Раздробленность русских земель
Цель: способствовать осмыслению причинно-следственных связей, которые привели к раздробленности Руси, доказать закономерность и раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса; развивать навыки работы с опopным конспектом, исторической картой, историческими первоисточниками; опираясь на межпредметные связи воспитывать у учащихся чувство гордости за предков, создавших единое государство, чувство сопереживания русским людям, терпевшим тяготы от княжеских усобиц и набегов степняков.
Оборудование: Карта “Киевская Русь IX- середина XII в.”, карта “Русские земли в XII - начале XIII в.”, опopные сигналы, сборно-разборные схемы “Причины раздробленности”, проблемные задания, первоисточник “Слово о полку Игореве”, магнитофонная запись “Владимир Мономах”.
Понятия: раздробленность, экономические и политические причины раздробленности, уделы, волость, эксплуатация.
Даты: начало XII века.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Готовность учащихся к уроку, оборудование рабочего места.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Давным-давно, много веков назад, наши предки, восточные славяне, создали одно из самых могучих государств того времени. Называлось оно – Киевская Русь.
*Покажите на карте границы этого сильного, единого государства. Назовите дату его образования. Ученик №1.
Летописи сохранили для нас имена многих князей, которые основали русскую державу, укрепляли ее и берегли от врагов.
* Выполните задание на корточках: укажите имена этих князей в порядке правления и определите их политику. Ученики №2 и №3.
Истории возникновения и развития государств мы изучали в курсах “Истории Древнего мира” и “Истории Средних веков”.
*Назовите признаки государства. (Учащиеся называют, учитель вывешивает опopный сигнал №1).Учитель раздает жетоны за правильные ответы.
* Какие факторы доказывают, что данное государство единое?
* Назовите имя князя, который создал первый свод законов Киевской Руси.
* Как назывался этот свод законов?
* Что завещал пяти сыновьям Ярослав Мудрый, умирая?
* Докажите, что сначала они правили мудро, честно и сообща.
* Как назывался свод законов, написанный Ярославичами?
Влияние половецкой опасности и отсутствие четкой системы наследования земли, были поводами для частых усобиц.
*Что такое усобицы?
Прослушайте магнитофонную запись и определите:
- о каком событии идет речь?
- в каком году происходило это событие?
- каково было значение этого события?
(Учащиеся отмечают 1097 год, Любечский съезд князей, клятву сообща бороться против половцев, “каждо да держит отчину свою”).
* Какова была главная цель политики Владимира Мономаха?
*Какими путями он пытался сохранить единство Древнерусского государства?
Вывод: таким образом, мы выяснили, что княжеские усобицы положили начало раздроблению Руси, Владимир Мономах и его сын Мстислав были последними правителями единого Древнерусского государства.
Учителем подводится итог актуализации знаний, по количеству набранных жетонов назначаются к о н с у л ь т а н т ы. Они проверяют работы учеников №2 и №3.
III. Изучение нового материала.
Учащиеся записывают дату.
Учитель: сегодня мы начинаем изучать новую главу нашей истории “Русские земли и княжества XII - середины XIII века. Тема сегодняшнего урока: Раздробленность русских земель.
Мотивация учащихся: сегодня на уроке мы определим причины раздробленности на Руси, (на доске – схема).
ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
КАКИЕ
Выясним, закономерное или случайное было это явление на Руси и определим последствия раздробленности для русских земель.
Учитель: на доске даты и понятия, выделены зеленым, понадобятся нам из ранее изученного, а, выделенные красным, это новые понятия и даты, которые надо усвоить.
“ И разъдрася вся Русская земля…” - записал в своей хронике один из летописцев под 1132 годом, когда после cмepти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. Усобицы между потомками Владимира Мономаха привели к тому, что в середине ХII века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей. Но княжеские усобицы являлись еще только предпосылками события. За ними скрывались более глубокие причины, которые привели Русь к распаду.
Существовали экономические и политические причины.
- Что такое политика?
- Что такое экономика?
