Становление этикетных норм в России XVI–XVII веков
Цели:
- Углубить представление о "Культура XVI -XVII вв..", познакомить с эпохой Ивана IV.
- Работать над обогащением словарного запаса.
- Развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI -XVII вв.
- Формировать у учащихся активную жизненную позицию патриотизма, уважения к другим народам.
Задачи: прививать интерес к историческому прошлому России.
Оборудование: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая гимнастика.
Прочитайте следующее высказывание в парах как реплику в диалоге:
Говорящий: "Радоваться в одиночку грустно?" (вопрос-сомнение). Собеседник: "Радоваться в одиночку грустно" (реплика-утверждение).
То же самое: вопрос-удивление; ответная реплика-утверждение; ответная реплика - сомнение (недоверие).
Объясните своими словами смысл следующих русских поговорок:
Сядем рядком да поговорим ладком.
Без соли, без хлеба - худая беседа.
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
Разговор дорогу коротает.
Какие традиции русского народа отражены в этих поговорках? Есть ли такие традиции у других народов?
В каких ситуациях эти поговорки уместны? Придумайте начало короткого обращения к вашим новым собеседникам или собеседнику, которое было бы уместно закончить данной поговоркой.
III. Проверка домашнего задания
Закончите фразы.
Я уважаю древних греков за то, что....
Я уважаю древних римлян за то, что...
Беседа учителя
Каждый народ имеет свои национальные нормы этикета поведения и общения. Хотя функции этикета во всех странах одинаковы ( вспомним их, мы их изучали на первом уроке в этом году - ликвидация конфликтности, упорядочение человеческих отношений, придание предсказуемости поведению людей), в каждой стране формирование этих норм происходило по-разному, в зависимости от исторических, социальных, культурных, религиозных, национальных условий и традиций.
Мы продолжаем крутить колесо истории.
-Как вы думаете куда укажет стрелка сегодня?
Сегодня мы поговорим о том, как формировался этикет в России.
Видеоролик "Иван Грозный".
Одним из первых русских "учебников" этикета можно с полным основанием считать памятник древнерусской литературы 16-го века "Домострой", так как его целью было до мелочей регламентировать поведение русского человека в сфере религиозной, государственной и даже семейной. Создателем этого произведения, предположительно является благовещенский протопоп Сильвестр, одно время являвшийся духовником самого Ивана Грозного.
Автор начинает с поучения о том, как следует чтить царя, как организовать религиозный быт, далее переходит к рекомендациям по устройству семейных отношений, а заканчивает подробными кулинарными предписаниями.
Касаясь отношений с людьми, Сильвестр призывал искренне любить людей, терпеть обиду, не браниться. В бытовом поведении Сильвестр рекомендовал соблюдать умеренность во всем.
Добрый супруг должен был следующим образом относиться к жене: "Жену люби и в законе с ней живя; что сам делаешь, тому же и жену учи: всякому страху божию, всякому знанию и промыслу, рукоделью и домашнему обиходу, всякому порядку. <: > Если жена не слушается, всячески наказывай страхом, а не гневайся, наказывай наедине, да, наказав, примолви, и жалуй, и люби ее".
По "Домострою" женщина должна была содержаться всю жизнь в большой строгости, ей позволялось очень мало. От рождения и до cмepти русские женщины высокого происхождения оставались взаперти и в уединении. Чем более знатными они были, тем больше строгости было в их воспитании в девичестве и больший надзор в замужестве.
Благочестие требовало, чтобы родители почаще били дeвиц. И самым обычным было побить жену. Более того, о том, кто жену свою не бьет, говорили, что он дом свой не строит и о душе своей не радеет. Да и сами женщины считали такое обращение в порядке вещей и отождествляли степень побоев со степенью любви. Тем более, что "Домострой" человеколюбиво предостерегает от того, чтобы бить жену кулаком по лицу, по глазам, не, наказывать ее деревянными и железными орудиями, чтобы не изувечить, хотя бить женщину плетью дозволялось.
От женщины требуется, чтобы "умела сама .печь, варить, всякую домашнюю порядню знала бы и всякое женское рукоделие; хмельного питья отнюдь не любила бы, да и дети и слуги у нее также бы его не любили; без рукоделия жена ни на минутку б не была, также и слуги. С гостями у себя и в гостях отнюдь не была бы пьяна, с гостями вела бы беседу о рукоделии, о домашнем порядке, о законной христианской жизни, а не пересмеивала бы, не переговаривала бы ни о ком..."
По установившемуся порядку женщина всегда находится на той половине дома, окна которой выходят во двор а не на улицу, что защищало ее от чужих нескромных взглядов. В зажиточных домах на этой половине имелась часовня или молельня, где женщина могла Молиться, церковь она посещала только в большие праздники в сопровождении слуг и старшей родственницы. Она должна как можно реже появляться перед чужими, поэтому ее участие в пирах, даваемых на мужской половине, исключено. Лишь в редких случаях, когда супруг хочет оказать особую честь гостям, он велит жене прийти в лучших своих нарядах с кубком вина. Коснувшись его губами, она предлагает каждому из гостей мужа сделать глоток и от каждого из них получает поцелуй.
