Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе "Западная и Центральная Европа в период раннего средневековья и расцвета (с VI по XV вв.)"
Цели урока:
- обучающая: обобщить и систематизировать знания обучающихся по данному периоду; повторение исторических фактов, персоналий, терминов, хронологию;
- развивающая: развитие мыслительной деятельности, памяти, грамотной устной речи, умение доказывать собственное мнение и опровергать ошибочные, умение работать с таблицей, схемой, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитательная: формирование чувства такта, доброжелательного отношения друг к другу, формирование нравственности и патриотических качеств, воспитание познавательного интереса к истории.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения урока: урок-игра.
Оборудование: стенд с названиями заданий, которые по ходу урока раскрываются, стенд с исторической мозаикой, куда вставляются карточки, занимательные квадраты по хронологии, куб на сторонах которого от одного до трёх кружочков, компьютер, проектор.
Ход урока
Вступление. Слово учителя.
Ребята! Сегодня мы с вами в игровой форме повторим события, исторические личности и основные понятия этого большого периода.
Итак, в добрый путь!
Учитель открывает на стенде первое задание, чтобы перед учащимися было название задания.
Ι. КУБОМ ПОКАТИ
/Обучающиеся по желанию выходят к столу учителя и бросают куб, на сторонах которого отмечено от одного до трёх кружочков – сколько кружочков выпадет – столько вопросов задаёт учитель. При затруднении ученика отвечают дети в классе./ Вопросы высвечиваются на экране.
Вопросы:
- Кто осуждал продажу индульгенций, называл папу главным мошенником и призывал народ изгнать из страны чужеземцев. /Ян Гус/
- Вождь древних франков, основатель государства /Хлодвиг/
- Он возглавлял военные отряды таборитов, «страшным слепцом» называли его враги. /Ян Жижка/
- Земля с крестьянами, дававшаяся за военную службу в средние века. /Феод/
- Под чьим руководством была снята осада Орлеана во время Столетней войны? /Жанна д\'Арк/
- Глава католической церкви. /Римский папа/
- Работа ремесленника, которую он должен был выполнить, чтобы получить звание мастера. /Шедевр/
- Собрание представителей сословий в Англии. /Парламент/
- Скандинавы, совершавшие набеги на Европу в IX-XΙ вв. /Норманны/
- Столица Восточной Римской империи. /Византия/
- Объединение мастеров одной специальности. /Цех/
- Церковный суд, созданный для борьбы с еретиками. /Инквизиция/
- Длительная война между Англией и Францией. /Столетняя война/
- Средневековое государство у арабов. /Арабский Халифат/
- Походы на восток, организованные католической церковью. /Крестовые походы/
- По какой лестнице никто никогда не ходил? /Феодальной/
- Войны чешского народа против католической церкви и засилья немцев. /Гуситские войны/
- Конный воин в средневековой Европе. /Рыцарь/
- Почему крестьянское восстание во Франции называется Жакерия? /Крестьян во Франции называли Жаками/
- Кто был предводителем восстания в Англии? /Уот Тайлер/
Учитель открывает на стенде второе задание
IΙ. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
/Перед классом вывешивается стенд с кармашками, куда вставляются разноцветные карточки. Обучающиеся должны правильно расставить всю историческую мозаику, на которой написаны даты, события, участники, место события.Ученики могут выходить по желанию или по очереди, начиная с первой парты/
Дата | Событие | Участники | Место события |
800 г. | Провозглашение империи франков | Карл Великий | Франкская империя |
1096 г. | Первый крестовый поход | Беднота, феодалы | Франция, Германия, Италия |
1337-1453 гг. | Столетняя война | Англичане, Французы | Франция |
1358 г. | Жакерия | Гильом Каль, крестьяне, гор. бедняки | Франция |
1381 г. | Восстание | Уот Тайлер крестьяне, беднота | Англия |
При составлении мозаики получается красивый разноцветный стенд. Ребятам особенно нравится работать с этим заданием.
ΙΙΙ. ВЕРТОЛИНА
Приглашаются обучающиеся и берут разрезанные картинки. Задача их состоит в том, чтобы из разрезанных фрагментов составить целостную картину и рассказ по ней. Например «Средневековый город», «Мастерская ремесленника», «Борьба городов с сеньорами» и другие.
