Роль государства в экономике
Цели:
- Рассмотреть причины регулирования экономики государством.
- Изучить два взгляда на роль государства в экономике.
- Рассмотреть основные механизмы государственного регулирования экономики.
План:
- Фронтальный опрос учащихся.
- Причины регулирования экономики государством.
- Два взгляда, существующие в современной экономической науке, на роль государства в экономике.
- Основные механизмы государственного регулирования экономики.
- Программа выхода России из экономического кризиса как пример проявления воздействия государства на экономику страны.
Ход урока
1. Фронтальный опрос учащихся:
- Что такое экономика? Какие основные вопросы решает экономическая сфера?
- Какие типы экономических систем нам известны? Дайте хаpaктеристику каждой из них.
- Назовите положительные и отрицательные составляющие каждой из названных экономических систем.
Возможные ответы учащихся
1. Экономика (от греч.) – «искусство ведения домашнего хозяйства».
Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена.
Экономика – способ ведения хозяйства, направленный на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Экономика – народное хозяйство государства, группы государств, мира в целом.
Экономика – наука, изучающая эффективное (рациональное) поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потрeбления товаров и услуг.
Экономика решает три вопроса:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить? (Сколько производить?)
Таким образом, экономика решает сложную проблему удовлетворения безграничных потребностей человека в условиях ограниченных ресурсов; экономика проводит как материальные, так и не материальные блага и услуги.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Учащиеся выбирают признаки соответствующих систем и затем их плюсы и минусы.
2. Типы экономических систем:
Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества с целью распределения ограниченных ресурсов, чтобы удовлетворить безграничные потребности людей.
Традиционная система
Признаки этой системы:
- Основа экономики сельского хозяйства, господствует государственная (общественная), коллективная собственность.
- Примитивные орудия труда → медленное развитие техники.
- Отсутствие конкуренции.
- Основные вопросы экономики «что, как и для кого» решает обычай, традиция.
- Низкий уровень жизни населения.
- Господствует натуральное хозяйство.
Комaндно-административная система (централизованно регулируемая)
Признаки этой системы:
- Господствует государственная форма собственности; частная почти запрещена.
- Основные вопросы экономики решаются государством, путем составления государственных благ.
- Действуют цены, назначаемые государством.
- Отсутствует конкуренция.
- Дефицит товара, низкая эффективность производства и качества товара.
- Высокий удельный вес ВПК.
Рыночная система
Признаки этой системы:
- Существуют и равноправны все формы собственности.
- Основные вопросы экономики решаются частными лицами (фирмами, предпринимателями).
- Цены свободные, формируются на основе спроса и предложения.
- Бездиффецитность, высокий уровень предприимчивости, значительная дифферинциация доходов и уровня жизни.
Смешанная система
Признаки этой системы:
- Собственность находится как в руках государства, так и в руках физических и юридических лиц.
- Основные вопросы экономики решаются как физическими и юридическими лицами, так и государством.
- Правильность и неправильность принятых экономических решений выражается как и в доходах, так и убытках в экономической деятельности.
- Способ распределения – конкуренция (спрос и предложения).
- Государство в основном регулирует экономические процессы.
- Государство – гарант социальной защищенности населения.
3. Плюсы традиционной системы:
- Стабильность общества.
- Добротность и высокое качество, производимых товаров.
Минусы традиционной системы:
- Отсутствие технического прогресса.
- Слабый производственный потенциал.
- Неразвитая инфраструктура.
- Ограниченность числа производимых благ.
- Плохая приспособляемость к изменениям природных условий.
Плюсы комaндно-административной системы:
- Гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая их уверенность в будущем.
- Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе, хотя достигается всеобщая занятость, за счет искусственного сдерживания роста производимости труда (там, где мог бы работать один человек, работают двое).
Минусы комaндно-административной системы:
- Негибкость этой системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
- Производители теряют стимул к эффективной работе (так как их экономическое положение мало зависит от их инициативы и предприимчивости).
Плюсы рыночной системы:
- Эффективность распределения ресурсов.
- Интенсивное использование ресурсов.
- Высокая ответственность людей за результат действия.
- Существует конкуренция.
- Широкое распространение получает кредит.
- Высокое качество товаров.
Минусы рыночной системы:
- Угасание конкуренции (за счет монополий и НТП).
- Расточительное негуманное производство и не равное распределение доходов.
- Не учитывает внешних издержек (экология нарушается, общественные потребности не удовлетворяются).
- Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
- Существование безработицы.
- Инфляция.
- Нестабильное развитие со спадами производства.
Что такое конкуренция? – соперничество между производителями сходного товарами услуги.
Класс делится на две группы. Задание: назвать «плюсы» и «минусы» конкуренции.
Плюсы:
- Ограничивает возможность возникновения монополий, которые могут «диктовать», «взвинчивать» цены.
- «Давит» цены вниз.
- Создает возможность выбора для потребителя.
- Способствует эффективному использованию ресурсов.
- Способствует внедрению технических изобретений, улучшению качества продукции.
- Заставляет экономику гибко реагировать на изменения экономической ситуации.
Минусы:
- Постоянное разорение мелких предпринимателей (санирующая роль конкуренции).
- Отвлечение больших средств на рекламу.
- Использование нечестных методов борьбы (подкуп работников, промышленный шпионаж).
В настоящее время во всех развитых странах мира существуют смешанный тип экономической системы, при которой в экономике существует рыночный сектор, государственный и традиционный.
2. Таким образом, в настоящее время, пpaктически во всех реально действующих экономических системах присутствуют элементы государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
Задание классу: прочитать п.7 п.1 и назвать причины вмешательства государства в экономику.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Класс делится на две группы:
- 1-я группа доказывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику страны.
