Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)
"...Стою в полку засадном
Вольный воин, как терний сильный.
Сотоварищи мои рядом,
Только нету еще России.
Нет России с песней державной,
С моря синя до моря синя.
Ни тесовой, ни златоглавой
Нет еще на земле России:
Как орда Мамая кончается,
Как мы ляжем костьми на поле,-
Так Россия с нас и начнется
И вовек не кончится боле!.."
С этих строк из стихотворения поэта Сергея Орлова "Монолог воина с поля Куликова" я и хочу начать, потому что в них заключена большая историческая правда: с победы на Куликовом поле начиналась Россия.
Долгим и трудным путем шел русский народ к этой победе. Нашествие хана Батыя зимой 1237-38года опустошило большую часть Руси. Ордынские рати несли новые и новые разорения.
Мамай
Станислав Куняев
- Склони главу, Димитрий-князь,
и покорись судьбе,
но знай, что поступил, смирясь,
ты не в ущерб себе.Мы будем властвовать с тобой
над племенем твоим.
Зачем нам этот cмepтный бой -
давай поговорим.Что русским быть, что тюрком быть -
пустое дело, князь,
прочнее кровных нитей - нить,
которой имя власть!Тебя в Сарай я приглашу,
вручу тебе ярлык:
А, может статься, прикажу,
чтоб вырвали язык.За мной орда - нас тьмы и тьмы,
склонись, не прекословь.
Народ - навоз, а я и ты -
мы гoлyбая кровь!
Для Дмитрия Донского поход Мамая не был неожиданностью. Далеко за пределами русских земель стояли заставами "крепкие сторожевые", и уже 23 июля один из них, Андрей Попов, прискакал в Москву с известием: "идет на тебя, государь, Мамай со всеми силами ордынскими, а ныне на реке Воронеже!" У Дмитрия было время для сбора войска. "Воинства много и сила велика" начала собираться в Москве и в Коломне - московской крепости на реке Оке. 20 августа в Коломну выступил с войском и сам великий князь. На просторном Девичьем поле возле Коломны все полки соединились "От начала мира не бывала такова сила русских князей!" - гордо писал летописец. Историки считают, что объединенная русская рать достигла 150 тысяч человек. С этим войском Дмитрий Донской и двинулся к Дону, чтобы разгромить Мамая, пока он еще не соединился со своими союзниками.
На поле Куликовом
А.Блок
Река раскинулась.
Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной
желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь -
стрелой татарской
древней воли
Пронзал нам гpyдь.
Наш путь - степной,
наш путь - в тоске
безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы -
ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся.
Озарим кострам
Степную даль.
В степном дыму
блеснет святое знамя
И ханской сабли стали:
И вечный бой!
Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль:
Летит, летит
степная кобылица
И мнет ковыль:
И нет конца!
Мелькают версты, кручи:
Останови!
Идут, идут
испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови,
из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь:
Покоя нет! Степная кобылица
Несется в вскачь!
В ночь с 7 на 8 сентября к Куликову полю подошли и ордынцы. Мамай остановился на Красном холме, возвышенности в середине поля, где теперь стоит отлитый из чугуна монумент в честь победы русского оружия.
На Красном холме.
Александр Бобров
Снова стою на рассвете
Перед равниной седой.
Все мы - строптивые дети
Матери мудрой одной.Грязь по проселкам месили,
Меряли дали морей:
В чем наша сила? В бессилье
Перед любовью своей -
К этим лесам в междуречье
И к междурядьем садов,
К неумирающей речи
Весей и городов.Снежной присыпаны крупкой
Пашни за Доном, холмы.
В чем наша молодость, друг мой?
В том, что причастны и мы
К древним курганам и храмам,
Что сохраниться смогли,
И к незатянутым ранам
Этой былинной земли,
Славу и горечь познавшей,
Бедам открытой не раз.
И называвшейся нашей
Тысячелетья до нас:
У каждого народа есть свои дорогие места, знаменитые памятники истории и культуры, свои национальные святыни. К ним по праву относится и Куликово поле.
У каждой страны, каждого народа есть даты, решительно и надолго менявшие весь ход их общественно-политического развития. В истории нашей страны одной из таких дат стало 8 сентября 1380г. - день Куликовской битвы.
Слово о поле Куликовом.
В. Лазарев
:И восходит в сердце,
Точно солнце, Слово
О тебе, живое
Поле Куликово.На поле суровом
Чуть колeблет ветер
Тяжкие знамена -
Шесть больших столетий.Сколько испытала
Лихолетий в жизни
Светлая, святая
Наша мать-Отчизна.
Стихну. Поцелую
В круговом раздолье
Край ее одежды -
Край седого поля:
Утро 8 сентября было туманным. "Полки русские и татарские еще друг друга не видят, потому что утро мглистое, как дым, но земля грозно стонет, обширное поле Куликово перегибается, реки выступили из своих берегов, потому что никогда не было столько людей на том месте:" - так повествует автор "Сказания о Мамаевом побоище". Но вот в часов 11 утра туман рассеялся, и противники начали сближаться, "и страшно было видеть две силы великие, съезжающиеся на скорую cмepть. Татарская сила была черная, а русская сила в светлых доспехах, как река льющаяся, как море колeблющееся, и солнце светло сияло на ней, лучи испуская".
