Становление этикетных норм в России XVI–XVII веков
Цели:
- Углубить представление о "Культура XVI -XVII вв..", познакомить с эпохой Ивана IV.
- Работать над обогащением словарного запаса.
- Развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI -XVII вв.
- Формировать у учащихся активную жизненную позицию патриотизма, уважения к другим народам.
Задачи: прививать интерес к историческому прошлому России.
Оборудование: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая гимнастика.
Прочитайте следующее высказывание в парах как реплику в диалоге:
Говорящий: "Радоваться в одиночку грустно?" (вопрос-сомнение). Собеседник: "Радоваться в одиночку грустно" (реплика-утверждение).
То же самое: вопрос-удивление; ответная реплика-утверждение; ответная реплика - сомнение (недоверие).
Объясните своими словами смысл следующих русских поговорок:
Сядем рядком да поговорим ладком.
Без соли, без хлеба - худая беседа.
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
Разговор дорогу коротает.
Какие традиции русского народа отражены в этих поговорках? Есть ли такие традиции у других народов?
В каких ситуациях эти поговорки уместны? Придумайте начало короткого обращения к вашим новым собеседникам или собеседнику, которое было бы уместно закончить данной поговоркой.
III. Проверка домашнего задания
Закончите фразы.
Я уважаю древних греков за то, что....
Я уважаю древних римлян за то, что...
Беседа учителя
Каждый народ имеет свои национальные нормы этикета поведения и общения. Хотя функции этикета во всех странах одинаковы ( вспомним их, мы их изучали на первом уроке в этом году - ликвидация конфликтности, упорядочение человеческих отношений, придание предсказуемости поведению людей), в каждой стране формирование этих норм происходило по-разному, в зависимости от исторических, социальных, культурных, религиозных, национальных условий и традиций.
Мы продолжаем крутить колесо истории.
-Как вы думаете куда укажет стрелка сегодня?
Сегодня мы поговорим о том, как формировался этикет в России.
Видеоролик "Иван Грозный".
Одним из первых русских "учебников" этикета можно с полным основанием считать памятник древнерусской литературы 16-го века "Домострой", так как его целью было до мелочей регламентировать поведение русского человека в сфере религиозной, государственной и даже семейной. Создателем этого произведения, предположительно является благовещенский протопоп Сильвестр, одно время являвшийся духовником самого Ивана Грозного.
Автор начинает с поучения о том, как следует чтить царя, как организовать религиозный быт, далее переходит к рекомендациям по устройству семейных отношений, а заканчивает подробными кулинарными предписаниями.
Касаясь отношений с людьми, Сильвестр призывал искренне любить людей, терпеть обиду, не браниться. В бытовом поведении Сильвестр рекомендовал соблюдать умеренность во всем.
Добрый супруг должен был следующим образом относиться к жене: "Жену люби и в законе с ней живя; что сам делаешь, тому же и жену учи: всякому страху божию, всякому знанию и промыслу, рукоделью и домашнему обиходу, всякому порядку. <: > Если жена не слушается, всячески наказывай страхом, а не гневайся, наказывай наедине, да, наказав, примолви, и жалуй, и люби ее".
По "Домострою" женщина должна была содержаться всю жизнь в большой строгости, ей позволялось очень мало. От рождения и до cмepти русские женщины высокого происхождения оставались взаперти и в уединении. Чем более знатными они были, тем больше строгости было в их воспитании в девичестве и больший надзор в замужестве.
Благочестие требовало, чтобы родители почаще били дeвиц. И самым обычным было побить жену. Более того, о том, кто жену свою не бьет, говорили, что он дом свой не строит и о душе своей не радеет. Да и сами женщины считали такое обращение в порядке вещей и отождествляли степень побоев со степенью любви. Тем более, что "Домострой" человеколюбиво предостерегает от того, чтобы бить жену кулаком по лицу, по глазам, не, наказывать ее деревянными и железными орудиями, чтобы не изувечить, хотя бить женщину плетью дозволялось.
От женщины требуется, чтобы "умела сама .печь, варить, всякую домашнюю порядню знала бы и всякое женское рукоделие; хмельного питья отнюдь не любила бы, да и дети и слуги у нее также бы его не любили; без рукоделия жена ни на минутку б не была, также и слуги. С гостями у себя и в гостях отнюдь не была бы пьяна, с гостями вела бы беседу о рукоделии, о домашнем порядке, о законной христианской жизни, а не пересмеивала бы, не переговаривала бы ни о ком..."
По установившемуся порядку женщина всегда находится на той половине дома, окна которой выходят во двор а не на улицу, что защищало ее от чужих нескромных взглядов. В зажиточных домах на этой половине имелась часовня или молельня, где женщина могла Молиться, церковь она посещала только в большие праздники в сопровождении слуг и старшей родственницы. Она должна как можно реже появляться перед чужими, поэтому ее участие в пирах, даваемых на мужской половине, исключено. Лишь в редких случаях, когда супруг хочет оказать особую честь гостям, он велит жене прийти в лучших своих нарядах с кубком вина. Коснувшись его губами, она предлагает каждому из гостей мужа сделать глоток и от каждого из них получает поцелуй.
