Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи


    Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи

Пояснительная записка

В условиях формирования правового государства, одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком основанном на праве, в основе которого, лежит строгое подчинение закону. Подчинение всеми гражданами, независимо от социального положения и статуса в обществе.

Таким образом, данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе, о правовом статусе гражданина РФ и его активной деятельности по противодействию коррупции. Столь дискуссионно-сложный и в тоже время интересный вопрос можно рассмотреть как в общеобразовательных классах – урок обобщения, так и в классах с углубленным изучением предмета в виде – урока – дискуссии. Приемлемо будет поработать в 10,11-х классах, т.к. в курсе обществознания подобным темам отводятся часы.

Чтобы преодолеть “эмоциональную неуклюжесть” необходимо создать среди ребят атмосферу доверия, взаимопомощи, помогая развитию достоинства каждого ребенка в классе, независимо от его успеваемости и лидерских качеств. Таким образом, детям предлагается выступить в роли спикеров, активных члeнов группы, гостей, которые будут представлять интересы политологов, докторов наук, президентов общественных фондов и т.д.

Учитель будет выступать в роли наставника, координатора деятельности ребят. А оценивать их работу будут эксперты, это приглашенные преподаватели, работники правоохранительных органов, прокуратуры.

Кроме того, на данном уроке целесообразно применить ряд тренингов, чтобы дети пpaктически смогли окунуться в роли политиков, но и в тоже время сблизиться в решении сложных вопросов.

Задачи урока

  1. Углубить знания о принципах разделения властей и проблемах, которые возникают при отсутствии взаимного сдерживания и контроля.
  2. Создать условия для понимания необходимости работать над собственном правовым самосознанием и антикоррупционным мировоззрением.
  3. Повести учащихся к пониманию того, что гражданину необходимо знать законодательство своей страны, чтобы уверенно действовать в ситуации, где нарушается закон.
  4. Сформировать представление о том, что власть – это не сила денег, а прежде всего возможность грамотно организовать, руководить и контролировать чью-либо деятельность.

Таким образом, данные задачи позволяют решить следующие

Функции урока

Развивающую функцию урока:

Создание условий для интеллектуальных и пpaктических действий в процессе исследования материала по ветвям власти, обобщение и углубление знаний по пройденным темам, применяя навыки самоанализа, обобщения.

В процессе составления презентации, дети работали с различными правовыми источниками, обpaбатывали схему– доказательство своей точки зрения, обязательно предусматривается в этих условиях обработка операций индукции и дедукции, анализа и сравнения.

Образовательную функцию:

Обеспечение усвоения знаний по пройденным темам: “Власть”, “Субъекты политической жизни”, “Механизмы участия граждан в политической жизни” – 10-й класс;

“Правосудие в современной России”, “Частное право” – 11-й класс.

Воспитательную функцию урока:

Умение работать в малых группах, распределение обязанностей – отношение спикера и члeнов группы, развитие лидерских и организаторских качеств, умение слушать и спорить, доказывать свою точку зрения. Диалоговая культура.

Интеpaктивные стратегии

“Займи позицию” – игра “Моя картинка”

Информационная разминка “Пчелки и змейки”

Упражнение “Если бы я был президентом”

Мобилизатор

Кроссворд “Правовое государство”

Технологии

“Аквариум” , “Дискуссия”, “Большой круг”

Дидактические материалы

  1. Таблички для игры “Займи позицию”
  2. Таблички с законодательными мерами для участия в дискуссии “Антикоррупционные меры”
  3. Презентация 3 групп – представителей 3 ветвей власти для участия в дискуссии по технологии “Большого круга”
  4. Презентация учителя по основным вопросам урока.
  5. Пpaктические задания по темам: “Федеральное собрание”, “Правительство РФ”, “Судебная власть в РФ”,
  6. “Жезл” власти
  7. Конституция РФ
  8. Набор рисунков для разделения на группы.
  9. Кроссворд. “Правовое государство”.

План урока

1.Вводная часть.

1.1. Применение мобилизатора.

2. Основная часть.

2.2.Слово учителя

2.3.Игра “Моя картинка” (разделение на группы)

2.4.Презентация “3 ветви власти”

Работа в Малых группах по технологии “Большого круга”

2.5.Работа по ст.10 Конституции РФ

2.6.Работа по ст.11 Конституции РФ

2.7.Рассмотрение структуры Государственной власти РФ

2.8.Работа над ст.1,3,32 Конституции РФ

2.9.Информационная разминка “Пчелки и змеи”

2.10.Упражнение “Если бы я был президентом”.

