Церковь и государство в XV–XVI вв.
Цели урока:
- сформировать представление о создании нового централизованного государства и роли церкви в объединении земель.
- актуализировать знания учащихся
- рассказать о взаимоотношениях Русской православной церкви с государством.
Задача. Продемонстрировать, как сообразно тому времени создается централизованное государство, что является го стержнем и основой. Обратить внимание ни средства, которыми служили: духовность, народность и православие.
Основные понятия: церковь, икона, ересь, иосифляне, нестяжатели, Москва – 3 Рим.
Выдающиеся личности: Ивана III, Филофей, Василий III.
Оборудование: мультимедийный проектор, карта «Российское государство в XVI веке», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «История России с древнейших времен до конца XVIв.» Под ред. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 2006 г, раздаточный материал, схема саморефлексии.
План изучение новой темы:
- Работа с эпиграфом.
- Проверка домашнего задания и повторение изученного материала.
- Роль церкви в истории российского государства.
- Нестяжатели и иосифляне. Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.
- Закрепление знаний. Тест.
- Работа с раздаточным материалом. Создание синквейна.
- Вывод по уроку и домашнее задание, рефлексия.
«Мы божьею милостию государи на своей земле изначале»
Иван III (на приеме послов 1488 г.)
Ход урока
Добрый день ребята. Сегодня на уроке, мы с ВАМИ рассмотрим, как создавалось единое государство московское. Тема «Государство и церковь в XV веке», очень интересная и важная для понимания последующих событий в истории России.
Обратите внимание, у каждого на столах лежит раздаточный материал, работать с ним мы тогда, когда придет время. Хорошо? Отложите его пока в сторону.
Эпиграфом к уроку служат слова Ивана III, сказанные им самим же на приеме послов в 1448 г. «Мы божьею милостию государи на своей земле изначале». Как вы это понимаете, вы мне скажите чуть позже.
А сейчас все внимание на экран. Слайд 2 (Презентация)
Давайте вместе вспомним, кто же такой Иван III, а поможет нам в этом цитата Карла Маркса?
Вопросы:
Всем понятно слово колоссальный??? Подберите к нему синонимы?(мощный, огромный.)
О каком царстве-государстве идет речь?
Где оно расположено, как понимать, между татарами и литовцами?
Что мы знаем о политике Ивана III?
Подскажите мне два главных дела всего его царствования, решением каких проблем он занимался всю свою жизнь? Самые важные, самые главные внешнеполитические задачи: Слайд 3
После cмepти Ивана III, великим московским князем стал его сын Василий III, который правил с 1505 по 1533 г. За это время завершил процесс собирание русских земель в одно государство.
Ребята, а какие земли присоединились к Москве к 1521г.?
Да, верно, Псков 1510, Смоленск 1514, Рязань 1521 г. Тем самым, предопределил окончательное собирание русских земель, одолев в нелегкой борьбе независимых и сильных соперников Москвы – Тверь, Новгород, Псков.
Слайд 4
Ликвидируются княжества, а их некогда безоговорочные хозяева один за другим «склоняются» под руку Москвы.
Слайд 5
Какой вывод напрашивается сам собой? Что произошло?
Образуется государство со столицей. При Иване III, первом по настоящему национальным властителе, представители Московской династии Рюриковичей появился герб в виде двуглавого орла, единая монета, на великокняжеской печати была надпись «государь всея Руси». Территория Московского княжества выросла примерно в шесть раз.
Слайд 6
Зародившемуся государству нужна основа, которой стала религия.
А сейчас мы с ВАМИ попробуем смоделировать, сконструировать, создать образ.
Построим пирамиду (детский конструктор пирамидки, с держателем и без него), это наше государство, отдельные части, бывшие княжества.
Моя рука – это ветер перемен.
Как-то качается, неустойчиво. Пытаемся!!!!!
Разваливается!!!! Падает!!!!!! А почему мы так легко ее разламываем? Нет стержня, опоры?
А что служит опорой в государстве? На кого опирается государь, имеющий полноту светской власти?
Что с точки зрения средневековых людей было важным? Без чего жизнь общества невозможна? Что составляет главный духовный мир человека?
Трудно, хорошо, подберите мне ассоциации к слову ВЕРА.
Икона, верно.
