Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"


    Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"

Презентация

1-й ведущий:

Наше мероприятие мы посвящаем Победе в Великой Отечественной войне – памятной и скорбной дате в истории России.

(Звучит 1-й куплет песни “Священная война”)

Говорят, горе имеет свой запах. Война пахнет огнём, пеплом и cмepтью. Война – это горький пот и кровь, это последний сухарь во взводе, разделённый на пятерых, это котелок ржавой болотной воды, это письма, которых ждут и боятся получать, это белые бинты полевых госпиталей и это особенная обнажённая любовь к другу и особая открытая ненависть к врагу, к уничтожению к cмepти.

2-й ведущий:

Это погибшие молодые юноши и дeвyшки, это непрожитые великие биографии, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, это героизм, мужество, каждодневный подвиг. Это могилы… И во многих из этих братских могил, рядом с читателями и героями своих книг, покоятся писатели земли русской – поэты, прозаики, драматурги, критики. Не назвать, не перечислить имена тех из них, кому не привелось вернуться с войны. Ведь их больше трёхсот…

(На экране проецируются фамилии погибших поэтов и писателей)

Через всю поэзию военных лет проходит тема опалённой юности, тема юношей сорок первого года, прямо со школьной скамьи вступивших в войну.

1-й чтец:

Сороковые, роковые
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

3-й ведущий:

Вспомним о них, погибших и выживших…

Гвардии лейтенант, комaндир взвода бронебойщиков, поэт Ге opгий Суворов погиб в бою при переправе через реку Нарву 13 февраля 1944 года. Было ему двадцать пять лет.

Он удивительно легко и быстро сходился с людьми. Открытое лицо, гoлyбые умные глаза, весёлая улыбка располагали к себе.. Стихи начал писать с детства и писал их до своего последнего дня. В его письме с фронта мы читаем: “…Писал в окопах… Писал в госпитале, в блиндажах… Везде писал. Обо всём писал. Стихи – это мои вздохи”. Мечтал издать свою книгу. Она была издана… Только после cмepти поэта, и называлась строго и просто “Слово о солдате”.

Его стихи, написанные на войне, - это реквием по павшим, любимым, родным, дорогим его сердцу людям, выстоявшим, не предавшим, терять которых было горько и больно.

(На фоне песни “Дороги” звучат стихи Г. Суворова)

2-й чтец:

Мы тоскуем и скорбим,
Слёзы льём от боли.
Чёрный ворон. Чёрный дым.
Выжженное поле.
А за гарью, словно снег, -
Ландыши без края.
Рухнул наземь человек, -
Приняла родная.
Беспокойная мечта, -
Не сдержать живую.
Землю милую уста
Мёртвые целуют.
И уходит тишина…
Ветер бьёт крылатый.
Белых ландышей волна
Плещет над солдатом.

3-й чтец:

Полковнику Кузнецову.

Хотя бы минуту на роздых
За окаянных три дня.
Но снова уносится в воздух:
- Дайте огонь на меня!
И снова взлетают с землёю
Разорванные тела.
Метится пламенем боя
Насквозь прожжённая мгла.
И в этих метельных звёздах
Твёрдое, как броня,
Режет прогоркший воздух:
- Дайте огонь на меня!
И рухнули наземь,
И парень, гранату подняв,
С кровью выхаркнул в воздух:
- Огонь, огонь на меня!

2-й ведущий:

В Казанском музее, как драгоценная реликвия, хранится пробитая пулями шинель татарского поэта Фатыха Карима, погибшего 19 февраля 1945 года на подступах к Кёнигсбергу.

Пулями были пробиты и страницы его последних рукописей. Фашисты убили талантливого поэта, но не смогли убить его пламенные стихи.

(На фоне песни “Журавли” звучат стихи Ф. Карима)

4-й чтец:

Наутро будет грозный бой.
Мне сердце говорит само,
Что, может, я сейчас пишу
Своё последнее письмо.
Наутро будет шквал огня.
В окошко малое сейчас
На солнце красное гляжу
Я, может быть, в последний раз…
Не надо плакать надо мной…
Ведь это словно песню спеть –
За счастье Родины своей
На поле боя умереть.

1-й ведущий:

Он погиб, трёх месяцев не дожив до конца войны, до Дня Победы.

Армейская специальность Фатыха Карима – сапёр, гражданская – поэт. Сапёр погиб под Кёнигсбергом, поэт живёт и сегодня.

2-й ведущий:

Поэту Василию Субботину принадлежат проникновенные и сильные слова: “Мальчики сороковых годов… Сверстники! Певцы военного подвига… Непреклонные мальчики, на чьи плечи и спины опёрлась Родина…

История, как танковая гусеница, прошла по следам нашим… Товарищи мои!

