Использование элементов краеведения в преподавании истории России - путь к научно-исследовательским работам: доклад по самообразованию > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Использование элементов краеведения в преподавании истории России - путь к научно-исследовательским работам: доклад по самообразованию


    Использование элементов краеведения в преподавании истории России - путь к научно-исследовательским работам: доклад по самообразованию

План

  1. Введение
  2. Связь исторических фактов с краем:
    1. Предыстория и наш край
    2. Сибирь – место ссылки
    3. Декабристы в Сибири
    4. Век ХХ изучаем на примерах земляков
  3. Участие в краеведческих научно-пpaктических конференциях
  4. Вывод.
  5. Список использованной литературы

1. Введение

История – это такой же сложный, как и все другие, предмет, обязательный для изучения школьниками. Но в то же время, это очень интересный предмет. И важно суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание изучать его. А это, конечно, сложная задача, и она является главной (на мой взгляд) для каждого учителя.
А ещё история – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие.
В старших классах в изучении истории кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. А для того, чтобы оценить историческое событие, нужно в нём хорошо разобраться, досконально понять причины происходящего, ориентироваться в социально-политической и экономической ситуации данного времени и на данной территории.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.                  (А.С.Пушкин)

Наши учащиеся – будущие взрослые граждане России, а для любого россиянина история значит особенно много. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей,  но, прежде всего самих себя. А история родной страны – это наша с вами история. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишён исторической памяти. Такому ничего не стоит взорвать древний храм, уничтожить за ненадобностью редкую старинную книгу. Исторически неграмотный человек обделён духовно; пустым звуком остаётся для него богатейшая литература предков и о предках. Истинная любовь к Родине немыслима без знаний её великого, трагического и прекрасного прошлого. А знания эти будущий гражданин должен получить в школе. И, на мой взгляд, они будут намного весомее, если на уроках истории использовать краеведческие материалы.

2. Связь исторических фактов с историей края

Конечно, все исторические факты с историей края не свяжешь, да это и не нужно. Но имеющийся краеведческий материал в школьной библиотеке и музее нужно обязательно представить.

В 10-м классе, где изучаемый период – от палеолита до 19 века – очень уместно параллельно с учебником в качестве дополнительного материала по истории Западной Сибири, а также нашей области, время от времени представлять данные из книги Вячеслава Сафронова «Откуда земля сибирская пошла».  Я использую отрывки из исторических материалов, иллюстрации об истории Сибири со времён палеолита до 18 века. Указанное пособие имеет цель – восполнить пробел в учебниках истории, где, к сожалению, славные деяния сибиряков отражены крайне скупо и бедно.

Основной раздел книги посвящён периоду сибирской истории в эпоху феодализма, начатому этапом присоединения края к Русскому государству. По мнению авторов, приход россиян в Сибирь избавил коренные народы от междоусобных распрей и угрозы порабощения извне. Мирное продвижение переселенцев в Сибирь продолжалось с XII по XVIII в., способствуя превращению России в могущественную евразийскую державу. Расширение площади Российского государства  за счёт Сибири более чем в два раза усилило его не только экономически, но и укрепило страну политически, сделало её более значимой в глазах европейских и азиатских соседей.

Например, при изучении материала первых параграфов о предыстории народов России просто необходимо провести параллель: а что происходило на нашей территории в этот период. Ученики к этим темам получают опережающие задания и сообщают одноклассникам, что на территории Тюменской области до настоящего времени не обнаружено стоянок палеолитического периода. На уроке возможен диспут: или не найдены, или человек пришёл сюда значительно позднее? А вот в эпохе мезолита (9-6 тысяч лет до нашей эры) учёными доказано, что было активное заселение человеком Западной Сибири. Старшеклассники разрешают на уроке проблему: как это отразилось на животном и растительном мире?

В это время происходит сокращение наводнённости Западно-Сибирской низменности. Если посмотреть на карту Западной Сибири, то вся она как бы опyтaна сетью больших и малых озёр и болот. Это следы «работы» ледников, как и вечная мерзлота, южные границы которой и в настоящее время доходят до широты Ханты-Мансийска. Эпоха мезолита совпадает с наступлением современной климатической обстановки. При этом произошла достаточно резкая смена климата, что повлекло за собой увлажнение и смягчение всего климата Сибири, а также привело к значительному общему потеплению. Это, в свою очередь, вызвало быстрое исчезновение ледниковой фауны. Ученики высказывают смелые предположения: такие животные, как мамонт, шерстистый носорог, были просто истрeблены людьми. Очень хорошо на данные уроки приготовить наглядный материал: карту, изображения орудий труда и рисунки жилищ того времени (Всё есть в книге Сафронова, только увеличить на ксероксе или сканировать).