Преподобный Андрей Рублёв, автор величайшего творения церковной живописи – иконы «Троица».
Слайд 7
Церковь, правильно.
Зачем она нужна? Какую функцию она выполняет в обществе?
Разбираем Икону.
Что такое Троица? Это три путника, 3 ангела, которые пришли возвести о рождении Христа.
То ли они вкушают пищу, то ли ведут беседу, то ли просто задумались?
В иконе передано и действие (один из ангелов протягивает руку за жертвенная чашей на столе), и беседа (ангелы склоняют друг к другу головы, словно погружены в разговор), и задумчивое созерцание (лица их задумчивы, словно унеслись они в мир светлой мечты). Здесь господствует мир тишина и покой.
Посмотрите внимательно Ребята, как они сидят? Что можно сказать по этому поводу?
Круг по природе своей вызывает впечатление неподвижности и покоя. Удобно, всех видно, можно рассмотреть лица!!
А какие тона, цвета вы видите?
Чистые тона, особенно васильково-гoлyбой, прозрачно-зеленый, золотистый сливаются. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это – указания на первое лицо Святой Троицы. Отец. Творец.
Ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим. Древо – за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь).
По толкованию греков, образ Троицы – не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви. Для Руси образ Троицы всегда имел особенное звучание. В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к объединению страны, сложившейся из трех основных народов. Призыв этот не потерял актуальности и по сей день.
Какие чувства вызывает у ВАС эта икона?
Что с точки зрения средневековых людей было важным? Без чего жизнь общества невозможна? Что составляет главный духовный мир человека?
Церковь, правильно.
Зачем она нужна? Какую функцию она выполняет в обществе?
Обогащает внутренний мир человека, устанавливает правила, нормы жизни, да?
Глава византийской церкви – Константинопольский патриарх, назначил главу русской церкви – митрополита. К началу XV века Византия пришла в упадок, ей угрожали завоеванием турки – сельджуки. Византийцы обратились за помощью к Папе Римскому. Тот обещал помочь, но при условии объединения 2 церквей – католической и православной. В 1439 г. заключена уния, союза, которую не признала Русская православная церковь и объявила независимость от Константинополя.
Подскажите мне, Какую роль церковь играла на Руси? Вспомните, когда было принято христианство?
988г. Владимир пытался объединить языческие племена в одну народность для укрепления государства и международного положения Руси. Улучшились нравы, исчезло многоженство, кровная месть, люди стали больше помогать бедным.
Помогла ли церковь в борьбе с монголо – татарами?
Церковь связывала русский народ, даже во время раздробленности, вдохновляла, защищала. Она поддержала гибкую политику Александра Невского с Золотой Ордой, вдохновляла Дмитрия Донского в Куликовской битве. Сергий Радонежский благословил князя и дал ему в помощь Дмитрию двух монахов – Пересвета и Ослаблю. Таким образом, церковь способствовала становлению Российского государства.
К изучаемому времени относится теория псковского монаха Филофея о предназначение Российского государства. В послании Василию III он утверждал, что «Москва – это 3 РИМ», 1 пал из – за ересей, второй (Константинополь) из – за унии к католичеству.
«Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – писал Филофей, обосновывая крепость веры.
Теория признаёт русское государство защитником истинной веры – православия, закрепляет за ней особое историческое призвание. Москва - политический и церковный центр мирового значения. Московские князья провозглашались преемниками римскихи и византийских императоров.
Слайд 8
Но это ВАМ рассказала я, а историки верят документам, давайте же найдем подтверждение моим словам из текста документа на стр. 191-192 учебника.
Слайд 9
- Что за тревога охватила общество?
- Почему или за что был низложен митрополит Исидор?
- Как к этим сборам отнеслись москвичи и великий князь? Кто такой митрополит Иона? Почему так называется документ?
- Последствия, вывод из документа?
Возросло влияние русской православной церкви, она перестала зависеть от греческой, хотя считалась её правопреемницей.
Все правильно, верно, спасибо.
Но это мы говорим об официальной церкви, о служителях, которые выступали на стороне государя. Но мнения некоторых не совпадают с вышеозвученным, есть учения, которые спорят с официальной версией церкви, из курса средневековой Европы вы должны уже знать. Кто это такие?