Конечно, такие ограничения налагались на женщин из высшего сословия. Жены мелких дворян, купцов и крестьян имели больше свободы. Но надо сказать, что "Домострой"! был ориентирован на родовитых бояр:
Семейное благочиние требовало придерживаться следующего распорядка дня. Обитатели богатых домов, как и простой народ, по утрам подымались рано: летом - с восходом солнца, зимой - за несколько часов до наступления дня. Еще в XVI веке часы считали по-восточному: 12 часов дневных и 12 ночных. Церковь распределяла свои службы по этому времени, занятия людей высшего класса и состояли почти только в посещении богослужений вплоть до обеда. После обеда был обязательный отдых. В это время даже лавки купцов в Москве прекращали работу.
Кроме этих дел, в жизни знатного боярина существовала царская служба, т.е. ежедневное посещение Грановитой палаты. Боярыня же занимается-воспитанием детей и... слуг.
Украшением русских домов были иконы. В одном помещении их могло быть очень много, так как иконами было принято одаривать друг друга. Церковь запрещала иметь стенные зеркала, и благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов. Только зеркала малого формата, привозимые из-за границы, были принадлежностью женского туалета. До 17века не принято было развешивать по стенам картины и эстампы. Кроме того, зажиточные дома могли быть украшены богатыми безделушками вроде следующих: "серебряные яблоки, позолоченное изображение пeтyxа с белым хвостом на поддоне, мужичок серебряный, костяной город с башнями и т.д.
Главной деталью облика русского мужчины: была борода. Русский историк Н.И.Костомаров пишет следующее: ":Все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее: и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости. При Василии Ивановиче начало было входить в обычай бритье бород, и сам великий князь последовал этому обычаю; но духовенство вопияло против него, и Стоглав предал нeблагословению Церкви дерзавших отступать от дедовского обычая. Под влиянием Церкви, борода долго сохранялась и почиталась необходимой принадлежности человека, и если у кого от природы не. росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело".
Волосы замужней женщины должны были прикрываться, "опростоволоситься" считалось бесчестием. Рассказывают, что в "скромности" новгородские женщины в свое время дошли до того, что даже стали совершенно брить волосы, но обычай этот не привился, так как не был одобрен церковью.
Не одобряла церковь и другого пристрастия русской женщины - обильно румяниться и белиться. Такое злоупотрeбление косметикой не всегда шло на пользу пытавшейся себя украсить. По крайней мере, - общее мнение иностранцев состояло в том, что русские женщины необычайно хороши лицом, но красоту свою губят чрезмерным употрeблением "краски". Кажется, это осознавали и сами женщины. В.О.Ключевский рассказывает такую историю. "Одни иноземец, бывший при царе Михаиле, рассказывает, что одна красивая московская барыня не хотела белиться и румяниться. Тогда все дамы боярского рода взъелись на нее: "Она осрамить нас вздумала: я- де солнце; а вы оставайтесь тусклыми свечками при солнечном сиянии", и через мужей заставили-таки красавицу подчиниться обычаю". То есть, даже вступая в конфликт с церковью, русская женщина не столько стремится украсить себя (ибо осознает, что белила и румяна не красят ее), сколько следует традиции иметь обычную для ее класса внешность. Похоже, что косметические средства на Руси не служили тому, чтобы подчеркнуть индивидуальность, но чтобы сделать всех похожими: красивых чуть похуже, некрасивых чуть получше, а в общем всех одинаковыми.
Был еще один очень странный для иноземных путешественников обычай: русские дамы, наверное, в стремлении к идеалу, требовавшему иметь лицо белее снега, чернили зубы и каким-то образом даже придавали черный цвет белкам глаз. Многие объясняют это византийским влиянием:
Со времен крещения Руси до Петра I русская одежда была неизменной, так же как и облик русского человека вообще. XVI век в Европе провозглашает индивидуализм во всех сферах жизни, что проявляется и в стремлении выделиться внешне.
Существование местничества.объясняется тем, что в консервативной России еще очень крепок был родовой союз - наследие, старины. Значение каждого члeна рода было совсем невелико, важна была лишь "фамилиями общественный вес каждого как раз и зависел от того, к какой "фамилии*\' он принадлежит. Задачей каждого члeна рода было, прежде всего, не уронить "фамилию", не уронить честь рода, а по возможности, возвысить свой род. Была еще угроза, что царь определит родовитому боярину место (на службе или даже за обеденным столом), не соответствующее его представлению о собственном и родовом достоинстве, и силой принуждения заставит принять такую "милость". Принимающий ее становился преступником в глазах всего рода.
С.М. Соловьев приводит пример рассуждений, отражающих местничество: "Ты можешь быть ниже меня, потому что (родственник твой Иван Петров был ниже Василья Федорова, а я равен Василью Федорову или еще и выше его; мой младший брат в таком-то походе был равен, или даже выше старшего Василья Федорова и т.д.". А можно было (что случалось гораздо чаще) проявить твердость, тогда можно было лишиться вотчин, попасть в тюрьму, подвергнуться наказанию батогами, что не являлось такой порухой боярской чести, как перспектива "утягивания" (то есть снижения важности в глазах общества) всего рода.