К изучению материала учебника о правлении Владимира Святого, крещения Руси, предлагаю ученикам материал о христианской морали и о состоянии богослужения в нашей области, о строительстве церквей (Упоровской).

Очень уместно использовать материал из книги Сафронова о ссыльных в Сибирь при изучении послепетровского периода истории. Ученик в своём докладе сообщает товарищам следующую информацию: «Первым, кто открыл список ссыльных, был Александр Меньшиков – ближайший сподвижник Петра Первого» (хорошо использовать и репродукцию картины «Меньшиков в Берёзово»). Из сообщений учеников-консультантов класс узнал, что в 1727 году Меньшиков вместе с семьёй был сослан в Берёзово, где и умер. В Сибирь было сослано и семейство Долгоруких, которые противились восшествию на престол Анны Иоанновны. Старики Долгорукие не выдержали тягот ссылки, сурового северного климата и вскоре умерли. Их похоронили недалеко от могилы Александра Даниловича Меньшикова. Но детям их пришлось перенести ещё множество тягостных испытаний. Сын Иван был публично казнён через колесование якобы за распускание слухов, порочащих императрицу; его жена ушла в монастырь. Другие Долгорукие тоже были подвергнуты наказаниям: Алексей был отправлен матросом на Камчатку; Александр и Николай подверглись избиениям кнутом, вырыванием ноздрей и сосланы в Охотск. Младшие дочери были разосланы по сибирским монастырям. И лишь в 1745 году им было разрешено вернуться в столицу.

Давая материал учебника о правлении Анны Иоанновны, о имеющей место в её правлении бироновщине, уместно снова обратиться к книге Сафронова, где рассказано о ссылке Бирона, о его пребывании в Сибири. И если закрепить знания ребят о личности Бирона местным материалом, то они без труда ответят на часто повторяющийся в тестах ЕГЭ по истории вопрос: «Что такое бироновщина?»

Использование этого пособия на уроках истории, несомненно, будет иметь познавательную и воспитательную значимость, так как работа с материалами этой книги – это путь к последующим научно-исследовательским работам. Вот пример того, как я пpaктикую в старшем звене подготовку учащихся к научно-исследовательской деятельности.

В 8-м и 10-м классах, где изучается период XIX века в истории России, я стараюсь более подробно остановиться на связанной с краем теме «Декабристы». Например, при изучении параграфов о расправе над декабристами, очень важно собрать материал о  120 сосланных в наш край декабристах. В Тобольске долгое время жили: Муравьёв, Фонвизин, Кюхельбекер и другие, в Ялуторовске – Муравьёв-Апостол, Якушин, Пущин, Оболенский, Тизенгаузер и Ентальцев, в Кургане – Нарышкин,  Лихарёв и другие. Многие из них навечно остались в Сибири. Их влияние на культурную и общественную жизнь Сибири было огромным. И идеальным было бы совершение экскурсии в Ялуторовский «Музей декабристов». Это создаёт более чёткое представление  учащихся о значимости декабристов, об их взглядах и помогает лучше разобраться в причинах декабрьского вооружённого восстания 1825 года.

В течение нескольких столетий Сибирь была основным местом российской ссылки. Об этом факте мы говорим на уроках начиная с тем послепетровского правления и до начала ХХ века. Сюда ссылали политических деятелей, бунтовщиков и обычные уголовные элементы.  Известный сибирский учёный Николай Михайлович Ядринцев в своей книге «Сибирь как колония» приходит к выводу, что ссылка была и есть весьма удобный и дешёвый способ избавления от преступников. В то же время в Сибири собирались наиболее активные люди, которые не смогли ужиться с властями у себя на родине – бунтари, правдоискатели. Таким образом, сибирское общество формировалось из энергичных, непоседливых личностей, благодаря которым стало возможным освоение столь огромной территории. В результате ссылки, сибирское общество было очень неоднородно в социальном плане и во многом отличалось от аналогичных областей центральных регионов России. Об этих замечательных людях говорят доклады старшеклассников.