2.11.Дискуссия по технологии “Аквариум” – “Антикоррупционные меры”

3. Заключительная часть

3.1.Выводы – “Политическая культура и ее функции”.

1. Вводная часть

Дорогие ребята, сегодня у нас урок – обобщение по пройденным темам, где вы сможете показать свои знания и умения. Сможете поспорить и, конечно же, нам необходимо прийти к некоторым выводам по вопросам, которые остро встают в правовом государстве.

Почему до сих пор существуют пословицы и поговорки о законе:

“ Закон – что дышло, куда повернешь – туда и вышло”.

“ Закон – это паутина: шмель проскочит, а муха увязнет”

“ У огня быть, да руки не согреть?” и т д.

Так давайте по порядку.

1.1. Применение мобилизатора / Прил. 1/

Предлагаю поработать над кроссвордом “Правовое государство”, чтобы определить первую и последующие группы – претендентов для участия в игре “Моя картинка” (6 человек, первыми выполнившие кроссворд первыми и выбирают картинки на следующем этапе урока.)

2. Основная часть

2.2.Слово учителя (сопровождается презентацией)

Учитель рассказывает об истории демократизации власти. Примерный текст можно рассмотреть в приложении. /Прил. 2/

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права или насилия.

Необходимо сделать вывод учителем, какая власть будет более приемлема.

В какой же власти сила?

2.3. Игра “Моя картина” /Прил. 3/

Ребята, необходимо разделиться на группы, чтобы послушать представителей 3 ветвей власти и ответить на ряд вопросов

Вопросы раздаются на группы. Отвечают, слушая презентацию

2.4. Презентация работ учащихся “3 ветви власти”

Работа в МГ. Технология. “Большого круга”

Детям дается установка, что необходимо внимательно слушать и затем помочь выступающему обобщить функции той или иной ветви власти.

Задания для работы в малых группах. / Прил. 4/

1 группа – Федеральное собрание – Парламент РФ – законодательная ветвь власти

2 группа – Правительство Российской Федерации – исполнительная ветвь власти

3 группа – Судебная власть в Российской Федерации.

2.5. Работа по ст.10 Конституции РФ

Учитель обращает внимание на формулировку статьи из Конституции и делает выводы.

Задание:

Прочитать и объяснить положения ст.10 Конституции РФ

Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три функции :

1) принятие законов;
2) исполнение законов;
3) осуществление правосудия.

Далее преподаватель может подробнее раскрыть о деятельности трех ветвей власти.

Примерный текст можно рассмотреть в приложении. /Прил. 5/

Вывод:

С точки зрения обеспечения, сохранения демократии необходимо целесообразно распределить деятельность между тремя различными государственными органами, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом. Эти три независимые власти могут контролировать друг друга, обращать внимание на нарушение закона другим органом.

Таким образом, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой, и уравновешивая друг друга.

2.6.Работа по ст. 11 Конституции РФ.

Теперь необходимо сознание детей подвести к тому, что власть – это способность, возможность организовать, руководить и контролировать чью-либо деятельность.

  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
  2. Обратите внимание на картинку “Тройка лошадей” /Прил. 6/

    Ваши ассоциации.

  3. Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
    Что такое власть?

Займи позицию и аргументируй:

1. Власть – это зло.
2. Власть необходима
3. Человек сам себе хозяин.

2.7. Рассмотрение структуру государственной власти  в Российской Федерации.

Рассмотрим структуру государственной власти в Российской Федерации. /Прил. 7/

Слово учителю:

Почему называется “власть”?
Потому что ей многое власть.
В этой маленькой буковке “эс”
Затаился большой интерес.
В ней достаток, почет и уют,
В ней все то, что другим не дают.
Если б не было этого всласть,
То никто не держался б за власть…

Ф.Кривин.

Педагог обращает внимание на сущность слова – власть и почему она существует?! Примерный текст можно рассмотреть в приложении. /Прил. 8/

2.8. Работа над статьями 1, 3, 32. Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации. Статьи 1, 3, 32. (извлечение). /Прил. 9/

Народ в демократическом государстве осуществляет свою власть непосредственно (прямая демократия) через:

1) референдум или выборы (статья 3);

2) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31);

3) право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33);

4) через гарантированную свободу общественных объединений (статья 30);

5) через свободу массовой информации, свободу мысли и слова( статья 29);

6) через право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (статья 37);

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: “Нельзя себе представить, чтобы народ все время проводил в собраниях, занимаясь общественными делами. Для занятия общественными, государственными делами народ выбирает своих представителей в органы власти”.

