенанты | Секретари коллегий |
11. - | - | - | Секретари корабельные | - |
12. Лейтенанты | Фендрики (прапорщики) | Унтер-лейтенанты | Унтер-лейтенанты, шкиперы первого ранга | Секретари канцелярий, ратманы |
13. Унтер-лейтенанты | - | Штык-юнкеры, юнкер-лейтенанты инденерные | - | Протоколисты, переводчики коллегий, регистратор в Сенате |
14. Прапорщики | - | Инженерные прапорщики | Шкиперы второго ранга, констапели (комaндиры орудий) | Регистратор и бухгалтеры в коллегиях |
На смену старому делению дворян на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; все они заседали в Боярской думе), столичные (стольники, спальники и т.д.) и провинциальные (дворяне и дети боярские по "городам", то есть по уездам) пришло новое деление, которое по мысли Петра должно было исходить из принципа служебной выслуги. Новая система расширила количественно ряды российского дворянства - социальной опоры самодержавия. Новые дворяне получали земельные владения и крепостных крестьян. Историческое значение Табели о рангах состояло в систематизации административной службы. Табель показала, что государство имеет служилый хаpaктер. Все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Была создана чёткая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам, причём каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные. Табель закрепила отделение военной службы от гражданской и придворной.
3. Внимание учащихся обращается к тексту учебника (с. 117). Учащиеся могут зарисовать схему местного управления, которое создано Петром I, в тетрадь. Задание: Покажите на карте созданные губернии. Вопрос: Как вы думаете, какое значение ля управления страной и экономического развития Российского государства имела губернская реформа?
Далее учитель знакомит учащихся с городской реформой, опираясь на схему (рисунок 2).
Вопросы учащимся:
1. С какой целью была проведена городская реформа?
2. Какие категории граждан получили доступ к местным органам власти?
4. Учитель предлагает вспомнить, как складывались взаимоотношения светской и духовной властей в России во время правления Алексея Михайловича. Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какой целью Петр I запретил выбирать патриарха и создал Синод?
Церковь играла в государственной и общественной жизни России большую роль, поэтому преобразовательная деятельность Петра I не могла не коснуться вопросов церковной организации. Высшие круги духовенства значительной своей части примыкали к реакционной оппозиции феодальной знати петровским реформам. В высшей церковной иерархии не были изжиты идее сильной и независимой от государства церкви, идеи "никонианства". Недовольство рядовых священнослужителей проявлялось в многочисленных переходах в старообрядчество.
Петр понимал, что в целях укрепления новых государственных форм необходимо было не только превратить церковь в составную часть правительственно-административной системы, сделать ее надежной опорой самодержавного государства. Также было необходимо навести порядок в управлении огромными богатствами, которыми обладала церковь, и прежде всего монастырями.
В результате церковь после cмepти патриарха Адриана не получила нового руководителя. Фактическая ликвидация патриаршества распыляла и обессиливала церковную оппозицию и облегчала вмешательство царя в церковную жизнь. 16 декабря 1700 г. "местоблюстителем и администратором патриаршего престола" стал рязанский митрополит Стефан Яворский. Местоблюститель был обязан заниматься так называемыми духовными делами, возникавшими в связи с различными отступлениями от веры и неисправностями в оправлении богослужений, назначать епископов и других духовных властей. В важных "ставленнических делах" он был связан с возглавлявшим Монастырский приказ И.А. Мусиным-Пушкиным, который наблюдал за его действиями и в нужных случаях доносил о них Петру.
В 1701 г. вышла серия правительственных указов, предназначенных для решительного реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными в этом отношении были указы 24 и 31 января 1701 г. Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе принадлежавшими им крестьянам, создавался Монастырский приказ, в который должны были поступать все сборы с жителей церковно-монастырских земель. Хозяйственные дела в монастырских владениях теперь находились в ведении светских властей. Монастырям было запрещено без разрешения Монастырского приказа тратить крупные средства (например, на строительные и ремонтные работы). Без царского разрешения нельзя было основывать новые монастыри и скиты.
Ведение Северной войны вынудило царя пойти на не популярные меры и изъять разного рода ценности из монастырских кладовых. Указом 1705 г. было урезано содержание монахам вдвое, но и этого ограниченного пособия монастыри не получали.
Ряд петровских мероприятий был направлен на резкое сокращение численности белого духовенства и монашествующих. Ограничивалось количество персонала, а также круг лиц, которые могли поступать в монашество. В монастыри помещались больные и нищие; в них содержались также неспособные к труду отставные солдаты. В 1704 г. был организован драгунский полк под комaндой начальника Монастырского приказа Мусина-Пушкина, состоящий из монастырских служителей и разночинцев. Этот полк полностью содержался за счет духовенства: для уплаты жалованья драгунам, покупки лошадей и фуража духовенство облагалось особыми сборами.
