Открытый урок по истории России для 10-го класса "Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия"
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей России эпохи дворцовых переворотов. Дать представление о насущных общественных проблемах.
- Охаpaктеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.
- Сравнить хаpaктер правления Петра I и его преемников.
План проведения урока:
- Борьба за власть после cмepти Петра I.
- Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов.
Основные понятия:
- дворцовый переворот,
- Верховный тайный совет,
- фавориты,
- "бироновщина",
- аристократические группировки,
- временщики.
Оборудование урока:
- портреты основных действующих лиц дворцовых переворотов
- схема династии Романовых.
Тип урока: Итоговый урок по изученной теме, урок по методу критического мышления
Ход урока
1. Борьба за власть после cмepти Петра I.
Учащиеся класса делятся на три группы (по 7человек), каждая группа получает индивидуальное задание и соответствующий набор учебных и литературных источников (Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России.17 - 19 века. Учебник для 10 класса; Анисимов Е.В.В борьбе за власть: страницы политической истории XVIII века; Выдержки из текста кондиций).
Задание для первой группы:
1. Заполните таблицу:
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Екатерина I (годы правления) | ||
Петр II (годы правления) |
2. Ответьте на вопрос: Каковы были цели и пути осуществления планов "верховников"? Назовите причины, по которым потерпели неудачу составленные ими "Кондиции"?
Задание для второй группы:
1. Заполните таблицу:
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Анна Иоанновна (годы правления) | ||
Иван Антонович. Регенты - Э.И.Бирон, Анна Леопольдовна (годы правления) |
2. Ответьте на вопрос: Что такое "бироновщина"? Назовите ее причины и хаpaктер.
Задание для третьей группы:
1. Заполните таблицу:
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Елизавета Петровна (годы правления) | ||
Петр III (годы правления) |
2. Ответьте на вопрос: Почему дворцовые перевороты в рассматриваемый период были так легки? Определите общее и особенное в дворцовых переворотах.
На выполнение данного задания отводится 10 минут. На заслушивание ответа по каждому вопросу отводится по 3 минуты.
По окончании заслушивания, разобравшись в причинах и сущности дворцовых переворотов, учащиеся совместно с учителем делают заключительный вывод:
Решающую роль в дворцовых переворотах играла гвардия.
Ближайшие преемники престола после Петра I не отличались государственным мышлением, поэтому многое зависело от их непосредственного окружения, от временщиков, получивших всю полноту власти,
Засилье иностранцев у престола, борьба аристократических группировок за власть осложняли внутриполитическую ситуацию.
Особого внимания заслуживает анализ деятельности Верховного тайного совета, действия которого получили неоднозначные оценки: от олигархической "затейки" верховников до первой в русской истории попытки ограничения самодержавной власти.
Учащиеся соединяют отдельные элементы таблицы в одну, которая наглядно демонстрирует все этапы эпохи дворцовых переворотов.
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Екатерина I (1725 - 1727гг.) | А.Д.Меншиков, П.А.Толстой, Г.И.Головкин | Верховный тайный совет (1726 - 1730гг.) |
Петр II (1727 - 1730гг) | В.Л., В.В.Долгоруковы, Д.М., М.М.Голицыны | Верховный тайный совет (1726 - 1730гг.) |
Анна Иоанновна (1730 - 1740гг.) | Э.И.Бирон, А.И.Остерман, Б.К.Миних | Кабинет министров (1731 - 1741гг.) Канцелярия тайных розыскных дел (1731 - 1762гг.) |
Иван Антонович. Регенты - Э.И.Бирон, Анна Леопольдовна (1740 - 1741гг.) | Б.К.Миних, А.И.Остерман | Кабинет министров (1731 0 1741гг.) |
Елизавета Петровна (1741 - 1761гг.) | А.Г., К.Г. Разумовские, А.И., И.И., П.И. Шуваловы, М.И.Воронцов, А.П.Бестужев-Рюмин |
Восстановление власти Сената (с1741г.) Конференция при высочайшем дворе (1756 - 1762гг) |
Петр III (1761 - 1762гг.) | Б.К.Миних, М.И.Воронцов, Д.В.Волков | Императорский совет (1761 - 1762гг.) |
2. Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов.
Каждая группа учащихся получает новое задание.
