Тема урока "Была ли неизбежна 1-я мировая война?" (11-й класс) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема урока "Была ли неизбежна 1-я мировая война?" (11-й класс)


    Тема урока "Была ли неизбежна 1-я мировая война?" (11-й класс)

Пояснительная записка

С этого урока начинается изучение темы «Первая мировая война». Он занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. В конце – XIX начале ХХ веков сформировались геополитические интересы великих держав, оказавшие влияние на судьбы мира, наметился круг проблем, которые человечество решало в ХХ столетии. Чтобы определить мотивы внешнеполитической деятельности государств, необходимо изучить экономические, политические и социально-культурные аспекты их развития.

Учитывая важность темы и большой объем анализируемого материала, в классах с высоким уровнем познавательных возможностей желательно затратить 2 часа на изучение данных проблем, использовав время уроков, где подается в основном информативный материал, овладеть которым учащиеся могут самостоятельно.

Поскольку урок предназначен для учащихся второго концентра исторического образования, то он позволяет при повторном обращении к прошлому развивать познание в глубину, вычлeнять актуальные проблемы, рассуждать об альтернативах исторического пути отдельных стран, регионов, мира, о роли объективных и субъективных факторов в истории, о случайностях и общих закономерностях. Таким способом легче убедить учащихся в актуальности исторических знаний, в пользе истории как науки, научить старшеклассников критически анализировать учебные и документальные тексты.

При подготовке и проведении урока используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии.

Нетрадиционная форма урока – деловая игра под условным названием «Совещание разведчиков» – стимулирует познавательную активность. Образ разведчика покрыт ореолом романтики, тайны, быть приобщенным к тайне для ребят интересно.

Этапы игры

I. Подготовительный

с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребят формируются рабочие группы по З человека (один отвечает за сбор информации, другой оформляет отчет, третий представляет отчет на «совещании»);

– каждая разведывательная группа «забрасывается» в одну из выбранных стран (Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия, США, Япония) для сбора информации, ее анализа и выводов;

– перед группами ставится цель: найти союзников России, чтобы предотвратить войну или обеспечить победу. Для достижения цели необходимо решить задачи:

  • узнать экономическую и военную мощь государства;
  • выяснить особенности государственного устройства для определения возможности союза;
  • определить социальную стабильность возможного союзника,
  • выявить основные внешнеполитические мотивы деятельности государства.

Создается группа экспертов для оценки собранного материала, сделанных выводов (возможно предварительное знакомство с материалом). Этот этап занимает примерно 2 недели.

II. Подготовка аудитории

Формируется цель игры, решаемая проблема, определяются правила

III. Проведение игры

Выступления участников совещания.

– Ответы на вопросы, возникающие в процессе обсуждения.

– Защита учащимися своих решений, выводов.

– Эксперты определяют результативность работы группы, объективность выводов

IV. Анализ, обсуждение и оценка результатов игры.

Работа оценивается по пятибалльной системе Приложение 1.

Роль учителя заключается в организации игры, в консультациях при сборе материала, в координации действий участников на уроке, если они отклоняются от цели, в контроле, разборе ошибок.

Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. В процессе игры не стоит торопиться с формулировкой точных ответов на каждый задаваемый вопрос. Гораздо важнее заставить ребят мыслить, так как навыки геополитического анализа очень пригодятся в дальнейшем.

Внутренняя логика занятия – активизация учащихся и концентрация их внимания с помощью вопросов – подводит учеников к нужным выводам. Считаю, что данный урок цели достигает.

Тема урока: «Была ли неизбежна Первая мировая война?»