Не помните, как они называются?
Ересь – течение, отклонившееся от официальной церковной доктрины.
У всех у них свой взгляд на официальные версии, на нормы, установленные церковью. Их действительно было великое множество, но мы остановимся в сравнительной хаpaктеристике лишь 2. Я предлагаю рассмотреть в виде таблицы и заполнить её из учебника на раздаточном материале. 2 колонки, 3 строки.
Стр. 185, 188-189 вашего учебника. У Вас есть 3 минуты. Первый вариант заполняет Иосифлян, второй вариант – нестяжателей.
- Лидер, его имя, можно и в миру, и после крещения сана.
- Как представляли себе церковь НИЛ Сорский и ИОСИФ Волоцкий? Какой она должна быть? Что в ней должно быть?
- Отношение церкви к власти, как выстраиваются они? Внимательно читайте пункты.
- Имя великого князя, кто покровительствовал тем и ли иным ересям
Нестяжатели | Иосифляне | |
Нил Сорский | Лидер | Иосиф Волоцкий |
Бедность церкви | Идеал церкви | Богатство церкви |
За сильную власть великого князя | Отношение церкви к власти | Власть церкви выше власти князя |
Иван III покровительствовал | Покровитель | Василий III поддерживал |
Вот так должна выглядеть заполненная таблица. Слайды 10-11
Иван III поддерживал нестяжателей, потому что они выступали за бедную церковь, он хотел отобрать монастырские владения, чтобы раздать их своему войску. Иосифляне же защищали монастырские владения и утверждали, что церковь подобна солнцу. Их лидер Иосиф Волоцкий писал в начале XVI века о царе Василии III, что он подобен Богу. А Василий 3 поддерживал их, считая, что церковь должна быть богатой, чтобы заниматься благотворительностью.
Давайте повторим и закрепим наши знания, выполнив тест.
Слайды 12-17
ВЫВОД:
- Воссоединение всех частей русской земли.
- Прочная духовная основа и преемственные традиции.
- Появление сильной духовной власти.
Русская православная церковь играла важную роль в жизни московского государства. Среди духовенства существовали разные течения, идеи по устройству церкви. Но никто из них неумолял ее значения в процессе объединения земель, в становлении духовности русского народа и особого колорита культуры.
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
27 03 2024 10:20:31
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
26 03 2024 9:38:52
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
25 03 2024 10:45:14
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
24 03 2024 11:56:13
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
23 03 2024 11:50:40
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
22 03 2024 23:25:31
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
21 03 2024 5:26:42
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
20 03 2024 23:22:50
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
19 03 2024 1:27:10
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников. ...
18 03 2024 19:28:30
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
17 03 2024 2:30:54
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
16 03 2024 14:15:23
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности. ...
15 03 2024 14:18:24
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
14 03 2024 12:29:16
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...
13 03 2024 14:59:38
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
12 03 2024 21:22:16
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
11 03 2024 20:22:28
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
10 03 2024 18:20:31
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
09 03 2024 2:32:23
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...
08 03 2024 20:36:51
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
07 03 2024 13:32:33
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ...
06 03 2024 7:29:52
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...
05 03 2024 21:59:59
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
04 03 2024 15:55:37
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
03 03 2024 10:34:44
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
02 03 2024 21:22:52
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
01 03 2024 7:39:30
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
29 02 2024 5:45:51
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
28 02 2024 9:32:32
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...
27 02 2024 11:40:35
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
26 02 2024 10:27:37
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
25 02 2024 8:53:48
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
24 02 2024 15:11:37
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
23 02 2024 10:54:28
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
22 02 2024 2:26:12
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
21 02 2024 8:15:34
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
20 02 2024 5:55:57
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
19 02 2024 12:48:10
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
18 02 2024 17:57:36
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
17 02 2024 16:49:15
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
16 02 2024 6:49:44
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
15 02 2024 13:32:25
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
14 02 2024 5:38:27
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
13 02 2024 21:38:48
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
12 02 2024 18:39:29
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. ...
11 02 2024 20:47:18
Главной задачей воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного города. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5 – 8-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края Кузбасса. ...
10 02 2024 1:31:40
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
09 02 2024 17:39:21
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
08 02 2024 0:59:49
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
07 02 2024 15:35:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::