В 9-м и 11-м классах изучаемый период – конец XIX и начало ХХ века. Конечно, у нас не Москва и не Петербург, и мы не можем показать улицы или заводы, где начинались революции. Но мы можем при помощи музейных материалов на краеведческих примерах поведать о гражданской и Великой Отечественной войнах. Приводя конкретные примеры, рассказывая о людях рядом с нами живущих или живших, можно сделать материал истории очень понятным и легко запоминающимся. В музее имеются альбомы с материалами об участниках войны, о работниках тыла. Здесь уместно задание с мини-сочинениями или рассказами учащихся, например, «Как коснулась война моей семьи», «Мой дед – участник войны» и другие – это своего рода тоже исследовательская деятельность, пусть и в простой форме.

При изучении темы «Крестьянский бунт 1921года» я использую материалы музея, реферат с районной краеведческой конференции 2002года Егоровой Евгении «Гражданская война, пребывание Колчака в селе Коркино и  крестьянский бунт 1921г.», посвящённый этому периоду.

Сполна того
кровавого вина
Напились.
Не пожалели.
Всех под корень одолели
Друг друга
И брата брат.
Белый саван. Чёрный плат.
И даже общая братская могила
Не  смогла примирить воевавших

И затихают ребята. Я рассказываю им, что этот крестьянский бунт коснулся и нашего села Коркино. А братская могила около почты хранит в себе 16 растерзанных коммунаров, тела которых, по словам очевидцев, размораживали в деревянных ваннах, лица их были изуpoдованы до неузнаваемости, и среди погибших было два ребёнка. Погибли коммунары между населёнными пунктами Емуртла и Мокроусово, а похоронены дома, в Коркино.

Бесчинства в то время творились с обоих сторон: и со стороны красных, и со стороны белых. Красные расстреливали без суда и следствия. Белые зверствовали. Газеты того времени сообщали, как в Омутинке на площади белые распороли животы нескольким беременным женщинам – жёнам коммунистов и т.д. (привожу и другие факты из реферата).

В то страшное время в каждом доме была трагедия. А сам бунт стал следствием продразвёрстки, когда кулаком объявлялся любой, крепко стоящих на ногах, крестьянин. Для того чтоб приблизить материал к краю, к каждому из нас, привожу пример жизни своей бабушки Смольниковой Марины Степановны.

Она вышла замуж в семью, где было несколько мужчин, то есть у мужа были братья. Они много работали, сеяли, косили, рубили, держали скот. Понятно, хозяйство было справным. И вот продразвёрстка… их объявляют кулаками. Всех мужчин увозят в неизвестном направлении, а с бедной Маруси сняли даже валенки, выставили её за ворота с грудной дочкой и иди куда хочешь… И  пошла… Пошла наниматься в няньки, чтоб прокормить дочку и самой не помереть от голода и холода. Так и мыкалась из дома в дом, пока не приглядел её мельник. Позвал он Марусю замуж, и она пошла, всё по той же причине, чтоб дочке не дать помереть. А мельник – это мой дед Смольников Митрий Митриевич. Он был старше бабушки на 27 лет и, конечно, ни о какой любви речь и не шла. Смирилась с судьбой своей дeвyшка Маруся, так и прожила покорная, никогда голос не повысившая; ещё восьмерых детей родила, выжили только четверо.
А однажды, я была ещё маленькой, по деревне прошёл слух, что в лесу какой-то беглый скрывается, что он когда-то сосланный был, и что в деревне у него жена и дочка. Конечно, это было неправдой, но дело в другом. Мы пришли к бабушке, а она сидит у окна и плачет (деда уже живого не было). Мы её расспрашивать. И вот тут она нам поведала эту историю. И ещё сказала: «Пришёл бы он за мной, я бы на край света за ним…». Нам тогда это показалось странным, непонятным, а спустя много лет,  я поняла – какую трагическую жизнь прожила моя бабушка. Всю жизнь любила, надеялась и ждала своего единственного, любимого, но не дождалась… А виновато в её трагедии то страшное время, когда под одну гребёнку сметали и виноватых и невиновных, когда отбирали у крестьян всё до зёрнышка, когда делали стольких людей несчастными…

И тут я даю ребятам задание расспросить дома бабушку, дедушку, маму, папу о том времени и написать мини-сочинение об этом. Ведь те события не оставили в стороне ни одну семью. И ребята, конечно, не все, но пишут семейные тайны. Например, Яна Каткова написала воспоминания деда о родственнице Марфе, которая мстила большевикам за убитого мужа и каждый вечер с литовкой, на коне выезжала «на покос». Эти сочинения ребят могут пополнить копилку школьного музея. И потом, это очень действенно. Если ребёнок соотнесёт историю своей семьи и историю страны, он лучше поймёт и запомнит материал. А его расспросы и умение записать услышанное – это элементы научно-исследовательской работы.