Общей сече, по обычаю того времени, предшествовал поединок богатырей. Из ордынских рядов выехал могучий воин - Челубей. Навстречу ему устремился из русских рядов монах Александр Пересвет. Всадники съехались "и ударились крепко копьями, и копья переломились, и оба упали с коней своих на землю мертвыми, и кони их упали". Александр Пересвет - первый герой и первый павший в этом побоище русский воин.
Пересвет.
Станислав Куняев
- Нам не нужно победы без правды,
нам без истины радости нет! -
крестным знаменьем небо Непрядвы
осеняет чернец Пересвет.
Нет на нем ни меча, ни кольчуги -
только ряса и только копье.
Кони топчутся:Стонут подпруги:
В небе с криком кружит воронье.
Бьет копытами конь Челубея,
Пересвет подобрался в седле..
- С нами правда! - уже холодея
он шептал, припадая к земле.
629 лет назад заря, занявшаяся над Куликовом полем, открыла взору золотоордынских завоевателей боевые порядки русского воинства. Рати, собравшиеся по зову Москвы под знамя великого князя Дмитрия, ночью перешли Непрядву и стали на поле в пешем и конном строю. Основу их составляло первое на Руси народное ополчение - с копьями, топорами, большей частью в самодельных доспехах.
И войско - молодые крестьяне и ремесленники, дружинники и торговый люд - встало наcмepть под удар вражеской конницы. Почти весь, вырубленный кривыми саблями, лег пеший Большой полк, но перемолол и обескровил главные силы чужеземцев. Не принесла большого успеха врагам и последняя фланговая атака, а стремительный натиск свежего русского резерва решил исход сражения:
После битвы.
Иван Бунин
Воткнув копье, он сбросил шлем и лег.
Курган был жесткий, выбитый. Кольчуга
Колола гpyдь, а спину полдень жег:
Осенней сушью жарко дуло с юга.И умер он. Окостенел, застыл,
Припав к земле тяжелой головою.
И ветер волосами шевелил,
Как ковылем, как мертвою травою.И муравьи закопошились в них:
Но равнодушно все вокруг молчало,
И далеко среди полей нагих
Копье, в курган воткнутое, торчало.
Мы вспоминаем не только полководцев, но и простых русских ратников, имена которых сохранили для нас источники. Юрка Сапожник, Васюк Сухоборец, Сенька Быков, Гридя Хрулец, Степан Новосельцов - вот лишь немногие из тех простых героев, что стояли наcмepть на Куликовом поле. Летописи донесли до нас, что в числе ратников, снискавших славу Куликову полю, были и женщины. Среди воинов ростовского полка называются Дарья Ростовская и Антонина Пужбольская. Обе, переодетые в мужскую воинскую одежду, сражались храбро, "добыли себе чести и славного имени".
Задонщина (отрывок)
Встал Московский князь Димитрий
И могучий князь Владимир
С воеводами своими
На костях в широком поле:
- Жалостно и горько, братья,
Видеть страшную картину,
Как лежат людские трупы,
Словно сенные стога.Жалостно и горько, братья,
Видеть страшную картину,
Как три дня без перерыва
Кровью быстрый Дон течет.
Сосчитаем, братья, скольких
Воевод бесстрашных нету,
Сколько молодых осталось
В поле навсегда лежать.
:нет с нами:
40 бояринов больших московских,
12 князей Белозерских,
20 бояринов коломенских,
40 бояр серпуховских,
30 панов литовских,
40 бояринов переяславских,
25 бояринов костромских,
35 бояринов владимирских,
50 бояринов суздальских,
70 бояринов рязанских,
40 бояринов муромских,
30 бояринов ростовских,
23 боярина дмитровских,
60 бояр можайских,
60 бояринов звенигородских,
15 бояринов углецких,
а погибло у нас всей дружины 250000.
Князь великий держит слово
Здесь, на поле Куликовом:
- Братья, и мои бояре,
Воеводы и князья!
Вот вам суженое место
Под высоким вольным небом
На реке Непрядве тихой,
Между Доном и Днепром.Положили вы за землю,
Русскую, родную землю,
За святую веру нашу
В битве головы свои.
Вы добыли в грозной брани
Для себя великой чести,
Памятливой и нетленной
Славы для своих имен.
Так простите меня, братья,
И меня благословите
В этом времени великом
И в грядущих временах!
Мало было исторических событий Древней Руси, которые вызвали бы в нашей литературе столько поэтических откликов, как Куликовская битва. Ломоносов и Карамзин, Озеров и Рылеев, Языков и Блок прославили подвиг народа.
А. Блок
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом , как бывало,
И плеск и трубы лебедей.Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!