(На фоне песни “Синий платочек” звучат стихи А. Межирова)

5-й чтец:

Вышел мальчик из дому
В летний день, в первый зной.
К миру необжитому
Повернулся спиной…
Невысокого роста
И в кости не широк,
Никакого геройства
Совершить он не смог.
Но с другими со всеми,
Не окрепший ещё,
Под тяжёлое Время
Он подставил плечо.
Под приклад автомата,
Расщеплённый в бою,
Под бревно для наката,
Под Отчизну свою…

3-й ведущий:

Им многое не довелось испытать в жизни.
“Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы”, -

писал об этом поэт Николай Майоров, погибший в феврале 1942 года, в стихотворении “Мы” о себе, о своих сверстниках.

Но, понимая, как велики будут потери в этой страшной войне, как коротка может быть их собственная жизнь, они сражались, мужали, верили в Победу, в своё бесcмepтие.

6-й чтец:

…Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.

1-й ведущий:

Подсчитано, что из ста воевавших этого возраста остались в живых только трое. Ливнем падали они на полях сражений: в подмосковных снегах, у берегов Волги, за пределами родной земли, сохраняя в себе до конца нравственную чистоту, высокую преданность долгу и Родине, святую веру в то, что жизнь прожита не зря.

Свой добрый век мы прожили как люди –
И для людей.

Такой вывод делает Г. Суворов.

2-й ведущий:

Безусым солдатом, юношески восторженным и по-детски наивным добровольцем ушёл на фронт удивительно обаятельный человек и впоследствии самобытный поэт Эдуард Асадов.

“Сражаюсь, верую, люблю”, - эти строки ёмко и точно определяют внутренний мир, душу, жизненное кредо поэта и его стихов.

Сражаюсь… Три года глубокой веры и неиссякаемой нежной любви к матери, родной Земле.

Строчки его стихов, написанные в годы войны, овеяны пороховым дымом и звучат, как клятва: победить или умереть!

“Письмо с фронта” 1943 год.

(На фоне песни “В землянке” звучат стихи Э. Асадова)

7-й чтец:

Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник “украшал”.
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы всё, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут на войне.
Приятели, книжки, московские споры –
Всё сказка, всё в дымке, как снежные горы…
Пусть так. Возвратимся – оценим вдвойне!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поёшь
И вместе со мною к далёким победам
Солдатской дорогой незримо идёшь.
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

3-й ведущий:

Писал эти стихи 20-летний лейтенант, артиллерист Асадов. Писал и не знал, да и не мог знать, что пройдут годы – и его письмо станет музейной реликвией. Сегодня письмо это вместе с фронтовыми погонами комaндира батареи Асадова можно увидеть в экспозиции одного из стендов Центрального Музея Вооружённых Сил.

1-й ведущий:

Стихи Асадова – это художественные репортажи с поля боя, с огневой позиции, с переднего края войны.

Поэт – свидетель искалеченных, изуpoдованных войной человеческих судеб, безмерного горя, невозвратимых потерь, моря крови. Он всем сердцем ненавидит фашизм во всех его обличиях и яростно верит в победу, которая слышится в следующих строках:

8-й чтец:

Вперёд, на запад! Ветер в потный ворот.
Ночная вспышка, залпа тяжкий гул.
Сегодня утром новый русский город,
Бойцов встречая, радостно вздохнул.
Фашизм, уж твой конец не за горами.
Опять сверкает над Москвой салют.
Дрожи, рейхстаг! Берлин, стучи зубами.
Ты слышишь поступь? Русские идут.

2-й ведущий:

Пришла долгожданная победа, но поэт не может забыть, какой страшной ценой она была завоёвана. На неокрепшие плечи “бодрых, молодых, полных веры, радости и света и отчаянно живых” русских парней легла страшная тяжесть войны и невероятно трудная задача одолеть врага, выстоять, победить.

Болью, печалью и любовью к ним, выстоявшим, наполнены строчки его стихотворения “Помните!”.

(Звучит 1-й куплет песни “День Победы”)

1-й чтец:

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту
Погибало десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света,
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена… А если неженатый,
То девчонка – лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!...
И вот так четыре горьких года,
День за днём – невероятный счёт!
Ради нашей чести и свободы
Всё сумел и одолел народ.

3-й ведущий:

Многое в своей жизни сумел одолеть и сам Эдуард Асадов. Он не только выжил в этой страшной войне, но не сломался, не сдался, не очерствел сердцем и душой.