ΙV. СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ
Пока несколько учеников составляют картинки и рассказ по ним, остальные работают с 4-м заданием.
Условие задания: даются слова, но там перемешаны буквы, а одна буква лишняя (из лишних букв мы должны получить новое слово).
Ребята должны составить и объяснить все слова.
V. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КВАДРАТЫ ПО ХРОНОЛОГИИ
Ребятам учитель показывает хронологические квадраты, а они должны ответить – что произошло в этом году.
Дата читается по указанным стрелкам.
1381 г. – Восстание Уота Тайлера
1054 г. – Разделение христианской церкви на западную и восточную
1066г. – Завоевание Англии герцогом Нормaндии
1096 г. – Первый крестовый поход
1099 г. – Взятие крестоносцами Иерусалима
1204 г. – Взятие крестоносцами Константинополя – столицы Византийской империи
1265 г. – Созыв первого парламента в Англии
1302 г. – Созыв Генеральных Штатов во Франции
1419 г. – Начало гуситских войн в Чехии
1429 г. – Освобождение Орлеана
1492 г. – Открытие Америки Колумбом
В каждом квадрате по 5 дат. Обучающиеся могут составлять квадраты сами.
VΙ. К КАКОЙ СТРАНЕ ЭТО ОТНОСИТСЯ
На экране высвечивается название государства, а на столе учителя карточки со словами. Ученик берёт карточку, переворачивает её, читает слово и вставляет в тот конверт, куда это относится.
- Франкское государство V-IX века
- Хлодвиг
- Карл Великий
- Византийская империя VΙ-XI века
- Юстиниан
- греческий огонь
- Арабский халифат
- ислам
- халиф
- медресе
- Франция XΙ-XIV века
- Жакерия
- Генеральные Штаты
- Жанна д\'Арк
- Англия XΙ-XV века
- Робин Гуд
- Уот Тайлер
- парламент
- Чехия XΙV-XV века
- Ян Гус
- Ян Жижка
- гора Табор
VΙI. /по времени, если остаётся, то дети представляют свои кроссворды/
VIII. Итоги.
Учитель выставляет оценки и комментирует.
Домашнее задание:
- Составление кроссвордов.
- Сочинение от имени участника гуситских войн, участника Столетней войны.
- Составление хронологических квадратов.
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
27 03 2023 19:42:21
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
26 03 2023 8:46:12
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».
...
25 03 2023 23:12:30
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
24 03 2023 15:47:20
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
23 03 2023 0:54:14
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
22 03 2023 6:34:31

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
21 03 2023 22:41:29
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
20 03 2023 3:48:51
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
19 03 2023 4:23:44

Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
18 03 2023 2:37:27
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
17 03 2023 23:22:10
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
16 03 2023 12:38:26
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
15 03 2023 19:12:25
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
14 03 2023 19:40:13
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
13 03 2023 13:51:24
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
...
12 03 2023 22:38:21
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
11 03 2023 4:13:56
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
10 03 2023 5:53:30
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
09 03 2023 10:18:27
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
08 03 2023 9:51:20
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
07 03 2023 0:40:57
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
...
06 03 2023 12:49:45
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран.
...
05 03 2023 0:53:54
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
04 03 2023 3:35:18
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
03 03 2023 22:48:11
Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде.
...
02 03 2023 13:44:13
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
01 03 2023 17:12:38
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
28 02 2023 14:42:52
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
27 02 2023 4:50:22
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
26 02 2023 19:28:58
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
...
25 02 2023 21:27:44
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
24 02 2023 17:25:16
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей.
...
23 02 2023 22:33:37
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
22 02 2023 16:54:31
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
21 02 2023 15:28:36
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
20 02 2023 14:56:13
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
19 02 2023 10:39:24
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
18 02 2023 23:27:13
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни.
...
17 02 2023 15:40:59
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
16 02 2023 2:32:45
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
15 02 2023 20:53:42
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
14 02 2023 12:43:51
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
13 02 2023 4:10:10
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися.
Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной.
...
12 02 2023 13:45:16
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
11 02 2023 4:56:45
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
10 02 2023 16:41:34
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
09 02 2023 4:39:18
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
08 02 2023 16:49:41
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
07 02 2023 11:22:42
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
06 02 2023 20:41:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::