Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"?
Методический комментарий
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание-литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8 классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания. В качестве художественного материала к уроку учащимся предлагается повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», а также фильм И. Фреза, снятый по повести. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике.
Цель урока: изучение темы «Социальный конфликт» на материале повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»
Задачи:
- сформировать понятия «конфликт», «компромисс», «арбитраж»;
- проанализировать межличностный конфликт с позиций литературоведения и обществознания;
- развивать умение анализировать информацию, создавать собственное высказывание по социальной проблеме;
- развивать умение анализировать художественные произведения литературы и кино;
- способствовать формированию нравственных ценностей: любовь, долг, честь, семья.
Урок имеет выход в пpaктику творческой деятельности учащихся, разработан с учетом требований новой формы итоговой аттестации по предметам гуманитарного цикла.
Оборудование и дидактические материалы к уроку:
- фрагменты повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»;
- видеозапись фильма И. Фреза «Вам и не снилось»;
- рабочие листы с заданиями для учащихся;
- учительская презентация к уроку;
- технические средства.
Предварительная работа:
- анкетирования учащихся 8 класса с целью выявления их отношения к юношеской любви
- прочитать повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось»
- посмотреть в классе фильм И. Фреза
- повторить понятия «сюжет», «композиция», стадии развития конфликта в художественном произведении
- подготовить индивидуальные задания: «Обзор творчества Г. Щербаковой», «Художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», «Способы разрешения социального конфликта»;
- найти в справочной литературе определение понятия «конфликт».
Ход урока
Учитель литературы: Здравствуйте!Сегодня мы встречаемся с учениками и педагогами школы на открытом уроке. Открытый он не только потому, что на нем присутствуют учителя, гости, но и потому, что он открывает цикл объединенных, интегрированных уроков по литературе и обществознанию, на которых в ходе анализа художественных произведений мы обсудим нравственные проблемы, волнующие современного человека. Мы будем вести этот урок вместе с Татьяной Петровной в режиме свободного диалога.
Учитель обществознания: Для первого урока мы выбрали тему, которая наверняка волнует подростков. Тему, связанную с тем, какое место занимает любовь в жизни человека. И сегодня мы поговорим о юношеской любви. Тема сформулирована в виде проблемного вопроса Жизнь складывается не только из любви? на который мы и попытаемся ответить в конце урока.
Накануне мы провели небольшое социологическое исследование в вашем классе на эту тему. 95 % учащихся уже испытывали чувство влюбленности, причем, только у 12 % оно не было взаимным. Пpaктически все на вопрос «Рассказываете ли вы родителям о своих чувствах?» ответили отрицательно.
– Почему подростки не делятся с родителями своими чувствами?
Учитель литературы: В качестве художественного материала к обсуждению мы предлагаем повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», основной темой которой является юношеская любовь.
Ответ ученика (краткая справка о творческой биографии Щербаковой, сопровождаемый презентацией).
В этом году исполняется 30 лет с момента первой публикации повести «Вам и не снилось» в 1979 году в газете «Юность». Трогательная история любви двух старшеклассников потрясла читателей и вызвала неоднозначную оценку.
В "Московском комсомольце" напечатали огромное письмо учителей, которые требовали уволить редактора журнала "Юность", а автора лишить навсегда возможности сочинять и публиковаться. В то же время автор стала получать мешки писем, в которых читатели выражали свою благодарность и просили напечатать повесть еще раз.
– Что же вызвало такую неоднозначную оценку критиков? (детская и юношеская любовь всегда вызывала настороженность, недоверие. Критиковали автора за финал: считали, что поступок Романа, прыгнувшего из окна, мог сдать дурным примером для других).
Учитель обществознания: Таким образом, в основе сюжета лежит конфликт.
– Давайте подумаем, что такое конфликт? (столкновение интересов).
– Какой конфликт становится центральным в повести Г. Щербаковой? (конфликт детей и родителей).
В любом конфликте мы выделяем участников – субъектов и объект, т.е. причину.
– Что же является объектом (причиной) конфликта? (юношеская любовь).
– Казалось бы, любовь взаимна, что же мешает этой любви? (отношения между родителями влюбленных).
Давайте попробуем выделить участников конфликта, заполнив таблицу на рабочих листах.
– Заполните таблицу «Участники конфликта».