Задание для первой группы:
- На основе анализа указов и других источников покажите процесс расширения привилегий российского дворянства в период дворцовых переворотов.
Задание для второй группы:
- На основе анализа указов и других источников установите менялось ли положение крестьян в эпоху дворцовых переворотов? Какие данные говорят об усилении крепостного строя?
Задание для третьей группы:
Можно ли говорить о преемственности социально - экономической политики самодержавия в 1726 - 1762гг. и петровскими преобразованиями? Наблюдались ли отступления от реформ Петра I?
На выполнение данного задания отводится 10 минут. На заслушивание ответа по каждому вопросу отводится по 3 минуты. Задания могут быть выполнены в виде схем и таблиц.
Ответ на задание для первой группы может иметь вид:
Расширение прав и привилегий дворянства |
|||||
Отмена указа о единонаследии (1731) | Право заводить мануфактуры | Раздача казенных предприятий | Основание Дворянского банка (1754 г.) | Монополия на винокурение (1754 г.) | Облегчение и сокращение сроков военной службы (Указы1727, 1732, 1736 гг.) |
Ответ на задание для второй группы может иметь вид:
Усиление крепостничества |
|||
Прикрепление навечно работников к заводам (Указы 1736,1755 гг.) | Расширение пожалований земли и крестьян участникам дворцовых переворотов | Подтверждение монопольного права владения землей и крепостными (Указы 1730, 1740, 1758 гг.) | Возрастание судебно-полицейской власти и хозяйственной опеки помещиков над крестьянами (Указы 1731, 1736, 1758, 1760 гг.) |
Ответ на задание для третьей группы должен быть строго аргументированным, ибо вопрос о том, чем была вторая четверть XVIII века - полным отходом, замедлением или продолжением Петровских реформ является спopным.
По окончании заслушивания, проанализировав содержание указов эпохи дворцовых переворотов, учащиеся совместно с учителем делают заключительный вывод:
1. Основным результатом социальной политики стало окончательное укрепление права собственности дворян на землю, монопольного права владения крестьянами, облегчение несения военной службы.
2. Внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества.
3. Манифест о вольности дворянства (1762 г.) должен был стать логическим завершением принятых в эпоху дворцовых переворотов указов, закрепляющим привилегированное положение дворян в российском обществе.
Резюме: Данный урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии.
В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества.
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
18 03 2024 6:10:34
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
17 03 2024 4:35:16
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
16 03 2024 13:24:14
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
15 03 2024 21:55:57
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
14 03 2024 23:30:34
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
13 03 2024 10:59:10
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
12 03 2024 14:31:43
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
11 03 2024 7:25:59
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
10 03 2024 11:53:34
Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
09 03 2024 16:31:55
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
08 03 2024 14:18:49
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
07 03 2024 22:13:58
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
06 03 2024 20:32:32
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
05 03 2024 14:36:34
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
04 03 2024 5:11:46
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
03 03 2024 7:26:11
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
02 03 2024 4:32:49
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
01 03 2024 0:59:55
Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....
29 02 2024 23:52:55
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
28 02 2024 13:59:16
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
27 02 2024 14:46:15
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...
26 02 2024 17:32:18
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...
25 02 2024 16:17:39
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
24 02 2024 18:49:22
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
23 02 2024 14:54:53
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
22 02 2024 17:48:43
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
21 02 2024 4:21:37
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
20 02 2024 4:20:21
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
19 02 2024 21:21:19
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
18 02 2024 6:44:42
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
17 02 2024 11:56:16
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
16 02 2024 0:13:50
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
15 02 2024 8:54:36
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...
14 02 2024 6:24:44
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
13 02 2024 19:13:13
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
12 02 2024 9:51:45
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
11 02 2024 19:37:26
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
10 02 2024 5:29:27
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
09 02 2024 8:53:44
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
08 02 2024 11:48:28
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
07 02 2024 8:35:49
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
06 02 2024 21:42:43
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
05 02 2024 0:34:45
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
04 02 2024 2:37:45
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
03 02 2024 1:39:34
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
02 02 2024 9:17:44
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
01 02 2024 19:35:56
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...
31 01 2024 22:41:11
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
30 01 2024 23:58:44
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
29 01 2024 18:31:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::