Такая форма демократии – народной власти – называется представительной.

В 1265 году в монархической Англии созвали собрание, получившее название “Парламент”. Слово “Парламент” в переводе с французского означает “говорить”. Избранные в Парламент депутаты обсуждают проекты законов (говорят о них), а затем решают – принимать или нет эти законы.

В Российской Федерации избираются народом:

  1. Парламент;
  2. Депутаты Государственной Думы;
  3. Депутаты местных органов власти.

Конституция Российской Федерации. Статья 32 (извлечение).

2.9.Информационная разминка “Пчелки и змейки”

Разминка.

Инструкция. Ребята в группах выбирают короля, а сами делятся на “пчел” и “змей”, далее рассмотрим ход игры в приложении. /Прил. 10/

Учитель обращает внимание.

ЗАПОМНИ!

В любом государстве между народом и его лидером (правителем) должно быть взаимопонимание и доверие. Только такое государство может успешно процветать и преумножать свое богатство. В разное время во главе государств стояли короли, цари, ханы, эмиры, императоры. Одних избирал сам народ, другие получали власть по наследству, а третьи – захватывали власть.

Россия – республика ( в переводе общее дело). Значит, лидера страны выбирают сообща.

Во главе нашего государства находится Президент. “Президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди”. В Конституции РФ четко определены полномочия государственных органов РФ и порядок их формирования.

Как же занимается пост Президента России? Обратимся к схеме, отражающей содержание статьи 81 Конституции РФ. (в презентации учителя).

Пост Президента был учрежден в РФ общенародным референдумом в апреле 1991 года, а 12 июня того же года на этот пост всенародным голосованием был избран Ельцин Б.Н. В связи с ухудшением здоровья он досрочно ушел 23 декабря 2000 г. в отставку.

Исполняющим обязанности Президента стал Путин В.В., через три месяца он был избран на всенародном голосовании Президентом. Избранный всенародным голосованием. Президент России несет личную ответственность за положение в стране и за результаты ее внешней политики.

2.10. Упражнение “Если бы я был Президентом”

Инструкция. Передавая из рук в руки “микрофон”, участники по очереди высказывают свои мысли. Например:

  • Я бы объездил весь мир!
  • Я бы открыл новые стадионы и секции, чтобы все люди занимались спортом.
  • И т.д.

Учитель делает выводы:

У Президента РФ большие полномочия и в то же время широкий круг обязанностей, так как именно высшее место в органах власти РФ занимает Президент. Примерный текст для педагога можно рассмотреть в приложении. /Прил. 11/

2.11. Технология дискуссии. “Антикоррупционные меры”

Дорогие друзья, не всегда мы можем говорить о слаженной власти. Эта “тройка” наделенная властью выходит из под контроля своего “кучера”.

Мы так долго добивались непосредственной и представительной демократии, понадеялись на народ, который жаждал и обещал, что будет поддерживать демократические ценности.

Государственное устройство построили на основе разделения властей, но постепенно упустили взаимоконтроль.

Добились легальной оппозиции, политического плюрализма, но почему-то забыли строго подчиняться закону. Либо с правовым самосознанием проблема, либо хотим снова вернуться к тотальному контролю, либо нам – народу при всех плюсах необходим важный элемент государственного аппарата карательный орган. Давайте разберемся. Баланс нарушен. А именно коррупция расширяется и мимикрирует.

Что делать нашему “демократическому государству”?

Пересмотреть законодательные меры.

Набор мер на листочках имеет 1 группа – законодательная власть.

Пересмотреть организационно– политические меры.

Этот набор достается 2 группе – судебная власть.

Начать взаимодействовать со структурами гражданского общества.

Этот набор законопроектов достается 3 группе – исполнительная власть.

Так как данный этап занятия рассчитан на дискуссию в техники “Аквариум”, учителю необходимо заранее поработать над данным материалом в группах по усвоению терминов и пониманию сути мер. Дети могут отобрать только те меры, какие они считают приемлемыми на их взгляд.

Список мер, направленных на взаимодействие со структурами гражданского общества, а так же информация о законодательных, организационно-политических мерах содержится в приложении. /Прил. 12/

Детям учитель дает установку.