Цели урока:

  1. Воспитывать критичность и самостоятельность мышления, независимость оценок и суждений, терпимость к иным точкам зрения, формировать представление о возможности существования других взглядов и оценок.
  2. Развивать умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним критически, рассматривая в конкретном историческом контексте.
    Формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа источников.
  3. Дать конкретные знания об экономическом, политическом и социальном развитии ведущих стран мира в начале ХХ века.
    Выявить наиболее значимые мотивы внешнеполитической деятельности государств.
    Формировать представление о геополитических интересах великих держав.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: деловая игра «Совещание разведчиков»

Основные методы: работа с печатными источниками, словесный метод с элементами наглядности

Основные понятия: геополитика, национальные интересы, имперские интересы, «блестящая изоляция», план «Натиск на Восток», «лоскутная империя», политика «изоляционизма», планы «Великая Азия».

Наглядные пособия: настенная карта «Территориальный раздел мира 1876 – 1914 гг.», атласы «Новейшая история»

Ход урока

I. Изучение нового материала

План

  1. Англия
  2. Германия
  3. Австро-Венгрия
  4. Франция
  5. США
  6. Япония

Оформление доски

Геополитика. Начало ХIХ века

Проблемное задание

Противостояние двух блоков породило первую мировую войну. Но была ли она неизбежной?

Может быть, если европейские державы сгруппировались как-то по-иному, создали бы другие по составу коалиции, войны можно было избежать. Как могло случиться, что Россия заключила союз с недавними противниками?

Задача разведывательных групп: найти те государства, с которыми союз России был бы возможен и нужен

Отчет группы, работавшей с источниками по истории Англии

Вспомогательные вопросы
учителя, учеников
Тезисы выступающих
– Почему Англия предпочитала положение «блестящей изоляции»?
Мог ли сложиться естественный союз держав, в которых правили Николай II, Вильгельм II, Эдуард VII – близкие родственники?
Почему подданным Великобритании мог не понравиться союз с Россией?
– Почему Лондону лучше было видеть Россию в Константинополе, чем Германию в Персидском заливе?
– Какие общие цели могли объединить Англию и Россию?
• Англия – одно из самых могущественных государств мира (особенно в 1837-1901 гг.)
• Социальные реформы Ллойд Джорджа делали английское общество стабильным
• Особую роль играла колониальная политика:
а) успешная англо-бурская война 1899-1902 гг.
б) но нерешенный ирландский вопрос мог всплыть в период войны и ослабить Англию
• Англия сначала предпочитала сохранять положение «блестящей изоляции», но активные действия Германии на Балканах, строительство железной дороги Берлин – Багдад – Персидский залив заставили отказаться от «блестящей изоляции»
Англия будет воевать чтобы
:
1) защитить подступы к своим колониям и сферам влияния (Ирану, Индии)
2) усилить свое влияние во владениях слабевшей Османской империи (в Иране, Аравии, Палестине)
Вывод. Союз с Англией выгоден для России и возможен
1) Англия – могучее государство с самым сильным флотом
2) монархические государства
3) Николай II и Эдуард VII – родственники (кузены)
4) англо-русские противоречия на Ближнем Востоке можно урегулировать, т.к. в Лондоне считали, что «лучше видеть Россию в Константинополе, чем Германский военный арсенал в Персидском заливе»

Отчет группы, работавшей с источниками по истории Германии

– В чем опасность для Германии союза Франции, России и Австро-Венгрии?
Почему война с Россией приведет, по мысли Бисмарка, Германию к поражению?
– Канцлер Брюлов заявил: «Мы требуем и для себя места под солнцем». Что означает это высказывание?

Почему геополитические интересы Германии и России важнее династических, экономических и традиционных политических связей?
– Почему Вильгельм II не боялся войны на два
фронта?
• После франко-прусской войны образовалась единая Германская империя, усиленная за счет аннексии Эльзаса и Лотарингии
• Темпы экономического развития выше, чем у Англии
• Создание Пангерманского союза, объединившего консерваторов и национал-либералов с военщиной и шовинистическими кругами
• Строительство стратегической железной дороги Берлин – Багдад – Персидский залив и необходимость обеспечить безопасность этой трассы, включая ее сербский участок и Черноморские проливы. Здесь неминуемо произойдет столкновение геополитических интересов России и Германии
• Милитаризм (в 1913г. – 1/2 всех расходов - военный бюджет)
• Строительство флота (вторая после Англии морская держава)
• Экспансия в Переднюю Азию и на Ближний Восток
• Реформы Бисмарка и «эра рабочего законодательства» делали общество достаточно устойчивым
• Бисмарк – осторожный политик, главной целью своей дипломатии ставил недопущение союза Франции, России и Австро-Венгрии
• Бисмарк предупреждал об опасностях войны с Россией
• Разработан план «натиск на Восток» («Дранг нах Остен»), направлен и против России с целью захвата её плодородных земель и полезных ископаемых.
Вывод. До 1888 г. союз с Россией был возможен в силу тесных экономических, династических и традиционных политических связей. С приходом к власти Вильгельма П и отставки Бисмарка союз становится невозможным.