В то же время Петр I понимал, что государство не может обойтись без церкви, освещавшей царскую власть. Однако Петру нужны были новая церковная организация, авторитетная и действующая под контролем государства. Для укрепления церковного аппарата, соответствующего новым формам государственной системы, требовались новые кадры духовенства. Священники должны были получать соответствующее образование и уметь не только отстаивать религиозные догмы ссылками на Писание, но и растолковывать эти догмы по возможности простым языком и понятными примерами. Они должны быть осведомлены о важных политических событиях и государственных мероприятиях, чтобы в своих проповедях разъяснять их значение , повышать авторитет государства и прославлять монаха. Свои личные интересы служители церкви обязывались подчинять интересам государства и свою деятельность расценивать как ответственную государственную службу. На них возлагались обязанности и чисто полицейского хаpaктера. Они должны были подмечать всякое проявление крамолы по отношению к правительству, церкви, помещику, и срочно принимать соответствующие меры.
Особое место в правительственном аппарате занимала Духовная коллегия, или Святейший правительствующий Синод, образованный в 1721 г. 25 января 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником Феофаном Прокоповичем, который и стал фактическим руководителем Синода. Формально Синод возглавил Стефан Яворский.
Синод заменил собой патриаршество. В Регламенте много места уделено вопросу о преимуществах коллегиального управления над единоличным. В документе говорилось, что даже монарх обычно советуется с приближенными, тем более совет нужен в церкви. Далее в Регламенте обосновывалась мысль о том, что единоличное управление церковью государству нежелательно, так как простой народ, удивленный той честью и славой, которой окружен патриарх, может помыслить, что "то второй государь, самодержцу равносильный или больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее Государство".
Духовный регламент подробно очерчивал круг дел епископов. Их ведению подлежали все дела епархии: надзор за поведением духовенства и монахов, за состоянием мирян, слежение за хозяйственными делами монастырей и церквей. Таким образом, закон придавал епископу черты рачительного чиновника, чувствующего ответственность за свою большую государственную работу.
5. Учитель рассказывает о "деле царевича Алексея". Учащиеся самостоятельно читают текст учебника (с. 119-120), документ и отвечают на вопрос: Обратите внимание на иллюстрацию (с. 119). Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Петр своему сыну, а Алексей - отцу?
Среди церковников было особенно много ярых противников нововведений. Активное участие приняли церковники в заговоре царевича Алексея Петровича. Во время пребывания первой жены Петра Евдокии Лопухиной в монастырях монахи разных рангов поддерживали е cнoшeния с внешним миром. Как показало следствие по делу царевича и его сторонников, заговорщики отводили церковной организации существенную роль в подготовке решительного выступления. Духовник Алексея Петровича, один из главных участников заговора, уверял царевича, будто весь народ поднимется за него, против Петра в тот момент, когда по данному им сигналу священнослужители обратятся с соответствующим воззвание к прихожанам. Скрытые антиправительственные действия в период правления Петра I тайно поддерживались местоблюстителем патриаршего престола Стефаном Яворским.
Царевич был лишен права наследовать престол. Было проведено следствие с применением пыток. Царевич признал, что имел намерение поднять по всей стране восстание, хотел возвратить старые верования, обычаи, нравы, рассчитывал на поддержку народа, который сочувственно относится к нему. Подошло время выносить приговор Алексею. Духовные чины уклонились от однозначного приговора, опираясь на Священное писание (сюжет о казни сына за ослушание отца и притчу о прощение блyдного сына) и отдавая решение вопроса на усмотрение самого Петра. Сенаторы высказались определенно - cмepтная казнь. 24 июня 1718 г. cмepтный приговор был объявлен царевичу. Однако привести его в исполнение не удалось, так как через два дня Алексей скончался - вероятно, от пыток, пережитых потрясений. Существует версия, что царевич был убит по указанию царя, чтобы не допустить публичной казни. 30 июня его похоронили. Царь присутствовал при его погребении. Наследником был объявлен малолетний сын Петра и Екатерины Петр, однако через год он скончался. Надежд на новых наследников уже не было. Внимание учащихся обращается к документу.
Документ
Устав о наследии престола.
5 февраля 1722 г.
Мы, Петр Первый, император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.
Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был наш сын Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось; а сие не для чего иного у него взрослого, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей не добрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по рассуждению умных родителей бывали отмены:
Вопросы к документу
Почему Петр издал указ, изменяющий порядок престолонаследия? 2. Как отныне должен был решаться вопрос о наследнике?
Учитель обращает внимание учащихся на картину Николая Ге "ПетрI допрашивает своего сына царевича Алексея", законченной в 1871 г. (см. иллюстрацию на с.119).