Точно так же с периодом Великой Отечественной войны. Конечно, здорово, если мы приглашаем ветерана с живым рассказом о конкретных военных событиях, но если не удаётся (в селе осталось только три ветерана войны и, понятно, это старые больные люди: Паньшин Александр Степанович, Жарконских Александр Николаевич и Пузырёв Павел Иванович), тогда даю задание  собрать материал об участниках войны. Особенно часто ребята рассказывают о своих дедах и прадедах, в семье ведь хранится обязательно память о них.  В поощрение за приготовленные сообщения ставлю пятёрки. Думаю, что здесь я решаю сразу две задачи: это и патриотическое воспитание и вызываю желание у детей знать свои корни.

Изучение периода послевоенного должно идти параллельно с ознакомлением: а что происходило у нас в области, в районе, в селе в изучаемый период. Этот материал есть в «Летописи» (это тоже вид научно-исследовательской работы), сделанной самими же ребятами, и его необходимо использовать на уроках истории.

При изучении темы «Внешняя политика СССР в 70-80-е годы», когда Москва приняла решение о введении в Афганистан «ограниченного контингента советских войск» (около 200 000 человек), нужно пригласить на урок непосредственного участника этих событий и услышать оценку очевидца. У нас в Коркино есть такой человек – это Мальцев Александр Леонидович. Неразговорчивый он больно, лишь только отдельные события им обрисованы. И мы его понимаем, так как сегодня об Афганистане написано очень много, и можем сделать выводы о бессмысленных жертвах. Только кто же сможет ответить на вопрос: «Кому это было нужно?»

В темах, связанных с внешней политикой России сегодня, то есть после распада СССР есть тема – трагическая для нашего села. Чеченская война. Мы потеряли двух замечательных ребят – Дениса Фролова и Дмитрия Мальцева. Истории их жизни, гибели известны каждому Коркинскому жителю – это результат исследовательской работы члeнов музейного кружка. Ученики их хорошо знали и совершенно сознательно стоят с поникшими головами во время минуты молчания в память о своих земляках, своих старших товарищей.

3. Участие в краеведческих научно-пpaктических конференциях

За последние три учебных года я достаточно много занималась вопросами краеведческого хаpaктера: это и написание научных работ учащимися под моим руководством для научно-пpaктических конференций разного уровня. Результатом стали призовые районное и областные места, а так же  благодарственное письмо от Организационного Комитета Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век».

При написании научных работ очень важно правильное её оформление, формирование проблемы, цели, определение объекта и субъекта исследования, а также определение правильного маршрута поиска материала, обязательное использование документов архивов, воспоминания очевидцев и так далее.
В 2007-2008 учебном году мы с Никитой Пузырёвым, учеником 9 класса, собрали огромный материал о семье Сырниковых и наложили его на историю России. Получилась отличная научная работа. Первое место в районе, первое место в области и почётная грамота за участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. России – ХХ век». Для написания работы мы обращались в архивы, в Московскую Ленинскую библиотеку, много беседовали с члeнами этой семьи. Работа называлась «История рода Сырниковых в истории России».

В 2008-2009 учебном году писали уже две работы. Каткова Яна, ученица 11 класса, подняла тему крестьянского бунта. Она отыскала столько материала, что потом его пришлось сокращать, уплотнять и т. д. Работа Яны «Братской могиле поклонимся» заняла второе место в областной научно-пpaктической конференции «Мы живём в Сибири». Вторая работа – Никиты Пузырёва, ученика 10 класса, была посвящена 90-летию его пpaбабушки. Когда Никита выступал на конференции в уже уставшей аудитории, все замерли и слушали с таким восторгом и вниманием. И даже, когда Никита закончил свой рассказ, ещё несколько мгновений стояла мёртвая тишина. Он получил приз зрительских симпатий, но, понятно, что по такой теме научности оказалось маловато. Зато он отдал дань уважения своей пpaбабушке и очень гордится этим.

В  2009-2010году мы с учеником 11 класса Никитой Пузырёвым, основываясь на летописи, составленной учащимися в прошлом году «Отечество, работа и любовь» написали научную работу «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей». Для написания работы мы определили проблему – это внутренняя связь бывших учеников со школой, учителями. На примерах трёх выпускников разных лет выпуска, разного географического проживания, но чего-то в жизни добившихся, мы проследили и убедились, что след в душе остаётся на всю жизнь. И сделали вывод, что никакая сверхсовременная техника никогда не заменит живого слова учителя.