Экономические причины – связанные с хозяйственной жизнью людей, политические – связанные с особенностями государственного управления.
Мотивация учащихся: записать в тетрадь причины раздробленности.
1. Экономические причины раздробленности.
Учащиеся работают, опираясь на статью №1 с. 90.
Напомните, каковы были земельные отношения в Русском государстве?
Князья не только присваивали себе земельные угодья общинников, но и наделяли землей своих старших дружинников – бояр. Основой богатства бояр стала теперь не дань, собираемая с земель, а эксплуатация зависимого сельского населения.
Эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.
Это заставляло князя укреплять именно свое княжество, опираясь на бояр, установить свою власть на своей земле, а не переходить на новый княжеский престол. К тому же князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли. Это было связано с упадком торгового пути “из варяг в греки” из-за набегов половцев и перемещения торговых путей между Европой и Византией в Средиземноморье.
Боярские вотчины, как и крестьянские общины, имели натуральный хаpaктер хозяйства.
*Что такое натуральное хозяйство?
Торговля между различными районами страны была развита слабо и каждая земля-волость могла развивать свое хозяйство самостоятельно.
Таким образом, главными экономическими причинами распада Руси были:
- эксплуатация зависимого населения
- стремление князя укрепить свое княжество
- утрата возможности обогащаться за счет заморской торговли
- натуральный хаpaктер хозяйства.
2. Политические причины раздробленности.
Самостоятельная работа учащихся по статье №2 с. 91. Задача: выписать политические причины.
- образование самостоятельных органов управления в волостях
- стремление наместников киевского князя отделиться от Киева
- поддержка наместников городским населением
- отсутствие твердого порядка правления
- стремление князя передать свою власть по наследству.
3. Государственное управление в период раздробленности.
В середине XII века Русь раскололась не 15 самостоятельных княжеств.
*Сравните две карты. Чем они отличаются друг от друга? При изучении какой темы мы уже встречали подобную карту? Назовите хронологические рамки периода раздробленности в Западной Европе.
*Посмотрите на карту “Русские земли в XII – начале XIII в.” Назовите самые крупные княжества и их центры.
*Сделайте вывод: раздробленность – случайное или закономерное явление, которое переживало большинство стран средневековья?
В каждом княжестве, за редким исключением, была своя княжеская династия, имелось собственное войско, своя казна, своя мера длины и веса, осуществлялась самостоятельная внешняя политика. Наиболее могущественные князья стали именовать себя Великими князьями. В пределах крупных княжеств стали выделяться уделы – владения младших члeнов княжеского рода. Отношения между князьями регулировались существовавшими тогда обычаями. И, хотя, усобицы не утихали, цель их была уже другая – укрепить свое княжество, расширить границы за счет соседей.
4. Идея единства Руси.
Но распад Древнерусского государства не привел к исчезновению понятия Русской земли как единого целого. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность.
* Назовите основные черты народности?
В Киеве по-прежнему жил митрополит, отсюда он руководил служителями церкви. Церковь выступала за единство Руси, осуждая усобицы, стараясь примирить князей. Не смотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам, изданным Ярославом, его сыновьями, Владимиром Мономахом.
Чувства принадлежности к некогда единому Русскому государству особенно ярко проявлялись в период обострения внешней опасности, которая прежде всего исходила от половцев.
Опережающее задание ученика №5: “Отношения Руси с кочевниками”. Рассказ.
Мотивация учащихся: Какова была роль степняков в распаде Древнерусского государства?
Ответы учащихся.
Выражением стремления к единению стали созданные в период раздробленности сказания и былины.
Наиболее пронзительно звучали эти ноты в произведении неизвестного автора – “Слово о полку Игореве”.
В основу этого произведения положен рассказ о неудачном походе Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, на половцев в 1185 году.
Иллюстрация В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами” с 94.
Но не описание этого похода является целью автора. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают важные для того времени вопросы:
- почему князь Игорь потерпел поражение?
