Становление этикетных норм в России XVI–XVII веков
Цели:
- Углубить представление о "Культура XVI -XVII вв..", познакомить с эпохой Ивана IV.
- Работать над обогащением словарного запаса.
- Развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI -XVII вв.
- Формировать у учащихся активную жизненную позицию патриотизма, уважения к другим народам.
Задачи: прививать интерес к историческому прошлому России.
Оборудование: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая гимнастика.
Прочитайте следующее высказывание в парах как реплику в диалоге:
Говорящий: "Радоваться в одиночку грустно?" (вопрос-сомнение). Собеседник: "Радоваться в одиночку грустно" (реплика-утверждение).
То же самое: вопрос-удивление; ответная реплика-утверждение; ответная реплика - сомнение (недоверие).
Объясните своими словами смысл следующих русских поговорок:
Сядем рядком да поговорим ладком.
Без соли, без хлеба - худая беседа.
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
Разговор дорогу коротает.
Какие традиции русского народа отражены в этих поговорках? Есть ли такие традиции у других народов?
В каких ситуациях эти поговорки уместны? Придумайте начало короткого обращения к вашим новым собеседникам или собеседнику, которое было бы уместно закончить данной поговоркой.
III. Проверка домашнего задания
Закончите фразы.
Я уважаю древних греков за то, что....
Я уважаю древних римлян за то, что...
Беседа учителя
Каждый народ имеет свои национальные нормы этикета поведения и общения. Хотя функции этикета во всех странах одинаковы ( вспомним их, мы их изучали на первом уроке в этом году - ликвидация конфликтности, упорядочение человеческих отношений, придание предсказуемости поведению людей), в каждой стране формирование этих норм происходило по-разному, в зависимости от исторических, социальных, культурных, религиозных, национальных условий и традиций.
Мы продолжаем крутить колесо истории.
-Как вы думаете куда укажет стрелка сегодня?
Сегодня мы поговорим о том, как формировался этикет в России.
Видеоролик "Иван Грозный".
Одним из первых русских "учебников" этикета можно с полным основанием считать памятник древнерусской литературы 16-го века "Домострой", так как его целью было до мелочей регламентировать поведение русского человека в сфере религиозной, государственной и даже семейной. Создателем этого произведения, предположительно является благовещенский протопоп Сильвестр, одно время являвшийся духовником самого Ивана Грозного.
Автор начинает с поучения о том, как следует чтить царя, как организовать религиозный быт, далее переходит к рекомендациям по устройству семейных отношений, а заканчивает подробными кулинарными предписаниями.
Касаясь отношений с людьми, Сильвестр призывал искренне любить людей, терпеть обиду, не браниться. В бытовом поведении Сильвестр рекомендовал соблюдать умеренность во всем.
Добрый супруг должен был следующим образом относиться к жене: "Жену люби и в законе с ней живя; что сам делаешь, тому же и жену учи: всякому страху божию, всякому знанию и промыслу, рукоделью и домашнему обиходу, всякому порядку. <: > Если жена не слушается, всячески наказывай страхом, а не гневайся, наказывай наедине, да, наказав, примолви, и жалуй, и люби ее".
По "Домострою" женщина должна была содержаться всю жизнь в большой строгости, ей позволялось очень мало. От рождения и до cмepти русские женщины высокого происхождения оставались взаперти и в уединении. Чем более знатными они были, тем больше строгости было в их воспитании в девичестве и больший надзор в замужестве.
Благочестие требовало, чтобы родители почаще били дeвиц. И самым обычным было побить жену. Более того, о том, кто жену свою не бьет, говорили, что он дом свой не строит и о душе своей не радеет. Да и сами женщины считали такое обращение в порядке вещей и отождествляли степень побоев со степенью любви. Тем более, что "Домострой" человеколюбиво предостерегает от того, чтобы бить жену кулаком по лицу, по глазам, не, наказывать ее деревянными и железными орудиями, чтобы не изувечить, хотя бить женщину плетью дозволялось.
От женщины требуется, чтобы "умела сама .печь, варить, всякую домашнюю порядню знала бы и всякое женское рукоделие; хмельного питья отнюдь не любила бы, да и дети и слуги у нее также бы его не любили; без рукоделия жена ни на минутку б не была, также и слуги. С гостями у себя и в гостях отнюдь не была бы пьяна, с гостями вела бы беседу о рукоделии, о домашнем порядке, о законной христианской жизни, а не пересмеивала бы, не переговаривала бы ни о ком..."
По установившемуся порядку женщина всегда находится на той половине дома, окна которой выходят во двор а не на улицу, что защищало ее от чужих нескромных взглядов. В зажиточных домах на этой половине имелась часовня или молельня, где женщина могла Молиться, церковь она посещала только в большие праздники в сопровождении слуг и старшей родственницы. Она должна как можно реже появляться перед чужими, поэтому ее участие в пирах, даваемых на мужской половине, исключено. Лишь в редких случаях, когда супруг хочет оказать особую честь гостям, он велит жене прийти в лучших своих нарядах с кубком вина. Коснувшись его губами, она предлагает каждому из гостей мужа сделать глоток и от каждого из них получает поцелуй.