Кроме этого, активно вместе с 11-м классом, где являюсь классным руководителем, совершаем тимуровские рейды к ветеранам педагогического труда, а также собрали материал об учителе Медведевой Нине Фёдоровне для  школьной летописи на районный конкурс в 2007-2008 учебном году.

В 2007-2008 учебном году две учащиеся 9-го класса сдавали экзамен по истории в форме рефератов. И по моему предложению, каждая из сдававших выделила раздел, связанный с нашим краем. Особенно хорошо это получилось у Бородиной Оксаны, рассказавшей о своём дедушке, который провёл в плену врага не один год. Оксана собирает материал для научной работы для областной конференции, но пока не всё получается. Не можем  точно определить маршрут  передвижений деда в плену, чтоб сделать запросы в архивы. Но работа ведётся.

Ещё мы с ребятами начали  работу по вопросу: «Откуда пошёл род Пузырёвых в нашем селе?». Дело в том, что у нас уже есть факты, что примерно в 1750году из Новгорода сюда был сослал крестьянин Селивёрст Пузырёв. И нам предстоит огромная работа по составлению родословной с 18 века до наших дней. Мы уже связались с несколькими архивами, но ответы не всегда положительные. Хотя результатов от поисковой работы ещё маловато, но мы работаем в этом направлении.

На уроках истории я часто использую материал научных работ учащихся. Например, изучая русско-японскую войну в 9 и 11 классах, я напоминаю факты из работы Никиты Пузырёва о мичмане Сырникове с крейсера «Варяг» и глаза у ребят становятся заинтересованными. При изучении материала о гражданской войне в качестве примера привожу работу Яны Катковой «Братской могиле поклонимся», а если позволяет погода, этот урок провожу прямо у Братской могилы.

В 2009-20010 учебном году  я предложила в своём классе составить всем генеалогическое древо и показала на примере (мы составляли его с дочкой для медицинского училища). Пять поколений предстали перед нами. В 11 классе две дeвoчки составили очень хорошо родословную, даже с фотографиями.

Считаю работу в этом направлении нужно продолжать.

4. Вывод

Использование элементов краеведения в преподавании истории России считаю делом нужным и обязательным. А ещё считаю необходимым привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умения правильно оформлять свои работы. Ведь знания традиций прошлого помогут нам и учащимся в решении сегодняшних проблем. Изучение прошлого своего края позволит нам взглянуть по – иному на те события, которые происходят сегодня. Нельзя любить собственную страну, народ, свою малую родину, не зная этапов её исторического развития. Хорошо если ребята поймут эту необходимость. Я же со своей стороны делаю всё от меня зависящее и на уроках истории и на внеклассных мероприятиях, чтобы они умели систематизировать собранный материал и грамотно оформлять свои первые научно-исследовательские работы.

Список использованной литературы

  1. Буганова В.И., Зырянова Н.П. История России с древнейших времён до 19 века: Поурочные планы. 10 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 20 – начало 21 века. 9-й класс. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России 20 – начало 21 века. 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до 19 века.10 класс. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Софронов В.Ю., Сладкова Л.Н. Откуда земля сибирская пошла: Пособие по изучению истории Западной Сибири для учащихся старших классов и средних учебных заведений. – Свердловск: Уральский рабочий, 2001.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 8:10:47

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 13:35:51

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 5:56:53

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 20:21:48

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 13:21:26

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 20:43:55

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 21:45:41

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 2:26:11

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 8:40:58

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 20:48:58

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 23:49:20

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 13:20:33

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 23:32:33

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 20:48:29

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 6:22:31

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 8:46:26

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 10:29:32

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 15:39:19

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 18:42:21

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 2:33:51

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 15:13:12

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 0:46:54

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 14:33:51

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 14:23:49

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 0:14:37

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 19:23:32

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 12:27:52

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 0:25:57

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 1:24:29

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 17:59:15

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 6:38:16

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 21:10:55

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 15:27:12

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 20:42:32

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 3:28:46

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 7:48:21

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 21:27:18

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 19:29:42

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 9:56:52

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 9:24:58

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 3:27:43

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 15:42:20

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 8:10:24

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 21:57:33

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 14:49:12

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 13:33:14

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 16:39:52

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 12:25:36

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 5:37:28

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 17:30:48

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::