В картине запечатлена сцена последнего допроса Петром I Алексея. В небольшой комнате, освещенном дневным светом, в кресле сидит Петр. В резком движении изображена его фигура. Одной рукой он держится за кресло, другая, сжатая в кулак, лежит на колене. Взгляд Петра обращен к сыну. Энергия, несокрушимая сила и вместе с тем гнев, презрение написаны на лице царя. Он видит в Алексее врага государства, врага России, изменника.
Алексей - высокий, худой, в черных, почти монашеских одеждах, - стоит, бессильно опустив руки, с поникшей головой. Ноги полусогнуты в коленях. Однако внешняя покорность царевича сочетается с его внутренним молчаливым, но упрямым сопротивлением. На наших глазах совершается глубокая драма, происходит безмолвная и упopная борьба двух несовместимых мировоззрений, так как столкновение старого и нового, старой допетровской Руси и новой молодой России. Не случайно, анализируя картину, М.Е.Салтыков-Щедрин писал: "Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка: Петр Великий не вытянет во весь рост; он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами:даже ни один мускул на его лице не сведен судорогой. Царевич Алексей не стоит на с лицом, искаженным ужасом, не молит о пощаде, не заносит на себя руки и не ломает их: Тем не менее, всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти".
Рассматривая этот вопрос, учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу. По окончании работы учитель организует проверку и обсуждение. Учащиеся обосновывают свое мнение. Заполнение таблицы будет продолжено на других уроках.
Значение петровских преобразований
В экономике | В государственном управлении | В культуре | В армии |
Вопросы и задания
1. Перечислите в хронологическом порядке реформы Петра I в области центрального и местного управления.
2. Какова была цель Петра в реформировании центрального и местного управления?
3. Используя документ, ответьте, каковы были причины введения Синодального управления? В какой связи упоминался Никон?
Документ
Воспоминания Нартова о Петре Великом
Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив некоторых усиленное желание к избранию патриарха, о чем неоднократно т духовенства предлагаемо было, вынув одною рукою из кармана к такому случаю приготовленный Духовный регламент и отдав, сказал им грозно: "Вы простите патриарха, вот вам духовный патриарх, а противомыслящем сему (выдернув другою рукою из ножен кортик и ударяя оным по столу) вот вам булатный патриарх!" Потом, встав, пошел вон, после сего оставлено прошение о избрании патриарха и учрежден Святейший Синод. С намерением Петра Великаго об установлении Духовной коллегии согласны были Стефан Яворский и Феофан Новгородский, которые в сочинении Регламента Его величеству помогали, из коих перваго определил в Синоде председателем, а другого - вице-президентом, сам же стал главою церкви государства своего и некогда, рассказывая о распрях патриарха Никона с царем, родителем его Алексеем Михайловичем, говорил: "Пора обуздать не принадлежащую власть старцу (патриарху), Богу изволившу исправлять мне гражданство и духовенство, я им обое - государь и патриарх". Они забыли - в самой древности сие было совокупно".
6. Домашнее задание
- Параграф 15, вопросы и задания на с. 120-122.
К уроку прилагается презентация (приложение 1)
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
10 11 2024 10:23:34
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
09 11 2024 5:16:42
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
08 11 2024 9:35:46
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
07 11 2024 6:43:45
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
06 11 2024 3:39:38
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
05 11 2024 5:39:43
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
04 11 2024 14:25:11
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
03 11 2024 0:48:44
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
02 11 2024 17:22:33
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
01 11 2024 7:20:13
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
31 10 2024 23:50:56
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 10 2024 17:42:53
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 10 2024 9:53:21
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 10 2024 7:37:20
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 10 2024 16:29:55
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 10 2024 19:13:25
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 10 2024 4:35:16
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 10 2024 18:20:46
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 10 2024 2:57:26
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 10 2024 4:13:12
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 10 2024 21:17:14
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 10 2024 6:15:38
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 10 2024 10:56:51
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 10 2024 18:12:53
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 10 2024 23:25:28
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 10 2024 2:54:40
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 10 2024 15:55:28
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 10 2024 17:23:35
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 10 2024 17:32:20
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 10 2024 13:36:16
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 10 2024 10:53:55
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 10 2024 4:10:34
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 10 2024 9:39:21
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 10 2024 14:40:10
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 10 2024 18:11:47
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 10 2024 13:15:41
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 10 2024 20:44:55
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 10 2024 23:37:51
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 10 2024 6:13:10
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 10 2024 13:45:41
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 10 2024 0:17:55
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
30 09 2024 4:52:29
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
29 09 2024 14:23:48
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
28 09 2024 5:30:37
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
27 09 2024 11:16:29
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
26 09 2024 13:53:51
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
25 09 2024 21:42:54
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
24 09 2024 14:20:36
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
23 09 2024 20:17:38
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
22 09 2024 3:11:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::