Конечно, такие ограничения налагались на женщин из высшего сословия. Жены мелких дворян, купцов и крестьян имели больше свободы. Но надо сказать, что "Домострой"! был ориентирован на родовитых бояр:
Семейное благочиние требовало придерживаться следующего распорядка дня. Обитатели богатых домов, как и простой народ, по утрам подымались рано: летом - с восходом солнца, зимой - за несколько часов до наступления дня. Еще в XVI веке часы считали по-восточному: 12 часов дневных и 12 ночных. Церковь распределяла свои службы по этому времени, занятия людей высшего класса и состояли почти только в посещении богослужений вплоть до обеда. После обеда был обязательный отдых. В это время даже лавки купцов в Москве прекращали работу.
Кроме этих дел, в жизни знатного боярина существовала царская служба, т.е. ежедневное посещение Грановитой палаты. Боярыня же занимается-воспитанием детей и... слуг.
Украшением русских домов были иконы. В одном помещении их могло быть очень много, так как иконами было принято одаривать друг друга. Церковь запрещала иметь стенные зеркала, и благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов. Только зеркала малого формата, привозимые из-за границы, были принадлежностью женского туалета. До 17века не принято было развешивать по стенам картины и эстампы. Кроме того, зажиточные дома могли быть украшены богатыми безделушками вроде следующих: "серебряные яблоки, позолоченное изображение пeтyxа с белым хвостом на поддоне, мужичок серебряный, костяной город с башнями и т.д.
Главной деталью облика русского мужчины: была борода. Русский историк Н.И.Костомаров пишет следующее: ":Все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее: и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости. При Василии Ивановиче начало было входить в обычай бритье бород, и сам великий князь последовал этому обычаю; но духовенство вопияло против него, и Стоглав предал нeблагословению Церкви дерзавших отступать от дедовского обычая. Под влиянием Церкви, борода долго сохранялась и почиталась необходимой принадлежности человека, и если у кого от природы не. росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело".
Волосы замужней женщины должны были прикрываться, "опростоволоситься" считалось бесчестием. Рассказывают, что в "скромности" новгородские женщины в свое время дошли до того, что даже стали совершенно брить волосы, но обычай этот не привился, так как не был одобрен церковью.
Не одобряла церковь и другого пристрастия русской женщины - обильно румяниться и белиться. Такое злоупотрeбление косметикой не всегда шло на пользу пытавшейся себя украсить. По крайней мере, - общее мнение иностранцев состояло в том, что русские женщины необычайно хороши лицом, но красоту свою губят чрезмерным употрeблением "краски". Кажется, это осознавали и сами женщины. В.О.Ключевский рассказывает такую историю. "Одни иноземец, бывший при царе Михаиле, рассказывает, что одна красивая московская барыня не хотела белиться и румяниться. Тогда все дамы боярского рода взъелись на нее: "Она осрамить нас вздумала: я- де солнце; а вы оставайтесь тусклыми свечками при солнечном сиянии", и через мужей заставили-таки красавицу подчиниться обычаю". То есть, даже вступая в конфликт с церковью, русская женщина не столько стремится украсить себя (ибо осознает, что белила и румяна не красят ее), сколько следует традиции иметь обычную для ее класса внешность. Похоже, что косметические средства на Руси не служили тому, чтобы подчеркнуть индивидуальность, но чтобы сделать всех похожими: красивых чуть похуже, некрасивых чуть получше, а в общем всех одинаковыми.
Был еще один очень странный для иноземных путешественников обычай: русские дамы, наверное, в стремлении к идеалу, требовавшему иметь лицо белее снега, чернили зубы и каким-то образом даже придавали черный цвет белкам глаз. Многие объясняют это византийским влиянием:
Со времен крещения Руси до Петра I русская одежда была неизменной, так же как и облик русского человека вообще. XVI век в Европе провозглашает индивидуализм во всех сферах жизни, что проявляется и в стремлении выделиться внешне.
Существование местничества.объясняется тем, что в консервативной России еще очень крепок был родовой союз - наследие, старины. Значение каждого члeна рода было совсем невелико, важна была лишь "фамилиями общественный вес каждого как раз и зависел от того, к какой "фамилии*\' он принадлежит. Задачей каждого члeна рода было, прежде всего, не уронить "фамилию", не уронить честь рода, а по возможности, возвысить свой род. Была еще угроза, что царь определит родовитому боярину место (на службе или даже за обеденным столом), не соответствующее его представлению о собственном и родовом достоинстве, и силой принуждения заставит принять такую "милость". Принимающий ее становился преступником в глазах всего рода.
