Формирование информационной грамотности в условиях работы в рамках развивающих личностно-ориентированных образовательных систем и федеральных государственных образовательных стандартов образования второго поколения.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет в качестве основных ряд направлений, в том числе:
- личностную ориентацию содержания образования,
- деятельностный хаpaктер образования, направленность содержания образование на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, пpaктической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности,
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения пpaктических задач.
Большое внимание формированию информационной грамотности уделяется в примерных программах основного общего образования, которые создаются в рамках проекта “Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения”.
В свою очередь результаты исследований PISA, ЕГЭ и мониторинга образовательных достижений российских школьников обращают внимание на следующие тревожные тенденции развития образования в нашей стране:
1) снижение уровня образовательных достижений учащихся основной школы,
2) снижение качества таких основных образовательных умений, как:
– умение эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать пpaктические, социально– и личностно-значимые проблемы,
– умение “увязывать” с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из различных источников,
– умение работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме,
– умение проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.
Таким образом, низок в целом уровень сформированности умений работать с различными источниками информации, коммуникативных и общеучебных умений. Целенаправленная работа в данном направлении отсутствует.
Такие результаты развития российского образования были достигнуты в условиях господства традиционной системы учебно-воспитательного процесса, которая продолжает играть существенную роль в школьной системе образования до сих пор. Сама по себе эта система неплоха. Она вполне была приемлема и давала положительные результаты в условиях индустриального этапа развития общества. Однако современные реалии, указывающие на необходимость перехода нашей страны на информационную стадию развития, предъявляют серьёзные требования к системе образования, профессиональной подготовки, требуют перехода к использованию технологий личностно ориентированного развивающего образования.
В современных условиях одной из подобных технологий личностно ориентированного развивающего образования в массовой школе является образовательная система “Школа 2100”. Её цель – “выращивание” функционально грамотной личности.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненно-пpaктических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношениях, действовать в соответствии с общественными ценностями.
Отвечают основным положениям Концепции модернизации российского образования, требованиям времени и примерных программ основного общего образования федеральных государственных образовательных стандартов образования второго поколения следующие принципы, пути и способы обучения образовательной системы “Школа 2100”: комфортность, формирование целостного образа мира, обучение деятельности, минимакса, проблемно-диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, проектная деятельность, технология оценивания учебных успехов.
Рассмотрим преимущества данной системы на примере урока истории в 5-ом классе по теме “Великая греческая колонизация”.
В начале урока учитель в ходе подводящего диалога с учениками создает проблемную ситуацию. При этом используется иллюстрации, карта и схема учебника как один из видов нетекстовой информации. Учащиеся на основе проделанной работы формулируют учебную проблему – основной вопрос урока: Почему граждане греческих полисов покидали свою родину и уезжали в дальние страны?
На основе предварительно прочитанного дома материала учебника учащиеся выдвигают свои версии (гипотезы) решения учебной проблемы. При этом личностно ориентированный подход выражается как в форме опоры на индивидуальный уровень предварительного восприятия материала каждым из учащихся, так и возможностью предложить версии с опорой на личный житейский опыт ребенка. При этом принимаются (не отвергаются) любые версии.
Затем ученики актуализируют имеющиеся у них знания необходимые для решения для учебной проблемы (открытия нового материала) в ходе решения тестов. Осуществляется проверка выполнения заданий и определяется, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы. Таким образом выpaбатывается умение составлять план действий.
Далее выполняя план, ученики с помощью учителя осуществляют поиск решения проблемы и открывают новое знание, которое представляет собой минимум содержания по данной теме. Максимум, имеющийся в тексте учебника, позволяет ученику удовлетворять свои, личностные запросы и интересы.
Для развития умения работать с информацией из разных источников хорошим подспорьем на этом этапе урока является использование фрагмента диска из серии образовательная коллекция “1С: Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”, Кордис & Медиа. Учащиеся просматривают и прослушивают данный материал, который построен в форме иллюстрированной лекции. Таким образом, развивается умение извлекать информацию, используя не только зрительный, но и слуховой анализаторы.
Последующая работа с картой по вопросу “Направления колонизации” позволяет, с одной стороны, продолжить открытие нового знания, с другой стороны, продолжить развитие умения извлекать информацию из нетекстового источника.
Применение нового знания осуществляется через формулировку вывода о том, какое решение учебной проблемы найдено (какие версии подтвердились) и через выражение этого решения в виде словесного (или письменного) тезиса. Затем формулируется ответ на дополнительный вопрос (максимум) “Каковы последствия греческой колонизации для жителей метрополий, колоний, народов, с которыми контактировали колонисты?”.
Перечисленные этапы позволяют развивать логику учащихся: умение выделять причины, суть и последствия исторических явлений и процессов.
В качестве домашнего задания выступает предложение написать рассказ от имени греческого гражданина – переселенца в одну из греческих колоний. Использование приема персонификации позволяет преобразовать изучаемый материал в плоскость личностных интересов и приводит к осознанию связи человека со своей Родиной (элемент гражданского воспитания).
В заключении учитель обращает внимание учащихся на название следующего параграфа и предлагает познакомиться с теми событиями, которые произошли в жизни греческих полисов в VI – V веках до нашей эры.
Литература и источники.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: Просвещение, 2002.
- Примерные программы основного общего образования. История. – М.: Просвещение, 2010.
- Образовательная система “Школа 2100” – качественное образование для всех. Сборник материалов – п/р Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
18 03 2024 0:15:55
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории. ...
17 03 2024 3:37:30
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
16 03 2024 14:21:56
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
15 03 2024 3:46:37
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...
14 03 2024 21:11:40
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
13 03 2024 12:42:38
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
12 03 2024 7:47:54
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
11 03 2024 21:47:17
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...
10 03 2024 21:57:34
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
09 03 2024 7:57:37
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
08 03 2024 17:50:26
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
07 03 2024 20:13:35
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года. ...
06 03 2024 5:50:19
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
05 03 2024 19:49:32
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
04 03 2024 14:10:55
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
03 03 2024 5:49:14
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. ...
02 03 2024 6:11:51
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
01 03 2024 6:27:15
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
29 02 2024 5:21:19
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
28 02 2024 4:11:20
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
27 02 2024 9:57:33
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
26 02 2024 15:52:28
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
25 02 2024 9:57:37
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
24 02 2024 8:12:53
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
23 02 2024 10:37:23
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
22 02 2024 23:26:43
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
21 02 2024 16:59:35
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
20 02 2024 2:22:41
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
19 02 2024 4:11:40
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
18 02 2024 16:30:24
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
17 02 2024 1:21:14
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
16 02 2024 2:58:38
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
15 02 2024 5:36:21
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...
14 02 2024 17:38:36
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
13 02 2024 4:12:11
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...
12 02 2024 2:59:17
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
11 02 2024 23:56:44
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...
10 02 2024 13:52:28
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...
09 02 2024 6:28:53
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
08 02 2024 20:17:34
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
07 02 2024 14:29:59
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
06 02 2024 16:27:24
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...
05 02 2024 19:50:52
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
04 02 2024 19:10:12
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
03 02 2024 1:33:42
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
02 02 2024 22:43:56
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
01 02 2024 2:14:39
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...
31 01 2024 3:33:42
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
30 01 2024 11:57:42
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
29 01 2024 20:32:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::