Но не покорился русский народ! Куликово поле стало полем его славы. Да, Русь началась задолго до Куликова поля, но именно здесь русские впервые осознали силу политического единства. Победа над полчищами Мамая стала яркой вехой на пути к созданию единой русской державы. Именно отсюда начинается национальное, государственное и культурное становление Русского государства.
Князь Дмитрий.
Ты бросил вызов страшной силе,
но берегись - когда сомкнут,
то матери всея России
тебя угрюмо помянут,
за то, что землю обездолил,
за то, что всех осиротил,
за то, что море крови пролил -
и все-таки не победил:
Прекрасна доля Пересвета -
пасть на миру, где cмepть красна:
Что cмepть - когда нужна победа!
Заколыхались знамена!Я расстаюсь с надежной свитой,
чтоб победить иль прахом лечь.
Бренко! Возьми мой плащ расшитый!
Бренко! Возьми фамильный меч!
Благодарю судьбу за милость
быть в этот час в одном строю
со смердом: Что бы ни случилось,
я так решил, что здесь стою.
Довольно гнуться над корытом,
тебе дарованным судьбой,-
есть счастье жить в бою открытом,
я заслужил открытый бой!
Поле Куликово - это не только поле нашей благодарной памяти, где мы можем поклониться далеким предкам за их бесcмepтную любовь к родной земле, мужество и ратную доблесть. Это святыня России, где наше и грядущие поколения присягают и будут присягать своему Отечеству.
Николай Тихонов
Безграничное снежное поле,
Ходит ветер, поземкой пыля,-
Это русское наше раздолье,
Это вольная наша земля.И зовется ль оно Куликовым,
Бородинским зовется ль оно,
Или славой овеяно новой,
Словно знамя опять взметено,-
Все равно - оно кровное наше,
Через сердце горит полосой.Пусть война на нем косит и пашет
Темным танком и пулей косой,
Но героев не сбить на колени,
Во весь рост они встали окрест,
Чтоб остался в сердцах поколений
Дубосекова темный разъезд,
Поле снежное, снежные хлопья
Среди грохота стен огневых,
В одиноком промерзшем окопе
28 гвардейцев родных!
"Курганами славы покрыты:"
Алексей Сурков
Курганами славы
покрыта родная равнина,
И Днепр, и Морава,
и Висла, и Волга - река.
Ты лжешь, чужеземец,
что медленна кровь славянина,
Что в грозные годы
душа славянина кротка.
От нас убегали
монгольские орды Мамая,
Солдат Бонапартамы в наших снегах погрeбли.
На полчища Гитлера
кованый меч поднимая,
Мы гpyдью прикрыли
просторы славянской земли.
От Волги иДона
до Саввы, Моравы и Дравы
Коврами цветов
мы над пеплом покроем луга.
Могилы славян
вознесутся курганами славы,
И пахаря плуг
разровняет могилы врага.
В ряду других великих событий мы обязаны Куликовской битве тем, что 8 сентября 1380г. стало днем возрождения Отчизны.
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
10 12 2023 12:28:54
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков.
...
09 12 2023 1:58:17
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
08 12 2023 4:51:14
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
07 12 2023 18:43:29
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
06 12 2023 6:19:55
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.
...
05 12 2023 13:26:44
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
04 12 2023 20:39:31
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
03 12 2023 15:46:15
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
02 12 2023 14:19:55
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
01 12 2023 22:12:48
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
30 11 2023 12:53:12

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
29 11 2023 0:30:55
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
28 11 2023 2:26:14
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
27 11 2023 23:56:14
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
26 11 2023 6:55:39
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
25 11 2023 1:20:46
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
24 11 2023 23:46:50
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
23 11 2023 7:59:46
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира.
...
22 11 2023 9:29:21
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
21 11 2023 0:42:23
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
20 11 2023 13:58:43
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
19 11 2023 21:27:16
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
18 11 2023 5:42:52
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
17 11 2023 11:53:17
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
16 11 2023 15:33:36
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
15 11 2023 0:34:55
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
14 11 2023 12:52:12
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
13 11 2023 17:28:40
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
12 11 2023 8:31:48
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
11 11 2023 7:16:45
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
10 11 2023 14:59:59

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
09 11 2023 20:41:12
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
08 11 2023 6:35:47
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
07 11 2023 6:33:29
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
06 11 2023 8:56:17
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
...
05 11 2023 13:11:18
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
04 11 2023 20:59:19
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
03 11 2023 2:49:38
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
02 11 2023 14:23:41
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
01 11 2023 3:30:57
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
31 10 2023 12:52:15
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
30 10 2023 6:52:45
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации.
В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх.
...
29 10 2023 18:39:24
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации.
...
28 10 2023 5:18:28

Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
27 10 2023 23:23:52
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
26 10 2023 22:29:15
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
25 10 2023 2:11:29
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
24 10 2023 7:38:37
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв.
...
23 10 2023 12:20:42
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
22 10 2023 13:15:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::