Последний бой комaндира батареи Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время взрыв вражеского снаряда и… внезапно наступивший мpaк. Мpaк навсегда. Взрывом мины ему вырвало глаза.

А затем госпиталь. Стихи между операциями, и новая жизненная ступень: литературный институт имени Горького, который незрячий поэт Асадов окончил с отличием.

Вся его жизнь – это борьба, неустанный труд и неуёмный, горячий интерес к жизни, к людям. Он много ездит по стране, он выпустил 26 сборников своих стихов, у него 3 тома книг, а в сердце, как и прежде, доброта и любовь.

2-й чтец:

Далеко позади война…
Друг ваш добрый и старший брат.
Я поглажу чубы ребят
И у дeвyшек в головах
Я поставлю сады в цветах.
С неба сыплется звездопад…
Спят девчата, ребята спят…
На пороге двадцатой весны
Пусть красивые снятся сны.
Спите. Добрый привет вам шлю
Я вас очень сейчас люблю!

(Ребята в гимнастёрках исполняют вальс по музыку “Осенний сон”)

1-й ведущий:

У поэта Булата Окуджавы есть удивительно проникновенное стихотворение о рано повзрослевших и ушедших на войну “за солдатом – солдат” мальчиках. Вторая же часть его посвящена дeвoчкам:

3-й чтец:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлука и дым,
Наши дeвoчки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, дeвoчки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, дeвoчки!
Дeвoчки,
Постарайтесь вернуться назад.

1-й ведущий:

Что же заставило их, таких юных, красивых и молодых, ещё не видевших жизнь, рваться на фронт?

“Простая санитарка” на войне и талантливая поэтесса Юлия Друнина с гордостью пишет о женщинах своего фронтового поколения, о своих друзьях и подругах, школьницах, ушедших добровольцами на войну:

4-й чтец:

Смотрю назад, в продымленные дали –
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

2-й ведущий: И откуда только брались силы, выдержка и терпение у них, восемнадцатилетних?

4-й чтец:

Я в окопе постылом
Прикорнула усталь.
Где взялось столько силы
В этом худеньком теле?
Надо мной и Россией
Небо цвета шинели…

2-й ведущий:

Ей дорого фронтовое братство, ей дорог каждый раненый, которого она под пулями выносила с поля боя, и не утихает её память об “убитых войною мальчиках”, которых бережно приняла родная мать – земля. И спустя 30 лет, подводя итог прожитым годам, она пишет:

5-й чтец:

За тридцать лет я сделал так мало,
Хотя мечталось столько сделать мне!
Задачей, целью, смыслом жизни стало
Вас воскресить – погибших на войне.
А время новое родило песни,
Я понимала это, но опять
Домой не возвратившийся ровесник
Моей рукою продолжал писать.
Опять, во сне, ползла, давясь от дыма,
Я к тем, кто молча замер на снегу…
Мои однополчане, побратимы,
До самой cмepти я у вас в долгу!
И знаю, что склонитесь надо мною,
Когда ударит сердце, как набат,
Вы – мальчики, убитые войною,
Ты – мною похороненный комбат.

(Звучит песня “Тишина”)

1-й ведущий:

Февраль 1942 года. Осаждённый Ленинград. Силы города оказались на исходе… Это был месяц cмepти… Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Но вот в чёрных тарелках послышалось лёгкое шуршание, а сквозь него то шёпотом, то навзрыд пробивался к людям слабый женский голос, читающий стихи:

(Звучит метроном)

6-й чтец:

Скрепят, скрепят по Невскому полозья,
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду гoлyбую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных…
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слёзы вымерзли у ленинградцев.

2-й ведущий:

Это строчки из “Февральского дневника” ленинградской поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц. Эта хрупкая, красивая женщина все 900 дней блокады провела в осаждённом городе. Её стихи вошли в каждый дом замерзающих, обессиленных, голодных блокадников, в каждую семью, в сердце каждого, потому что это был голос необыкновенной искренности, душевной стойкости и мужества:

7-й чтец:

О ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба –
Он почти не весит на руке.

8-й чтец:

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила…

1-й ведущий:

Да, она жила так же, как и все ленинградцы: копала рвы, “сколачивала жёсткие гробы и малым детям раны бинтовала”, пережила горчайшие личные утраты – гибель дочерей и любимого, оставшегося там, “в блокадном льду”, голодала, рано поседела, но всё-таки находила в себе силы каждый день читать по радио стихи, вселяющие в измученных людей надежду и веру:

7-й чтец:

…так нужно знать, что всё, как прежде живо,
Что где-то в глубине родной страны
Всё те же зори, журавли, разливы
И даже города освещены;
Так нужно знать, что всё опять вернётся
Оттуда, из глубин, сюда, где тьма, -
Что я, наверно, не смогла б бороться,
Когда б не знала этого сама.