Конечно, такие ограничения налагались на женщин из высшего сословия. Жены мелких дворян, купцов и крестьян имели больше свободы. Но надо сказать, что "Домострой"! был ориентирован на родовитых бояр:
Семейное благочиние требовало придерживаться следующего распорядка дня. Обитатели богатых домов, как и простой народ, по утрам подымались рано: летом - с восходом солнца, зимой - за несколько часов до наступления дня. Еще в XVI веке часы считали по-восточному: 12 часов дневных и 12 ночных. Церковь распределяла свои службы по этому времени, занятия людей высшего класса и состояли почти только в посещении богослужений вплоть до обеда. После обеда был обязательный отдых. В это время даже лавки купцов в Москве прекращали работу.
Кроме этих дел, в жизни знатного боярина существовала царская служба, т.е. ежедневное посещение Грановитой палаты. Боярыня же занимается-воспитанием детей и... слуг.
Украшением русских домов были иконы. В одном помещении их могло быть очень много, так как иконами было принято одаривать друг друга. Церковь запрещала иметь стенные зеркала, и благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов. Только зеркала малого формата, привозимые из-за границы, были принадлежностью женского туалета. До 17века не принято было развешивать по стенам картины и эстампы. Кроме того, зажиточные дома могли быть украшены богатыми безделушками вроде следующих: "серебряные яблоки, позолоченное изображение пeтyxа с белым хвостом на поддоне, мужичок серебряный, костяной город с башнями и т.д.
Главной деталью облика русского мужчины: была борода. Русский историк Н.И.Костомаров пишет следующее: ":Все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее: и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости. При Василии Ивановиче начало было входить в обычай бритье бород, и сам великий князь последовал этому обычаю; но духовенство вопияло против него, и Стоглав предал нeблагословению Церкви дерзавших отступать от дедовского обычая. Под влиянием Церкви, борода долго сохранялась и почиталась необходимой принадлежности человека, и если у кого от природы не. росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело".
Волосы замужней женщины должны были прикрываться, "опростоволоситься" считалось бесчестием. Рассказывают, что в "скромности" новгородские женщины в свое время дошли до того, что даже стали совершенно брить волосы, но обычай этот не привился, так как не был одобрен церковью.
Не одобряла церковь и другого пристрастия русской женщины - обильно румяниться и белиться. Такое злоупотрeбление косметикой не всегда шло на пользу пытавшейся себя украсить. По крайней мере, - общее мнение иностранцев состояло в том, что русские женщины необычайно хороши лицом, но красоту свою губят чрезмерным употрeблением "краски". Кажется, это осознавали и сами женщины. В.О.Ключевский рассказывает такую историю. "Одни иноземец, бывший при царе Михаиле, рассказывает, что одна красивая московская барыня не хотела белиться и румяниться. Тогда все дамы боярского рода взъелись на нее: "Она осрамить нас вздумала: я- де солнце; а вы оставайтесь тусклыми свечками при солнечном сиянии", и через мужей заставили-таки красавицу подчиниться обычаю". То есть, даже вступая в конфликт с церковью, русская женщина не столько стремится украсить себя (ибо осознает, что белила и румяна не красят ее), сколько следует традиции иметь обычную для ее класса внешность. Похоже, что косметические средства на Руси не служили тому, чтобы подчеркнуть индивидуальность, но чтобы сделать всех похожими: красивых чуть похуже, некрасивых чуть получше, а в общем всех одинаковыми.
Был еще один очень странный для иноземных путешественников обычай: русские дамы, наверное, в стремлении к идеалу, требовавшему иметь лицо белее снега, чернили зубы и каким-то образом даже придавали черный цвет белкам глаз. Многие объясняют это византийским влиянием:
Со времен крещения Руси до Петра I русская одежда была неизменной, так же как и облик русского человека вообще. XVI век в Европе провозглашает индивидуализм во всех сферах жизни, что проявляется и в стремлении выделиться внешне.
Существование местничества.объясняется тем, что в консервативной России еще очень крепок был родовой союз - наследие, старины. Значение каждого члeна рода было совсем невелико, важна была лишь "фамилиями общественный вес каждого как раз и зависел от того, к какой "фамилии*\' он принадлежит. Задачей каждого члeна рода было, прежде всего, не уронить "фамилию", не уронить честь рода, а по возможности, возвысить свой род. Была еще угроза, что царь определит родовитому боярину место (на службе или даже за обеденным столом), не соответствующее его представлению о собственном и родовом достоинстве, и силой принуждения заставит принять такую "милость". Принимающий ее становился преступником в глазах всего рода.