Участники | Герои повести |
Оппоненты (противостоящие стороны) | Мать Романа, Роман и Юля |
Вовлеченные стороны (непосредственно влияют на ход конфликта) | Мать Юли, отец Романа, бабушка Романа, Танечка Директор школы |
Заинтересованные стороны (косвенно влияют на ход конфликта) | Одноклассники, отчим Юли |
– Взависимости от того, кто является субъектом конфликта, какие виды конфликтов мы можем выделить?
– Взависимости от сферы деятельности людей, какие виды конфликтов мы можем назвать?
– Что выступает в качестве объекта конфликта в обществе?
Теперь давайте проследим динамику развития конфликта в повести между главными героями (сопоставление литературоведческого и социологического подходов).
– Вспомните, какие этапы или стадии конфликта в художественном произведении вы выделяли на уроках литературы?
На доске вместе с учениками записываем этапы конфликта в художественном произведении, после этого предлагаем ученикам соотнести с этапами конфликта с позиции социологии и сделать вывод о сходстве. (Причина сходства объясняется общностью объекта, который предполагает общие принципы анализа).
– Давайте проанализируем динамику развития конфликта в произведении Щербаковой. Заполните самостоятельно следующую таблицу на рабочих листах.
Экспозиция: переезд Юлиной семьи в новый дом, приход в новый класс.
Завязка: знакомство, дружба и любовь Романа и Юли.
Нарастание конфликта: попытки матери Романа разлучить детей.
Кульминация: обман, связанный с болезнью бабушки и разоблачение Романом этого обмана, поездка Юли к Роману.
Развязка: несчастный случай и встреча влюбленных.
– Возможна ли в реальной жизни подобная ситуация?
Какие способы разрешения социального конфликта вам известны? (индивидуальное задание)
– Какие же могут быть пути выхода из этого конфликта? (мнения ребят)
– Давайте вспомним, как пытались разрешить этот конфликт герои повести? (Мать Романа переводит в другую школу, а потом отправляет в другой город, чтобы изолировать влюбленных друг от друга – подавление; мать Юли и отец Романа хотят урегулировать конфликт и договориться между собой; Татьяна Николаевна напрямую не участвует в конфликте, но готова вмешаться, чтобы разрешить его).
Вы знаете, что по повести был снят фильм Фрезера «Вам и не снилось». Посмотрите фрагмент фильма, который введен режиссером. Разговор, в котором Вера, мать Романа, рассказывает Татьяне Николаевне, что они разыграли Романа. Обратите внимание на поведение героини и, особенно, на реакцию отца Романа.
– Для чего режиссер вводит сцену ссоры родителей Романа? (мнения ребят и их родителей)
– Все ли возможные варианты выхода из конфликта использованы героями повести? (мнения ребят и их родителей)
Учитель литературы: Как видим, в самой повести разрешение конфликта связано с несчастным случаем – падением Романа из окна. (Зачитать). Посмотрите фрагмент этого фильма. Если сопоставить финал повести и фильма, можно отметить различие в финале. Какое?
Действительно, финал произведения вообще претерпел несколько изменений.
«Когда повесть "Вам и не снилось" еще готовилась к печати, – вспоминает Г.Щербакова, – меня вызвал главный редактор "Юности" Борис Полевой... и сказал: "Я не трус, но я боюсь. Публиковать повесть с таким концом мы не будем. Вы что, хотите, чтобы завтра все мальчики стали прыгать из окошка?" И пришлось мне сделать финал помягче, хотя первоначально он замысливался совсем трагическим", – говорит Г.Щербакова.
– В повести финал открытый, а как вы сами его поняли? Почему?
– Почему же, согласившись изменить финал повести, Г. Щербакова признавалась: «Для меня Роман умер»? (трагическая развязка как проявление неразрешимых противоречий, неспособность матери пойти на компромисс, что делает эту повесть трагедией).
– Первоначально повесть Галины Щербаковой была опубликована под названием «Роман и Юлька». Почему автор выбрала для повести такое простое название?
(название только на первый взгляд кажется простым, на самом деле оно созвучно с названием шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Роман – не только имя, но и любовь героев. Имя Юля – русский вариант Джульетты.)
Давайте вспомним, в чем художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»? (индивидуальное задание)
Наверное, вы заметили и разницу в выборе имен героини. Почему героиню фильма зовут Катя?
Когда режиссер Илья Фрез задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой “Вам и не снилось”, в Госкино ему категорично заявили: “Влюбленных зовут Роман и Юля? Это что же ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!”. Джульетту, то есть Юльку пришлось заменить на Катю.