(Звучит песня Б. Окуджавы “Батальон”)

2-й ведущий:

Великая Отечественная война ушла в историю, но не ушла из истории. Памятью жив народ, без неё нет пути в будущее. 65 лет отделяет нас от трагической даты, но не утихает боль в сердцах послевоенного поколения, не заживают душевные раны.

8-й чтец:

И к непогоде в нас она
Болит, болит, не заживая
Отечественная война.
Война вторая мировая.

1-й ведущий:

В начале 70-х годов XX века читателей и критиков поразило стихотворение Юрия Кузнецова “Возвращение”. Трагически прогудел в нём голос войны, прогудел и замер в глазах страшным, крутящимся столбом пыли:

(На фоне песни “Враги сожгли родную хату” звучит стихотворение “Возвращение”)

1-й чтец:

Шёл отец, шёл отец невредим
Через минное поле,
Превратился в клубящийся дым –
Ни могилы, ни боли.
Мама, мама, война не вернёт…
Не гляди на дорогу.
Столб крутящейся пыли идёт
Через поле к порогу.
Словно пашет из пыли рука,
Светят очи живые.
Шевелятся открытки на дне сундука
Фронтовые.
Всякий раз, когда мать его ждёт, -
Через поле и пашню
Столб крутящейся пыли бредёт,
Одинокий и страшный.

1-й ведущий:

Ужасен это крутящийся столб: за ним ничего, одна пустота. И тем не менее лирический герой Кузнецова постоянно чувствует в нём присутствие близкого, родного человека – отца.

2-й ведущий:

Никто из защитников Родины не хотел умирать. Поэт Всеволод Багрицкий погиб в феврале 1942 года, не дожив двух месяцев до своего двадцатилетия. Из-за плохого зрения его не брали на фронт, и лишь в конце 1941 года ему удалось добиться направления в газету “Отвага” на Волховский фронт.

Он любил повторять строки Марины Цветаевой:

2-й чтец:

Я вечности не приемлю,
Зачем меня погрeбли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли…

1-й чтец:

Для миллионов тех, кто защищал дом и семью, Родину, свободу, идеалы добра и человечности, по мысли поэта – фронтовика Сергея Орлова, родная, раненая и скорбящая земля наша стала мавзолеем:

3-й чтец:

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград,
Ему, как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным – давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

1-й ведущий:

Война давно окончена, но всё острей и тревожней становится мысль о судьбе родной земли, о судьбе народа в наше сегодняшнее такое непростое время.

Сегодня, в XXI веке в России легко и безнаказанно обрывается человеческая жизнь, дороже которой ничего нет, и не может быть. Чечня, Дагестан, террористические акты в Москве… Воистину, как в далёкие сороковые:

4-й чтец:

А по заплаканному полю
Взметнулись взрывы тополей…
Земля, я болен твоей болью,
Я ранен раною твоей.

2-й ведущий:

Мы все сегодня должны понять, что любить Родину – это не только проливать за неё кровь, но сделать всё, чтобы кровь никогда не проливалась на нашей родной земле во имя детей, во имя будущего, во имя павших “в сороковые роковые”.

Светлая память всем, кто погиб за нашу гордую и многострадальную Россию.

(Звучит песня “Гляжу в озёра синие”. Сл. Н. Шеферана, муз. А. Афанасьева)


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 3:27:53

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 18:14:46

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 18:34:45

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 8:28:51

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 22:27:37

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 5:18:55

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 16:38:17

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 12:36:13

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 19:13:23

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 21:54:50

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 3:28:17

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 0:12:22

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 4:51:50

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 8:31:48

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 9:58:25

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 15:49:47

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 15:26:12

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 3:53:35

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 16:16:44

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 13:51:15

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 14:11:12

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 16:21:33

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 19:26:16

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 11:31:23

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 22:16:42

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 0:17:56

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 18:55:26

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 13:42:32

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 21:18:31

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 10:37:49

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 20:30:59

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 12:36:22

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 6:52:31

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 15:47:50

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 22:33:47

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 14:31:43

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 1:50:33

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 0:37:44

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 13:30:15

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 13:28:37

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 0:18:24

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 0:13:22

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 17:28:21

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 17:39:40

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 8:37:50

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 5:36:20

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 5:27:11

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 4:14:23

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 22:16:46

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 16:50:21

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::