Отчет группы, работавшей с источниками по истории Австро-Венгрии

– Почему союз России и
Австро-Венгрии невозможен?
– На чем может быть основан союз Германии и Австро-Венгрии?
Союз с Австро-Венгрией для России невыгоден.
• Австро-Венгрия отставала от великих держав в области экономики
• В наиболее развитых землях Австрии и Чехии ведущую роль играл немецкий капитал, а это неминуемо ориентировало Австро-Венгрию на союз с Германией
• Австро-Венгрия оставалась «лоскутной империей», а это порождало межнациональные и межрелигиозные конфликты и ослабляло империю
• Экспансия Австро-Венгрии на Балканы для упрочения единства государства
• Октябрь 1908 г. присоединены к Австро-Венгрии Босния и Герцеговина – бывшие турецкие провинции, населенные в основном сербами и хорватами.
• Стремление подчинить Сербию, к которой тяготели многие южные славяне, обитавшие на территории империи.
Вывод. Балканы, а особенно Сербия (православное государство), были стратегическим плацдармом России в борьбе за овладение Черноморскими проливами, за свободный выход в Средиземное море. Столкновение России и Австро-Венгрии в случае войны неминуемо.

Отчет группы, работавшей с источниками по истории Франции

– Смогла бы Россия остаться нейтральной в случае войны?
– Почему Россия была уверена, что не останется в одиночестве в войне с Германией и Австро-Венгрией?
– Существовали ли между Францией и Россией серьезные конфликты геополитических интересов?
– Почему Франции был выгоден союз именно с Россией?
– Был ли союз России и Франции взаимовыгодным?

• В конце ХIХ – начале ХХ в.в. темпы экономического развития Франции снизились, но все же она сохраняла статус великой державы.
• Республиканская форма правления должна затруднить контакты с монархической Россией.
• Многопартийность, приводившая к созданию коалиционных правительств, делала политическую систему Франции неустойчивой (с 1900 по 1914 гг. во Франции сменилось 13 правительств).
Союз России и Франции был невозможным и невыгодным
После поражения во франко-прусской войне и потере Эльзаса и Лотарингии, во Франции широко распространилась идея «реванша», за проигранную войну. Именно в это время начинается сближение Франции и России в области культуры (французы, познакомились с русской литературой и музыкой).
С 70-х годов ХIХ в. началось активное проникновение французского капитала в Россию, который занял первое место среди иностранных предприятий. Естественно, это было взаимовыгодное сотрудничество, настораживает другое.
В 1888 г. подписано первое соглашение о русском золотом займе во Франции. К 1904 г. долг России достиг огромной суммы (5,5 млрд. франков).
Одновременно с соглашением о займе шли переговоры о подписании секретной конвенции о взаимной военной помощи. В свете этого становится понятно, почему Александр Ш на церемонии встречи французской военной эскадры слушал исполнение французского национального гимна «Марсельеза», которая была запрещена в России как революционная песня.
Вывод. Считаем, что союз с Россией Франция купила за 5,5 млрд. франков. России следовало сохранять нейтралитет