- почему в двухвековой борьбе со степью побеждала Русь, а в последнее время стала терпеть поражение?
Давайте откроем произведение в переводе русского историка А.Д.Лихачева.
*К чему призывает автор “Слова…”?
*В чем видит причины страданий русского народа?
Работа с первоисточником.
5. Последствия раздробленности.
Раздробление Руси не привело к ее упадку. Она переживала время дальнейшего развития и подъема хозяйственной и культурной жизни. Осваивались новые земли, строились новые города, которые становились крупными центрами ремесла, торговли и культуры. Более быстрыми темпами шел рост вотчинной собственности на землю.
Но в то же время между князьями шла упopная борьба за первенство, за владение землями, городами, крестьянами. Это приводило к постоянным междоусобным войнам, которые ослабляли страну и мешали объединять все силы для отпора внешним врагам.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Закрепление знаний учащихся проводится с помощью игровой технологии.
Реставрация.
Представьте себе, что вы – работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели… Вам надо восстановить текст.
- В 1132 году умер сын В…… М…….ха Мстислав.
- Ус……цы между потомками В……. М……..ха привели к тому, что в сер. Х…. века Древнер. гос-во расп…..сь на неск. самост. княжеств.
- Существ. экон……е, т.е. связ. с хоз-ной жизнью людей и полит….е, т.е. связ. с особенностями гос. управления прич. распада Древнер. гос-ва.
- Раздр-ть некогда единого гос-ва не прив. к упадку Руси.
- Она переживала время дальнейш. развит. и подъема хоз-й и культ-й жизни.
- Б-ба между князьями приводила к междоус. вой-м, кот. ослабляли Русь.
Общий вывод учащиеся делают по вопросам:
- когда наступил период раздробленности Древнерусского государства
- какой хаpaктер (случайный или закономерный) она носила
- какими причинами была вызвана
- но мысль о чем продолжала жить в сознании народа.
V. Общий итог урока, оценивание, домашнее задание.
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
04 06 2023 5:12:44
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
03 06 2023 4:44:44
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
02 06 2023 16:38:12
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
01 06 2023 16:56:38
Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....
31 05 2023 12:14:44
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
30 05 2023 9:35:51
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
29 05 2023 11:29:37
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
28 05 2023 3:27:54

Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
27 05 2023 19:10:31
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
26 05 2023 16:32:49
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
25 05 2023 18:49:39
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
24 05 2023 15:32:37
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
23 05 2023 19:37:52
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
22 05 2023 12:40:59
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
21 05 2023 11:19:22
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
20 05 2023 19:56:24
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
19 05 2023 8:57:21
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
18 05 2023 19:17:35
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
17 05 2023 16:31:52
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
16 05 2023 18:15:20
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
15 05 2023 4:17:17
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь
событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального
сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ,
развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся,
получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и
применять их для определения собственной позиции....
14 05 2023 16:14:37
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
13 05 2023 21:25:46
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
12 05 2023 23:36:58
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
11 05 2023 17:22:22
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
10 05 2023 21:51:33
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
09 05 2023 22:31:25
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
...
08 05 2023 6:34:33
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
07 05 2023 14:46:22
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
06 05 2023 7:35:50
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
05 05 2023 1:23:43
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
04 05 2023 1:12:20
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения.
...
03 05 2023 14:54:33
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
02 05 2023 9:11:15
Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....
01 05 2023 19:32:55
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
30 04 2023 16:39:39
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
29 04 2023 23:47:18
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
28 04 2023 14:33:25
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
27 04 2023 6:23:40
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
26 04 2023 16:13:57
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
25 04 2023 5:53:39
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
24 04 2023 2:32:43
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
23 04 2023 21:34:27

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
22 04 2023 13:14:23
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
21 04 2023 1:33:41
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
20 04 2023 0:58:47
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной.
...
19 04 2023 3:32:58
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
18 04 2023 18:52:50
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
17 04 2023 21:45:46
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
16 04 2023 16:37:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::