С.М. Соловьев приводит пример рассуждений, отражающих местничество: "Ты можешь быть ниже меня, потому что (родственник твой Иван Петров был ниже Василья Федорова, а я равен Василью Федорову или еще и выше его; мой младший брат в таком-то походе был равен, или даже выше старшего Василья Федорова и т.д.". А можно было (что случалось гораздо чаще) проявить твердость, тогда можно было лишиться вотчин, попасть в тюрьму, подвергнуться наказанию батогами, что не являлось такой порухой боярской чести, как перспектива "утягивания" (то есть снижения важности в глазах общества) всего рода.
В соответствии с местническим этикетом протекала жизнь на царском дворе и в палатах Ранним утром к царскому дворцу стекались толпы народа.
Наиболее почтенные люди ехали в каретах, зимой - в санях, молодые или неродовитые - верхом в любую погоду. Еще не достигнув царского двора, надо было спешиться и продолжать движение пешком. Здесь вступало в действие первое этикетное требование: нельзя было въезжать на двор,
принадлежащий более родовитому человеку. Подъехать к крыльцу, к самому дому знатного боярина мог только один человек - царь. По царскому двору не мог разъезжать никто. Только выглянув из окна, хозяин дома мог оценить социальный статус своего гостя", приближающегося к нему. Чем ближе подъезжал владелец кареты, тем значительнее его положение в обществе. Это был этикетный знак, неизменно правильно прочитывавшийся каждым русским Человеком до XVII века
Чем более родовит был царедворец, тем ближе он останавливался к царским палатам. На крылечной площади стояли площадные стольники, дета знатных родителей, но от них отличались стольники комнатные, дети особо приближенных к царствующей особе отцов. Служба стольников была связана с мелкими поручениями, они же могут прислуживать за столом, они же могут быть отправлены в качестве послов в иностранное государство. Но это были люди, не имеющие постоянной придворной должности.
Знаком успешного продвижения по служебной лестнице была возможность получить место в передней. Передняя имеет важное значение перед крыльцом: один проситель бьет челом государю: "Пожалуй меня, холопа своего, для великого чудотворца Алексея митрополита и для многолетнего здоровья сына своего царевича, мое службишко и терпенье вели, государь, мне быть при своей царской светлости в передней, а родители мои (родственники) пожалованы в переднюю".
И лишь избранные, думные бояре, думные дьяки и окольничие (лица, занимавшееся устройством церемоний, царских стоянок при путешествиях), могли лицезреть царя каждодневно.
Таким образом, одним из важных этикетных правил придворной жизни было умение "соизмерять свое социальное положение с расстоянием до царствующей особы. Добиться сокращения этого расстояния значило повысить свой социальный статус!
Вся Россия жила по правилам "Домостроя" до конца 17века. Образ жизни, костюмы, прически, развлечения, правила поведения в царских палатах не менялись ни протяжений четырех веков.
IV. Упражнения.
Упражнения выполняются по книге для учащегося (с.20-22).
V. Обобщение.
Назовите основные принципы этикета XYI века, отраженные в "Домострое".
VI. Домашнее задание.
Перечитайте Песню о купце Калашникове". За что Калашников ругает Алену Дмитриевну? Какое этикетное правило она нарушила? Аргументируйте свой ответ фрагментами текста. Подготовьте устное сообщение на эту тему.
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
27 03 2024 22:25:19
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
26 03 2024 21:35:38
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
25 03 2024 2:52:32
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
24 03 2024 16:58:25
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
23 03 2024 12:49:45
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
22 03 2024 17:57:28
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
21 03 2024 7:50:57
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
20 03 2024 12:38:19
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
19 03 2024 23:45:24
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
18 03 2024 19:42:20
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей. ...
17 03 2024 22:10:12
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
16 03 2024 17:36:56
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
15 03 2024 19:26:24
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
14 03 2024 19:14:46
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
13 03 2024 19:48:17
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
12 03 2024 14:12:44
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
11 03 2024 1:36:29
Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
10 03 2024 20:53:21
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
09 03 2024 6:14:31
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
08 03 2024 12:50:42
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...
07 03 2024 22:35:11
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
06 03 2024 1:57:44
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
05 03 2024 23:31:21
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
04 03 2024 2:33:24
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
03 03 2024 23:25:53
В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет выpaбатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....
02 03 2024 15:15:27
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
01 03 2024 19:36:41
Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
29 02 2024 21:57:39
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан? ...
28 02 2024 2:56:16
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
27 02 2024 10:23:27
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
26 02 2024 6:37:12
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
25 02 2024 22:30:57
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
24 02 2024 12:56:51
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
23 02 2024 20:15:42
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
22 02 2024 2:50:16
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
21 02 2024 19:43:28
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
20 02 2024 3:42:27
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
19 02 2024 1:26:36
Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....
18 02 2024 19:26:50
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
17 02 2024 20:48:32
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
16 02 2024 4:33:23
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
15 02 2024 22:23:59
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
14 02 2024 13:14:54
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
13 02 2024 6:27:28
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
12 02 2024 10:13:43
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
11 02 2024 8:13:56
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
10 02 2024 23:54:56
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
09 02 2024 17:32:44
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...
08 02 2024 2:19:57
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
07 02 2024 11:40:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::