Отчет группы, работавшей с источниками по истории США

– Могли ли США стать гарантом мира?
На сторону какого блока должны были встать США, чтобы
предотвратить войну?
– «Изоляционизм» является стратегией или тактикой внешнеполитической деятельности США?
• В конце ХIХ – начале ХХ вв. бурный подъем американской экономики. США превращались в экономически сильное государство.
• Высокая заработная плата рабочих делала американское общество свободным от социальных потрясений.
• Внешнеполитическая экспансия привела к созданию мощных армии и флота.
Вывод. Союз с таким государством был бы очень выгоден, но, к сожалению, невозможен.
• Экономическая и военная экспансия в направлении Латинской Америки:
– 1898 г - испано-американская война;
– строительство Панамского канала;
– займы Панаме, Мексике, Гватемале и другим странам Латинской Америки.
• Политика «изоляционизма» предполагала невмешательство США в дела Европы.

Отчет группы, работавшей с источниками по истории Японии

– Могла ли Япония воспользоваться военными действиями в Европе, чтобы продолжить осуществление планов создания «Великой Азии»?
– Действительно ли важны были русско-японские соглашения 1907, 1911 – 1912 гг. для России?
• Япония в последней трети ХIХ века выходит из международной изоляции.
• Развивается экономически, наращивает военную мощь.
• Внешнеполитическая экспансия Японии в Азии становится национальной стратегией.
• Реализация планов «Великая Азия»:
– японо-китайская война 1895-1898 гг.
– русско-японская война 1904-1905 гг.
– англо-японское соглашение 1902 г.
– тайные соглашения (1907, 1911-1912 гг.) между Россией и Японией о разделе «сфер влияния» в Китае
Вывод. Учитывая экономическое и военное усиление Японии, особенности государственного строя двух стран, веротерпимость, менталитет японского солдата, союз с таким государством был бы выгоден, но не нужен. Театр предстоящих военных действий будет развертываться в Европе. Необходимо было просто обезопасить себя со стороны Японии и заключить соглашение, что и сделала Россия в 1907, 1911-1912 гг.

Выступление экспертной группы

Решение проблемного задания

Почему ведущие промышленные страны в конце ХIХ – начале ХХ вв. стремились расширять свои владения, захватывать или ставить под контроль все новые территории? Ни личные отношения правителей, ни экономические и культурные связи между великими державами не смогли стать решающими факторами в их стратегическом притяжении или отталкивания.
Поиск новых источников сырья, дешевых рабочих рук, рынков сбыта и сфер приложения капиталов приводили в движение столь большие деньги, такие мощные интересы, с которыми не могло не считаться любое правительство.
Ни одно из крупных европейских государств не могло остаться в стороне от войны. России нужны союзники. Ими могли быть только Англия и Франция, противоречия, с которыми были разрешимы, в то время как отношения с Австро-Венгрией и Германией вели к военному конфликту

II. Закрепление (сопутствующее)

Термины: геополитика национальных интересов; имперские интересы; политика «изоляционизм»; планы «Великая Азия»; «лоскутная империя»; план «Натиск на Восток»; «блестящая изоляция»

III. Домашнее задание

Выяснить: Как сработал механизм развязывания Первой мировой войны?


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 12:24:23

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 8:11:53

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 5:54:48

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 0:31:36

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 0:54:50

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 6:41:55

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 10:18:29

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 9:26:16

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 5:30:42

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 15:10:39

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 15:12:31

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 15:59:56

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 21:47:52

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 1:31:59

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 20:27:25

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 11:22:35

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 10:17:46

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 17:17:41

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 5:47:13

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 14:35:14

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 6:43:54

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 1:33:28

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 23:42:12

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 1:40:45

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 19:27:45

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 8:56:16

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 10:48:35

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 14:29:51

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 12:50:21

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 10:11:36

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 13:48:38

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 15:53:18

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 4:20:58

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 4:26:22

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 7:28:11

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 7:45:34

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 23:54:17

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 0:28:20

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 3:49:55

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 15:43:46

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 1:18:51

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 21:38:43

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 12:30:11

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 22:40:49

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 20:15:15

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 5:55:18

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 11:14:38

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 22:38:27

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 16:32:38

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 13:46:43

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::