В соответствии с местническим этикетом протекала жизнь на царском дворе и в палатах Ранним утром к царскому дворцу стекались толпы народа.
Наиболее почтенные люди ехали в каретах, зимой - в санях, молодые или неродовитые - верхом в любую погоду. Еще не достигнув царского двора, надо было спешиться и продолжать движение пешком. Здесь вступало в действие первое этикетное требование: нельзя было въезжать на двор,
принадлежащий более родовитому человеку. Подъехать к крыльцу, к самому дому знатного боярина мог только один человек - царь. По царскому двору не мог разъезжать никто. Только выглянув из окна, хозяин дома мог оценить социальный статус своего гостя", приближающегося к нему. Чем ближе подъезжал владелец кареты, тем значительнее его положение в обществе. Это был этикетный знак, неизменно правильно прочитывавшийся каждым русским Человеком до XVII века
Чем более родовит был царедворец, тем ближе он останавливался к царским палатам. На крылечной площади стояли площадные стольники, дета знатных родителей, но от них отличались стольники комнатные, дети особо приближенных к царствующей особе отцов. Служба стольников была связана с мелкими поручениями, они же могут прислуживать за столом, они же могут быть отправлены в качестве послов в иностранное государство. Но это были люди, не имеющие постоянной придворной должности.
Знаком успешного продвижения по служебной лестнице была возможность получить место в передней. Передняя имеет важное значение перед крыльцом: один проситель бьет челом государю: "Пожалуй меня, холопа своего, для великого чудотворца Алексея митрополита и для многолетнего здоровья сына своего царевича, мое службишко и терпенье вели, государь, мне быть при своей царской светлости в передней, а родители мои (родственники) пожалованы в переднюю".
И лишь избранные, думные бояре, думные дьяки и окольничие (лица, занимавшееся устройством церемоний, царских стоянок при путешествиях), могли лицезреть царя каждодневно.
Таким образом, одним из важных этикетных правил придворной жизни было умение "соизмерять свое социальное положение с расстоянием до царствующей особы. Добиться сокращения этого расстояния значило повысить свой социальный статус!
Вся Россия жила по правилам "Домостроя" до конца 17века. Образ жизни, костюмы, прически, развлечения, правила поведения в царских палатах не менялись ни протяжений четырех веков.
IV. Упражнения.
Упражнения выполняются по книге для учащегося (с.20-22).
V. Обобщение.
Назовите основные принципы этикета XYI века, отраженные в "Домострое".
VI. Домашнее задание.
Перечитайте Песню о купце Калашникове". За что Калашников ругает Алену Дмитриевну? Какое этикетное правило она нарушила? Аргументируйте свой ответ фрагментами текста. Подготовьте устное сообщение на эту тему.
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли. Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри. ...
18 03 2024 19:49:54
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
17 03 2024 2:58:42
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
16 03 2024 19:43:20
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
15 03 2024 20:26:22
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
14 03 2024 8:30:59
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе. ...
13 03 2024 9:54:59
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
12 03 2024 21:32:23
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
11 03 2024 22:11:49
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
10 03 2024 22:39:37
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
09 03 2024 18:41:10
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
08 03 2024 3:52:55
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности. ...
07 03 2024 2:34:28
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
06 03 2024 23:49:39
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
05 03 2024 23:22:19
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
04 03 2024 5:57:19
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
03 03 2024 5:51:33
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
02 03 2024 17:43:55
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
01 03 2024 3:38:19
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной. ...
29 02 2024 6:25:25
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
28 02 2024 6:23:56
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности. Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы. Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории. ...
27 02 2024 4:20:29
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
26 02 2024 3:42:36
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
25 02 2024 1:24:39
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
24 02 2024 22:41:58
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
23 02 2024 4:28:26
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
22 02 2024 13:30:20
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
21 02 2024 14:59:32
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
20 02 2024 7:30:33
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
19 02 2024 13:26:36
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
18 02 2024 6:25:36
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов. ...
17 02 2024 13:22:18
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации. ...
16 02 2024 22:30:20
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
15 02 2024 12:59:47
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
14 02 2024 21:14:42
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
13 02 2024 4:30:46
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...
12 02 2024 15:35:55
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
11 02 2024 8:52:40
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
10 02 2024 5:14:45
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
09 02 2024 10:46:40
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
08 02 2024 11:23:53
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
07 02 2024 21:21:25
Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....
06 02 2024 20:37:10
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
05 02 2024 6:37:46
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
04 02 2024 23:36:51
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
03 02 2024 0:56:14
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
02 02 2024 20:20:26
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
01 02 2024 22:33:29
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции. ...
31 01 2024 17:56:40
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
30 01 2024 20:27:34
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...
29 01 2024 8:27:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::