Свою позицию вы будете защищать по мере выступления гостей, приглашены в наш дискуссионный зал. Это группа детей старшего возраста, которые изучают правоведение уже ни один год, или дети из профильных классов.

“Гости урока”:

1) Исполнительный директор центра “Стратегия” – Михаил Горный
2) Директор института эффективного управления “Система” – Дмитрий Савельев.
3) Политолог, историк, культуролог, профессор Высшей школы экономики-Федор Шело-Коведяев.
4) Председатель высшего Арбитражного суда России – Антон Иванов
5) Адвокат – Павел Астахов
6) Политолог – Николаев Бapaнов
7) Доктор политических наук, профессор МГИМО(У) МИД РФ, вице-президент Ассоциации политической науки РФ – Оксана Гаман-Голутвина
8) Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности – Геннадий Гудков

Каждому гостю дается слово.

Примерный текст выступлений гостей урока содержится в приложении, где также необходимо учесть специальный порядок в предоставлении слова, чтобы подвести детей к определенному выводу. /Прил.13/

С данной группой так же необходимо поработать, так как они представляют мнения политологов, адвокатов. Кроме того, они тоже должны быть готовы защищать свою позицию.

Дети же в малых группах находят меры, которые помогут согласиться с гостем или нет.

Итак, учитель дает небольшую справку о заседании Дмитрия Медведева в Кремле по вопросу создания Совета при президенте по противодействию коррупции. С примерным текстом можно познакомиться в приложении. /Прил. 14/

Слово предоставляется “гостям урока” и начинается дискуссия по теме “Антикоррупционные меры” по технологии дискуссии

В последнем выступлении учитель обращает внимание на мнение президента аналитического агентства "Новые стратегии", действительного государственного советника РФ, Лауреата премии Правительства РФ в области науки и техники, профессора РАГС, ГУ-ВШЭ, МИРЭА Александра Райкова.

Учитель должен, тем самым, акцентировать внимание на фразе: “…Здесь надо навалиться всем миром… И здесь нужны не только жесткие меры”.

Таким образом, ядром решения выступает уровень развития политической культуры и ее функция, развитие правового самосознания, что и будет определять нашу политическую культуру.

3. Заключительная часть

3.1. Выводы

Педагог раскрывает основную сущность понятия “политическая культура”, расширяет знания учащихся, говоря о факторах, которые предопределяют уровень правовой культуры и правового сознания, опираясь на функции /Прил. 15/

Далее делается основной вывод совместно с участниками урока.

И конечно же должно быть разрешено все, что не запрещено законом. А если у кого с правовым самосознанием “плоховато”, то в силу и должен вступать карательный орган – закон – в лице неподкупной судебной власти.

Приложение


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

25 04 2024 20:12:55

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

24 04 2024 8:45:16

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

23 04 2024 18:18:39

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 04 2024 7:48:12

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

21 04 2024 22:44:50

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

20 04 2024 21:24:23

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

19 04 2024 20:19:11

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

18 04 2024 12:21:37

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

17 04 2024 19:52:29

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

16 04 2024 22:16:48

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

15 04 2024 1:55:30

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

14 04 2024 13:25:28

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

13 04 2024 12:11:13

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

12 04 2024 5:53:38

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

11 04 2024 2:24:54

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

10 04 2024 6:58:55

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 04 2024 12:50:11

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

08 04 2024 14:27:57

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

07 04 2024 8:13:36

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

06 04 2024 5:14:39

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

05 04 2024 7:26:25

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

04 04 2024 15:17:28

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

03 04 2024 10:29:17

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

02 04 2024 7:49:33

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

01 04 2024 1:50:40

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

31 03 2024 16:24:16

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

30 03 2024 13:13:20

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

29 03 2024 7:50:39

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

28 03 2024 8:42:48

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

27 03 2024 0:34:12

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 03 2024 3:12:49

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

25 03 2024 2:36:51

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

24 03 2024 19:56:39

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

23 03 2024 7:22:24

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

22 03 2024 21:22:39

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

21 03 2024 17:19:22

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

20 03 2024 8:19:14

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

19 03 2024 21:50:44

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

18 03 2024 22:32:17

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

17 03 2024 3:48:45

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

16 03 2024 13:13:22

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

15 03 2024 8:41:36

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

14 03 2024 3:51:30

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

13 03 2024 12:12:34

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 03 2024 1:11:21

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

11 03 2024 12:11:39

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

10 03 2024 21:57:37

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 03 2024 2:11:57

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

08 03 2024 6:12:10

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 03 2024 2:21:25

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::