– Как вы думаете, почему же в последующих редакциях повесть получила название фильма – «Вам и не снилось»?
Выполним небольшое пpaктическое задание. Допишите начало предложения «Своим названием повести Г. Щербакова говорит читателям: «Вам и не снилось»…
Учитель обществознания:
– В повести сталкиваются не только влюбленные и их родители, но и разные позиции по отношению к любви и ее роли в жизни человека. Вы, наверное, заметили, что в повести и особенно в фильме параллельно с историей любви юных героев введена история любви Татьяны Николаевны.
– С какой целью делает это автор? (Противопоставить несостоявшуюся любовь взрослых и счастливую любовь детей).
– А почему не состоялась любовь Татьяны Николаевны? (взрослые люди подходят к любви с рациональных позиций).
– Почему она поддерживает любовь Романа и Юли? (сама была в сходной ситуации).
Мы видим, что в повести сталкиваются два взгляда на любовь.
Посмотрите фрагмент фильма «Вам и не снилось» и сформулируйте на рабочих листах позицию Татьяны Николаевны и юной героини о месте и роли любви в жизни человека.
Татьяна Николаевна | Позиция Кати |
«Жизнь складывается не только из любви. Только любовь – это даже бедность». Чувство долга перед родными, учениками помогает жить без любви |
«Только любовь вправе побуждать…» Без любви «я бы просто не жила» |
– Искренне ли говорит Татьяна Николаевна? (не совсем. Ее личный опыт убедил ее в том, что первая любовь может оказаться в жизни единственной. Т.Н. хочет помочь Кате и уберечь ее от разочарований).
– Возвращаясь к проблемному вопросу нашего урока, перефразируем его: Может ли жизнь складываться только из любви? Почему? (Обсуждение в режиме «свободного микрофона»).
Д.з. На этом наш разговор о любви не заканчивается. Вашим домашним заданием будет написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Можно ли прожить без любви?». Приведите 2-3 аргумента, доказывающих вашу точку зрения. Используйте ваш жизненный или читательский опыт.
Ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты о вашем отношении к юношеской любви. Ваши ответы помогут нам в подготовке открытого урока «Возможна ли любовь без преград?»
- Испытывали ли вы чувство влюбленности? Да Нет (подчеркните)
- Было ли это чувство взаимным? Да Нет (подчеркните)
- Рассказываете ли вы родителям о своих чувствах? Да Нет (подчеркните)
- Каково отношение ваших родителей к юношеской любви? __________
Спасибо!
Приложение.
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
18 03 2024 5:36:19
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
17 03 2024 23:54:56
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
16 03 2024 6:57:54
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
15 03 2024 13:38:29
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса. ...
14 03 2024 20:42:29
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
13 03 2024 21:14:54
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....
12 03 2024 0:39:43
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...
11 03 2024 2:37:29
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
10 03 2024 1:37:59
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
09 03 2024 19:57:18
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
08 03 2024 14:57:23
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
07 03 2024 15:34:40
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
06 03 2024 5:53:11
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
05 03 2024 14:23:18
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
04 03 2024 18:52:34
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
03 03 2024 23:50:54
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
02 03 2024 12:53:34
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
01 03 2024 21:18:49
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
29 02 2024 19:46:59
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
28 02 2024 16:39:54
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
27 02 2024 17:12:30
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
26 02 2024 5:28:28
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
25 02 2024 16:36:53
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
24 02 2024 9:17:37
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
23 02 2024 8:15:32
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...
22 02 2024 10:32:41
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
21 02 2024 14:24:23
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
20 02 2024 4:18:42
При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения....
19 02 2024 3:49:52
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...
18 02 2024 7:55:22
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
17 02 2024 7:46:24
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
16 02 2024 3:29:56
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
15 02 2024 9:21:54
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
14 02 2024 10:18:37
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
13 02 2024 5:13:40
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...
12 02 2024 17:46:57
Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....
11 02 2024 3:51:15
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
10 02 2024 11:19:20
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
09 02 2024 7:21:22
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
08 02 2024 2:58:54
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
07 02 2024 9:54:53
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...
06 02 2024 10:44:50
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
05 02 2024 17:44:19
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...
04 02 2024 13:42:42
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
03 02 2024 13:26:32
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...
02 02 2024 15:30:17
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
01 02 2024 3:48:57
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
31 01 2024 3:24:40
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. ...
30 01 2024 3:47:50
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
29 01 2024 10:37:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::