- 2-я группа доказывает, что экономика должна быть свободна от вмешательства государства.
Причины вмешательства государства в экономику:
1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ.
2) Экономические причины:
- ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только государству;
- выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;
- создание благоприятных условий для человеческих ресурсов;
- продолжительность рабочего дня, отпуска.
3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона.
4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных.
5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды;
6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий.
Таким образом:
- Отрасли экономики, которые должны контролироваться государством: оборона, внутренняя безопасность, дипломатия, производство вооружения, лекарств и наркотических средств и т. д.
- Отрасли, которые можно отдать в частные руки, но не полностью: СМИ, образование, культура, здравоохранение, связь, дороги.
- Важные отрасли, но не представляющие интереса для частного бизнеса: экология, фундаментальная наука.
Работая с текстом п.7 учащиеся дают хаpaктеристику механизмов государственного регулирования рынка, что проверяется в ходе дальнейшей беседы
Приложение 1
Данная схема составляется по сообщениям учащихся.
До 70-х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейсианское направление. В дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор Чикагского университета М. Фридмен, который противовес кейнсианской теории стимулирования спроса («Стой - иди») предлагает стимулировать предложение. На пpaктике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и кейнсианского хаpaктера.
Работая с текстом п.7 учащиеся дают хаpaктеристику механизмов государственного регулирования рынка, что проверяется в ходе дальнейшей беседы.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Приложение 2
Что является примером составления программ экономического развития?
По итогам обсуждения первой, второй группы выводятся на экран |
|
1) частный бизнес работает во имя прибыли и делает лишь то, что ему выгодно |
1) государство не должно вмешиваться в экономику, - рынок сам определит, кто окажется сильнейшим |
2) частный бизнес не решает социальных проблем |
2) вмешиваясь в деятельность предпринимателей, государство снижает их заинтересованность в производстве лучших товаров, порождает социальное |
3) частный бизнес не занимается экономикой, культурой, историческим наследием |
|
4) государство должно решать проблемы обороны |
|
5. Программа выхода России из экономического кризиса.
- "Во-первых, - сказал он, - в новых условиях нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования".
- "Во-вторых, - продолжал Медведев, - следует избавиться от серьезного дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. Конкурентная гонка приводит к образованию финансовых "мыльных пузырей", а ответственность публичных компаний перед акционерами размывается".
- "В-третьих, - считает российский лидер, - нужно укрепить систему управления рисками. Свою долю риска и ответственности должен с самого начала нести каждый участник рынка. И не должно быть иллюзий по поводу возможности бесконечного роста любого вида активов".
- "В-четвертых, надо способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний, - отметил президент РФ.
- "В-пятых, - необходимо сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов".
Таким образом, государство является важным экономическим субъектом в обществе. Это не значит, что оно должно в обязательном порядке контролировать все хозяйственные субъекты. Оно должно предоставлять свободу предпринимателям, но в то же время гарантировать защиту интересов своих граждан, поддерживать социально незащищенные слои общества. Эффективным способ воздействия государства на экономику является бюджет и налогообложение, а также экономическое программирование. Примером последнего является программа Президента Р.Ф. Медведева Д.А. по выходу России из кризиса.
Приложение 3. Презентация
Используемая литература:
- Учебник для учащихся 11 класса. Базовый уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Матвеева А.И.- М., «Просвещение», 2006.
- Учебник для учащихся 11 класса. Профильный уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Холодковского К.Г.- М., «Просвещение», 2009.
- Нижников С. А., Лазебникова А.Ю. Обществознание. Краткий курс. – М., «Экзамен», 2007.
- Обществознание. 10 – 11 классы: уроки учительского мастерства/, сост. Корнева Т. А.. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Махоткин А. В., Махоткина Н. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М., 2006.
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
18 03 2024 21:38:59
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
17 03 2024 5:35:18
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
16 03 2024 15:21:29
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...
15 03 2024 19:17:35
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года. ...
14 03 2024 6:23:38
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
13 03 2024 15:23:37
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
12 03 2024 23:59:10
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
11 03 2024 15:22:45
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
10 03 2024 3:30:20
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
09 03 2024 19:19:26
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
08 03 2024 14:43:52
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
07 03 2024 19:20:47
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России. ...
06 03 2024 7:55:18
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
05 03 2024 9:36:21
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
04 03 2024 14:31:16
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
03 03 2024 20:14:34
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
02 03 2024 20:14:34
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
01 03 2024 19:44:43
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
29 02 2024 16:49:57
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
28 02 2024 10:12:36
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
27 02 2024 22:38:58
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
26 02 2024 7:26:51
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
25 02 2024 5:48:47
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
24 02 2024 10:27:24
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
23 02 2024 15:52:36
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
22 02 2024 4:19:59
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
21 02 2024 18:20:45
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
20 02 2024 14:17:33
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
19 02 2024 21:10:26
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
18 02 2024 5:46:24
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
17 02 2024 17:41:20
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
16 02 2024 22:21:57
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
15 02 2024 13:44:45
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
14 02 2024 7:12:57
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
13 02 2024 23:28:56
Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
12 02 2024 18:44:11
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
11 02 2024 17:34:13
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
10 02 2024 15:13:34
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
09 02 2024 6:21:48
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
08 02 2024 17:35:28
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
07 02 2024 4:38:30
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
06 02 2024 5:42:28
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
05 02 2024 3:39:42
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве. ...
04 02 2024 21:34:58
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
03 02 2024 17:32:20
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
02 02 2024 5:59:44
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
01 02 2024 10:33:44
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
31 01 2024 6:38:44
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
30 01 2024 0:37:54
Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
29 01 2024 9:59:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::