С.М. Соловьев приводит пример рассуждений, отражающих местничество: "Ты можешь быть ниже меня, потому что (родственник твой Иван Петров был ниже Василья Федорова, а я равен Василью Федорову или еще и выше его; мой младший брат в таком-то походе был равен, или даже выше старшего Василья Федорова и т.д.". А можно было (что случалось гораздо чаще) проявить твердость, тогда можно было лишиться вотчин, попасть в тюрьму, подвергнуться наказанию батогами, что не являлось такой порухой боярской чести, как перспектива "утягивания" (то есть снижения важности в глазах общества) всего рода.
В соответствии с местническим этикетом протекала жизнь на царском дворе и в палатах Ранним утром к царскому дворцу стекались толпы народа.
Наиболее почтенные люди ехали в каретах, зимой - в санях, молодые или неродовитые - верхом в любую погоду. Еще не достигнув царского двора, надо было спешиться и продолжать движение пешком. Здесь вступало в действие первое этикетное требование: нельзя было въезжать на двор,
принадлежащий более родовитому человеку. Подъехать к крыльцу, к самому дому знатного боярина мог только один человек - царь. По царскому двору не мог разъезжать никто. Только выглянув из окна, хозяин дома мог оценить социальный статус своего гостя", приближающегося к нему. Чем ближе подъезжал владелец кареты, тем значительнее его положение в обществе. Это был этикетный знак, неизменно правильно прочитывавшийся каждым русским Человеком до XVII века
Чем более родовит был царедворец, тем ближе он останавливался к царским палатам. На крылечной площади стояли площадные стольники, дета знатных родителей, но от них отличались стольники комнатные, дети особо приближенных к царствующей особе отцов. Служба стольников была связана с мелкими поручениями, они же могут прислуживать за столом, они же могут быть отправлены в качестве послов в иностранное государство. Но это были люди, не имеющие постоянной придворной должности.
Знаком успешного продвижения по служебной лестнице была возможность получить место в передней. Передняя имеет важное значение перед крыльцом: один проситель бьет челом государю: "Пожалуй меня, холопа своего, для великого чудотворца Алексея митрополита и для многолетнего здоровья сына своего царевича, мое службишко и терпенье вели, государь, мне быть при своей царской светлости в передней, а родители мои (родственники) пожалованы в переднюю".
И лишь избранные, думные бояре, думные дьяки и окольничие (лица, занимавшееся устройством церемоний, царских стоянок при путешествиях), могли лицезреть царя каждодневно.
Таким образом, одним из важных этикетных правил придворной жизни было умение "соизмерять свое социальное положение с расстоянием до царствующей особы. Добиться сокращения этого расстояния значило повысить свой социальный статус!
Вся Россия жила по правилам "Домостроя" до конца 17века. Образ жизни, костюмы, прически, развлечения, правила поведения в царских палатах не менялись ни протяжений четырех веков.
IV. Упражнения.
Упражнения выполняются по книге для учащегося (с.20-22).
V. Обобщение.
Назовите основные принципы этикета XYI века, отраженные в "Домострое".
VI. Домашнее задание.
Перечитайте Песню о купце Калашникове". За что Калашников ругает Алену Дмитриевну? Какое этикетное правило она нарушила? Аргументируйте свой ответ фрагментами текста. Подготовьте устное сообщение на эту тему.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
10 02 2025 12:26:49
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
09 02 2025 16:55:59
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
08 02 2025 3:43:41
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
07 02 2025 8:33:52
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
06 02 2025 12:51:15
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
05 02 2025 16:50:12
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
04 02 2025 5:27:26
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
03 02 2025 15:34:25
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
02 02 2025 22:45:49
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
01 02 2025 13:42:43
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
31 01 2025 13:47:32
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
30 01 2025 4:49:32
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
29 01 2025 14:33:26
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
28 01 2025 8:12:12
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
27 01 2025 6:32:16
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
26 01 2025 2:36:25
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 01 2025 1:18:26
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 01 2025 4:41:18
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
23 01 2025 7:20:42
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
...
22 01 2025 23:28:51
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века.
Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 01 2025 21:22:29
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
20 01 2025 13:41:26
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
19 01 2025 6:10:14
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
18 01 2025 23:34:26
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
17 01 2025 1:12:24
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету.
Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
...
16 01 2025 11:24:20
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 01 2025 7:46:35
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
14 01 2025 10:18:51
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 01 2025 7:10:33
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
12 01 2025 23:26:15
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа.
...
11 01 2025 21:48:57
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 01 2025 6:15:28
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
09 01 2025 0:57:43
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
08 01 2025 11:23:46
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв.
...
07 01 2025 7:13:14
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
06 01 2025 4:16:52
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
05 01 2025 17:44:43
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
04 01 2025 22:36:37
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
03 01 2025 20:52:58
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 01 2025 1:42:26
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
01 01 2025 8:21:52
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
31 12 2024 4:50:35
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
30 12 2024 12:36:41
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
29 12 2024 8:48:24
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
28 12 2024 6:42:18
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
27 12 2024 1:54:46
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
26 12 2024 3:10:13
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
25 12 2024 13:32:38
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
24 12 2024 8:23:43
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
23 12 2024 13:26:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::